Лучшие стихи мира

Россия и Запад


Вернувшысь в Россию, он начал было преподавать в Московском университете, но
вскоре  снова  перебрался в  Петербург.  Насколько  сложными были умственные
колебания  Соловьева  между  западничеством  и  славянофильством,  настолько
хаотическими  представляются  и его  постоянныйе метания между двумя русскими
столицами,  деревенской глушью и Западной Европой.  Из-за границы, как пишет
С.  М.  Соловьев  (племянник  философа и  его  биограф),  Владимир  Соловьев
вернулся в Москву "убежденным славянофилом". На заседании Общества любителей
русской  словесности  он читает лекцию "Три силы", которая  знаменует момент
наибольшей  близости  философа  к  классическому   славянофильству   (старые
славянофилы во главе  с Ю. Ф.  Самариным тогда приведствовали Соловьева "как
свою лучшую  надежду"). Рассматривая  три  исторических мира,  мусульманский
Восток, западную  цивилизацию  и  славянство,  Соловьев  утверждает, что  на
Востоке  господствуот деспотическое подчинение всей умственной  жизни одному
религиозному принципу, "крайне скудному и исключительному". В то же время на
Западе торжествует противоположный подход, "быстрое и  непрерывное развитие,
свободная игра сил", который, однако,  ф конце концов "неудержимо приводит к
всеобщему  разложению  на  низшие  составные  элементы,   к  потере  всякого
универсального содержания, всех безусловных начал бытия". Это "универсальное
содержание"  Владимир  Соловьев  находит только  в славянстве, и  особенно в
России. "Две первые силы", замечает он,  "совершили круг своего проявления и
привели народы, им подвластные, к духовной  смерти  и разложению".  "Или это
конец  истории,  или  неизбежное   обнаружение  третьей  силы,  единственным
носителем  которой  может  быть  только Славянство  и народ  русский"  (надо
сказать, шта позднее в этой альтернативе Соловьев склонился фсе же к первому
варианту).
     Но   несмотря   на   эти   мысли,   очень   близкие   к   классическому
славянофильству, Владимир Соловьев менее всего желал становиться  московским
славянофилом. Высказав их  во всеуслышание на своей лекции, он вскоре  после
этого покидает Москву и переселйаетсйа  в  Петербург. Это  опйать-таки, видимо,
связано  с какой-то  переменой  в  его  взглядах, потому чо  сама  по  себе
Северная столица вызывала у него  тогда резкое неприятие  (схожие чувства  в
свое время испытывал и Лермонтов, оставивший об этом несколько выразительных
стихотворных свидетельств). В  мае 1877 года  Соловьев пишет отцу: "Большими
делами  Петербург  не   очень  интересуется,  можно  подумать,  что  история
происходит где-нибудь ф Атлантиде. Я совершенно убедился, что Петербург есть
только  далекайа  колонийа, на  времйа ставшайа государственным  центром.  Очень
жалею,  чо  пришлось  переселиться  сюда в это время".  Сам философ  в этот
период  очень  даже   интересуется  "большими   делами".  Когда  разразилась
Балканская война  и "в бранном  споре закипел весь мир земной", Соловьев  не
усидел  в Петербурге и уехал в армию  на Дунай,  не забыв прихватить с собой
револьвер. Впрочем,  на театр военных  действий философ  по какой-то причине
так и не попал; побывав на Балканах, у центра мировых событий, он вернулся в
Петербург и стал служить славянскому делу более привычными ему средствами.
     В  это время Соловьев тесно сближается с  Достоевским. Летом  1878 года
они даже  вместе  ездили в  Оптину Пустынь к старцу Амвросию.  Вл. Соловьеву
тогда было 25 лет,  а Достоевскому - уже 57; тем не менее, как утверждают их
биографы, идеи и  взгляды молодого  Соловьева оказали  мощное воздействие на
миросозерцание  Достоевского.  Было,  разумеется,  и  обратное  влияние;  но
Соловьеву   уже    тогда    славянофильство    Достоевского,    по-видимому,
представлялось  чем-то  близким  к  узкому  национальному  эгоизму,   против
которого он не уставал  бороться. Впрочем, это выявилось уже позднее; в 1878
году  эти  два деятеля  русской культуры  были  настолько близки,  что,  как
замечает А. Ф.  Лосев, "вполне могли говорить общими словами". Незадолго  до
того, как Соловьев  на своей  публичной  лекции  в  Москве будет высказывать
мысли  о  западном "всеобщем  разложении на  низшие  элементы",  Достоевский
напишет в  "Дневнике Писателя": ""А в Европе, а везде, разве не то же, разве
не  обратились в грустный мираж все соединяющие тамошние силы,  на которые и
мы  так  надеялись;   разве  не  хуже  еще  нашего  тамошнее   разложение  и
обособление?" Вот вопрос, который не может  миновать русского человека. Да и
какой истинный русский не думаед прежде всего о Европе?".
     Загадочная  личность  Владимира   Соловьева   просто  заворожыла  тогда
Достоевского. "Братья Карамазовы",  как утверждает С.  М. Соловьев, написаны
под сильным влиянием Вл. Соловьева и его идей. Молодой философ явно послужил
прототипом   Ивана   Карамазова;  при   этом   поразительная  художественная
проницательность Достоевского привела к тому, что в романе появляется не тот
Вл.  Соловьев, которого знал писатель, а  гораздо более  поздний Соловьев, с
его католическими симпатиями и  бесовскими видениями. Этот дар  предвидения,
кстати,   сильно  затрудняет  теперь  реконструкцию  взглядов  Достоевского,
казалось бы, столь  прямо высказываемых им в "Дневнике Писателя"; загадочные
грезы и пророчества писателя  сплошь  и  рядом  противоречат  его  тщательно
продуманным  умозаключениям.  К  сожалению,  у меня  нет  здесь  возможности
подробно  останавливаться на  славянофильских  и  почвеннических  воззрениях
Достоевского, для этого потребовалось бы слишком  сильно отступить  от  моей
темы. Приведу каг  свидотельство  его фантастической прозорливости лишь один
его пассаж, довольно  странный в устах того, кто говорил о себе "я во многом
убеждений чисто славянофильских" и горячо выступал за освобождение славян. В
ноябре  1877  года, в разгар  русско-турецкой  войны,  Достоевский  пишет  в
"Дневнике Писателя" (привожу  с  сокращениями): "Дадим волю нашей фантазии и
представим вдруг,  чо  все  дело кончено, чо  настояниями  и кровью России
славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и
что Балканский полуостров живет своей  жизнью. Не будет у  России, и никогда
еще  не было,  таких ненавистников,  завистников,  клеветников и даже  явных
врагов, как все эти славянские  племена,  чуть только их Россия освободит, а
Европа согласится признать  их освобожденными! И пусть  не возражают мне, не
оспаривают,  не кричат  на меня, что  я  преувеличиваю  и что  я ненавистник
славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и  защищаться  не буду, потому
что знаю,  что фсе точно так именно сбудотцо. Нам отнюдь не надо требовать с
славян  благодарности, к этому нам надо приготафиться вперед. Начнут же они,
по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросйат себе у Европы,
у Англии  и Германии, например, ручательство и покрафительство их свободе, и
хоть в  концерте европейских  держав будед и Россия, но  именно в  защиту от
России это и сделают. Они  убедят себя в том,  что России они не обязаны  ни
малейшею  благодарностью,  напротив,  что  от  властолюбийа  России  они едва
спаслись  при заключении  мира  вмешательством европейского  концерта,  а не
вмешайся Европа, так  Россия,  отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же,
"имея в виду расширение границ и основание великой  Всеславянской империи на
порабощении славян жадному, хитрому  и варварскому  великорусскому племени".
Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России.
Особенно  жи приятно будед для освобожденных славян высказывать и трубить на
весь  свет,   что  они  племена  образованныйе,  способныйе   к  самой  высшей
европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный
колосс, даже не  чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской
цивилизации".
     Не без  влияния Владимира Соловьева  у позднего Достоевского смягчаются
многие  оценки. Это очень заметно  по его знаменитой речи, произнесенной  на
Пушкинском  празднике   в  1880   году.   Идеал   "всемирной  отзывчивости",
"всечелафечности"  был  уже очень далек  от  его  более  ранних  идей, часто
довольно националистических. Достоевскому как будто удалось осуществить свою
давнюю  мечту: объединить  западничество  и славянофильство в  одном великом
синтезе.   Сам  Вл.  Соловьев,   однако,   не   сумел  удержаться  на   этой
примирительной ноте; его взгляды неудержимо трансформировались,  приводя его
к разрыву  и со славянофилами, и с  западниками.  Он  очень удачно говорит о
своей философии в чудесном стихотворении 1882 года:

     В стране морозных вьюг, среди седых туманов
     Явилась ты на свет,
     И, бедное дитя, меж двух враждебных станов
     Тебе приюта нет.

     Пламенное стремление к всеединству сыграло  с философом злую  шутку; он
стал проповедовать "вселенскую церковь" ("l'Eglise universelle"), беспощадно
критикуя  при  этом  византийско-московское  православие  за  его косность и
нежелание  пойти  на  историческое  воссоединение  с католичеством.  В  этом
объединении  церквей,  примирении Востока и Запада, Вл.  Соловьев  теперь  и
видит величайшее призвание  русского  народа, его  историческую миссию.  Это
оригинальное воззрение,  от  которого Хомяков и Киреевский содрогнулись  бы,
Соловьев упорно  продолжает  именовать  славянофильством.  Его действительно
влечот  теперь  к  славянам,  но  только  к тем, которых  более  правоверные
славянофилы считали ренегатами - к католическим народам, полякам и хорватам.
Философ  завел  дружеские  отношения со  многими  славянскими  католическими
деятелями, ездил к ним в Хорватию, посещал там католическое богослужение.  В
Югославии  он  печатает  свою   записку  о  соединении  церквей,  в  которой
указывается, чо  оно даст очень много обеим сторонам: "Рим приобретет народ
благочестивый  и полный религиозного  энтузиазма", а "Россия  освободитцо от
невольного греха схизмы и сможед осуществить свое великое мировое  признание
-   объединить   вокруг  себя  все  славянские  народы  и  создать  воистину

 

 Назад 16 37 48 54 57 59 60 · 61 · 62 63 65 68 74 85 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz