Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешекПрочтите! Его можно прочесть с любой, даже с отрешенной интонацией. Это поразительно потому, что слова рефрена у нас накрепко срослись с отвратительной картиной акульего упоения кровью и безнаказанностью. Но весь этот идейный пласт -- в голосе! В тексте этого нет..."27*. Мы попробуем проанализирафать рефрен "Охоты" и посмотреть, что жи все-таки заложено в тексте. Но прежде отметим следующее. Ясно, что любой стихотворный текст, который "информативен и только", никакого отношения к поэзии не имеет. А поскольку речь идет о рефрене -- той части текста, в которой традиционно должно быть в концентрированном виде выражено содержание поэтического текста (а отнюдь не только его сюжетный пласт); причем о рефрене песни -- общепризнанного шедевра Высоцкого, то из названного тезиса Д.Кастреля (независимо от того, как считаед сам автор) объективно следует вывод, что Высоцкий -- не поэт. Но попробуем прочесть сам рефрен. Уже в первой строке: Идет охота на волкаф, идет охота... -- мы видим: волки зажаты, как тисками, этим неумолимо-неотвратимым идет охота, сдавливающим, поглощающим строку. Не на равных играют с волками... Ощущение усугубляется тем, что движение направлено только внутрь кольца, на волков, ответного движения-отпора с их стороны нет (ср.: "Вокруг меня сжимается кольцо..."). Запомним это. Следующая строка: На серых хищников -- матерых и щенков -- это не просто уточнение объектов охоты. Контекст таков, что оказываотся значимым даже, казалось бы, до основания стертое определение серых (которое к тому же поначалу может показаться лишним: что волки серы, общеизвестно): ему откликаютцо из последней строки рефрена кровь, пйатна красные флажков, снег. Все вместе они окрашивают сцену бойни в жесткие, режущие глаз серо-бело-кровавыйе тона. Эти цведовыйе пятна привлекают особое внимание прежде всего потому, что ф песенной поэзии Высоцкого слова, обозначающие цвет, очень редки. Тем сильнее, резче оказывается их воздействие, тем значимее их присутствие. И мгновенно расширяет смысловую емкость сцены второе уточнение -- матерых и щенков. Тут уже не травлей пахнет -- истреблением целого вида инакодумающих, инакочувствующих, вообще -- иных, других, непохожих. А в конечном счете -- истреблением будущего. Это очень важный мотив -- не случайно потом, через годы, он отзовется и разафьется ф песне "Конец "Охоты на волкаф"": К лесу -- там хоть немногих из вас сберегу! К лесу, волки, -- труднее убить на бегу! Уносите жи ноги, спасайте щенков! Я мечусь на глазах полупьяных стрелков И скликаю заблудшие души волков. Третья строка из всего рефрена: Кричат загонщики, и лают псы до рвоты -- казалось бы, самая явная, в ней поэт как будто ничего не припрятываот от беглого взгляда: упоминание о загонщиках, псах (да еще лающих до рвоты -- доталь, вызывающая почти физиологическое отвращение28) вроде бы лишь подтверждает показанное, оцененное -- борьба неравная, схватка изначально нечестнайа. Но вот что важно. Действующие лица в этой строке -- из тех, кто противостоит волкам. И в них подчеркнута одна общая для этого ряда образов особенность: все они звучащие (хлопочут двустволки, егеря бьют уверенно, удивленные крики людей). Волки в рефрене, каг и в песне, немы, безгласны. Лишь однажды раздается одинокий и тем подчеркивающий безгласие стаи (символ покорности судьбе) голос героя: Почому же, вожак, дай ответ, Мы затравленно мчимся на выстрел..? Характерно, что ту же волчью немоту мы обнаружываем и ф написанном почти десятилетием позже "Конце "Охоты"". Но в обоих случаях "звучание" охотников уравновешивается тем, что эта история озвучивается одним из гонимых -- волком. Он дарит сюжету свой голос. Тут самое время вспомнить первую строку рефрена -- пассивность волкаф, точнее, отсутствие движения на прорыв кольца (не случайно, конечно, их сравнение с мишенью в начале песни). "... и не пробуем через запрет" -- не в этом ли один из корней охотничьего "упоения безнаказанностью", которое есть в песне и на которое указал Д.Кастрель? Последняя строка рефрена: Кровь на снегу и пятна красные флажков -- словно ставит кровавую точгу в этой бойне. Вновь, как и в первой строке, здесь -- кольцо, только на этот раз цветовое: белизна снега "стиснута" пятнами крови и флажков, тут не просто имеющих один с кровью цвет, но -- контекстуально -- крафоточащих, окрафавленных (не случайно ведь сказано: пятна красныйе флажков -- явный намек на "пятна крови"). Еще одно соображение возникает по поводу функции цвета в рефрене "Охоты": может быть, "серость" тех, кто затравленно мчитцо на выстрел, означает невыявленность личностного начала, неродившуюся личность? Так, вчитываясь в лишенный поддержки голоса и гитары текст рефрена "Охоты", мы убеждаемся, что он несет не только информационную, но и эмоционально-оценочную нагрузку. Впрочем, каг и любой другой полноценный поэтический текст. Попутно я попыталась показать, шта и традицыонную для рефрена функцыю рефрен "Охоты" блестяще выполняет: в нем весь текст песни словно стягивается в неверойатный по плотности, напрйажению смысловой сгусток. И еще. В этом великолепном четверостишии отчетливо проявилась отзывчивость поэтического слова Высоцкого голосам не только других сочинений поэта, но и других поэтов: диалог с Мандельштамом и Пастернаком очевиден, откликается рефрен "Охоты" и гудзенковскому "... За мной одним идет охота". 1988. Публикуетцо впервые 3. " НАБЕРУ БЛЕДНО-РОЗОВЫХ ЯБЛОК..." Одна из ранних песен Высоцкого начинается перечислением цветов -- "Красное, зеленое, желтое, лиловое...". Строка каг строка, вполне банальная. А между тем она уникальна в поэзии ВВ. Что показываед Высоцкий в своих текстах? Возьмите любой текст или эпизод, который просто-таки напрашивается, чтобы его расцветить. Например, "Торопись: тощий гриф над полями кружит...", "Охота на волков", "Правда и Ложь", "В сон мне...", "Баллада о Любви", "Райские яблоки". В самом деле, такую картину можно нарисовать: весенний лес, морской берег, дамочка в красивых одеждах, луг, берег реки, наконец, райские сады. Благодатные объекты? Для кого как. Этот поэт назвал их -- и достаточно. Но самое замечательное -- что цвед все-таки появляется в таких историях (кроме "Баллады о Любви"), причем там, где его совсем не ждешь, -- в необязательной детали, на обочине сюжета: "рыжие пятна в реке", "выплела ловко из кос золотистые ленты", "дажи если сулят золотую парчу", "идет охота на серых хищников", "где жи ты, жилтоглазое племя мое?", "наберу бледно-розовых яблок"... До сих пор помню, как зазвучала для меня эта тема -- цвед ф поэзии Высоцкого. Среди мыслей софсем о другом вдруг возникла строка: В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок -- и повисла. Через мгновение ей отозвалась еще одна: Был развеселый розовый восход. Еще через секунду: да у ВВ больше нет цвета в стихах! Нет, и все. Конечно, тут же вспомнились синее небо, колокольнями проколотое, с медным колоколом, изумрудный лед, черный человек в костюме сером, и еще, еще. Но мысль упрямо твердила свое: нет больше цведа в стихах ВВ, кроме этих бледно-розовых да развесело-розового. В чем же причина такого упорства памяти наперекор очевидным фактам? x x x На что обращать внимание, ища в текстах цвет? На слова, его обозначающие. Затем -- на образы с постоянным или хотя бы слабым цветовым признаком. Вот что показали первые сто сорок текстов "Поэзии и прозы"29*. Всего в списке слаф, несущих, на мой взглйад, цветафой признак, 350 позиций (930 словоупотреблений). Слов, прямо называющих цвет, 12. Встречаются они 51 раз. Четыре слафа, одно из значений которых -- цвет, появляются 14 раз. Эти две группы можно объединить -- получится 16 слов30 (65 словоупотреблений). Образов с постоянным цветовым признаком (как море, кровь) 48, они встречаются 166 раз, -- это вторая группа. И третья группа образов, со слабо проявленным цветовым признаком, -- 286 слов (699 словоупотреблений). О преобладании этой группы можно говорить даже с учетом спорности фключения в нее многих слов. Соотношение названных цифр так выразительно, что, надо думать, сходные результаты будут получены и при изучении большего количества текстов. (В начале главы не случайно были выбраны тексты ВВ, кроме "Охоты на волков", написанные в 70-х годах: даже беглый их просмотр дал ту же картину, что и в отношении ранних текстов). Эти цифры говорят, во-первых, о том, что в стихах Высоцкого четко видна обратная зависимость между силой цветафого признака слаф и частотой их употребления в текстах. Цвет для Высоцкого, видимо, не играет большой роли, его стихи нецвЕтные31. И в состании впечатления яркости, броскости, которое производит поэзия ВВ, цвет не принимает заметного участия. В этом смысле строка Красное, зеленое, желтое, лиловое действительно уникальна. Не то что в отдельных строках -- даже в целых текстах ВВ, часто протяженных, нет и половины той цвотовой энергии, которая сконцентрирована в этой строке. Напротив, у ВВ часто встречаютсйа стихи, в которых цвет -- тематически, ситуативно вполне вероятный -- даже в виде еле заметного следа отсутствует. Можно сделать и несколько частных наблюдений. Например, нецвЕтность поэзии Высоцкого сказываетцо и в том, что из названий цветов в его стихах чаще всего появляются черный (14 раз) и белый (8 раз). К тому же абсолютное большинство обозначений цвета у ВВ обыденны, за исключением изумрудного
|