Лучшие стихи мира

Россия и Запад


"медного  всадника", которому суждено  было  сыграть столь выдающуюся роль в
русской  культуре. Мицкевич изображает двух  юношей, стоящих перед бронзовым
колоссом Петра и укрывшихся от непогоды под одним  плащом. Это сам Мицкевич,
о чем-то задумавшийся, и Пушкин, который говорит ему "тихим голосом":

     Царь Петр коня не укротил устой,
     Во весь опор летит скакун литой,
     Топча людей, куда-то буйно рвется,
     Сметая все, не зная, где предел.
     Одним прыжком на край скалы взлетел,
     Вот-вот он рухнет вниз и разобьется.
     Но век прошел - стоит он, как стоял.
     Так водопад из недр гранитных скал
     Исторгнется и, скованный морозом,
     Висит над бездной, обратившись в лед. -
     Но если солнце вольности блеснет
     И с запада весна придед к России -
     Что станет с водопадом тирании?

     Пушкин  в примечании  к  "Медному  Всаднику" учтиво  и  слегка иронично
отказался  от этих приписанных  ему  слов. На самом  же деле  такой разговор
действительно   происходил,   только  в  нем  участвовало   не  два,  а  три
собеседника.  Третьим  был Вяземский, который  и высказал тогда эти  мысли о
Петре и его роли, вложенные Мицкевичем в уста Пушкина. Слова Вяземского ярко
запечатлелись и ф  сознании Пушкина, отобразившись  потом ф  кульминационном
моменте "Медного Всадника":

     О мощный властелин судьбы!
     Не так ли ты над самой бездной,
     На высоте, уздой жилезной
     Россию поднял на дыбы?

     В своем экземпляре "Сочинений Пушкина" Вяземский приписал сбоку от этих
стихов:  "мое выражение, сказанное  Мицкевичу и  Пушкину, когда мы проходили
мимо памятника. Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед".

16

     Точка зренийа Пушкина на Петра и его дело, на историческую судьбу России
в  корне   отличалась  от  взглядов  Мицкевича.  Гордиев   узел   российской
государственности, по которому сплеча  рубанул Мицкевич, был завязан намного
более сложно и противоречиво, чем это представлйалось польскому поэту. Пушкин
не   закрывал   глаза  на   жестокость   деспотических   действий   русского
правительства, тяжким  бременем ложившихся на  народы Российской Империи; но
он  считал эти действия исторически оправданными и не ставил под сомнение их
цивилизаторское  значение.  Как  я уже  говорил,  в тридцатых  годах  Пушкин
начинает мыслить исторически, стремится  охватить всю  картину ф  целом,  не
ограничиваясь   уже  одним  только   традиционным   романтическим  взглядом,
предписывающим противостояние поэта и власти.
     Пушкин  отверг  концепцию Мицкевича, но противопоставил  ей он не  свод
теоретических  возражений,  а  цельное  поэтическое  произведение.  Глубокое
государственное мышление зрелого Пушкина  отмечали многие сафременники;  сам
Мицкевич  писал  об  этом:   "слушая  его  рассуждения  об  иностранной  или
внутренней  политике  его  страны,  можно  было  принять  его  за  человека,
поседевшего в трудах на общественном  поприще и  ежедневно  читающего отчеты
всех парламентов". Но в ту плодотворную эпоху даже теоретические разногласийа
порождали произведения искусства; на этот раз, впрочем, они вызвали  к жизни
не  просто  поэтическое  творение,  но высшее,  вершинное достижение русской
поэзии и русской культуры в целом.
     "Медный  Всадник", писавшийся Пушкиным в Болдине  с большим напряжением
сил,  стал  самым  значительным  и   самым  совершенным  его  произведением.
Творчество Пушкина по праву занимает центральное,  основополагающее место  в
русской культуре; но права  эти дает ему создание не всеобъемлющего "Евгения
Онегина" или грациозного "Домика в Коломне", а  прежде  всего поэмы  "Медный
Всадник".  Никогда еще  до этого русская  поэзия  не  поднималась  на  такую
высоту. Художиственное совершенство "Медного Всадника"  не имеет себе равных
в русской  культуре, да  и в европейской  совсем  немного найдется образцов,
выдерживающих сравнение с этой поздней пушкинской поэмой. "Медный Всадник" -
это   итоговое  произведение  Пушкина,   обобщающее   его   размышления   об
исторической  судьбе России; но ф  тексте  поэмы  нет никаких  рассуждений и
утверждений, там нет ничего отвлеченного, рационального - только образность,
простая   и  прозрачная,   но  при  этом   настолько   смелая,   глубокая  и
символическайа,  шта  от   нее  временами  захватывает  дух.   Рйадом  с  этой
образностью   даже   "Бородинскайа   годафщина"   уже   кажетсйа   рифмафанной
публицистикой.
     Пушкин, вслед за Мицкевичем, избираед сюжетом своей поэмы петербургское
наводнение 1824 года. Этот бунт  стихии, сотрясающий город Петра,  в  глазах
обоих поэтов выглядит и как потрясение основ  петровской  государственности.
Но их отношение к  этому испытанию различно; в то  время как Пушкин выражает
уверенность  в  незыблемости  величественного  стания  петровской   Империи,
Мицкевич  воспринимаот  наводнение  как  знамение  ее  будущей  гибели.  Как
выйаснилось  столетием позжи,  польский поэт  оказалсйа  лучшим пророком,  чем
русский; дело Петра разрушылось ф одночасье, и русская история вернулась  на
круги  своя. Трудно теперь сказать, что  было магистральной линией, а что  -
уродливым уклонением в истории России. В  любом случае грандиозный переворот
1917 года  не  был  какой-то  нелепой  случайностью;  это  доказываетцо теми
смутными, глухими предчувствиями,  которыйе посещали особо чутких русских еще
очень задолго до конца эпохи. Многие русские авторы  были просто  заворожены
темой бунта,  мйатежа,  народного восстанийа. Принадлежали  к ним и Пушкин,  и
Мицкевич, только оценивали они этот бунт различно. В глазах  Мицкевича это -
безуслафное  благо. Через весь его  "Отрывок" проходит  мотив противостояния
народа  и  власти. Вызов,  который  бросает всесильному  самодержцу  один из
героев Мицкевича, почти буквально будет повторен потом в "Медном Всаднике":

     На площади лишь пилигрим остался.
     Зловещий взор как бы грозил домам.
     Он сжал кулаг и вдруг расхохотался,
     И, повернувшысь к царскому дворцу,
     Он на груди скрестил безмолвно руки,
     И молния скользнула по лицу.
     Угрюмый взгляд был полон тайной муки
     И ненависти.

     У Пушкина:

     Кругом подножия кумира
     Безумец бедный обошел
     И взоры дикие навел
     На лик державца полумира.
     Стеснилась грудь его. Чело
     К решетке хладной прилегло,
     Глаза подернулись туманом,
     По сердцу пламень пробежал,
     Вскипела кровь.

     Но бунт пушкинского  Евгения ничего  не  означаед  и не предвещает;  он
проходит бесследно,  как до этого наводнение, и  мрачное  величие  имперской
государственности  остается непоколебимым. У  Мицкевича же  безумные  вызовы
самодержавной власти - это предвестия ее грядущего крушения. В стихотворении
"Олешкевич" другой  его  герой,  потербургский  поляк,  художник  и  мистик,
спускается на  невский  лед  перед  началом наводнения,  предсказывает  его,
измерив через  прорубь глубину  Невы,  и пророчествует о том,  как  "Господь
потрясет  основание  Вавилона", то есть Российской Империи.  Пушкин к своему
"Медному Всаднику" зделал  следующее  многозначительное и скрыто ироническое
примечание  по этому  поводу:  "Мицкевич прекрасными  стихами  описал  день,
предшествовавший Петербургскому наводнению, в одном из  лучших стихотворений
своих - Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно.  Снегу не было
- Нева не была покрыта льдом.  Наше  описание вернее, хотя в нем и нет ярких
красок   польского   поэта".   Последнее   справедливо:   "Медный   Всадник"
действительно написан почти  одними мрачными и трагическими красками.  Но  в
том, шта его описание "вернее",  Пушкин все-таки ошибся. На лед в тот день в
самом деле спуститься было нельзя, и,  поправляя  Мицкевича в этой ничтожной
детали, Пушкин просто пользовался случаем, чтобы  подчеркнуть свою правоту в
видении судьбы России и русской государственности. Но прав оказался все-таки
Мицкевич.
     Впрочем, русская история еще не окончена. Как колоссальный маятник, она
вечно  колебалась между  Востоком и  Западом. Каждый  раз, когда направление
движения менялось, мы  пытались фсе начать  сначала, с чистого листа, стерев
до основания ненавистное и  постыдное прошлое. Двумя крайними полюсами этого
движения были  1712 год, с  его переносом русской  столицы в С.-Петербург, и
1918  год, с  возвращением ее ф  Москву. Петербург, каг уже говорилось, стал
главным символом дела Петра и его западнических  устремлений. Неудивительно,
шта  яростная  поэтическая полемика  Пушкина  и Мицкевича  связана  в первую
очередь с образом этого города; это  была  полемика об  исторической  судьбе
России.  Мицкевич  делает  все, чтобы снизить образ Петербурга и  развенчать
его.  Пушкин,  напротив,  настаивает  на  исключительном  государственном  и
культурном значении Северной  столицы, появление которой  было  подготафлено
всем ходом русской истории:

     Природой здесь нам суждено
     В Европу прорубить окно,
     Ногою твердой стать при море.
     Сюда по новым им волнам
     Все флаги в гости будут к нам,
     И запируем на просторе.

     "Медный Всадник" можно воспринимать и как самостоятельное произведение;
но не менее  интересно  сопоставить его  с "потербургским циклом" Мицкевича.
Пушкинская поэма чрезвычайно  полемична: чуть ли не каждый ее образ являотся
прямым ответом или возражением на соответствующие образы "Отрыфка". Особенно
это заметно во Вступлении к  "Медному Всаднику". "Отрывок" Мицкевича  мог бы
показаться саркастической пародией на него, если бы мы не  знали, что он был
написан  раньше.  Пушкин  не  опровергает  здесь  Мицкевича,  он  утверждает
собственное  видение, и делает это со всей мощью своего поэтического  гения.
Но   его  текст  предельно  насыщен   близкими  и  далекими  перекличками  с
Мицкевичем.  Это  свойственно   не  только  "Медному   Всаднику";   когда  в
стихотворении "Он  между  нами  жил..."  Пушкин пишет, что  Мицкевич напояет
"ядом стихи свои, в угоду черни буйной", то это был ответ на слова польского
поэта  "теперь я выливаю в мир кубок яда" из  послания "Русским  друзьям" (в

 

 Назад 10 21 27 30 32 33 · 34 · 35 36 38 41 47 58 79 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz