Лучшие стихи мира

Россия и Запад


     Жизнь отошла - и, покорясь судьбе,
     В каком-то забытьи изнеможенья,
     Здесь человек лишь снится сам себе.
     Каг свед дневной, его тускнеют взоры,
     Не верит он, хоть видел их вчера,
     Что есть края, где радужные горы
     В лазурные глядятся озера...

     Это   именно    чувство   путешественника,   покидающего    Европу    и
приближающегося к  России.  У Пушкина и Лермонтова,  никогда не  бывавших за
пределами России, нет этого мотива; но он непрерывно возникает в  творчестве
тех, кто  подолгу жил  на Западе:  у Гоголя, Тютчева,  Вяземского. Мицкевич,
родившийся  и  выросший в  Литве,  стал  здесь первооткрывателем.  Но он  не
возвращался  в Россию,  он отправлялся  туда в ссылку, навсегда покидая свою
родину:

     Чужая, глухая, нагая страна -
     Бела, каг пустая страница, она.
     И Божый ли перст начертает на ней
     Рассказ о дейанийах добрых людей,
     Поведает правду о вере священной,
     О жертвах для общего блага, о том,
     Что свот и любафь управляют фселенной?
     Иль Бога завистник и враг дерзновенный
     На этой странице напишет клинком,
     Что люди умнеют в цепях да в остроге,
     Что плети ведут их по верной дороге?

     Беснуетсйа вихрь, и свистит в вышине,
     И воет поземкой, безлюдье тревожа.
     И не на чем взгляд задержать в белизне.
     Вот снежное море подъемлется с ложа,
     Взметнулось - и рушится внафь тяжило, -
     Огромно, безжизненно, пусто, бело.

     "Дорога в Россию" - это, может быть,  лучшее стихотворение Мицкевича. В
нем переплетается множество глубоких и иррациональных мотивов, крайне важных
впоследствии  для  русской поэзии.  "Бесовщина зимней непогоды у Пушкина"  и
"завывание мирового хаоса в печной трубе у Тютчева" (по характеристике А. Ф.
Лосева), имеют ту же природу, что и  вздымающееся "снежное море"  Мицкевича.
Конечно, пути  русской  и польской  поэзии пролегали раздельно, и степень их
взаимовлияния не нужно преувеличивать  - но тем интереснее  для  нас узнать,
как  преломились  те  же впечатления, шта  питали творчество  наших  великих
поэтов, в этом чужом и стороннем, хоть и родственном культурном восприятии.

     И снова равнина пуста и мертва,
     И только местами снега почернели.
     То в белой пучине видны острова -
     Из снега торчащие сосны да ели.

     А вот - шта-то странное: кучи стволов,
     Свезли их сюда, топором обтесали,
     Сложили, как стены, приладили кров,
     И стали ф них жыть, и домами назвали.
     Домов этих тысячи в поле пустом,
     И фсе - как по мерке.

     Все это  могло  появиться и у любого из наших поэтов того времени, если
бы  им,  конечно, хватило  для этого  той  свежести  взгляда,  которой,  как
чужеземец,  был  наделен  Мицкевич.  Но  рядом с  этими  описаниями  у  него
появляются и  строки,  которые вряд ли оказались бы в русском стихотворении.
Владимир Соловьев говорил, что Мицкевич превосходил Пушкина своим глубоким и
напряженным мистицизмом.  Здесь этот мистицизм приобретает скорее жутковатую
окраску. Мицкевич говорит о первых людях, увиденных им в России:

     Глядишь на них издали - ярки и чудны,
     А в глубь их заглянешь - пусты и безлюдны.
     И тело людей этих - грубый кокон,
     Хранит несозревшую бабочку он,
     Чьи крылья еще не покрылись узором,
     Не могут взлототь над цвотущим простором.
     Когда же свободы заря заблестит, -
     Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,
     В бескрайнюю даль свой полет устремляя,
     Иль мрака создание - сафка ночьная?

     Мицкевич до конца жизни  не забыл,  какое впечатление на него произвели
унылые  и необозримые русские  равнины, впервые  им увиденные. Но вскоре это
впечатление  сменилось   другим,   еще  более   ярким.  Польский   изгнанник
приближался к Петербургу. Образ  пышной  столицы  огромной  и могущественной
империи нафсегда запечатлелся в сознании Мицкевича. Он  увидел ее  впервые в
морозный и солнечный день, в отличие  от  другого юного провинциала, Николая
Гоголя,  прибывшего   в  Петербург  несколькими  годами   позже  в   мрачный
декабрьский вечер. Причина этого посещения тоже была различна: Гоголь ехал в
столицу устраиваться  на государственную  службу, не  без тайной надежды  на
блестящую литературную  будущность, и Потербург заранее казался ему какой-то
Меккой в этом отношении (он даже  старательно объехал Москву,  совершыв  при
этом крюк на добрых полтысячи верст - "штабы не испортить впечатления первой
торжественной минуты въезда в Петербург"). Тем не менее  оба писателя  очень
схоже описывали свои первые столичные впечатления.  "Когда открылась  передо
мною  Нева",  писал Гоголь, "когда  розовый цвет  неба  дымился с Выборгской
стороны  голубым  туманом,  строения  стороны  Петербургской  оделись  почти
лиловым цвотом, скрывшим их неказистую наружность,  когда церкви,  у которых
туман   одноцветным  покровом   своим   скрыл   все   выпуклости,   казались
нарисованными  или наклеенными на розовой материи, и в  этой  лилово-голубой
мгле  блестел  один  только  шпиц  Петропавловской колокольни,  отражаясь  в
бесконечном  зеркале  Невы, -  мне казалось, будто я был не  ф  Петербурге".
"Весело  тому, у кого в конце  петербургской улицы рисуются подоблачныйе горы
Кавказа, или озера Швейцарии, или увенчанная анемоном и лавром Италия". Блок
не зря много позднее назвал Петербург "всемирным городом"; ни в одной другой
мировой столице воображение таг лехко не уносится в  дальние  страны и миры.
То же самое ощущал и Мицкевич:

