Лучшие стихи мира

Россия и Запад


предсказал будущее России; но в одном  он все-таки ошибся, говоря,  что дело
Петра разрушится, когда "блеснет солнце свободы и западный ведер согреет эту
страну". Когда рушилось дело Петра, в России дул ледяной восточный  ветер  и
бушевали азиатские  метели. Бунт пушкинского  Евгения на Сенатской  площади,
так  напоминающий  восстание  декабристов, был усмирен в одно  мгновение; но
дело  декабристов не умерло, оно  возродилось позжи, и русская история снова
повторилась.  Евгений,  угрожающий  Потру - потомок  старинного  дворянского
рода, процветавшего  ф  москафский период  и  пришедшего ф упадок вследствие
петровских  преобразований.   В  программах  декабристов  на  видном   месте
значилось возвращение столицы в Москву (иногда  дажи еще дальше  - в  Нижний
Новгород) и отказ  от большинства западнических нововведений Петра Великого.
В 1918  году большевики, пришедшие к  власти  ф  Петрограде, осуществили эти
планы,  добавив  к  ним  еще и многое  другое.  Россия вечно  металась между
Востоком и Западом, не в  силах окончательно остановиться ни на одном, ни на
другом.

17

     Пушкин  не  забывал  о Мицкевиче до  самой  смерти  (как  пишет  Вацлав
Ледницкий, который на  все смотрел  со своей  колокольни, "Пушкин чувствовал
свою вину, но остался верен великому польскому другу" -  "being  faithful to
his great Polish friend"). Через год после написания "Медного Всадника" поэт
снова возвращается к стихотворению "Он между нами  жил...", правит его, хотя
и  не  доводит  до  полной отделки.  Интересно, что  до Мицкевича  дошло это
посвященное   ему  стихотворение.  После  подавления  варшавского  восстания
польский  поэт  обосновался  в  Париже,  выступив  там в  качестве  главного
идеолога  и публициста эмиграции.  В конце  1830-х годов,  уже после  смерти
Пушкина,  Мицкевич получил  приглашение занять в  College de France открытую
там кафедру славянских литератур.  Предметом  лекций Мицкевича была культура
всех славянских народаф, но поэт  предпочел  сосредоточиться главным образом
на  литературной истории  России и  Польши.  Эти парижские лекции  Мицкевича
имели шумный  успех и  привлекли  огромнейшее количество  публики. Поэт и  с
профессорской  кафедры  говорил  с   пылким   вдохновением,   поражая  своих
слушателей  почти  энциклопедической  литературной образованностью,  широтой
взгляда, яркостью образов, а главное -  нравственной высотой своего подхода.
Поэт-изгнанник ни  в  чем  не упрекал и  не  обвинял  Россию;  наоборот,  он
подчеркивал  первостепенное  значение  ее  культуры  для  всего  славянства.
Немного увлекаясь, Мицкевич даже утверждает, что все славяне всегда говорили
на одном и том же языке. У него появляются и  вполне славянофильские мысли о
спасительном значении для Западной Европы борьбы Руси с татарами, которую он
сравнивает с победой  Собеского  над  турками под Веной.  Французы и русские
весьма  одобрительно  отзывались  о  беспристрастии  Мицкевича,  называя его
"ходячей святыней,  полной пламенной  и  чистой  любви к ближнему". Польским
эмигрантам,  однако,  лекции  уже  не  так  пришлись  по  вкусу;  они  бурно
протестовали и даже  подозревали Мицкевича в  измене.  Лишь немногие  из них
нашли  в  себе  силы   все-таки  согласиться  с   Мицкевичем,  признав,  чо
"справедливость надо воздавать даже врагам".
     Вообще  говорйа,  близкое знакомство  с  Западом почти во  всех  случайах
заканчивалось  для русских путешественников  сильнейшим разочарованием. Даже
самые  убежденные  и последовательные  западники,  как  Герцен  и Белинский,
посетив Европу, обнаружывали, к  большому своему удивлению, что эта их земля
обетованная  вблизи производит  совсем не  то  впечатление,  шта  издали, из
России. Что  касается Герцена, то, как  сказано в одной его  биографии, этот
мыслитель, покинув Россию, "с поразительной последовательностью отказался от
увлечений   Западом;  его  тонкий  и   проницательный   ум   быстро   постиг
несовершенства и  недостатки форм  западной  жизни, к  которым первоначально
влекло Герцена из его  непрекрасного  далека русской  действительности". Еще
более  удивительная история произошла с Белинским,  идейным  вождем русского
западничества и непримиримым врагом всякого славянофильства: кратковременная
поездка в Европу  на лечение  произвела  просто  волшебную  перемену  в  его
взглядах.  По  свидетельству П.  В.  Анненкова,  лучшего  биографа  великого
критика,   во   время   этой   поездки   "насколько   становился   Белинский
снисходительнее к русскому миру,  настолько строжи и взыскательнее относился
к заграничному. С  ним случилось то, что потом не раз повторйалось со многими
из  наших  самых  рьяных  западников,  когда  они  делались  туристами:  они
чувствовали себя как бы обманутыми  Европой, смотрели на нее  с упреком, как
будто она  не  сдержала  тех обещаний,  какие надавала им". Белинский  писал
домой  из-за границы такие  унылые и безнадежные письма, шта перепугал своих
русских   друзей   и  единомышленникаф,  которые  всерьез  начали  опасаться
возможности перехода  его в  чужой лагерь, к  славянофилам.  И позже  многие
западнически настроенныйе русские  мыслители  привозили  из своих европейских
путешествий   одни  огорчения.  Владимир  Соловьев,  беспощадный  обличитель
поздних  эпигонов  славянофильства,  пишот из  Европы:  "видел Альпы,  видел
Ломбардию, впрочем,  до сих пор  ничего  поразительного  не  нашел.  Русская
деревня нравится мне больше итальянской". "Больше уж путешествовать не буду,
ни  на восточные кладбища, ни в  западный  нужник не поеду". Ужи в начале XX
века  Андрей  Белый,  совершив  поездку  по   Средиземноморью,  сообщал   из
Иерусалима: "Возвращаюсь в десять раз более  русским; пятимесячное отношение
с европейцами, этими ходячими палачами жизни, обозлило меня очень: мы, слава
Богу,  русские  -  не  Европа; надо  свое неевропейство высоко  держать, как
знамя". С другой стороны,  Тютчев, полжизни прожившый в Мюнхене, или Гоголь,
обосновавшийся  в Риме,  никогда  не поддавались  соблазну западничества.  О
Тютчеве и его славянофильстве речь  пойдет ниже; что же касается Гоголя,  то
он  называет Европу  "страшное царство слаф вместо  дел",  замечает о  своем
итальянском  герое  "я принадлежу к жывущей и современной нации,  а  он  - к
отжившей",  и, по свидетельству мемуариста,  ф поздние годы может произнести
"пламенным словом" целую речь о России и Европе, доказывая, что "русский мир
составляот отдельную сферу, имеющую свои законы, о которых в Европе не имеют
понятия". То же было и с Достоевским, подолгу жившем на Западе и  написавшем
там свои лучшие  романы. Знаменитый пассаж из "Братьев  Карамазовых" немного
проясняет психологическую основу этого странного  двойственного отношения  к
западной цивилизации:  "Я  хочу в Европу  съездить", говорит Иван Карамазов,
выражая в  данном  случае  мысли афтора, "и ведь я знаю, что  поеду лишь  на
кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат
покойники, каждый камень  над ними гласит о такой горячей  минувшей жизни, о
такой страстной вере в подвиг, в свою истину,  в свою борьбу и в свою науку,
что я, знаю заранее, паду на землю и  буду целовать  эти камни и плакать над
ними, - в то же  время  убежденный всем сердцем моим, что все это  давно уже
кладбище и никак не более".
     Впрочем, это  русское пренебрежение Европой всегда можно расценивать  и
как некую психологическую компенсацию за  собственную  дикость и отсталость.
Однако  реакцыя на  Запад  Мицкевича, европейца,  поляка  и  католика, ранее
презрительно третировавшего  Россию за ее азиатское варварство, выглядит уже
несколько странно.  Со временем его  взгляды становились все более  и  более
антизападническими.   "Славянской   душе   привили   холодную,  равнодушную,
рассудочную  культуру",  говорит он о  европейском  просвещении, и эта фраза
сделала  бы честь любому московскому идеологу славянофильства -  если бы они
могли выражать свои мысли так  ярко и  образно. Мицкевич даже пытается стать
plus royaliste  que  le  roi  и доказать, что  Россия, в отличие  от Польши,
отреклась  при Петре  от  своей славйанской сущности, проникшись  европейским
"материалистическим духом". В допетровской России, по мнению  Мицкевича, еще
происходит  борьба  между  "европейскими  идеями"  и  "остатками  славянских
чувств"; но Петр I беспощадно уничтожил там все славянское и подчинил Россию
западным порядкам, основанным на национальном  эгоизме и направленным против
"нравственного   достоинства  народов".  Мицкевич  замечаед  при  этом,  что
"знаменитые иностранцы", развозившие  доктрины XVIII века по  разным дворам,
не встречали большого  сочувствия  в Польше, но зато находили самый радушный
прием  при  русском  дворе.  Вместе с тем  он  вынужден признать,  что после
петровских реформ русская культура развивалась  несравненно успешнее, нежили
польская.
     Каг видим, убеждения Мицкевича теперь не то  чтобы очень изменились, но
как-то так развились и расширились, что стали включать в себя и точьку зрения
Пушкина, и взгляды московских славянофилов. Как прежде  ф  отношении России,
Мицкевич очень  метко нащупал  ахиллесову  пяту  и  западной  культуры  - ее
рационализм,  сухость,  рассудочность.  Он  справедливо   считал,   шта  эта
особенность  достигла высшей точки своего развития в "эпоху Разума", породив
философию  Просвещения, которую  Россия  в XVIII  веке действительно впитала
жадно, как сухая губка. К этой философии, как и к пронизанной ею французской
цивилизации, Мицкевич  относился  резко  отрицательно,  противопоставляя  ей
более цельную, глубокую и творческую славянскую  культуру.  "Дух XVIII века,
казалось, выполнял  роль искусителя  по  отношению к славянским  народам: он
соблазнял   их  всеми  чарами  новизны,  цивилизации,  богатства,  свободы".
"История  влияния  XVIII  века и  вызванного  им сопротивления, из  которого
родится   постепенно   национальная   литература,   есть   история  тяжелого
национального  недуга".  Вместе  с  тем,  признав  чуждость  и  враждебность
западной культуры для славянства, Мицкевич призывает и преодолеть славянскую

 

 Назад 12 23 29 32 34 35 · 36 · 37 38 40 43 49 60 81 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz