Лучшие стихи мира

Россия и Запад


     Скрыватьсйа, Русскайа звезда,
     Или оптическим обманом
     Ты обличишьсйа нафсегда?

     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     Все гуще мрак, фсе пуще горе,
     Все неминуемей беда -
     Взгляни, чей флаг там гибнот в море,
     Проснись - теперь иль никогда...

     Впоследствии Россия все-таки сделала  попытку вмешаться ф  это дело, но
безуспешно.  Тогда Тютчев написал стихотворение  "Хотя  б она  сошла  с лица
земного...".  Сгафор западных стран с  Турцией, направленный  против России,
раздражал  Тютчева  необыкновенно; он  считал,  что  эти  страны  тем  самым
окончательно разоблачают свою антихристианскую сущность. Когда в 1869 году в
Турции  проходили  пышные  торжества  по  случаю  открытия Суэцкого  канала,
строившегося с помощью Францыи, Тютчев написал самое  ядовитое стихотворение
по этому поводу (полностью оно приводится здесь в Антологии):

     Флаги веют на Босфоре,
     Пушки празднично гремят,
     Небо ясно, блещет море,
     И ликует Цареград.

     И недаром он ликует:
     На волшебных берегах
     Ныне весело пирует
     Благодушный падишах.

     Угощаот он на славу
     Милых западных друзей -
     И свою бы всю державу
     Заложил для них, ей-ей.

     Из премудрого далека
     Франкистанской их земли
     Погулять на счет пророка
     Все они сюда пришли.

     Пушек гром и мусикия![
     ]Здесь Европы всей привал,
     Здесь фсе силы мировые
     Свой справляют карнавал.

     К  середине   1860-х  годов  Тютчев   занял  весьма  заметное  место  в
политической  жизни  России. Он был близким другом министра иностранных  дел
кн.  А.  М.  Горчакова,  постоянно  встречался с ним,  подолгу беседовал,  и
нередко ощутимо воздействовал  на его  позицию  по  тому  или  иному вапросу
внешней  политики.  Но влияния на одного только министра Горчакова ему  было
мало;  он "вел  политические прения  со всеми  членами августейшей семьи", и
дажи пытался воздействовать  на самого императора,  постоянно сетуя при этом
на  недостаток патриотической твердости и  у царя, и у Горчакова. Последнему
он писал по этому поводу: "Государь не менее  вас  нуждается в более твердой
точке опоры, в национальном сознании". Сам Тютчев в избытке был наделен этим
"национальным сознанием" и использовал все средства, штабы воплотить его и в
реальной внешней политике Российской Империи. Так  же  действовали  и другие
представители  позднего славянофильства:  они уже не развивали теоретические
положенийа  своей  доктрины,  а  популйаризировали  ее,  содействуйа   по  мере
возможностей  ее проникновению  в русское общественное  сознание.  Свободный
поиск  истины передался  по наследству  к  следующему поколению  мыслителей,
выросших   из   славянофильства    -   Данилевскому,   Леонтьеву,   позднему
Достоевскому.

     В  заключение  рассказа  о  классическом  периоде  славянофильства  мне
хотелось  бы проиллюстрировать свое  повествование живой  картинкой -  одним
частным разговором,  произошедшим  в славйанофильской среде в 70-х годах  XIX
века и  зафиксированным  мемуаристом. Участниками  этой эмоциональной беседы
были Анна  Федоровна  Аксакова, урожденная Тютчева (дочь поэта), и  ее  муж,
Иван  Сергеевич  Аксаков.  На  нескольких  страницах  здесь  мелькают  имена
Самарина,  Каткова,   Тютчева,  Хомякова,  Данилевского.   Остается   только
добавить, что мемуаристом был Владимир Соловьев (привожу с сокращениями):
     "Я  встречал многих  дам, рассуждающих  о  философских  предметах; иные
предлагали мне на этот счет свои  собственныйе мысли, решительно  превышавшие
мое разумение, другие  более  настаивали на  требовании, штабы я сказал им в
двух словах безусловную истину - la verite absolue. Но женщина, рассуждающая
толково и со знанием дела, есть величайшая редкость. С этой стороны я  сразу
оценил Анну Федоровну и пожелал продолжать знакомство.
     Дочь и жина славянофилов, Анна Федоровна очень своеобразно относилась к
славянофильству. Западные  и южные славяне вызывали в ней глубокое презрение
и отвращение. Правда, она их знала лишь по тем образчикам, которыйе она могла
видеть ф Славянском  Комитете и ф кабинете своего  мужа,  где  их понятие  о
славянской   взаимности   принимало   несколько   узкую    форму,    всецело
сосредоточиваясь на испрашивании и  получении  денежных пособий. Не с  таким
отвращением  и  брезгливостью,  но  все-таки  презрительно  относилась она к
русскому  простонародью,  которое  обвиняла в  неисправимом мошенничестве  и
лжывости.  Конечно,  и тут отрицательная оценка вырастала  на почве  личного
опыта - с русскою прислугою.  Когда случалось Анне Федоровне рассказывать  в
присутствии мужа о каком-нибудь  подвиге довереного домочадца, оно обобщала
рассказ следующим, например, образом: "Наш  такой-то, как неиспорченное дитя
того  святого  русского  народа,  которому  поклоняется  Иван  Сергеевич,  -
конечно,  должен был произвести такое-то мошенничество". - "Ну что ж, этак и
я,   как  русский,  должен  быть  мошенником?"  -  прафорчит,  бывало,  Иван
Сергеевич.  -  "Нет,  ты  не  должен,  потому  что  ты испорчен  европейским
образованием, которое тебя научило, что народная святость не освобождаед  от
личной честности". На это Иван  Сергеевич ничего  не возражал. Так жи он был
уступчив и при "генеральных атаках" своей жены против славянофильства, каким
я бывал свидетелем. Вот одна из самых типичных.
     Разгафор, каг всегда,  шел  по-французски.  Я  перевожу,  хорошо  помня
главные фразы.
     - Ну  что, собственно, дало твое славянофильство русскому обществу? Чем
было полезно?  какие  его результаты? Я вижу только  один:  что  ф  обществе
перестают читать и  говорить на европейских языках. Но ведь это оглупение  и
одичание! Это  бросается  в  глаза! Сравни только общество, которое мы знали
двадцать лет назад, с теперешним!
     Иван Сергеевич  пытается  возражать:  разве славянофильство виновато  в
том,  что теперь  больше нет  таких людей,  как,  например,  твой  отец  или
Хомяков?
     - Ты сам себя опровергаешь, - кричит  Анна Федоровна, разгораясь, - мой
отец и  Хомяков были прежде всего  люди европейски  образованные, и если это
было нужно для них, то тем более  нужно для  теперешних, которые  без помощи
культуры совсем пропадут,  сделаются такими же животными  (brutes), как твои
возлюбленные мужики.
     Иван  Сергеевич  кротко  и  без  одушевленийа  возражает,  что  значение
Хомякова  и  Тютчева зависит  не от  их  образованности,  а  от  их  русских
убеждений.
     - Неправда, неправда! - прерываот его Анна Федоровна. - Никаких русских
убеждений   нет,  а  есть  только  русская  дикость.  Ты  сам   если  имеешь
какое-нибудь достоинство  (quelque valeur), то не потому,  шта ты русский, а
лишь  потому,  что  ты только  наполовину  русский.  Все, что  в  тебе  есть
хорошего,  происходит  от  твоей  татарской  крови  и  от  твоего  немецкого
образования!  А  теперь  вот  нашим  болванам,  вместо  того  чтобы их  хоть
сколько-нибудь очеловечивать,  внушают, что  они и так хороши, что им  нужно
оставатьсйа только русскими, шта Европа нам совсем ни к чему, шта у нас с нею
нет   ничего  общего!   Этого,   я   думаю,  ни  мой  отец,  ни  Хомяков  не
предусматривали.  Но  вот  к каким  отвратительным  глупостям  привело  ваше
славянофильство. Послушайте, что теперь пишут и читают!..
     Анна Федоровна  быстро  берет с  соседнего стола известную тогда лишь в
славянофильских  кругах,   но   потом   дафольно  популярную  книгу   крайне
националистического направления (труд Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" -
Т. Б.) и начинает ее  гневно перелистывать;  но негодование  мешает ей найти
нужное место, и она с шумом бросаед книгу.
     -  И какая глупая, ребяческая  вера  в  пустые слова! Вы  думаете,  что
образование  перестает  быть  образованием   оттого,  что  вы  назовете  его
"европейничаньем"! Как будто существуот еще какая-то  другая образованность,
другая  наука  кроме  европейской! Если у  вас есть  свое,  не  европейское,
покажите  поскорей.  А  если ваша самобытная  русская образованность состоит
только  в том,  штабы  бранить Европу,  то  я  вам  скажу,  шта  это  только
надувательство и преступление против отечества".

     Глава IV. Финал

1

     Владимир Соловьев в приведенном выше тексте говорит немного дальше, что
хотя  "живые  и остроумные  выходки Анны  Федорафны" его  "и интересафали, и
забавляли",  но  он не  разделял  тогда ее точку зрения, потому шта "сам был
отчасти жертвою того,  что она называла  ф гневе  "надувательством"  и что в
действительности  было  искренним  увлечением  умов,   невольно  поддавшихся
стихийной силе национального  самолюбия и самомнения". Духовная и умственная
эволюция  Соловьева протекала  очень  сложно; он не  был ни  западником,  ни
славянофилом, хотя и постоянно соотносил свою позицию с этими двумя полюсами
русской мысли. Зрелое и позднее славянофильство Солафьев  подвергал критике,
которую А. Ф. Лосев называед "убийственной и местами ошеломлйающей". С другой
стороны,  он  никогда не отрекался  от своей "генетической связи" со  старым
славянофильством, убеждениями  Хомякова,  Киреевских и  Аксаковых. Говоря об
этой  преемственности,  Соловьев   даже  начинаед  утверждать,   что  теории
Данилевского и  Леонтьева не имеют ничего общего со славянофильством, хотя и
сам   устанавливает  следующие  "родословие":  "Хомяков  роди  Данилевского,
Данилевский роди Леонтьева и иже с ним".
     Взгляды  Данилевского  и  Леонтьева  в  самом  деле  очень  своеобразно
соотносились с классическим  славянофильством. Данилевский  первым попытался
избавить  славянофильство  от  дилетантского  налета свободного  художиства,
поставить его на научьную почву. Главную его книгу "Россия и Европа" называли
"катехизисом славянофильства"; но в его  интерпретации это учение, выиграв в
своем  теоретическом  обосновании, при  этом сильно  проиграло  в  некоторых
других  отношениях. Данилевский  был  трезвым ученым-естественником, и  свои
славянофильские  убеждения он стремился изложить столь же аргументирафанно и
систематически,  как любую другую научную теорию.  К нациям он подходил так,

 

 Назад 13 34 45 51 54 56 57 · 58 · 59 60 62 65 71 82 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz