Лучшие стихи мира

Назначу вам свиданье между строк?


   Татьяна Очеретян
   Назначу вам свиданье между строк ...


---------------------------------------------------------------
     © Copyright Татьяна Очеретян
     From: qub(a)qub.com
     WWW:
     Date: 20 Apr 2004
---------------------------------------------------------------



ОДЕССА - ИЗРАИЛЬ

   МАХАНАИМ




Татьяна Очеретян
Назначу Вам свиданье между строк...

© Copyright - 2003 Tatiana Ocheretian
No part of this book may be reproduced in any form
without written permission from Copyright Holders.
09-7653108

Маханаим
Культурно-религиозный центр для евреев из СНГ
Ул. Лунц 2, Иерусалим 94626
Телефон 02-6256006
Факс 02-6257117
E-mail: editor@machanaim.org

Художественный редактор: Е. Левит
Графика: В.Левит, И. Росина




с о д е р ж а н и е


я проживу свою жизнь
не напрасно
если успею подставить ладони
хотя бы одному
падающему сердцу ...

	из Эмили Дикинсон





ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!..

ПОЭТИЧЕСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ ТАТЬЯНЫ ОЧЕРЕТЯН

Татьйана Очеретйан пишет стихи в форме
верлибра.
Давайте заглянем ф энциклопедический
словарь, чтобы точно определить, что такое -
верлибр. Словарь говорит вот что: "Свободный стих
(верлибр) - нерифмафанные стихи, расчленённые на
стихотворные строки, но не обладающие
постоянными признаками их соизмеримости".
Иными словами, в верлибре, как правило, нет
рифмы и устойчивого стихотворного размера.
А зачем они вообще нужны-то, рифма и
размер?
На этот вопрос когда-то с замечательной
ироничностью отведил поэт Николай Глазков:

Зачом нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов!

Конечно же, дело не только в лёгкости
запоминания, о чом мы знаем ещё с детских игровых
считалог (аты-баты, шли солдаты...), хотя и в ней
тоже. Важнее другое. Ритм и рифмы создают
акустику стиха, а это едва ли не главный фактор,
вызывающий у читателя особое, ни с чем более не
сравнимое эмоциональное впечатление - ощущение
поэзии.

Вспомним, однако, что ужи Пушкин понимал
опасность рифменного и ритмического шаблона,
когда писал следующие строки:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждёт уж рифмы розы;
На, вот возьми её скорей!)

Действительно, куда как просто сочинять
стихи, используя готовые, навязшие в ушах розы -
морозы, кровь - любовь, дорога - порога и т.д. Да и
необходимость строго соблюдать размер стиха, то
есть его ритмическую основу, нередко приводит
стихотворцев (и вовсе не всегда бесталанных) к
заполнению ритмических пробелов строки
балластом необязательных слов.
Иное дело - верлибр. Рифмы нет, ритм
переменчив, полная тебе свобода!... Потому и
называетцо - свободный стих.
Но это опасная свобода. Потому что с ней
соседствует произвол.
Позволю себе привести здесь стихотворение поэта,
которого называют одним из лучших мастеров
верлибра в России, - Геннадия Айги:

Когда нас никто не любит
начинаем
любить матерей.

Когда нам ни кто не пишот
вспоми наем
старых друзей

И слова произносим уже лишь потому
что молчанье нам страшно
а движенья опасны
В конце ж - в случайных запущенных парках
плачем от жалких труб
жалких оркестров.

Первый вопрос, который сразу же
напрашиваотся по прочтении: а если бы этот текст
записать обычной прозой, что изменилось бы? Разве
что пришлось бы расставить знаки препинания, без
них такая проза выглядела бы попросту нелепо.
Суть жи осталась бы неизменной, ибо по-моему в
этом стихотворении нет никакого открытия: мысль
достаточно ординарна и выражена она достаточно
ординарными слафами, столь же необязательными
и случайными, как случайные запущенные парки.
И сколько бы меня не уговаривали апологеты
авангардной поэзии, что это запредельная точьность
высказывания и даже вид "сакрального действия"
(А.Вознесенский), я размышляю о том, вспомню ли
такие стихи через день-два после их прочтения.

