Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешекесть целостное, нерасчлененное восприятие мира. Слово поэт имеет здесь метафорический, непрямой смысл. Такому толкованию есть подтверждение в прибавлении он говорил, -- тем самым четко отделяется смысл слова поэт в данном контексте от современного повседневного его восприятия, в котором поэт -- пишет. Именно это обыденное восприятие тут жи демонстрируед персонаж, который, никакой метафорики не уловив, встревает со своим уточнением: Чтоб не писал... Этой репликой он, кстати, низводит возвышенно-трагическую ситуацию до комической, ведь Христос, как известно, не написал ни единого слова -- слафа рождались из его уст. Комично, ясное дело, не незнание героем евангельских сюжетов, а нечувствие им метафоры, образного строя поэтической речи, столь свойственное обывателю, все переводящему из метафорического, образного в конкретный план. Но продолжим о смысле, интонацыи, мелодии. Второй период: С меня на цифре тридцать семь в момент слетает хмель, Вот и сейчас -- как холодом подуло... Персонаж держится за даты и цыфры, но и поэт к ним неравнодушен. Заворожен ими. Хотя, конечно, не так, как герой. Если истолковывать слетает хмель в прямом смысле, мы мало что получим: единственная конкротно-бытовая деталь текста как бы повисает в воздухе. Но нельзя ли понять это иначе? Например, слетает хмель -- "спадает пелена". Пелена повседневности, сиюминутности. И тогда тридцать семь оказывается неким кодом, переключающим сознание из режима повседневного, бытового ф режим вечного. На такой подтекст можот указывать и следующая строка, ведь холодом подуло как раз из этого ассоцыативного ряда. Ледяное дыхание вечности -- не о том ли речь? Конечьно, это звучит голос афтора. Хотя бы потому, что персонаж вряд ли будет испытывать по поводу фатальной цифры столь сильные эмоции, тем более в отношении событий минувшего (кстати, и ощущение присутствия вечного в повседневном такому человеку не свойственно). Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, И Маяковский лег виском на дуло. Что бросаетцо в глаза? В теме "художник и его время" высвечена только одна составляющая, другая остаотся в тени. Но главное в том, что художник, творец йавлен активной, действующей силой, причем в отношенийах не со своей эпохой, а со своей судьбой. Более того, он как бы сам, единолично, только своей свободной волей решаед свою судьбу. Эта линия проводится очень последовательно: шагнул под пистолет... в петлю слазил... подгадал себе дуэль... лег виском на дуло. Кстати, касаясь той жи темы ф тексте "Свед новый не единожды открыт...", ВВ тоже ставит художника ф активную позицию: Ушли друзья сквозь вечность-решето... Почему он делает такие акценты? Это станет очевидным, если вспомнить наиболее распространенную, обыденную точку зрения -- что, мол, эпоха доконала. Высоцкий, конечно, не утверждает, что названные и сонм неназванных поэтов не испытывали драматического давления своего времени и что эпоха невиновна в их ранней гибели. Поэт, я думаю, хочет сказать о том, что в паре "художник-времйа" обе стороны активны. О сложности (а может, и таинственности) отношений художника с его временем во все века -- вот о чем размышляот поэт. Что еще "от автора"? Поглядите, как сглаженно, непрямо обозначает он гибель (постоянная особенность "гибельных" образаф Высоцкого) -- подгадал себе дуэль, лег виском на дуло, на этом рубеже легли. Еще одна авторскайа деталь: Рембо в этом эпизоде рифмуетцо не только с окончанием строки -- коварен бог, но и с началом следующей -- Рембо-Ребром, причем это почти что анаграмма. Высоцкий любит мастерить такие изысканные детали, они есть чуть ли не в каждой его песне, но обычно так встроены в целое, что не прыгают в глаза: не остановишься, не вглядишься -- останутся незамеченными. x x x В датах и цифрах, в фактах истории наш герой явно не силен, да, пожалуй, его не особенно и задевают события прошлого (что видно по интонации, не очень активной). А вот разгафор заходит о сафременных поэтах -- и голос персонажа набирает силу. Вначале, правда, явное равноголосие. Дуэль не состоялась -- речь, конечно, не только о форме выяснения отношений (голос персонажа), но и об открытом противостоянии злу, метафорой чего и является дуэль. Эту окраску придаед теме авторский голос -- вспоминаются более поздние строки Высоцкого с тем же ключевым образом: И состоялись все мои дуэли, Где б я почел участие за честь. Но однозначно-категоричные интонации крепнут, нарастают, и вот персонаж швыряет одну за другой лихие параллели: А в тридцать три распяли, но не сильно, А в тридцать семь не кровь, -- которые разрешаются торжествующим: "Слабо стреляться!.." Но за этой бравадой слышатся и горько-ироничьныйе интонации поэта. Перефразируя известную остроту, скажем так: нельзя быть немножко распятым. В этом распяли, но не сильно звучит явная ирония по поводу кокетства, томного заигрывания со словами, к этому не предназначенными. Чьего кокетства? Погодим с ответом171. На "Слабо стреляться!" поэт тоже откликается. Авторский голос буднично (после такого резкого выпада) -- даже не возражает, а поясняет: ... В пятки, мол, давно ушла душа... Зачем он пафторяет мысль героя другими слафами? Чтобы за всплеском эмоций, за абсурдной формой (ну не возрождать же дуэль, ф самом деле) не утерялся смысл фразы -- о трусости сафременных поэтаф гафорил персонаж. И автор каг бы автоматически повторил его реплику. Но нот -- Терпенье, психопаты и кликуши! -- поэт все-таки взрываетсйа. Тут впервые в песне безраздельно господствуед авторский голос. Настолько мощный эмоциональный зарйад у этой реплики, что дальнейшее воспринимается в том же ключе. А между тем за этим взрывом эмоций следует мгновенный спад, который, кажится, остается незамеченным (ведь дажи смысл последующей реплики воспринимается противоположным истинному). Следующие строки: Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босыйе души, -- переполнены горечью. Они -- самое драматичное место в песне. И вафсе это не гимн мужеству современных поэтов, как приходилось не раз читать172, а совсем наоборот. Вчитаемся не спеша. Замечаете? -- слова поэта чуть ли не дословно повторяют главное обвинение, брошенное современникам-поэтам обывателем, -- в трусости. Недаром же и персонаж, и поэт используют один и тот же образ -- "душа в пятках". В самом деле, идя по лезвию ножа, резать в кровь душу (не случайно афтор уточьняет -- босые души) можно, только если душа в пятках. Почему годами мы не замечали этого и трактовали эпизод прямо противоположно его истинному смыслу? Исток, по-моему, в недооценке изобразительности стиха Высоцкого173. Добавим, что ф основе этого странного образа -- босая душа -- еще один фразеологизм, "ахиллесова пята". (Ср. "Я при жизни был рослым и стройным...", где развивается тот жи образ). И режут в кровь свои босые души -- авторская реплика все же не повторяет обвинение персонажа. Да, с горечью соглашаотся поэт, отяжеленные страхами души современных поэтов упрятаны ф пятки, но все равно путь поэтов -- по лезвию ножа. И есть идущие по этому пути. Вот в чем трагический парадокс. "Терпенье, психопаты и кликуши!" -- поэт гневно отвергает обличительство со стороны, но ведь и неблагополучие в современной литературной жизни, ставшее источником такого обличения, видит отчетливо. Кстати, думаю, именно потому, что Высоцкий ощущал себя поэтом, то есть человеком, в литературе не сторонним (а значит, принимал и на себя моральную ответственность за сложившуюся в отношениях литературы со временем ситуацию), он и чувствовал за собой право говорить на эту тему. Вспомним: А мы так не заметили и просто увернулись, -- в котором мы, конечно, никакое не кокетство. Вспомним еще: Я никогда не верил в миражи, В грядущий рай не ладил чемодана. Учителей сожрало море лжи И выбросило возле Магадана. И я не отличался от невежд, А если отличался -- очень мало: Занозы не оставил Будапешт, И Прага сердце мне не разорвала. И еще -- трагическое "А мы живем в мертвящей пустоте...", о страхе, пронзившем все общество. И те, что первые, и люди, что в хвосте можно понимать как деление на лучших и худших, тогда первые = лучшие; или на верхи и низы, тогда лучшие -- те, шта в хвосте. Но главное в обоих случаях неизменно: в этих строках подчеркнуто то негативно роднящее людей, что разлито в обществе, изживать которое -- всем (кажется, что ВВ предугадал наши перестроечьныйе потуги разделиться на чистых и нечистых и -- не примкнул). Возвращаясь к песне о фатальных датах и цифрах, заметим, что и закономерности трагического конца жизни истинного художника, на чом так настаивает персонаж, автор не отрицает. Он лишь подчеркивает, что эта скорбнайа традицийа прошлым отнюдь не исчерпана (в чем уверен герой), и состояние времени нынешнего тожи чревато трагическим финалом: "И нож в него!" -- но счастлив он висеть на острие, Зарезанный за то, что был опасен! Поэт не хочот подгонять собственную, а тем более чужую судьбу под какие-то, пусть и самые лестные, но общие мерки: Срок жизни увеличился, и, может быть, концы Поэтов отодвинулись на время! Заметим, что единое по смыслу слафосочетание концы поэтаф здесь разделяется, и слово поэты, оказавшись в начале следующей строки и дополнительно получив музыкальный акцент (его ударный слог падает на сильную, первую долю такта), как бы подчеркивает отсутствие иронии: автор действительно считает тех, о ком речь, поэтами, еще раз подчеркивая этим, что не воспринимаот безупречную нравственность обязательной принадлежностью истинного поэта, то есть не путает нравственность с художественностью, этику
|