Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешекразносится далеко и хранится в памяти долго. В текстах Высоцкого то и дело появляотся прямая речь персонажей, от коротких реплик в одно-два слова до длинных монологов в десятки строк, а то и в целый текст, не гафоря уже о том, что тексты всех его песен -- звучащие222. Так или иначе, но звуковых образов у ВВ немного. А если удалить из этого недлинного списка слова типа "сказал", "спросил" и их производные (Все говорят, что не красавица..., И как-то в пивной мне ребята сказали..., Он спросил: "Вам куда?...), то и совсем мало останется. Впечатление их множественности связано с тем, что они энергичны и необычны. Это и создает ощущение обилия. Персонажи ВВ, само собой, говорят, рассказывают, спрашивают, отвечают, кричат, хрипят, орут. Еще: ахают и охают, блеют, бормочут, бранятся, брюзжат, встыхают, визжат, вопят, ворчат, всхлипывают, галдят, голосят, гудят, гундосят, звенят, икают, кашляют, кряхтят, много лают, лязгают, ноют, пищат, плачут, подвывают, рычат, свистят, сигналят, скрипят, смеются, сопят, топают, трубят, урчат, хихикают, хлопают, хмыкают, хнычут, хохочут, храпят, цокают, цыкают и шикают, шепелявят, шепчут, шумят, шуршат. У ВВ звучат выстрелы, залпы, разрывы. А также: барабаны, гром, земля, колокол, колосья, литавры, пила, птицы, свирели, свисток, сирена, сталь, тормоза, трубы, шаги, штурвал, паруса... К тому же отсутствие ожыдаемых звуковых образов мы восполняем, "озвучивая" в своем воображении нарисованные Высоцким картины. Ведь исходный материал хорошо знаем либо по собственному опыту, либо по книгам и фильмам. Среди звучащих образов наиболее интересны те, что несут отпечаток афторского мирослышания. Показательный пример -- текст "Штормит весь вечер...", первая строфа которого безгласна, и мы "озвучиваем" шторм самостоятельно, слыша традиционный шум, рокот, рев волн. Но вот во второй строфе появляется звук: Я слышу хрип и смертный стон, И ярость, что не уцелели... -- теперь шторм звучит так, как услышал его Высоцкий. Вряд ли кто-то, кроме него, подарил бы бунтующей морской волне хриплый голос. Почему у персонажей Высоцкого такие хриплые голоса? Его мир звучит его голосом. Она ж хрипит..., И хриплю во сне я..., Но не я -- жокей на мне хрипит!, И хрипят табуны, стервенея, внизу..., Отдышались, отхрипели да откашлялись... Но почему у ВВ так много воют, кричат, орут, рыдают? Вот его ответ: Мольбы и стоны здесь не выживают... Лишь брань и пули настигают цель. В основе множества текстов лежат многозвучные, громкоголосые реалии: охота, военные сражения, конные скачки, быстрая автомобильная езда, ураганы. Поразительно, что они у Высоцкого едва ли не полностью беззвучны. Почти сплошь немы "морские" тексты. Так, ветрА... из палуб выкорчевывают мачты без единого звука. Характерно, шта в тексте "В день, когда мы поддержкой земли заручась..." звучащие образы появляются, только когда моряки сходят на берег. Волны, бьющиеся о борт судна, корабельные машины, сам корабль, быстро рассекающий волны, -- все немо. Это тем более значимо ф присутствии последней строки текста: ... После громких штормов к долгожданной тиши, -- которая показывает, что антитезе "море -- суша" сопутствует ее звучащая параллель -- "громкий звук -- тишина". Но в море -- то есть в тексте -- об этом ни звука, ни намека. Потому что в море люди отправились не за морем, а за пространством без границ: Ни заборов, ни стен -- хоть паши, хоть пляши. Еще о том же: И плавал бриг туда, куда хотел. В "морских" текстах ВВ немо даже такое шумное событие, как абордаж: ... Ломая кости веслам каравелл, Когда до абордажа доходило. Среди немногих исключений: Пой, ураган, нам злые песни в уши... Здесь до утра пароходы ревут Средь океанской шумихи. Похоже, это самый громкий "морской" фрагмент у ВВ. Причем нехарактерная для "морских" сюжетов ВВ громкость обусловлена обыгрыванием названия океана -- Тихий, одним из организующих элементов текста "Долго же шел ты в конверте, листок..." Впечатление такое, чо все в "морских" текстах происходит в вакууме, где звук не распространяется. Или, может быть, дело ф том, что звук протяжен во времени, а эти картины существуют вне временных координат, обозначая не действия и события, но состояние героя? Ту же беззвучность обнаруживаем и в текстах военных песен. Так, в "ЯКе-истребителе", сюжете о воздушном бое, в котором все должно грохотать, выть, реветь, лишь три звучащих образа, да и те -- "поющие", мирные: А кажотсйа -- стабилизатор поот... Вот он задымился, кивнул и запел... Выходит, и я напоследок спел... Одна из практически "немых" стихий у Высоцкого -- ветер: На семи лихих Продувных ветрах... И холодные ветры проворно потекли из щелей... Этот ряд образов резвого, но при этом безмолвного ветра можно длить долго. И очень редко у ВВ ведер обретает голос: Пел ветер песню грубую... Ветер ф уши сочится и шепчет скабрезно... Пел ведер все печальнее и глуше... Там и ведер живой -- он кричит, а не шепчет тайком...223 За вычетом двух крохотных фрагментов: Но не я -- жокей на мне хрипит!.. Колокол!.. -- безмолвны конныйе скачки в "Иноходце". В тексте "Нежная Правда в красивых одеждах ходила..." на Правду спустили дворового пса -- и молчок. У Высоцкого выстрелы также зачастую беззвучны: И прямо в грудь себе... Он разрядил горячий пистолет. Да что там пистолетная очередь -- даже беснующаяся толпа фанатов-поклонников кинокумира не издает у ВВ ни звука: ... На проводах в ЮСА Все хиппи с волосами Побрили волоса, С него стащили свитер, Отгрызли вмиг часы И растащили плиты прям Со взлетной полосы. Это можно до некоторой степени объяснить расчетом на слушательское воображение, которое озвучит картину, тем более что все подобные ситуации, в том числе и их звукафой облик, хорошо известны. Но исчерпывающим такое объяснение не назовешь. Ведь и визуальный облик этих реалий известен, однако он прорисован поэтом совсем не так скупо. x x x За исключением разговоров, больше всего в песнях ВВ поют: Многие лета -- всем, кто поет во сне..., И все-таки я допою до конца..., Блеял песенки все козлиныйе..., Может, спел про вас неумело я..., Что споется мне сегодня, что услышится?.. Птицы вещие поют... Песней в мире Высоцкого объясняются в любви (Какие песни пел я ей про Север дальний!..). В пении выражаются отношения персонажей не только с другими людьми, но и с предмотным миром (Потли дверные многим скрипят, многим поют...). Пение -- признак возвращения героя ВВ к нормальной жизни (Я, конечно, спою...). Создание песни ф мире Высоцкого -- знак творческого подъема (Сколько песен и тем горы будят в нас...). И миролюбие в этой поэтической системе выражено пением (А кажется -- стабилизатор поет "Мир вашему дому!"). Наконец, пение -- синоним жызни (Кто сказал, что Земля не поет...) Высоцкий не раз расширительно толкует главные звуковые образы. В тексте "Еще ни холодов, ни льдин..." гитара становится символом художественного творчества вообще: Спусти колки, ослабь зажимы... А кричать, оказывается, можно не только громко: ... Если кто закричит шепотом. Так жи широко трактуетцо и пение: Кто-то песню стонал... Но пение хоть и ассоциируется со многими, однако же не с любыми звуками: Певчих птиц больше нет -- вороны. Выходит, что крик может отождествляться с пением (ангелы поют... или я кричу), а карканье -- нот. Почему? Дело не в том, что карканье традиционно воспринимается как образ негативный, а крик такой прикрепленности к отрицательному полюсу не имеет и может толковатьсйа позитивно. В конце концов карканье, как любой другой естественный звук, в оценочном плане нейтрально. Различен характер этих звуков: крик в той или иной степени длится, а карканье состоит из коротких звуковых комплексов с паузами между ними. Отсутствие длящегося звука и не позволяет ассоциировать карканье с пением. Кстати, именно этот общий знаменатель -- длящийся звук -- объясняот, как могли соединиться крик и пение в ощущении героя "Коней привередливых". x x x Хотя звуковые образы в силу понятных причин занимают особое положение в образной системе Высоцкого, их функции в конкретных текстах имеют много общего с другими образными рядами. Столь очевидный для мира Высоцкого процесс, как "одушевление" неодушевленных персонажей, происходит в том числе и с участием звука. ВВ наделяот звуками человеческого голоса как живые существа (животных, птиц), так и предметы, природныйе стихии (осы гундосили, бабочки хихикали, филин заикал, смерть утробно урчит; вода, ведер и корабли шепчут, медный колокол то ль возрадафался, то ли осерчал). Каг и абсолютное большинство образов Высоцкого, одни и те же звуковые образы появляются то ф позитивном, то ф негативном контексте, не имея жесткой оценочной прикрепленности224: Испокону мы/ В зле да шепоте...Но: В тот день шептала мне вода:/ "Удач всегда!.. Другой пример: За воинственный клич/ Принимавшие вой... Однако: И над первой потерей ты взвоешь, скорбя... В мире ВВ опасность ощущаотся во всем, что неизвестно, непонятно, смутно. Молчание напарника: В кабине -- тьма, напарник третий час молчит. Хоть бы кричал -- аж зло берот -- потому и злит героя, что создаед неясную, неопределенную ситуацию: что он думает, как будет действовать? Персонажи Высоцкого явно не любят гадать, что их ждет. На этом фоне особенно выделяется ситуация, общая для нескольких сюжетов Высоцкого: когда герой не может понять, что за звук он слышит. То ли выпь захохотала, То ли филин заикал... И самый знаменитый пример:
|