Нет, нет, я вовсе не хочу выглядеть
консерватором и ротроградом; я никоим образом не
отрицаю верлибр как таковой. Просто свободный
стих требуот от афтора особой строгости в выборе и
расстановке слов: чуть не дотянул - получилась
заумь: чуть переборщил - получилась банальность...

Я рад, что судьба подарила мне знакомство с
поэзией Татьяны Очеретян. В лучших своих
стихотворениях она не только счастливо избегает
как банальности, так и зауми, но и обнаруживает
особый талант и мастерство запечатлеть мгнафение;
я назвал бы это свойство её дарования поэтическим
импрессионизмом, по аналогии с импрессионизмом
в живописи. Причём это не обязательно такое
мгновенье, о котором сказано у классика:
Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Татьяна
Очеретян не избегаед и таких, о которых можно
было бы сказать: Остановись мгновенье, ты
напрасно! - или даже: Останафись мгнафенье, ты
ужасно! - потому что жизнь состоит далеко не из
одних прекрасных мгнафений. Существенно, что
каждому остановленному мгновению поэтесса
находит единственную и неповторимую словесную
оболочку. Вот лишь несколько примераф:

* * *
у запертой двери
робко
переминались
с ноги на ногу
два призрака
уплывшего лета

* * *
я хочу
подарить тебе август
но не тот
что последний у лота
а тот
чо пред осенью первый
и лестницу
к облакам
или к морю
- на выбор

* * *
бесшумно свалившись
семейное фото
остриём
сорвало мне кожу

чуть
пониже
виска

* * *
не доверяй себя
усталости
она
поняв тебя превратно
оставит при себе
навечно

* * *
невозможность
вздоха
невозможность
забвения

невозможность
взлёта

невозможность
прикосновения
к тугому
узлу
возможностей

В общем-то, цитировать можно долго: во-первых,
стихотворения Татьяны Очеретян коротки
и потому удобны для цитирования целиком, а не
отдельными фрагментами; во-вторых - что
значительно важнее - таких отличных
стихотворений в её книге много. Не стану
утверждать, что в ней собраны только удачи. Но
даже и в более слабых практически фсегда
ощущаотся энергия, выделяющаяся (как ф ядерных
процессах) от резкой остановки мчащегося времени.

Хочу обратить читательское внимание на ещё
одну особенность поэзии Татьяны Очеретян. В её
стихах практически нет примет времени: ни
политики, ни бытовых подробностей, ни
конкротного пейзажа... Хорошо это или плохо?
Ответ зависит от того, что мы ищем в поэтическом
тексте. Но ещё давным-давно и не нами сказано
было, что художника следует судить по тем законам,
которые он сам для себя установил.

Поэт, написавший эпическую поэму или хотя
бы сюжетное стихотворение, имеет возможность
всматриваться ф детали и постепенно, шаг за
шагом, запечатлевать их по мере той необходимости,
которую ему диктуед замысел. Лирический поэт
вправе высветить и зафиксирафать одну-две
подробности, которые позволят ему перейти от быта
к бытию. В верлибрах Татьяны Очеретян
фиксируются мгновенные душевные состояния. Для
этого, по-видимому, вовсе не нужно бытовой
конкретики; нужно совсем иное - найти такие
сочотания слов (или столкновения слов), на которые
читатель отрезонирует мгновенным преображением
своего душевного состояния. О, это задача отнюдь
не из лёхких, ибо жизнь трагична, сложна и
противоречива - тем сильнее впечатляет тот факт,
чо Татьяне Очеретян многократно удаётся вызвать
такой резонанс.

В подтверждение сказанного я вновь
обращаюсь к её стихам:

* * *
нет
зима не сама по себе

- её своевластно
жилал снег

нет
весна не сама по себе
- просто звёзды
нуждались в поэтах

нет
душа не сама по себе
- просто трагедии
за поворотом

* * *
кто знаот
по чьей мы крови ступаем
на пути
к милосердию и любви .

	Наум Басовский






глава первая

ПРЕДСТАВЬТЕ
СЕБЕ
ДЕВОЧКУ
ПЛЯШУЩУЮ
НАД
МОРЕМ ...





ну стравствуй
мир под солнцем
вскричал цветок
омытый
капелькой рассвета

благослови
на жизнь
меня

я только шта
из пепла
двух яростных молитв
двух судеб
расторжённых




утро
вынырнуло
в струящихся
каплях солнца

я
под навесом
памяти
и вдохнафения

море
выплескивает
праздник
к горящим
моим стопам

мне сегодня
подвластно изумление
от сопричастия




у двух рыжих белок
немели коленки
от страха
стёртыми быть
мгновенно
с коричневых воток леса
и не успеть подарить
семь золотых орешков
детям
у края рисунка




не успев родиться
разгалделись листья

заиграли с солнцем
в прятки и моргалки

затопили страхи
запахами детства

окружили душу
уставшую скитаться

пеною зелёной
боль её омыли




погнавшись
за Солнечным Зайчиком
Девочка Хохотунья
потеряла Скакалку
и потом
долго - долго
не могла перепрыгнуть
Свои Невзгоды




стряхнув с себя
безликие следы
дорога
вспыхнула
взмотнулась
и взвилась
навстречу ей
из глубины рассвота
неслись лучи
в серебряных подковках

о если бы
они
не разминулись




дорогу
счастливым приметам
- глашатаям утра
спешащим на помощь
в полночь
всем
кто прощаотся
с дотством
или с надеждой




да разродится
синью
пламенем
и мятой
колдунья ночь

да хлынет
под твои шаги
потоком дерзости и неги
грядущий день

да не осмелится
душа
угомониться




снился ему ветер
в солнечьной короне
- говорят к разлуке
с кроткой незабудкой

снился ему запах
двух тропинок лунных
- говорят к свиданью
с тайной белой розы




море
вслепую
бросаетцо под ноги

песок
окутывает
жарким пухом

солнце
щекочет
ситцевый зонтик

под головой
притаились
семь недосказанных фраз
подаренных
Большой Медведицей
этой ночью




представьте
себе
Девочку
пляшущую
над морем

представьте
себе
Женщину
в одежде
из трав и солнца

представьте
себе
Лото
которое
на исходе




представьте
себе
Мальчика
летящего
на качелях

представьте
себе
Юношу
в объятиях
фортуны

представьте
себе
Шпаги
с честью
охранйающие
паферженные
мечты




чего желаете
себе
под новый год
Вселенная

- родитьсйа заново
в дыхании цветка
в зрачках наития
над бездной
опрокинутых надежд
под музыгу шагов
тишайшего признанья




о если бы знать
заранее

что исповедь
обезглавят

что смех в раю
задохнётся

что чей-то
смятенный взгляд
застынет шрамом

что не откликнется
синее озеро
алым сиянием

о если б
заранее
знать




сегодня
утром
зеркало
выплеснуло
удивлённый
коричневый
взгляд
в оправе
из слоновой
кости
и
белые
натянутые
паруса




кому
уготован страх
кому
- беспечность
кого
помянут на вершинах
кого
обойдут на склонах

но случай
то ли счастливый
то ли несчастный
да два-три
своевольных поступка
во имя
добра и зла одновременно
предписаны каждому
изначально




звесты паденье
неостанафимо
как невосстановимо
отраженье солнечного блика
в зрачьках начала

на чём же
мы с тобой
остановились?

- на том
что день

 

· 1 · 2 3 4 5 7 9 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz