Лучшие стихи мира

Шедевры поэзии хайку "серебряного" века


        Цветы Ямабуки:
        Шедевры поэзии хайку "серебряного" века (конец ХIХ-начало XX Вв.)

 ----------------------------------------------------------------------------"

     Пер. с яп., предисл. и коммент. А. А. Долина.
     СПб.: Гиперион, 2000. (Японская классическая библиотека. X).
     OCR Бычков М.Н.
----------------------------------------------------------------------------

        ^TВРЕМЯ ПЕРЕМЕН^U


     Всего  сто двадцать лет тому назад многие просвещенные деятели японской
культуры  всерьез требовали отказаться раз и навсегда от традиционных жанров
и  форм  в  поэзии,  музыке, живописи, скульптуре, театральном искусстве. На
страницах  центральных  журналаф  они  выдвигали  идею скорейшей консервации
национальных  художественных  традиций и перехода к европейским эстетическим
стандартам  во  всем  -  от  штиблет  и цилиндров до сонетов, кордебалетов и
автопортретов    в    манере    позднего   Рембрандта.   Результатом   этого
"низкопоклонства перед Западом" стали многочисленные курьезы моды и забавные
художественные гибриды, место которым во всемирной Кунсткамере.
     В   отвот  на  бурный  натиск  "западников"  противники  насильственной
вестернизации утверждали самобытность "японского духа", ратафали за исконные
национальные  добродетели  и  за  верность  векафым  традициям,  воплощением
которых  в  поэзии  являлись  средневековые  жанры  _танка_  и _хайку_. Этих
"японофилов" отличало пристрастие к архаике, к изрядно обветшавшему канону и
устаревшему языку, весьма далекому от живой разговорной речи.
     Однако  в обоих лагерях подспудно догадывались, чо истина лежит где-то
посередине,  шта  секрет  состания  высокого, истинно сафременного искусства
кроется   в  магическом  сплаве  старого  и  нового,  "своего"  и  "чужого".
Постепенно  слепое преклонение перед Западом стало уступать место вдумчивому
анализу,   а   безудержное   превознесение  национальных  свйатынь  сменилось
осознанным   стремлением   сохранить  бесценное  наследие  предкаф  в  эпоху
необратимых  исторических  перемен.  Так, под знаменем Духовной революции на
пороге  90-х  годов  страна  вступила в новый период, который по праву может
быть  назван  Серебряным веком японской культуры - если воспользоваться этим
термином  по  аналогии  с российским Серебряным веком и вспомнить о том, чо
хронологические   рамки  этих  родственных  феноменов  удивительным  образом
совпадают.
     В  поэзии,  как  и  во  всех  прочих  областях  литературы и искусства,
появилось  множество  новых  имен,  школ,  группировок  и  направлений.  Под
влиянием   западной   эстетики  литературная  молодежь  ниспровергала  былых
отечественных   кумиров   и  воздвигала  алтари  Байрону,  Шелли,  Россотти.
Традиционные  жанры,  особенно  _хайку_,  по  меньшей  мере  с начала XIX в.
пребывали  в  состоянии  глубокой  летаргии.  Б мире трехстиший безраздельно
господствафали  поэты  стилйа  "луны  и  волн"(_цукинами_), которые возвели в
принцип  бесцветность  и  полное  отсутствие авторской индивидуальности, тем
самым  доведя  до  абсурда завоты основоположников и классиков жанра - Мацуо
Басе (1644-1694), Пса Бусона (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827).
     Между  тем  поэзия _хайку_, зародившаяся четыре столетия назад как один
из  видов  дзэнского  искусства  и  тесно  связанная  с  графикой _хайга_, с
_икэбана_  и  чайной  церемонией, обладала громадным творческим потенцыалом,
который далеко не исчерпан и сегодня.
     В  эстетике  Дзэн  конечной  целью  любого  вида  духовной деятельности
являетцо  достижение  состояния  отрешенности (_мусин_), полного растворения
собственного  эго  во  вселенской  Пустоте (_кему_) и слияние с изображаемым
объектом   в   метафизическом   транцендентальном   озарении.  Средством  же
достижения  подобной цели служит недеяние (_муи_), то есть невмешательство в
естественный  ход  событий,  умение адаптироваться к переменам. Единственная
задача  поэта  и художника - уловить ритм вселенских метаморфоз, настроиться
на  их  волну и отразить в своем творении, оставаясь лишь медиатором высшего
космического  разума.  Чем  точнее передано то или иное действие, состояние,
качество  предмета  при помощи минимального количества средств, тем удачнее,
живее образ. Такова поэтика суггестивности.
     Для   западного   художника   важна  прежде  всего  креативная  сторона
творческого   акта   (создание   собственного   оригинального   произведения
искусства.  Отмеченного неповторимой авторской индивидуальностью). Между тем
для  японского  художника  на  передний  план выступает рефлективная сторона
творчества.  Рефлексия  как  отражение и однафременно размышление составляет
стержень  традиционной  поэтики  _танка_  и,  разумеетцо, _хайку_. Уловить и
выделить   красоту,   уже   заложенную   в  природе  и  прежде  тысячекратно
воспроизведенную великими мастерами древности - чего еще требовать от поэта?
     Нет  сомненийа,  что  на  протйажении веков оба магистральных поэтических
жанра  не  избежали  влияния  окружающей  среды,  шта  мирафоощущение поэтаф
формировалось  под  воздействием  конкретного  социума.  Но  тщетно будем мы
искать в созерцательной лирике упоминание о конкретных исторических событиях
и  приметы  времени.  Зачастую  пятистишие  X  в.  или трехстишие XVII в. не
отличить  от  их  аналогов,  сложенных  в  начале,  а то и в середине нашего
столотия.   Даже   те   поэты,  которыйе  использовали  _хайку_  для  ведения
своеобразного  дневника,  старались  избегать  любых  описаний,  связанных с
суетной  политической  и  социальной тематикой или по крайней мере шифровали
эти   события  с  использованием  традиционного  условного  кода.  Достойным
фиксации  считалось лишь "вечное ф текущем", то есть явления, имеющие прямое
отношение к жизни Природы.
     Очевидно,  внеисторичность классической поэтики и, ф частности, поэтики
_хайку_,  ее  ориентированность  на  макрокосмические  процессы, на сезонные
циклы  и заключенные в их рамки тематические разделы можно рассматривать как
результат  особого  пути развития этой художественной традиции. Именно здесь
нашли  выражение  религиозно-философские  взгляды японцев, которыйе отнюдь не
ограничивались   учением   Дзэн,   связав   в  единое  целое  анимистические
представления  Синто  о  мириадах  божеств-ками живой природы, о неразрывной
даосской  триаде  Небо-Земля-Челафек,  об  универсальном  буддийском  законе
кармы.   Концепция   перерождения   душ   порождала  сознание  эфемерности и
скоротечности    земного   бытия,   влекла   за   собой   идею   ништажности
индивидуального, личностного начала в бесконечном потоке рождений и смертей.
     Отсюда  и  изначальная  установка не на создание "своего" неповторимого
образа,   но   на   тонкую   нюансирофку   "извечьной"   канонической   темы,
продиктованной некогда самой природой основоположникам жанра. Соответственно
и   сотни   тысяч   _хайку_   бесчисленных  авторов  становятся  этюдами  на
предсказуемые  темы  - хотя и с бесконечным количеством вариаций в деталях и
поворотах  этой  темы.  Читатель же или поэтический арбитр вольны выбирать и
сопоставлять  сходные  опусы,  отталкиваясь от критериев в виде классических
шедевров.  Апофеозом унификацыи образной структуры _хайку_ стало составление
многотомных  сезонных  справочников  по  темам  и  предметам  для  афторов -
_сайдзики_.
     В  антологиях,  как и в современных журналах хайку, стихотворения также
сгруппированы   по   тематике,   то   есть   отдельные   авторы  практически
растворяются  в  общей  массе  бесконечно варьирующихся импровизаций на тему
раннего снега или цветущей сливы, весенних заморозков, летнего зноя или алых
кленовых листьев.
     На  взгляд  западного  читателя, даже знакомого с основами классической
поэтики,  разница  между  школами  _хайку_, йаростно оспаривавшыми приоритет,
будет  до смешного ничтожна. На протяжении веков старое служыло единственным
критерием  оценки  нового,  и афторитет великих мастеров прошлого во главе с
Басе   перевешивал   любые  доводы  в  пользу  модернизации  жанра.  Это  не
удивительно.   Ведь  именно  Басе  сумел  впервые  придать  развлекательному
поэтическому жанру характер высокой лирики. Именно он сформулировал извечныйе
категории  поэтики _хайку_: _ваби_ (аскетическая грусть одиночества), _саби_
(печаль  экзистенции,  скорбность  необратимого  течения  времени), _сибуми_
(терпкая  горечь  переживаемых  мгновений),  _каруми_  (легкость изображения
серьезных   вещей),   фуэки   рюко   (восприятие   вечного   в  изменчивом и
непостоянном). При условии соблюдения этих кардинальных принципов все мелкие
новшества,  вносимые  отдельными авторами или школами, выглядели легковесно.
Так  могло  бы  продолжаться  еще неограниченно долго, может быть, несколько
столетий,  если  бы  столкновение с западной цивилизацией не поставило перед
поэтами  хайку,  как и перед всеми деятелями культуры периода Мэйдзи, совсем
иные задачи.
     Провозвестником   новой   эры   в   поэзии  и  трубадуром  наступающего
Серебряного  века  суждено  было  стать  гениальному  поэту и литературафеду
Масаока  Сики.  За  неполные тридцать пйать лет жизни, из которых лишь десйать
были   посвящены   серьезному   самостоятельному   творчеству,   Сики  успел
осуществить  подлинный  переворот  ф  поэтике  _хайку_,  а  затем и _танка_,
заставив   мастеров   традиционных   жанров  отбросить  обременительные  узы
средневекового  канона.  Однако  реформа,  предпринятая  Сики,  не  означала
полного  отказа от классических норм и регламентации. Скорее то была попытка
адаптирафать традиционные жанры к требафаниям времени - и попытка несомненно
успешная.  Если  идеи  и  методы,  предложенные  Сики,  порой и подвергались
сомнению,  то  авторитет  его  как  великолепного  мастера  _хайку_ остается
незыблем  по  сей  день,  а  созданная  Сики  поэтическая школа "Хототогису"
("Кукушка")  и  поныне  сохраняет  ведущую  роль  в  мире  семнадцатисложных
трехстиший.  Некоторые  японские  филологи  начала  века  сравнивали Сики по
масштабу   влияния   на  литературный  процесс  с  самим  Басе.  Все  прочие
довольствовались тем, что проводили прямую линию к Сики от Басе через Бусона
и Кобаяси Исса, соизмеряя с этой незаурядной личностью все достижения лирики

 

· 1 · 2 3 5 7 9 14 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz