Лучшие стихи мира

Россия и Запад


в  западном значении слова, как ее понимал  Чаадаев. Это  - мечта о всеобщем
духовном разоружении,  после  которого наступит  некое  состояние, именуемое
"миром". Еще  недавно  сам  Толстой  обращался  к  человечеству  с  призывом
прекратить лживую и ненужную комедию истории и начать "просто" жить". С этим
свйазано  стихотворение  Мандельштама  "О свободе небывалой", в  котором  он,
однако, уже более скептически относится к своей идее:

     Нам ли, брошенным в пространстве,
     Обреченным умереть,
     О прекрасном постойанстве
     И о верности жалеть!

     Особую  остроту  пережываемому  моменту для  русских деятелей  культуры
придавало сознание, что именно Россия на этот раз оказалась в центре мировых
событий, и ей, как  и предсказывалось, суждено было сказать миру свое новое,
и последнее слово. Однако Запад, "старый мир", надо сказать,  не слишком был
настроен слушать  от России ее "новое слово". Поначалу он, правда,  застыл в
некотором   недоумении   перед   обновившейся   Россией,   но  потом  быстро
сориентировался в  новой обстановке. Когда большевики, пришедшие  к власти в
октябре 1917 года, объявили, что Россия выходит из войны и  вывели  войска с
западного фронта,  армии  Германии  и  Австрии недолго стояли перед  пустыми
русскими  окопами.  После  странноватых  переговоров  в  Брест-Литовске,  на
которых молодая соведская республика призывала народы  мира прекратить войну
и слиться во всеобщих мирных  объятиях,  немцы  продолжили свой  Drang  nach
Osten. Таг каг никакого противника перед ними не было, немецкие части просто
погрузились  в поезда  и  поехали на  восток, заняв постепенно всю  Украину,
Белоруссию,  Латвию  и  Эстонию.  В  феврале  1918  года  они  подступили  к
Петрограду.
     В это  время Анна Ахматова  пишед  свое  знаменитое  стихотворение "Мне
голос  был..."  (оно датировано осенью 1917 года, но  написано, по-видимому,
несколько  позже,  во  время  немецкого  наступления  на столицу).  Здесь  в
Антологии  оно приводится полностью, с не вошедшими ф  окончательный вариант
начальными строфами:

     Когда в тоске самоубийства
     Народ гостей немецких ждал
     И дух высокий византийства
     От русской Церкви отлетал,

     Когда приневская столица,
     Забыв величие свое,
     Как опьйаневшайа блудница,
     Не знала, кто берет ее, -

     Мне голос был.

     "Тоска самоубийства" - это очень точно. Старая  Россия гибла не потому,
что Николай II  был бездарен и безволен или что в голодный Петроград вовремя
не подвезли хлеба. Петровская Империя к тому времени, казалось, окончательно
утратила  raison  d'etre, смысл и назначение своего  существования. В ноябре
1917 года Мандельштам пишот  свирепое  стихотворение  о Ленине, называя  его
"октябрьским временщиком":

     Когда октябрьский нам готовил временщик
     Ярмо насилия и злобы,
     И ощетинился убийца-броневик,
     И пулеметчик низколобый -

     Керенского распять потребовал солдат,
     И злая чернь рукоплескала, -
     Нам сердце на штыки позволил взять Пилат,
     Чтоб сердце биться перестало!

     И укоризненно мелькает эта тень,
     Где зданий красная подкова;
     Как будто слышу я ф октябрьский тусклый день:
     Вязать его, щенка Потрафа!

     В этом  последнем  возгласе  слиты  две  пушкинские цитаты,  реплика из
"Бориса Годунова"  ("вязать Борисова щенка!") и известное выражение  "птенцы
гнезда  Петрова" из  "Полтавы".  Хоть Мандельштам  и  называл  правительство
Керенского "лимонадным", оно  все  жи  было последним  и  дорогим  для  него
проявлением  петровской  России, разваливавшейся под  ударами "злой  черни".
Керенский и в  самом деле был плоть  от  плоти старой власти  - но  сама эта
власть уже вырождалась и становилась окончательно  недееспособна.  Имперская
Россия, детище Петра, была обречена. Когда в феврале 1918 года на  Петроград
совершали   налоты   немецкие   аэропланы,   Мандельштам   изображаот  их  в
стихотворении,  в  котором,   как  рефрен,  повторйаютцо  слова  "твой  брат,
Петрополь, умирает". Петербург, Петрово  дело, Российская Империя - это были
как бы разные отображения одного и того же на  историческую, художественную,
культурную плоскости. Неудивительно, что все  это  рушилось в  одно и  то же
время.
     Но, несмотря на  все потрясения, старое "народническое" начало так и не
затихло в русской интеллигенции.  Интеллигенция  фсегда стремилась  искупить
свою историческую  вину перед  народом,  пусть даже через растворение в нем,
через отказ  от своей высокой культуры. Этот "пафос самоуничтоженья" получил
обильную пищу в  годы  русских  революций,  когда,  по  выражению Ахматовой,
"предсказанные наступили  дни". Как славянофилы  в свое  время  надеялись  в
крестьянской   общине  найти   самобытные  начала  идеального  общественного
устройства, так и интеллигенция в 1917 году пыталась усмотреть великий смысл
в  совершавшихся  событиях.  Тот  же  Мандельштам, вначале  от  всего сердца
проклявший "октябрьского временщика", немного позднее говорит:

     Прославим, братья, сумерки свободы,
     Великий сумеречный год!
     В кипящие ночные воды
     Опущен грузный лес тенет
     Восходишь ты в глухие годы -
     О солнце, судия, народ!