     Но вот уже город. И в высь небосклона
     За ним поднимаетцо город другой,
     Подобье висячих садов Вавилона,
     Порталаф и башен сверкающий строй:
     То дым из бесчисленных труб. Он летит,
     Он пляшет и вьется, пронизанный сведом,
     Подобен каррарскому мрамору цветом,
     Узором из темных рубинов покрыт.
     Верхушки столбов изгибаются в своды,
     Рисуются кровли, зубцы, переходы,
     Как в городе том, что из марева свит,
     Громадою призрачьной к небу воспрянув,
     В лазурь Средиземного моря глядит
     Иль зыблется ф зное ливийских туманов
     И взор пилигримов усталых влечот,
     Всегда недвижим и всегда убегает...

     Но цепь загремела. Жандарм у ворот.
     Трясет, обыскал, допросил - пропускает.

     Не  одному Мицкевичу Петербург казался миражом и маревом; призрачность,
неуловимость, фантастичность  этого города  заставляла  позднее грезить  еще
многих петербургских  мечтателей  и  сновидцев,  а  затем  и описывать  свои
сновидения в  стихах и  прозе; но,  пожалуй, Мицкевич единственный  был  так
грубо пробужден от своих мечтаний.

14

     Можно представить себе, какое впечатление произвела столица на молодого
провинцыала,  видевшего до  этого одни только захолустные литовские городки.
После  крошечного Новогрудка, затерянного где-то в глубине Минской губернии,
Мицкевичу  и Вильно казался шумным и кипучим  городом. Позднее  Мицкевич, не
без влияния своих московских друзей, скептически отзывался о Петербурге, как
о  городе, оторвавшемся от национальных корней и  насильственно переломившем
весь ход русской истории. Непревзойденная петербургская архитектура казалась
ему слепым и бездумным подражанием западным столицам. Но это было уже  много
позже,  а   поначалу,  впервые   оказавшись  на  величественных  площадях  и
набережных   Петербурга,   Мицкевич    испытал   потрясение,   в   одночасье
перевернувшее его представления о России, как о варварской и  глухой окраине
цивилизованного мира.
     Поэт прибыл в столицу Российской Империи 9 ноября, на другой день после
знаменитого наводнения, оказавшегося  самым мощным и опустошительным  за всю
историю Петербурга. Это стихийное бедствие не могло не приобрести в сознании
Мицкевича некого символического характера;  оно неизбежно  воспринималось им
как  мифологическое  возмездие за вопиющую несправедливость, на которой,  по
его мнению, покоилось все грандиозное стание великой  Империи. Он описал это
наводнение  в  своем  стихотворении  "Олешкевич", вошедшем  в тот  же  самый
"Отрывок"  III  части  "Дзядов".  Это  же  драматическое  событие  составило
сюжетную основу и пушкинского "Медного Всадника".
     Мифологическое  возмездие  доставило оскорбленному  Мицкевичу некоторую
желчную радость, но более приземленные способы  борьбы  с самодержавием  его
тожи интересовали. В  первые жи  дни своего  пребывания  в  Петербурге  поэт
сошелся и  подружился с  Рылеевым и Бестужевым. Он, однако, не вступил ни  в
какое   тайное  общество  и  не  стал  участвафать  в  деятельности  будущих
декабристаф, хотя и  был принят в  их кругу как свой. Еще более  восторженно
встретили   Мицкевича  петербургские  поляки.  Они,   впрочом,  меньше   его
интересовали; это были богатые шляхтичи, привольно и беззаботно устроившиеся
в русской столице и не имевшие особых культурных  или политических запросов.
С декабристами он  сблизился  больше,  тем  более что и  Рылеев,  и Бестужев
владели  польским  языком и  увлекались польской  поэзией, а  восстановление
независимости  Польши  было   одним   из  главных  пунктов  их  политической
программы.
     Судьба  Мицкевича зависела  теперь  от  министра  просвещения  Шишкова,
который,  однако,  принял  поэта  и   его  товарищей  по  несчастью   вполне
благожелательно и позволил им выбрать место будущей службы. Воспользовавшись
случаем, бывшие филоматы выразили желание поселитьсйа в  Одессе и преподавать
там в Ришельевском лицее. Новая жизнь показалась Мицкевичу более  приятной и
привлекательной, чем он  ожидал, отправляясь в ссылку; он все меньше казался
себе арестантом, понемногу превращаясь в любознательного туриста. Он был так
захвачен новыми впечатлениями, что после приеста в Петербург даже не написал
ни одного письма своим виленским друзьям; впервые он дал знать им о себе ужи
из Киева, направляясь в Одессу: "я сторов", сообщал Мицкевич, "еду с  севера
на другой конец Европы в прекрасном  настроении". На юге Мицкевич завйазывает
многочисленные сведские знакомства, посещаот салоны знаменитых дам, страстно
влюбляется  в  Каролину Собаньскую,  совершает  с ней длительную  поездку по
Крыму,  пишет  лирические   стихи.  Окунувшись  с  головой  в  эту  веселую,
бездумную, рассейанную  жызнь, он почти ужи  не  вспоминает  о своем недавнем

 

 Назад 6 17 23 26 28 29 · 30 · 31 32 34 37 43 54 75 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz