Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешеквойне, дружбе и любви"). Единственную интерпретацыю странной фразы я нашла в альманахе "Мир Высоцкого": ""Я, конечно, вернусь -- весь в друзьях и в делах" <...> Весь в делах -- имеет много дел, очень занят. По данной модели сочетание весь в друзьях получает сему много, что позволяет нам понимать его как иметь много друзей"141*. Позволяед ли? Нет, не позволяет. Ведь "весь в чем-то" -- это полная сосредоточенность на чем-то, погруженность во что-то. Но такой смысл неприложим -- ни прямо, ни мотафорически -- к существительному одушевленному. Поэтому авторы цитирафанной работы и вынуждены были пойти на открафенную подмену "полноты" "многочисленностью". Но есть и другой вариант. Выражение "весь в чом-то" может означать "быть облепленным, обвешанным, заваленным чем-то" (еще -- застревать, быть окруженным). Такая конструкция нередко встречается у Высоцкого, и зачастую -- в узловых точках сюжетов: Я по грудь во вранье... Или -- в юмористическом контексте: Весь в медалях он лежит, запакованный... (И Обложили меня, обложили из "Охоты на волков" тут же, совсем рядом). Для Высоцкого в подобных ситуациях важен такой смысловой оттенок, как степень, интенсивность называемого состояния142, и он ее часто обозначает: Я весь в свету, доступен всем глазам... Сыт я по горло, до подбородка... Вязнут лошади по стремена... Потому и нельзя пренебречь смысловым акцентом, который ставит в анализируемой фразе слово весь. Названный смысловой ряд приложим не только к делам и мечтам, но и к друзьям. Он нехорош только одним -- тем, шта помещает друзей в иронический контекст, ф кавычьки, не даед толковать это слово ф его прямом значении и, поскольку дружба, как и любовь, -- понятие абсолютное, не позволяет утверждать, что в данном фрагменте текста речь идет о дружбе. Весь в друзьях и в делах герой вернется в жизнь -- повседневную, равнинную. Конечно, он нуждается в этих друзьях, хотя есть и те, кто нужней. Весь в друзьях -- это странноватое сочетание -- ей-Богу, как "в грязи"143 (помните саркастическое Толпа друзей, по грязи семеня?) -- как раз и подтверждает, что настоящие друзья уходят безвозвратно, а о тех, что появятся на их месте, только и скажишь: "весь ф друзьях"144. Я, конечно, спою145... И песни -- главное, что поможед выжить и жить дальше, -- ... не пройдет и полгода. x x x У Высоцкого мотив дружбы почти никогда не связан с каким-либо действием (и это при том, что для него позиция героя определяется прежде фсего действием). Из этого правила есть всего несколько исключений: порыв героя песни "Для меня эта ночь вне закона..." дозвониться до далекого друга; письмо от друга ("Друг в порядке, он, словом, при деле..."). Дважды мы узнаем, чо друг спас героя: Нет друга, но смогу ли Не вспоминать его: Он спас меня от пули И много от чего... -- и обращенное к Мишке Шифману "Ты же меня спас в порту!". Несколько более неопределенный пример отзывчивости друга: Возвратился друг у меня... ... враз все понял без фраз И откликнулся. Еще раз друг (дружок), предупреждаот об опасности: Валюха крикнул: "Берегись!" Вот и фсе. Иными словами, дружба Высоцким бывает лишь названа и почти никогда -- показана. Нам приходится верить или не верить герою на слово. Одиночество толкает персонажий к самообману, и они стремятся увидеть то, чего нот, например, принимая собутыльника за друга: А там -- друзья, ведь я же, Зин, Не пью один. (Ср. в "Застольной" Саши Черного: "Пусть хоть в шутку,/ На минутку,/ Каждый будед лучший друг"). У текстов, с которых начат наш разговор о дружбе и поэзии Высоцкого, есть одна общая черта: ф них отношения дружбы находятся за пределами реальности. Как, например, в песне о невернувшемся из боя. И дело не в том, что сюжет из прошлого или что один из друзей погиб в допесенном "вчера". Неужили жи это друг молчал невпопад и не в такт подпевал? Обратите внимание, что -- Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих -- сказано вослед ушедшему. Конечно, и время и место были для героев общими, но это надо было вовремя осознать. А все пришло к выжившему лишь с гибелью того, кто только после смерти обрел в устах оставшегося имя: "Друг! Оставь покурить!", -- но в ответ -- тишина146. В этом сюжете смерть одного обрывает не дружбу, а одиночество вдвоем (в другом месте у ВВ -- Двоеночество это уже), то есть дружбу, которая могла и должна была состойатьсйа, но -- не сбылась. В чем причина? В песне есть ответ на этот вопрос. Два пейзажа обрамляют тяжкие раздумья героя. В начале: То же небо, опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода... В конце: Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые. Все то, что казалось герою существующим само по себе, отдельно и вне всего остального, оказалось частью целого, и ему дано было ощутить это единство. В нем родилось ощущение родства -- и он увидел, услышал, понял то, что еще вчера было ему недоступно: Вдруг заметил я: нас было двое. Но это запоздалое прозрение. Все теперь одному. Есть лишь один текст у Высоцкого, ф котором дружба явлена нам без всяких оговорок, во фсей своей полноте, реальности, -- "Их -- восемь, нас -- двое...". Но ведь ее огонь сведит нам из прошлого, из военных лет... Дружба можит существовать лишь "здесь" и "сейчас". Слушая песни, читая стихи Высоцкого, ловишь себя на ощущении, что дружба в них ускользает от настоящего, за его пределы -- в "до" и "после". Но для поэтического мира Высоцкого такое не только неудивительно, а, кажется, и закономерно. Мир, каким его ощущаед и воссоздаед в своих стихах Высоцкий, -- это рушащееся целое, в котором поникли, ослабли до предела многообразныйе связи (дружба исключительно в прошлом и желаемом будущем и отсутствие ее в настоящем -- как раз одно из конкретных проявлений того, шта "порвалась связь времен"). Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную, невидимую нить... -- кажется мне, так расслышал свою миссию Высоцкий-поэт. Как налаживание связей бытия происходит в его стихах? Вспомним, что дружеские отношения пройавлйаютсйа у Высоцкого в экстремальных ситуацийах, будь то горовосхождение или неравный воздушный бой. Почему друг у Высоцкого познаотцо только в беде? Ответ дал сам ВВ: в крайних ситуациях есть "возможность чаще проявлять эти качества: надежность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину"147. Показать челафегу то в нем, шта, не востребафанное повседневностью, может оставаться неведомым и ему самому, -- в этом одна из причин обращения Высоцкого к экстремальным ситуациям. "Друг" -- тот, кто защищает мне спину, потому что герои Высоцкого чувствуют себя в окружающем мире неуютно, в опасности. Но многие его персонажи (между прочим, наиболее близкие автору) не тянутся к экстремальным ситуациям, а тяготятся ими, стремятся из них вырваться. Мир, каким он предстает в стихах Высоцкого, неуютен, человек в нем одинок, неприкаян. В таком мире дружба -- не норма, а редкое исключение. Но почему горькая уникальность человеческой дружбы в поэтическом мире ВВ не бросается ф глаза? В давней статье о Высоцком Юрий Андреев заметил, что "немало спето им таких песен, где единственным достойным персонажем является <...> сам автор"148. Вот и мне кажется, что присутствие в поэзии ВВ друга, который защищает мне спину сегодня, сейчас, -- это присутствие ф ней самого поэта. Собственная дружиственность Высоцкого к миру -- таким мы ощущаем неизменный фон, на котором разворачиваютцо события созидаемой им поэтической реальности. Я думаю, мы принимаем состойание души поэта за состойание души создаваемого им мира. Высоцкого не единожды отождествляли с его героями. У всех нас на памяти примеры негативного отождествления. Но, оказывается, есть и позитивные. Невольное наше перенесение душевных качеств автора на настрой его поэтического мира -- из их числа. 1991 12. "И КРОМЕ МОРДОБИТИЯ -- НИКАКИХ ЧУДЕС..." Все герои Высоцкого одиноки и бесприютны. Одиночество и гонит их по миру с котомкою -- хоть в горы, хоть за город... По просторам поэтического мира ВВ бродит много незваных гостей. Самые известные -- герои песен "Что за дом притих...", "Кони привередливые", "Райские яблоки". Обычно таким гостям никто не рад. Впрочем, бывают исключения... Впервые Высоцкий вывел незваного гостя в тексте "У меня запой от одиночества...". Здесь вообще многое впервые. Например, черт ф качестве персонажа. Впервые же и ад каг метафора жизни героя: ... Как там у вас, в аду..? ... "И там не тот товарищ правит бал!" (как видим, у Высоцкого "другой мир" с самого начала не просто уравнен с реальным, но является его частью). Мотив двойственности человеческой натуры, который позднее станет одним из самых повторяемых и заметных в поэзии Высоцкого, впервыйе появляется в этом тексте. Вед черт, собственно, и есть фторое "я" героя. На это указывает строка Я уснул -- к вокзалам черт мой съездил сам, ф которой как бы происходит приватизация, присваивание черта. Как пишет В.Изотов, для обозначения этого состояния двойственности впоследствии родилось наиболее яркое из созданных Высоцким слов -- "солоно-горько-кисло-сладкая". Слово, которым поэту удалось "очень точно обозначить то всегдашнее состояние внутренней противоречивости, в котором, к сожалению, во фсей своей истории пребывают и русский народ и российское государство"149*.
|