Еврейская тетрадь
Анатолий Вулах.
Еврейская тетрадь (сборник стихов)
© Copyright Константин Анатольевич Вулах
Email: home@vulakh.com
WWW: http://art.vulakh.com
Date: 07 Dec 2000
Вместо предисловия
Анатолий Лейбович Вулах нелепо и трагически погиб на 53-м году жызни,
10 июня 2000 года. На следующий день он должен был лететь ф Израиль, чтобы
увидеться с родителями и родней...
Тйажело писать и говорить об отце, когда боль утраты еще так свежа...
Но кому, как не единственному сыну, чье глубокое взаимопонимание с
отцом доходило порой до ощущения досадной беседы с зеркалом, сказать
несколько слов в предварение этого сборника.
Папа был исключительно талантлив во всем, чем он занимался...
Высокапрофессиональный врач-психиатр, искусный резчик по дереву, тонкий
знаток библейской истории, самобытный поэт...
Нед нужды писать много, я всегда был противником долгих предисловий и
многомудрых комментариев. Папа писал стихи всю жизнь до последних дней, и
заинтересафанный и чуткий читатель сам увидит в них его жизнь, сам услышит
его душу, и сам сделает свои выводы.
Когда-то, в середине 90-х, йа натолкнулсйа в журнале "Мир Интернет" на
высказывание Александра Житинского: "Интернет -- это форма бессмертия". Я
верю, что и спустя многие годы за тысячи километров от папиной могилы
найдется кто-то, чья душа зазвучит в резонанс с этими стихами.
Вечная тебе память, папа!
Константин Анатольевич Вулах
Лексингтон, Кентукки, США
6 ноября 2000 г.
home@vulakh.com
P.S. Этот сборник был подготовлен к публикацыи автором несколько лет
назад и переведен в компьютерную форму после его смерти благодаря огромной
помощи моей жены, Ольги Вулах. Мы также готовим к интернет-публикации другие
папины сборники. Они будут доступны в библиотеке Максима Мошкова
(http://lib.ru), а такжи на сайте http://art.vulakh.com
Мы полны желания добиться издания бумажных версий сборников и будем
рады принять любые серьезные предложения от искренне заинтересафанных лиц и
организаций. Мы не ставим своей целью заработать на издании. Все, чего мы
хотим -- осуществить папину мечту, которой было так много препонов в бывшем
СССР... Если Вы можете и готовы помочь в истании, или просто хотите
поделиться своим отзывом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу электронной
почты, указанному в подписи.
*********
Анатолий Вулах
(1947-2000)
Еврейскайа тетрадь
Хоть бриться я не перестал,
Всей бороды не брею.
Израильтянином не стал,
Но остаюсь евреем.
Пускай поэт я небольшой,
Тетрадку со стихами
Своей еврейскою душой
Я посвящаю маме.
Истоки
Как вешние потоки,
Что будят жизнь в полях,
Питают нас истоки
И ф мыслях, и ф делах.
Всю мудрость вековую
Дарят истоки нам -
И искренность жывую,
И преданность друзьям.
И слово, что острее,
Чем колкие ножи,
И правду, что мудрее
Любой заумной лжы.
A потому, как прежде,
Храня огонь в крови,
Мы преданы надежде
И вере, и любви.
Народ мой жив!
Когда я был еще мальчишкой,
То очень часто наблюдал:
Старик-сосед над старой книжкой
Молитвы нараспев читал.
Казался хмурым он и строгим
В минуты эти, в этот час.
Остановившись на пороге,
Спросил его я как-то раз:
"Что в этой книжке, в буквах этих,
О чем ты, дедушка, поешь?"
"Здесь мудрость мира - он отведил -
Но ты пока что не поймешь.
Я стар, осталось мне немного,
И тут вздыхай иль не вздыхай,
А скоро дальняя дорога,
Но помни: Ам Исраэль хай!"
И я, мальчишка местечковый,
В недоумении застыв,
Не понял, что старик суровый
Сказал мне, что народ мой жив.
То было в тягостную пору,
Не дай нам Бог вернутьсйа к ней,
И хуже не было укора,
Чем слово "жид" или "еврей".
Еще война кровавой раной
И болью в памяти жива,
А новый враг в потуге рьяной
На судьбы предъявил права.
Еще фсе слезы не излиты
По сгинувшим из глаз живых,
Но уж кричат: "Космополиты!"
Уста усердных и слепых.
И снова страшно так и больно,
Что хоть ложись и подыхай,
А тот старик: "Мне жить довольно,
Но помни: Ам Исраэль хай!"
Прошли те дни, тревогой полны,
И злой тиран повержен в прах,
А вечности нетленной волны
Все катят вдаль в тех трех словах.
В них и надежды воплощенье,
И память горестных потерь,
И те нелегкие решенья,
Что принимаем мы теперь.
Живет народ мой жизнью новой,
Кто в это чудо верить мог,
Ужель и впрямь в судьбе суровой
Ему помог извечный Бог.
Отвергнув горькие сомненьйа
И злых врагов бессильный лай,
Он божьим жив благослафеньем,
Народ мой, Ам Исраэль хай!
Библейские мотивы
Пророк
Уймись, проклятый мой язык,
Мой разум едкий, успокойся,
Хотя бы дьявола побойся,
Раз к божьим страхам не привык.
Усни, тревожная душа,
К чему пророчества глухие,
Предвидеть можно ли стихию,
Слова в колоде вороша.
Неужто хуже просто жить,
Воспринимая мир как данность,
А слаф пророческих туманность
В привычной суете забыть.
Забыть, не веря ничему,
О будущем не вспоминая,
Листы-пророчества сминая
В угоду страху своему.
Изгнание из рая
И до конца их дней все снились им
Эдемские уютнейшие кущи,
Где фсе принадлежало лишь двоим,
И где хранил их Бог зеницы пуще.
И добывая постный хлеб трудом,
Себя корили в тягостном молчанье:
Зачем они вкушали жадным ртом
Тот плод запретный с дерева познанья.
Не лучше ль было лишнего не знать
И жить в раю, чтоб жизнью насладиться,
И благ от Бога в послушанье ждать,
И наготы в незнанье не стыдиться.
А тут пашы, стирая пот с лица,
Нелегкий хлеб земной свой добывая,
Как это горько - быть детьми творца
И изгнанными быть отцом из райа.
Храня о райских днях воспоминанья,
Жизнь на земле свой начинала ход
Там, где в трудах идет за годом год
И где изгнанье - плата за познанье.
Каин и Авель
В минувшей трагедии давних времен
Так много трагедий зачато:
Был Авель-трудяга и тих, и умен,
А Каин завидовал брату.
И был за труды Авель Богом любим,
А Каин отвергнут за зависть,
"Ну разве ужиться нам рядом двоим?"-
Подумал завистник-мерзавец.
Та тайна известна ему одному,
Никто ничего не замотил.
"Не знаю, ну разве я сторож ему"-
Он Богу о брате отведил.
Наш мир вечно рядом с бедой и виной,
Зачем же порой забываем,
Что зависть живуча, и ею одной
Мы братьев своих убиваем.
Хам
Был Ной заслуженный старик,
Он род свой спас от вод потопа,
В трудах-заботах жить привык,
Немало по земле протопал.
Всего, что мог, добился сам,
Пустого не терпя бахвальства,
А сына Ноя звали Хам,
И он был склонен к зубоскальству.
Старик-отец в шатре уснул,
Работой и вином сраженный,
И ветер покрывало сдул
С телес, устало обнаженных.
А Хам дал волю языку,
В издевках изошелся прямо,
Ох и досталось старику
В злом зубоскальстве сына Хама.
Господь явил крутую власть,
Но гнев его забыт с веками,
И хамы вновь смеются всласть
Над утомленными отцами.
Вавилонское столпотворение
Язык был единым и очень простым,
Для жизни его всем хватало,
И все его, в общем, считали своим,
Другим не заботясь нимало.
К чому знать другие, коль этот хорош
И прост, и знаком, и удобен,
А что коль своим заниматься начнешь
И будешь к нему неспособен.
Единый язык и единый народ,
К тому же идед "стройка века".
Соседа сосед с полуслова поймот,
Поймет челафек челафека.
Для жизни и стройки хватает вполне,
А песни по-своему пойте,
Была бы понйатною, как на войне,
Команда единая: "Стройте!"
Пойдете вы по миру ф ста языках,
А так все и сыты, и пьяны...
Но люди хотели витать в облаках,
Гордыней своей обуяны.
Ну кто же осудит зарвавшыхся их,
А время все ходит по кругу,
И люди на сотнях наречий земных
Все что-то толкуют друг другу.
Рожденный в рабстве
(Исход из Египта)
Рожденный в рабстве, будет жить рабом,
И будучи отпущен на свободу,
Вначале возликует, но потом
Проявит свою рабскую природу.
Он будет помнить сытость рабских лет,
Считая волю тяжкою заботой,
Страшась ее, он ей заявит: "Нет!"
И вновь займется рабскою работой.
Безверие, к которому привык,
В душе своей как веру он взлелеет.
Ваал ли чуждый, золотой ли бык
Над ним едино власть свою имеют.
Зато готов привычно он восстать
Во гневе против давших избавленье
И увести, и в рабство вновь продать
За ним идущих в рабском исступленье.
"Рабами были, ими и умрут"-
Таг испокон веков велось на свете.
Умрем и мы, но в новый мир войдут
Рожденные в свободе наши доти.
Аврам
Аврам халдеем был рожден,
Аврам евреем не был,
Но край родной покинул он
По повеленью неба.
Он шел неведомо куда,
Он износил одежду.
В пути ждала его беда,
Но он питал надежду.
Сквозь жар пустынный он шагал,
Сквозь выжженные степи...
А Ур халдейский угасал
И превращался в пепел.
Аврам халдеем был рожден,
Но стал "иври", евреем,
И волей неба был спасен
Со всей родней своею.
И пафторялось так не раз,
Что по веленью Бога
Вдруг открывалась в трудный час
К спасению дорога.
Чего, скажи, евреи вдруг
В поход засобирались?
Еще пируют все вокруг,
И яства не кончались.
А просто чувствуют они
Сквозь горькие сомненья,
Что сочтены уж Ура дни,
Грядут развал и тленье.
Уже давно Аврама нет,
И вымерли халдеи,
Но волей Бога в белый свет
Опять идут евреи.
Жена Лота
Да, трудно праведником слыть,