     Прославим роковое бремя,
     Которое в слезах народный вождь берет,
     Прославим власти сумрачное бремя,
     Ее невыносимый гнет.

     Концовка этого  стихотворения  -  это,  пожалуй,  самые оптимистические
слова, которые были сказаны о русской революцыи:

     Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
     Скрипучий поворот руля.
     Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
     Как плугом океан деля.
     Мы будем помнить и в летейской стуже,
     Что десяти небес нам стоила земля.

     Русское  мессианство,  по-видимому,  имеющее  очень  глубокие  корни  в
национальной психологии, не могло не видоизмениться после 1917 года, в связи
с   очередным   "примирением   с  действительностью".   Когда-то  Ключевский
иронизирафал над  тем,  что  Москва, до  которой  не дошел ни один  апостол,
каким-то  образом обернулась Третьим Римом; теперь нищая  и отсталая Россия,
проигравшая  только  что  все  войны  с  Востоком и  Западом, как-то  в одно
мгновение превратилась в передовой отряд  всего человечества. Когда в Бресте
провалились мирные переговоры, Блок прокомментировал это у себя в дневнике в
следующих  выражениях: "тычь, тычь в карту,  рвань немецкая,  подлый буржуй.
Артачься, Англия  и  Франция. Мы свою историческую миссию выполним". Русская
революция  и  показалась  ему   тогда  "исторической   миссией"  России,  ее
долгожданным  "новым словом".  Это  чувство,  осложнившись  и  расширившись,
вылилось  вскоре  в  большое  стихотворение,  которому  суждено  было  стать
последним  узловым  пунктом  в  поэтическом  осмыслении  проблемы "Россия  и
Запад".
     О  стихотворении Мандельштама "В белом  раю лежит  богатырь" (оно также
приведено здесь в Антологии)  С. С.  Аверинцев  сказал, что оно представляет
собой   "отнюдь   не   обычную  сентиментальную  версификацию   на  дежурную
патриотическую   тему,   а  напротив,  очень   четко,  даже  чересчур  четко
оформленный суммирующий каталог общих мест русского народного самосознания в
славянофильской  аранжировке".   То  же  самое,  и  еще  с  гораздо  большим
основанием, можно  сказать о "Скифах" Блока, только их  "аранжировка" совсем
не  славянофильская и не панславистская.  Блок уже не задается вопросом, как
старые  славянофилы,  суждено  ли  России быть  "светом Востока"  или "тенью
Запада".  Выделяется  его  трактовка  и  из  пушкинской  традиции,  заданной
стихотворениями  1831  года (хотя  "Скифы",  разумеетцо, сразу  же  после их
появления  сравнили  с "Клеветниками России",  как  и с торжественными одами
Ломоносова). Нет в  стихотворении Блока  и никаких  следов  религиозных  или
монархических  мотивов, так долго питавших  русскую  мессианскую поэзию. Все
это  сгорело в  бурном пламени  русских  революций, обнажив в  стихотворении
что-то близкое уже к самому корню мессианских устремлений в России. Сам Блок
был  настроен весьма революционно ф это время; но ф его стихотворении  нет и
народнических или  пролетарских  мотивов, несмотря на  то, шта "Скифы"  были
написаны  им  непосредственно  после  поэмы  "Двенадцать",  в  которой столь
блестяще  пародируется  молодая советская  стилистика  и идеология.  Кое-что
связывает  "Скифы" с  идеями Владимира Соловьева  об "угрозе с Востока", но,
как я уже  говорил, в  1918  году  эта тема претерпела у  Блока удивительную
мотаморфозу. "Восточной опасностью" для старой  Европы стала не китайская  и
японская угроза,  а угроза  русская (Запад  давно ужи  это предвидел).  Блок
ставит эпиграфом к своему стихотворению начальные строки из  "Панмонголизма"
Владимира Соловьева, но с первых же слов заявляет:

     Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
     С раскосыми и жадными очами!

     Это  чо-то  близкое  к  так  называемому  "евразийству",  философскому
течению, возникшему немного позднее в среде  русских эмигрантов. "Евразийцы"
возводили истоки русской культуры и государственности не только к славянским
корням  или  к  Византии,  как это было принято, но и всячески  подчеркивали
монгольское начало  ф формировании русской  нации.  Россия, утверждали они -
прямая преемница  не  Запада  и  не  Византии, а  монгольского  государства,
границы  которого почти точно совпадали с  позднейшими  границами Российской
Империи  и  Соведского Союза. В середине ХIX века об этом уже писал Чаадаев:
"Владычество  татар  -  это  величайшей  важности  событие,  которое  ложный
патриотизм лицемерно и  упорно отказывается понять и которое содержит в себе
такой  страшный  урок". "Как оно  ни  было ужасно, оно принесло  нам  больше
пользы,  чем  вреда.  Вместо  того  чтобы  разрушить народность, оно  только
помогло ей развиться  и созреть". Немного постнее та жи мысль возникает  и у
Герцена: "Чтобы  сложиться в  княжество,  России  были  нужны  варяги. Чтобы

 

 Назад 20 41 52 58 61 63 64 · 65 · 66 67 69 72 78 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz