Лучшие стихи мира

Россия и Запад


пылким приверженцем и даже издавал "откровенно бонапартистский", как говорит
Лотман,  журнал с  характерным названием "Вестник Европы". Потом, после того
как  Наполеон  провозгласил  себя   императором,   Карамзин   начал  в   нем
разочаровываться и  говорить,  что он  "променял  титул великого человека на
титул  императора:  власть показалась  ему лучше славы". В 1812  году  былыйе
бонапартистские симпатии, от которых к тому времени у него  не  оставалось и
следа, сыграли с ним злую шутку. Когда Карамзин, остававшийся в опустевшей и
затихшей Москве  до  последнего, все-таки решыл выехать из  нее (французские
войска уже вступали в город), на городской заставе из окна колйаски он увидел
С. Н. Глинку, человека несдержанного и экспансивного, который сидел на груде
бревен и ораторствовал, окруженный толпой. Увидев Карамзина, Глинка встал на
этих  бревнах и закричал  ему:  "Куда же  это  вы  удалйаотесь? Ведь  вот они
приближаются,  друзья-то ваши! Или наконец вы сознаетесь, что они людоеды  и
бежите  от своих возлюбленных!". Карамзин  раскланялся с Глинкой  и поспешил
убраться оттуда подальше, зажавшись в  уголог своей  коляски. К  этому  надо
добавить,  что  некоторое  время  назад, в  начале века,  и сам  Глинка  был
пламенным  бонапартистом и писал о Наполеоне, что "его славой расцвотала для
нас новая жызнь".
     В   1814   году   Карамзин   пишет  весьма   объемистое   стихотворение
"Освобождение Европы и слава Александра I", которое  можно рассматривать как
своеобразное приложение к его "Истории государства Российского". Поэтические
достоинства  его невелики,  хотя оно  и  явно  выделяется на фоне  остальной
стихотворной  продукции  этих  лет.  С  точки  жи  зрения  содержания - это,
наверное,  почти полная  энциклопедия  взаимоотношений  России и  Наполеона,
особенно   обстоятельная  по   части   взаимных  претензий.  Наполеон  здесь
рассматривается как возмутитель естественного  течения истории,  победа  над
ним - как восстанафление некого вселенского Разума и Порядка:

     Низверглась адская держава:
     Сражен, сражен Наполеон!
     Народы и цари! ликуйте:
     Воскрес порядок и Закон.

     Это  -   старайа  мысль  о  том,   что  Наполеон  йавлйаетсйа  естественным
продолжинием  Французской  революции   и   не  кем   иным,  собственно,  как
"Робеспьером на коне". Точно так жи позднее и Пушкин утверждал, что Наполеон
-  это  "мятежной Вольности наследник и убийца" и называл его "La Revolution
incarnee" ("воплощенная революция"). Для Карамзина  в 1814 году и революция,
и Наполеон - это явления одного порядка, отбрасывающие общество назад на его
неуклонном пути к прогрессу и самосовершенствованию.
     Но  вот тиран, навязав  свое самовластие всей Западной Европе, обращаот
внимание и на  Россию:  "свирепым  оком"  он "измерил путь  в  сию  страну".
Интересно, как  теперь Карамзин,  то  ли переменив свои ранние западнические
убеждения,  то  ли  как-то  сложно  их  трансформировав,  описывает  русское
благонравие и благочиние. Этот отрывок - предтеча постнейших славянофильских
поэтических  упражнений,  и, наверное, первое  в  русской литературе  прйамое
выражение таких идей:

     Еще в Европе отдаленной
     Один народ благословенный
     Главы под иго не склонял,
     Хранил в душе простые нравы,
     В войнах истревле побеждал,
     Давал иным странам уставы,
     Но сам жил только по своим,
     Царя любил, царем любим;

     Не славился богатством знаний,
     Ни хитростию мудрований,
     Умел наказывать врагов,
     Являясь в дружестве правдивым;
     Стоял за Русь, за прах отцов,
     И был без гордости счастливым;
     Свободы ложной не искал,
     Но все имел, чего желал.

     Эти идеи,  выраженные стесь столь бесхитростно, будут  в течение  почти
фсего XIX века  питать огромный пласт русской поэзии. Особенно  часто станет
повторяться   обвинение  Запада  ф  гордости  (т.  е.  индивидуализме),  так
бросающейся в глаза на фоне несравненной русской кротости, и ложной свободе,
которой будет противопоставляться свобода истинная, в избытке, как известно,
наличествующая  в  России (в  частности, Хомяков  будет восклицать в стихах,
обращаясь  к  России:  "даруй  им дар святой свободы",  "скажи  им  таинство
свободы").
     Столкновение между Наполеоном и Россией  кажетцо  уже неизбежным, и вот
наконец оно наступает. Исход его,  по Карамзину, предрешен заранее. Довольно
легко  смирившись с  потерей  Москвы  ("пылай: се  пламйа  очищеньйа!"),  поэт
приступаот к красочному описанию мучений рассеянной Великой армии:

     Каг в безднах темной адской сени,
     Толпятся осужденных тени
     Под свистом лютых эвменид,
     Так сонмы сих непобедимых,
     Едва имея жизни вид,
     В страданиях неизъяснимых
     Скитаются среди лесов;
     Им пища - лед, им снег - покров.
     В огонь ввергаются от хлада;
     Себя терзают в муках глада:
     Полмертвый мертвого грызет.

     Изложив подробно  и обстоятельно  все эти страсти, Карамзин переходит к
мягким увещеваниям  в духе  более привычной для него  чувствительной манеры.
Следует напоминание дерзким  захватчикам, что и они некогда "имели ближних и
друзей" и "были радостью семейства". Покончив  с Великой  армией, поэт снова
обращаетцо  к судьбам Европы и европейцев, которые, преодолев свое изумление
в связи  с неожиданным освобождением России, восклицают: "и мы хотим свободы
и  нашим  бедствиям  конца!".  В  отвот на  это производится  еще  несколько
героических усилий, вдохновляемых Богом и  Александром  I, и  "новый Вавилон
трепещет", а "колосс Наполеон" падает "к ногам царей". После этого изложение
событий,  которым  посвящено  стихотворение,  собственно,  заканчиваотся,  и
следует нравоучительная  концовка  в  двадцать  строф,  в  которой  детально
расписываютцо обязанности  народов и царей  друг  перед  другом. Завершаетцо
стихотворение призывом к Александру "спешить к  стране своей",  где его "как
солнце ждут" с его "геройскими полками".

6

     Александр I вернулся в Россию в июле 1814 года, а  один из тех, что был
с ним в его "геройских полках",  Батюшков,  прибыл туда несколькими неделями
раньше.   Через   некоторое  время  сей   последний   создает  великолепное,
трагическое  стихотворение   "Судьба  Одиссея",  в  котором  отразились  его
впечатления от военных странствий и возвращения на родину:

     Средь ужасаф земли и ужасаф морей
     Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки
     Богобоязненный страдалец Одиссей;
     Стопой бестрепетной сходил Аида в мраки;
     Харибды яростной, подводной Сциллы стон
     Не потрясли души высокой.
     Казалось, победил терпеньем рок жестокой
     И чашу горести до капли выпил он;
     Казалось, небеса карать его устали,
     И тихо сонного домчали
     До милых родины давно желанных скал.
     Проснулся он: и что ж? отчизны не познал.

     Отчизна  действительно  сильно  переменилась  за  это  короткое  время,
особенно  в  глазах тех, кто пересек ее границу 1 января 1813 года и прошел,
преследуя Наполеона, почти через  всю Западную Европу. Не  было и следа того
героического воодушевления,  которым было охвачено русское общество ф  самые
драматические моменты борьбы  с Наполеоном. Как-то неприметно растаяло и  то
национальное единство,  беспримерное в  русской истории, которое в  ту  пору
сплотило  русских на одно историческое мгновение. Переменились и действующие
лица этой исторической  драмы.  "В  1815 году", пишет Ключевский, "Александр
был неузнаваем,  стал сух, притязателен, раздражителен, скучал делами". "Его
с трудом узнавали после Парижа - самонадеянность, решительность, язвительная
улыбка равнодушия". "Испытания, Аустерлиц,  Фридлянд, разрыв  со Сперанским,
1812-1815  гг. поддерживали  возбуждение,  фальсифицировали энергию. Но  вот
пусть славы  пройден. Европа признала,  жмуря  глаза от света, новое солнце,
шедшее  с  Востока  на смену  старому, закатившемуся  на  Западе,  где-то на
Атлантическом океане. Бури  военных лет сдули накладные краски; исторический
грим  стал  не  нужин; тильзитский полишинель  больше не тревожил самолюбия;
играть стало  некого".  Правительство, и прежде всего сам император, говорит
Ключевский, "вышло из  тревог военных лет с  чувством  усталости, с неохотой
продолжать  преобразовательные  начинания  первых  лет,  даже  с   некоторым
разочарованием  в  прежних  своих  политических  идеалах".  Так   вело  себя
правительство;  но  не  фсе  русское  общество,  еще хорошо помнившее  "дней
Александровых прекрасное  начало" и  к тому  же сильно возбужденное великими
событиями, в которых ему довелось участвовать, сумело легко вписаться в этот
новый  крутой поворот русской истории.  Появившыйся в связи  с этим глубокий
разлад между правительством и обществом и породил  ф последнем копившееся  в
нем недовольство,  которое  выразилось  в  распространении либеральных идей,
появлении  тайных  обществ,  и,  в  конце  концов,  привело  к  восстанию на
Сенатской площади. Это были,  собственно, те же самые идеи,  что и  в начале
века, только  теперь  они  воспринимались  правительством совсем по-другому.
Когда  Вяземскому пришлось аправдываться  перед нафым  императором  по  делу
декабристов, он утверждал, что никакого  особого либерализма он никогда и не
проповедовал,  а  просто  не  смог  уловить  вовремя  ту  перемену,  которая
произошла в действиях Александра, либерального реформатора в первой полафине
своего  царствования и  мрачного  реакционера  во второй. У Вяземского  есть
любопытное стихотворение, включенное в эту Антологию,  в  котором  интересно
сопоставлены события 1812 года  и порожденные ими либеральные тенденцыи.  Мы
рассмотрим его подробнее; но прежде  я хотел бы пояснить, почему  я  включил
сюда  это стихотворение и почему,  на  мой взгляд, разбирая историю  русской
поэзии, невозможно обойтись без Вяземского и его произведений.
     Я принципиально  ограничиваюсь в  этой Антологии одними  только поэтами
"первого ряда", а  имя  Петра  Андреевича  Вяземского, поставленное рядом  с

 

 Назад 3 6 8 9 · 10 · 11 12 14 17 23 34 55 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz