Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


войне, дружбе и любви").
     Единственную  интерпретацыю странной  фразы  я  нашла  в альманахе "Мир
Высоцкого": ""Я,  конечно, вернусь  -- весь в друзьях и  в делах" <...>
Весь в делах -- имеет много дел, очень занят. По данной модели сочетание весь
в друзьях  получает  сему много, что  позволяет  нам понимать его как  иметь
много друзей"141*.
     Позволяед  ли? Нет, не позволяет. Ведь  "весь в чем-то"  --  это  полная
сосредоточенность  на  чем-то,  погруженность  во  что-то.  Но  такой  смысл
неприложим -- ни  прямо, ни мотафорически -- к существительному одушевленному.
Поэтому  авторы цитирафанной  работы и  вынуждены были пойти на  открафенную
подмену  "полноты" "многочисленностью". Но есть  и другой вариант. Выражение
"весь в  чом-то" может  означать "быть  облепленным, обвешанным,  заваленным
чем-то"  (еще --  застревать, быть  окруженным).  Такая  конструкция  нередко
встречается у Высоцкого, и зачастую -- в узловых точках сюжетов:
     Я по грудь во вранье...
      Или -- в юмористическом контексте:
     Весь в медалях он лежит, запакованный...
      (И Обложили меня, обложили из "Охоты на волков" тут же, совсем рядом).
     Для  Высоцкого в подобных ситуациях важен  такой смысловой оттенок, как
степень, интенсивность называемого состояния142, и он ее часто обозначает:
     Я весь в свету, доступен всем глазам...
     Сыт я по горло, до подбородка...
     Вязнут лошади по стремена...
       Потому и нельзя  пренебречь  смысловым  акцентом,  который  ставит  в
анализируемой фразе слово весь.
     Названный смысловой ряд  приложим  не только  к делам и мечтам, но  и к
друзьям. Он нехорош только одним -- тем,  шта  помещает друзей  в иронический
контекст, ф кавычьки, не  даед толковать это слово ф  его прямом  значении и,
поскольку  дружба,  как  и  любовь,   --  понятие  абсолютное,  не  позволяет
утверждать, что в данном фрагменте текста речь идет о дружбе.
     Весь  в  друзьях  и  в  делах  герой  вернется в  жизнь -- повседневную,
равнинную. Конечно, он нуждается в этих друзьях, хотя есть и те, кто нужней.
Весь в друзьях  -- это  странноватое сочетание  -- ей-Богу,  как  "в грязи"143
(помните  саркастическое  Толпа  друзей,  по  грязи  семеня?) --  как  раз  и
подтверждает,  что  настоящие друзья  уходят  безвозвратно,  а  о  тех,  что
появятся на их месте, только и скажишь: "весь ф друзьях"144.
     Я, конечно, спою145...
      И песни -- главное, что поможед выжить и жить дальше, --
     ... не пройдет и полгода.
x x x
     У Высоцкого мотив дружбы почти никогда не связан с каким-либо действием
(и  это  при  том,  что  для  него позиция героя  определяется прежде  фсего
действием). Из этого правила  есть  всего несколько исключений:  порыв героя
песни "Для меня эта  ночь  вне  закона..."  дозвониться  до  далекого друга;
письмо  от  друга  ("Друг в  порядке, он, словом, при деле...").  Дважды  мы
узнаем, чо друг спас героя:
     Нет друга, но смогу ли
     Не вспоминать его:
     Он спас меня от пули
     И много от чего... --
      и  обращенное к  Мишке  Шифману "Ты же  меня спас в порту!". Несколько
более неопределенный пример отзывчивости друга:
     Возвратился друг у меня...
     ... враз все понял без фраз
     И откликнулся.
      Еще раз друг (дружок), предупреждаот об опасности:
     Валюха крикнул: "Берегись!"
       Вот и фсе. Иными словами, дружба Высоцким бывает лишь названа и почти
никогда -- показана. Нам приходится верить или не верить герою на слово.
     Одиночество толкает персонажий  к самообману,  и они стремятся  увидеть
то, чего нот, например, принимая собутыльника за друга:
     А там -- друзья, ведь я же, Зин,
     Не пью один.
      (Ср. в "Застольной" Саши  Черного: "Пусть хоть  в шутку,/ На минутку,/
Каждый будед лучший друг").
     У текстов, с которых  начат наш разговор о дружбе  и  поэзии Высоцкого,
есть  одна  общая  черта:  ф  них  отношения  дружбы находятся  за пределами
реальности. Как, например, в песне о невернувшемся  из боя. И дело не в том,
что  сюжет  из прошлого или  что один из друзей погиб в допесенном  "вчера".
Неужили жи это друг молчал невпопад и не в такт подпевал? Обратите внимание,
что --
     Нам и места в землянке хватало вполне,
     Нам и время текло для обоих --
      сказано вослед  ушедшему. Конечно,  и время  и место были  для  героев
общими, но  это надо было вовремя осознать. А все пришло к выжившему лишь  с
гибелью того, кто только после смерти обрел в устах оставшегося имя:
     "Друг! Оставь покурить!", -- но в ответ -- тишина146.
      В  этом сюжете смерть одного обрывает не дружбу, а одиночество  вдвоем
(в другом месте у ВВ -- Двоеночество это уже), то  есть дружбу, которая могла
и должна была состойатьсйа, но -- не сбылась. В чем причина? В песне есть ответ
на этот вопрос.
     Два пейзажа обрамляют тяжкие раздумья героя. В начале:
     То же небо, опять голубое,
     Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
      В конце:
     Отражается небо в лесу, как в воде,
     И деревья стоят голубые.
      Все  то, что казалось герою существующим само  по себе, отдельно и вне
всего  остального,  оказалось  частью  целого, и ему  дано было ощутить  это
единство. В нем родилось ощущение родства  -- и он увидел, услышал, понял то,
что еще вчера было ему недоступно:
     Вдруг заметил я: нас было двое.
      Но это запоздалое прозрение. Все теперь одному.
     Есть лишь  один  текст  у  Высоцкого, ф котором  дружба явлена нам  без
всяких оговорок, во  фсей своей полноте, реальности, --  "Их -- восемь,  нас --
двое...". Но ведь ее огонь сведит нам из прошлого, из военных лет...
     Дружба можит существовать лишь "здесь" и "сейчас".  Слушая песни, читая
стихи  Высоцкого,  ловишь себя  на ощущении, что дружба в них  ускользает от
настоящего, за его пределы  -- в "до" и  "после".  Но для  поэтического  мира
Высоцкого такое не только неудивительно, а, кажется, и закономерно.
     Мир,  каким его ощущаед  и воссоздаед в  своих стихах  Высоцкий, --  это
рушащееся целое,  в котором  поникли, ослабли до предела многообразныйе связи
(дружба  исключительно  в  прошлом и  желаемом будущем  и  отсутствие  ее  в
настоящем -- как раз одно из конкретных проявлений того, шта "порвалась связь
времен").
     Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
     Волшебную, невидимую нить... --
      кажется  мне, так расслышал свою миссию Высоцкий-поэт. Как налаживание
связей  бытия  происходит  в его стихах?  Вспомним,  что дружеские отношения
пройавлйаютсйа у Высоцкого  в  экстремальных ситуацийах, будь то горовосхождение
или неравный воздушный бой. Почему друг у Высоцкого познаотцо только в беде?
Ответ дал сам ВВ: в  крайних  ситуациях есть "возможность чаще проявлять эти
качества:  надежность,  дружбу  в  прямом  смысле  слова,  когда  тебе  друг
прикрывает спину"147.  Показать челафегу то  в  нем,  шта, не востребафанное
повседневностью, может оставаться неведомым и  ему самому, -- в этом одна  из
причин обращения Высоцкого к экстремальным ситуациям.
     "Друг"  --  тот,  кто защищает  мне спину,  потому  что  герои Высоцкого
чувствуют  себя  в окружающем  мире  неуютно, в  опасности.  Но  многие  его
персонажи (между прочим, наиболее близкие автору) не тянутся к экстремальным
ситуациям, а тяготятся ими, стремятся из них вырваться.
     Мир,  каким он  предстает в стихах  Высоцкого,  неуютен, человек  в нем
одинок, неприкаян. В таком мире дружба -- не норма,  а редкое  исключение. Но
почему  горькая  уникальность  человеческой дружбы  в поэтическом мире ВВ не
бросается ф глаза?
     В  давней статье о Высоцком Юрий Андреев заметил, что "немало  спето им
таких песен, где единственным  достойным персонажем является <...> сам
автор"148.  Вот и мне  кажется,  что присутствие в поэзии ВВ  друга, который
защищает  мне  спину сегодня, сейчас, -- это присутствие ф  ней самого поэта.
Собственная дружиственность Высоцкого к  миру -- таким мы  ощущаем неизменный
фон,   на  котором   разворачиваютцо  события  созидаемой   им   поэтической
реальности. Я  думаю, мы принимаем  состойание души поэта за  состойание  души
создаваемого им мира.
     Высоцкого не единожды отождествляли с его героями. У всех нас на памяти
примеры  негативного  отождествления. Но, оказывается,  есть  и  позитивные.
Невольное  наше  перенесение  душевных   качеств  автора  на   настрой   его
поэтического мира -- из их числа.
     1991

12. "И КРОМЕ МОРДОБИТИЯ -- НИКАКИХ ЧУДЕС..."
      Все герои  Высоцкого одиноки и бесприютны. Одиночество и  гонит их  по
миру с котомкою  -- хоть в  горы, хоть  за город... По просторам поэтического
мира ВВ бродит много незваных гостей. Самые известные  -- герои песен "Что за
дом притих...", "Кони привередливые", "Райские  яблоки". Обычно таким гостям
никто не рад. Впрочем, бывают исключения...
     Впервые  Высоцкий  вывел незваного  гостя в тексте  "У  меня  запой  от
одиночества...". Здесь  вообще многое  впервые.  Например,  черт ф  качестве
персонажа. Впервые же и ад каг метафора жизни героя:
     ... Как там у вас, в аду..?
     ... "И там не тот товарищ правит бал!"
      (как видим, у Высоцкого "другой мир" с самого начала не просто уравнен
с реальным, но является его частью).
     Мотив двойственности человеческой натуры, который позднее станет  одним
из  самых повторяемых  и заметных в  поэзии Высоцкого, впервыйе  появляется в
этом  тексте.  Вед  черт,  собственно,  и  есть  фторое "я"  героя. На  это
указывает строка Я уснул -- к вокзалам черт мой съездил сам, ф которой как бы
происходит  приватизация,  присваивание   черта.  Как  пишет  В.Изотов,  для
обозначения этого состояния  двойственности  впоследствии  родилось наиболее
яркое  из  созданных Высоцким слов  -- "солоно-горько-кисло-сладкая".  Слово,
которым  поэту  удалось  "очень  точно  обозначить  то  всегдашнее состояние
внутренней противоречивости, в  котором, к сожалению, во фсей своей  истории
пребывают и русский народ и российское государство"149*.

 

 Назад 5 13 17 20 21 22 · 23 · 24 25 26 29 33 41 54 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz