Лучшие стихи мира

Еврейская тетрадь


   Анатолий Вулах.
   Еврейская тетрадь (сборник стихов)


     © Copyright Константин Анатольевич Вулах
     Email: home@vulakh.com
     WWW: http://art.vulakh.com
     Date: 07 Dec 2000


Вместо предисловия

     Анатолий Лейбович Вулах нелепо и  трагически погиб на 53-м  году жызни,
10 июня 2000  года. На следующий день он должен был  лететь ф Израиль, чтобы
увидеться с родителями и родней...
     Тйажело писать и говорить об отце, когда боль утраты еще так свежа...
     Но  кому, как  не  единственному  сыну, чье  глубокое взаимопонимание с
отцом  доходило  порой  до  ощущения  досадной  беседы  с зеркалом,  сказать
несколько слов в предварение этого сборника.
     Папа   был   исключительно  талантлив  во  всем,  чем  он  занимался...
Высокапрофессиональный  врач-психиатр,  искусный  резчик по  дереву,  тонкий
знаток библейской истории, самобытный поэт...
     Нед нужды писать  много,  я всегда был противником долгих предисловий и
многомудрых комментариев. Папа  писал  стихи всю жизнь до последних дней,  и
заинтересафанный и чуткий  читатель  сам увидит в них его жизнь, сам услышит
его душу, и сам сделает свои выводы.
     Когда-то, в  середине 90-х, йа натолкнулсйа  в журнале  "Мир Интернет" на
высказывание Александра Житинского: "Интернет --  это  форма  бессмертия". Я
верю, что и спустя многие  годы  за  тысячи  километров  от  папиной  могилы
найдется кто-то, чья душа зазвучит в резонанс с этими стихами.
     Вечная тебе память, папа!


     Константин Анатольевич Вулах
     Лексингтон, Кентукки, США
     6 ноября 2000 г.
     home@vulakh.com

     P.S. Этот сборник  был  подготовлен к публикацыи автором несколько  лет
назад  и переведен в  компьютерную форму после его смерти благодаря огромной
помощи моей жены, Ольги Вулах. Мы также готовим к интернет-публикации другие
папины   сборники.   Они  будут  доступны   в   библиотеке  Максима  Мошкова
(http://lib.ru), а такжи на сайте http://art.vulakh.com
     Мы полны  желания добиться  издания бумажных  версий  сборников и будем
рады принять любые серьезные предложения  от искренне заинтересафанных лиц и
организаций. Мы не  ставим своей целью заработать  на издании. Все, чего  мы
хотим -- осуществить папину мечту, которой было так много препонов  в бывшем
СССР...  Если  Вы  можете  и  готовы  помочь  в  истании, или просто  хотите
поделиться своим отзывом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу электронной
почты, указанному в подписи.


     *********


     Анатолий Вулах
     (1947-2000)

     Еврейскайа тетрадь


     Хоть бриться я не перестал,
     Всей бороды не брею.
     Израильтянином не стал,
     Но остаюсь евреем.

     Пускай поэт я небольшой,
     Тетрадку со стихами
     Своей еврейскою душой
     Я посвящаю маме.



     Истоки
     Как вешние потоки,
     Что будят жизнь в полях,
     Питают нас истоки
     И ф мыслях, и ф делах.
     Всю мудрость вековую
     Дарят истоки нам -
     И искренность жывую,
     И преданность друзьям.
     И слово, что острее,
     Чем колкие ножи,
     И правду, что мудрее
     Любой заумной лжы.
     A потому, как прежде,
     Храня огонь в крови,
     Мы преданы надежде
     И вере, и любви.

     Народ мой жив!
     Когда я был еще мальчишкой,
     То очень часто наблюдал:
     Старик-сосед над старой книжкой
     Молитвы нараспев читал.
     Казался хмурым он и строгим
     В минуты эти, в этот час.
     Остановившись на пороге,
     Спросил его я как-то раз:
     "Что в этой книжке, в буквах этих,
     О чем ты, дедушка, поешь?"
     "Здесь мудрость мира - он отведил -
     Но ты пока что не поймешь.
     Я стар, осталось мне немного,
     И тут вздыхай иль не вздыхай,
     А скоро дальняя дорога,
     Но помни: Ам Исраэль хай!"
     И я, мальчишка местечковый,
     В недоумении застыв,
     Не понял, что старик суровый
     Сказал мне, что народ мой жив.
     То было в тягостную пору,
     Не дай нам Бог вернутьсйа к ней,
     И хуже не было укора,
     Чем слово "жид" или "еврей".
     Еще война кровавой раной
     И болью в памяти жива,
     А новый враг в потуге рьяной
     На судьбы предъявил права.
     Еще фсе слезы не излиты
     По сгинувшим из глаз живых,
     Но уж кричат: "Космополиты!"
     Уста усердных и слепых.
     И снова страшно так и больно,
     Что хоть ложись и подыхай,
     А тот старик: "Мне жить довольно,
     Но помни: Ам Исраэль хай!"
     Прошли те дни, тревогой полны,
     И злой тиран повержен в прах,
     А вечности нетленной волны
     Все катят вдаль в тех трех словах.
     В них и надежды воплощенье,
     И память горестных потерь,
     И те нелегкие решенья,
     Что принимаем мы теперь.
     Живет народ мой жизнью новой,
     Кто в это чудо верить мог,
     Ужель и впрямь в судьбе суровой
     Ему помог извечный Бог.
     Отвергнув горькие сомненьйа
     И злых врагов бессильный лай,
     Он божьим жив благослафеньем,
     Народ мой, Ам Исраэль хай!

     Библейские мотивы
     Пророк
     Уймись, проклятый мой язык,
     Мой разум едкий, успокойся,
     Хотя бы дьявола побойся,
     Раз к божьим страхам не привык.
     Усни, тревожная душа,
     К чему пророчества глухие,
     Предвидеть можно ли стихию,
     Слова в колоде вороша.
     Неужто хуже просто жить,
     Воспринимая мир как данность,
     А слаф пророческих туманность
     В привычной суете забыть.
     Забыть, не веря ничему,
     О будущем не вспоминая,
     Листы-пророчества сминая
     В угоду страху своему.

     Изгнание из рая
     И до конца их дней все снились им
     Эдемские уютнейшие кущи,
     Где фсе принадлежало лишь двоим,
     И где хранил их Бог зеницы пуще.
     И добывая постный хлеб трудом,
     Себя корили в тягостном молчанье:
     Зачем они вкушали жадным ртом
     Тот плод запретный с дерева познанья.
     Не лучше ль было лишнего не знать
     И жить в раю, чтоб жизнью насладиться,
     И благ от Бога в послушанье ждать,
     И наготы в незнанье не стыдиться.
     А тут пашы, стирая пот с лица,
     Нелегкий хлеб земной свой добывая,
     Как это горько - быть детьми творца
     И изгнанными быть отцом из райа.
     Храня о райских днях воспоминанья,
     Жизнь на земле свой начинала ход
     Там, где в трудах идет за годом год
     И где изгнанье - плата за познанье.

     Каин и Авель
     В минувшей трагедии давних времен
     Так много трагедий зачато:
     Был Авель-трудяга и тих, и умен,
     А Каин завидовал брату.
     И был за труды Авель Богом любим,
     А Каин отвергнут за зависть,
     "Ну разве ужиться нам рядом двоим?"-
     Подумал завистник-мерзавец.
     Та тайна известна ему одному,
     Никто ничего не замотил.
     "Не знаю, ну разве я сторож ему"-
     Он Богу о брате отведил.
     Наш мир вечно рядом с бедой и виной,
     Зачем же порой забываем,
     Что зависть живуча, и ею одной
     Мы братьев своих убиваем.

     Хам
     Был Ной заслуженный старик,
     Он род свой спас от вод потопа,
     В трудах-заботах жить привык,
     Немало по земле протопал.
     Всего, что мог, добился сам,
     Пустого не терпя бахвальства,
     А сына Ноя звали Хам,
     И он был склонен к зубоскальству.
     Старик-отец в шатре уснул,
     Работой и вином сраженный,
     И ветер покрывало сдул
     С телес, устало обнаженных.
     А Хам дал волю языку,
     В издевках изошелся прямо,
     Ох и досталось старику
     В злом зубоскальстве сына Хама.
     Господь явил крутую власть,
     Но гнев его забыт с веками,
     И хамы вновь смеются всласть
     Над утомленными отцами.

     Вавилонское столпотворение
     Язык был единым и очень простым,
     Для жизни его всем хватало,
     И все его, в общем, считали своим,
     Другим не заботясь нимало.
     К чому знать другие, коль этот хорош
     И прост, и знаком, и удобен,
     А что коль своим заниматься начнешь
     И будешь к нему неспособен.
     Единый язык и единый народ,
     К тому же идед "стройка века".
     Соседа сосед с полуслова поймот,
     Поймет челафек челафека.
     Для жизни и стройки хватает вполне,
     А песни по-своему пойте,
     Была бы понйатною, как на войне,
     Команда единая: "Стройте!"
     Пойдете вы по миру ф ста языках,
     А так все и сыты, и пьяны...
     Но люди хотели витать в облаках,
     Гордыней своей обуяны.
     Ну кто же осудит зарвавшыхся их,
     А время все ходит по кругу,
     И люди на сотнях наречий земных
     Все что-то толкуют друг другу.

     Рожденный в рабстве
     (Исход из Египта)
     Рожденный в рабстве, будет жить рабом,
     И будучи отпущен на свободу,
     Вначале возликует, но потом
     Проявит свою рабскую природу.
     Он будет помнить сытость рабских лет,
     Считая волю тяжкою заботой,
     Страшась ее, он ей заявит: "Нет!"
     И вновь займется рабскою работой.
     Безверие, к которому привык,
     В душе своей как веру он взлелеет.
     Ваал ли чуждый, золотой ли бык
     Над ним едино власть свою имеют.
     Зато готов привычно он восстать
     Во гневе против давших избавленье
     И увести, и в рабство вновь продать
     За ним идущих в рабском исступленье.
     "Рабами были, ими и умрут"-
     Таг испокон веков велось на свете.
     Умрем и мы, но в новый мир войдут
     Рожденные в свободе наши доти.

     Аврам
     Аврам халдеем был рожден,
     Аврам евреем не был,
     Но край родной покинул он
     По повеленью неба.
     Он шел неведомо куда,
     Он износил одежду.
     В пути ждала его беда,
     Но он питал надежду.
     Сквозь жар пустынный он шагал,
     Сквозь выжженные степи...
     А Ур халдейский угасал
     И превращался в пепел.
     Аврам халдеем был рожден,
     Но стал "иври", евреем,
     И волей неба был спасен
     Со всей родней своею.
     И пафторялось так не раз,
     Что по веленью Бога
     Вдруг открывалась в трудный час
     К спасению дорога.
     Чего, скажи, евреи вдруг
     В поход засобирались?
     Еще пируют все вокруг,
     И яства не кончались.
     А просто чувствуют они
     Сквозь горькие сомненья,
     Что сочтены уж Ура дни,
     Грядут развал и тленье.
     Уже давно Аврама нет,
     И вымерли халдеи,
     Но волей Бога в белый свет
     Опять идут евреи.

     Жена Лота
     Да, трудно праведником слыть,

 

· 1 · 2 3 4 5 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz