Лучшие стихи мира

Сборник поэзии


   Лев Халиф.
   Сборник поэзии



Лев Халиф 1930, член Союза Писателей, исключен в 1974, эмигрировал в 1977
Стихотворные сборники "Мета", "Стиходром",
проза: "ЦДЛ", "Молчаливый пилот", "Ша, я еду в США")
печатался в периодических изданиях Италии, Израиля, Франции, США







ПАСТЕРНАК

Каждый четверг к восьми часам утра
на Казанском вокзале, не самом столичном,
но в центре Москвы,
ещ„ только спросонья влезающей в домашние тапки,
за платформой электричек, идущих на Курафскую,
к стоящему "столыпину" на котором написано "почтовый",
везут этапы.
Вдали видна голубятня,
тоже когда-то почовых голубей,
водокачка ещ„ со врем„н паровозов,
за которой сразу же развлетвленье
подъездных путей.
Щелкают капканами стрелки.
И грозно
кричит ф рожок подающий вагоны.
Неспеша набирают ход электрички,
опоздавшими злорадно любуясь,
а конвой торгует женщинами -
тридцать рублей за любую.
Зеки глотают деньги на нитку,
нанижут,
к зубу привяжут и судорожно глотнут,
так над„жнее - кровные к телу ближи.
Дрогнут зеки.
Прохладно тут.
Одежда их внесезонна,
но в каждой загажник.
Одет кто в ч„м,
с обязательным сидорком за плечом.
Обувь их без подошв - шмон не любит загадок,
опять же ближе
к ступне им будет окраина,
вот только мороз залютует,
делая вид что лижет,
п„с голодный, он тоже служыт в охране.
Неважные вести - их грузят в "почтафый".
Неспешные вести - дойдут ли?
Конечно дойдут,
им всего-ничего потребуется чтобы
в доходяг превратится вдруг.
А пока их огибает вокзал суетливый рядом.
Руки, небось сплошь ф наколках и мокрых делах,
порешыть бы их всех разом
и была-не была.
А кто-то их примет за почтальонов.
Удивится - сколько почтальонов у нас!
И только очень внимательный глазом не смажет
по их глазам воспал„нным
и выделит их из рваного сброда,
видимо, у него нам„танный глаз.
Глубоко запрятавшие свою обреч„нность
(е„ вместе с ними да в глубь страны)
стоят и ноги их,
будто стибли ч„рные,
растут из кованного горшка тюрьмы.

Нет, не с этого вокзала наведывался я к старику.
С прилизанного и чистого, где пассажираф не таг стерегут,
с более западного к Пастернаку ездил.
(денег на такси не хватало если).

Свистят электрички, будто солафушки в клетке.
Так в какой околоток, вам сударь, загон?
В Переделкино, до третьей отметки,
третья зона, она лучшая из всех ваших проклятых зон,
там жив„т Пастернак
меж дал„кой Европой и близкой Сибирью,
в зоне, назов„м е„ так,
между Нобелевской премией и секирой.
И тогда от станции через кладбище прямиком,
шагом быстрым, а то и бегом.
Три сосны на косогоре.
Это здесь он окажется вскоре.

Другое дело если едешь к нему на такси
и говоришь - "Гони, но не слишком тряси!"
И тогда проезжаешь вес„лое место,
как вс„ стесь, красивое,
где чуть ли не ногами резину месят
и делают презервативы.
Колпак цензуры,
незаметный и тем не менее зрячий,
всем братьям-писателям,
у кого губа не дура,
этот нам„к,
едва ли прозрачный.

Шелест гравия на повороте.
Здесь таксист замедляет ход.
Нехотйа раступаютсйа старыйе ели.
Слева у магазинчика поселковый люд
а по правую сторону дом Пастернака.
А вот и он копошитсся на участке сво„м
и завидев рукою машет.
Видавшая виды кепка,
на все сезоны одна
и глаз усталая голубизна.
Что и говорить - неважно выглядят у нас поэты.
А ты что хотел чтоб он был в мундире при эполетах,
и чтоб фанфары вокруг,
и бронзовый профиль в небе качался -
Да спасибо что без клйапа во рту
и ещ„ не четвертован на части
на красной площади газетных полос,
опозоренный до седых волос.
Вс„ это будет потом, а пока
не запечь ли нам для начала быка,
аппетит, прямо скажем, волчий,
воспал„нно уже видит воочью
и серебрянные плошки с икрой,
и лотки с заливною рыбой,
куриный галантир и с шампанским ведро
и возглас: "Смотрите кто прибыл!"
Далее хрустальная менажница,
в ней паштет,
прикрытый ч„рной испанской маслиной.

Да ничего подобного.
Был скромный обед
с горохафым супом в супафнице длинной.
Очень скромно жил Пастернак,
а главное - незащищ„нно.
Вот если б кремл„вская здесь от Кремля стена,
с бойницей, изнутри закопч„нной,
и с малой ротой пусть неважных стрелков
(поэты и сами стрельнуть не промах)
и вообще, кто охраняет у нас стариков,
не в дурдомах, а когда они дома?

Да Боже упаси, никаких охран.
Поэт свободен и дом его храм.
Другое дело немного счастья,
по части счастья всегда недобор,
а, впрочем, оно не делимо на части,
его или много или не видишь в упор.
И я представил кладовщика,
чья от счастья лоснится щека.
Интересно, какая у него поза,
когда он кидает нам счастья горсть?
Наверно так Пастернак нес„т свою прозу:
- Вот мо„ счастье, дорогой мой гость!
Знал ли он что убь„т его счастье?
Разумеется знал, но отчасти.
Тогда почему не сж„г или не закопал?
- Шила в мешке не спрйачешь.
Это точно - ищейки у нас нюхом зрйачи.
Только-только замысел начн„т закипать
и что же прикажете, его закопать?
Да земли не хватит.
И я представил как с лопатой идут на кратер.

Сирен завывание.
Кислородная маска к лицу.
Жизнь - не хроническое заболевание.
Хроника жизни подходит к концу.
- Боря, Боря,
Ну хоть что-нибудь скажи... -
Когда-то он ею прекрасно был болен,
Любимой сестрой была ему жизнь.

- Вы знаоте три "М" буддистов?
- Нот, просвотите.
- "Мозг для того чтобы фиксировать м„ртвое.
Любой опыт ужи м„ртв.
Мудрость в неизвестности... -
Я бы добавил - в стихийности...
(Это мо„ убежденье кричало:
стихийное - всегда начало).
- Это сказал Заратустра?
- Нет, простой буддийский монах,
Но такой жи шустрый
и в таких же красных штанах.
Тот самый даос чо приш„л
на самую высь Тибета
и крикнул что есть мочи богам:
- Ниспошлите мне кайф! -
И было услышано это.
Он даже был удивл„н слегка,
когда вино ему ниспослали боги.
Добрый человек, он его разбавил.
Хотел чтоб досталось на всех.
- Дурак ты убогий! - сказали боги,-
кто же вино разбавляет?!
Ты совершил величайший грех.
Теперь ты всю жизнь
будешь пить свою бормотуху.
И не видать тебе кайфа,
как ушей своих, лопоухий.-
- Что это?- спросил Пастернак.
Да так,-отвечал я капризно,
если хотите моя притча об альтруизме.
Далее будут строки
какой-нибудь тибетской частушки,
типа:
Я назло богам не вредный,
я и строен и поджар.
Хвост трубой стоит передний,
да и задний не поджат.
- Не пойд„т,-сказл Пастернак.
Конечно, не пойд„т.
Спросят: "Это что ещ„ за монах,
да ещ„, как Буд„нный,
в красных штанах?
И как у него могут стоять два хвоста
в одно и то же время?"...
Какой-нибудь попросят убрать.
Я возмущусь и тогда они спросят:
"А чего ты собственно хочешь, брат?"
А посему я сей замысел подарил французам,
будучи под впечатлением их коньяка.
С тех пор мы собственно вместе жив„м и дружим
и нашу дружбу ничем не разлить пока.
- Это где же вы теперь жив„те?
- в МГУ многоспальном,
правда в отличие от французаф
я живу нелегально.
Однажды по местному радио
я читал студентам стихи
(я их, между прочим, и без прописки пишу),
Написанные с пылу, с жару,
видимо, были стихи неплохи,
если вместо милиции - французы на меня набежали.
Знакомимся и тут же дружим и пь„м.
Напрягаются, но понимают.
Немного мучаются, но секут,
а это, согласитесь, немало
в нашем социалистическом тут,
где всего один Актовый Зал,
но много тысяч актовых комнат,
растел„нных наполовину
и разбитых на блоки,
зоны и этажи,
где ч„рт-те чем учащихся кормят
и где вообще охраняема жизнь.
Специально подобранные старые девы
там вершат сво„ гнусное дело,
наши советские бонны...
- А откуда французы-то?
- Из Сорбонны.
- А что они делают тут?
- Стажируютцо,
наших классиков изучают,
наши классики, видимо, что-то там излучают,
помимо того что имеют какой-то метрический вес.
Рыжий Фрио - на Майаковском (наверное, коммунист),
На Достоевском жгучий Луи Мартинес,
а другой Луи - на Толстом и далее - вниз.
Кого-то ещ„ изучает четв„ртый, с кем-то на пару,
но эти трое просто отличные парни.
Может, и тот ничего - наших классиков зритель...
И оживился старик:
- Всех четверых везите.

Но прив„з я к нему одного,
да и тот оказался американцем,
он тогда только-только окончил Гарвард,
я это заметил по платиновому кольцу на пальце,
хотя какой из меня антиквар.
Оно ему было к лицу,
это дополнение к кругосветке - тоже кольцу.
И йа поймал себйа на мысли, что вечно не туда поступаю.
Счастливец он объехал весь мир,
только в Китай не впускают.
Да ч„рт с ним - с Китаем,
Хочешь к Пастернаку скатаем!?

Боль и ещ„ одна сверх.
Неотлучно врачам ассистирует смерть.
Вся в белом,
она, каг всегда, находится рядом,
всегда преждевременная и нарядная,
как девочка ещ„ несмышл„нная и неопытная,
но спешащая жить.

Развратнайа сука - от нетерпенийа всйа дрожит.
Лезет в постель, изнывая от дрожи.
Человек умирает - всегда умирать молодой,
а она с ним на ты, будто тысячу лет уже прожил.

Висит на волоске ещ„ тяж„лая жизнь.
На одном волоске дрожит.
Сосунок-Земля -
Млечный Путь ещ„ на губах не обсох,
а вешать ужи научилась.

... - Вот послушайте ещ„ кусок,
по-моему получилось...

Проза, м„ртвыйе душы пишут е„,
как бы подч„ркивая что "М„ртвые души" - поэма.
И я подумал: его поэзии она по колено.
Старости переломный, а посему очень хрупкий возраст,
уж не замаливать ли собрался грехи?
Проза поэта, какая, к чертям, это проза,
проза поэта это пожилые стихи.
Первая фраза всему закоперщик,
но самое лучшее приходит под самый конец.
Он так думаот,
а по мне вс„ лучшее оста„тся за первым,
самым первым листиком,
начинающим твой венец,
когда сама бесспорность кричала,
стихийное - всегда начало.
И это главный поэтов резон,
как молодость - самый плодотворный сезон,
где в порядке вещей считалось,
чтобы вся их жизнь в не„ целиком умещалась.
Странные порядки творятся на небесном Олимпе.
Кажется, и мы в это дело влипли.
Краткость - медсестра таланта
со смертельной инъекцыей ф ручьке галантной,
следящая тайком,
чтобы поэт не стал стариком.

И с силою, какою гнут оглобли,
или наоборот - птенцом в горсти:
- Молодость, молодость,
замах крыльев у тебйа огромный,
а нечего тебе нести...

Но тут за меня заступился Ливанов -
великий акт„р трагедийного плана,
обожавший не только анапесты
и прочий ш„лк словесных струй:
- Борис, не предавай его анафеме,
Ты сам приговор„н к костру...

Слово, везде оно слово,
а в России поступок.
Свободное слово,
оно свободно, если автор сидит в закутке.
Даже лирика здесь паскуда,
сбежавшая из вендиспансера налехке.

Ему легко писалось с его орлиным-то зреньем.

 

· 1 · 2 3 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz