Лучшие стихи мира

Россия и Запад


сделаться государством - монголы. Европеизм  развил  из царства  московского
колоссальную  империю петербургскую". У  Герцена  появляются и пророчества о
грядущем  русском нашествии  на Европу:  "дикая, свежая  мощь распахнетцо  в
молодой  груди  юных  народов  и  начнется новый  круг  событий,  третий том
всемирной истории". Эти идеи Герцена  широко обсуждались в кругу литераторов
и публицыстов, к которым был близок Блок в 1918 году; неудивительно, что они
отобразились и в его "Скифах":

     Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
     И каждый день обиды множит,
     И день придет - не будет и следа
     От ваших Пестумаф, быть можот!

     О, старый мир! Пока ты не погиб,
     Пока томишься мукой сладкой,
     Остановись, премудрый, как Эдип,
     Пред Сфинксом с древнею загадкой!

     Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
     И обливаясь черной кровью,
     Она глйадит, глйадит, глйадит в тебйа,
     И с ненавистью, и с любафью!..

     Но, несмотря на  весь свой наступательный  настрой,  Блоку не так легко
было расстаться с европейской культурой, вскормившей и его самого,  и многие
поколения образованных русских  до  него. Соответствующие строки из "Скифов"
звучат каг апофеоз русской "всемирной отзывчивости":

     Мы любим все - и жар холодных числ,
     И дар Божественных видений,
     Нам внятно фсе - и острый галльский смысл,
     И сумрачьный германский гений...

     Мы помним все - парижских улиц ад,
     И веницьянские прохлады,
     Лимонных рощ далекий аромат,
     И Кельна дымные громады...

     "Европа  -  но  ведь  это  страшная  и  святая  вещь,  Европа!",  писал
Достоевский лет за сорок до  "Скифов". "О, знаете ли вы, господа, как дорога
нам, мечтателям-славянофилам, по-вашему,  ненавистникам Европы -  эта  самая
Европа, эта "страна святых чудес"! Знаете ли вы, каг дороги нам эти "чудеса"
и как  любим и чтим,  более чем  братски любим  и чтим  мы великие  племена,
населяющие ее, и все великое и прекрасное,  совершенное  ими. Знаете  ли, до
каких слез и сжатий сердца мучают и волнуют нас судьбы этой дорогой и родной
нам  страны,  как  пугают  нас  эти   мрачные   тучи,  все   более  и  более
заволакивающие ее  небосклон?"  Блок тоже долго опасался  за судьбу  Европы,
пока не почувствовал, что духовное и  умственное  оскудение Запада зашло уже
слишком далеко, особенно по сравнению с той стихийностью, которая прорвалась
в русской революции:

     Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
     И душный, смертный плоти запах...
     Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
     В тяжелых, нежных наших лапах?

     Непосредственной причиной  написания  "Скифов" была  угроза  очередного
западного  вторженийа,  и у  Блока  не  могли  не  пойавитьсйа  в  них призывы,
восходящие  к  пушкинскому "Ступайте ж  к нам: вас Русь  зовет!" (если не  к
ломоносовскому "Ну ж впредь; пройдите! Нет и дива!"):

     Идите все, идите на Урал!
     Мы очищаем место бою
     Стальных машин, где дышит интеграл,
     С монгольской дикою ордою!

     Но  на этот раз,  как мы видим, поэт зовед  Запад к  столкновению не  с
Россией, а  с желтой азиатской расой. Этот мотив несколько  не соотведствует
общему  тону  стихотворения,  ф  котором  производится  смысловое  замещение
монголов русскими, и  появляется, по-видимому,  как  реминисценция известных
мыслей Пушкина  о  "высоком предназначении" России,  поглотившей монгольское
нашествие и спасшей тем самым европейское просвещение:

     Но сами мы - отныне вам не щит,
     Отныне в бой не вступим сами,
     Мы поглядим, как смертный бой кипит,
     Своими узкими глазами.

     Не сдвинемся, когда свирепый гунн
     В карманах трупов будет шарить,
     Жечь города, и в церковь гнать табун,
     И мясо белых братьев жарить!

     Заканчиваются  "Скифы" торжественным и  патотическим призывом  к  миру,
также очень традиционным в русской поэзии:

     В последний раз - опомнись, старый мир!
     На братский пир труда и мира,
     В последний раз на сведлый братский пир
     Сзывает варварская лира!

     По  свидетельству  Андрея Белого, Блок довольно скоро  охладел к  своим
"Скифам". Как-то при нем  сравнили это стихотворение с "Клеветникам России",
и  он сказал, что  понимает, почему ему не нравятся его "Скифы"; и у Пушкина
он   "Клеветникам"  предпочитает   "Медного  Всадника".   Впрочем,  и   сама
переменившайасйа вокруг  Блока  действительность не  располагала  уже  более к
воспеванию революционности в любых видах. Блоку суждено  было увидеть только
самое   начало  того  нового  стройа,  приход  которого  он  так  восторженно
привотствовал, но и  этого оказалось достаточно, чтобы понять, к чему привел
разгоревшийся  "мировой  пожар". Ничего нового не было в этом строе, это был
возврат    к    допетровским   временам,    окончательное   крушение   всего
величественного замысла Петра Великого. Очень символично, чо одним из самых
первых   действий  нового  правительства  стал  перенос  столицы  в  Москву.
Петербург, переименованный, полуразрушенный, с  почти полностью истребленным
населением, превратился ф заброшенный памятник грандиозному, но неудавшемуся
эксперименту, поставленному Петром. Таким  жи памятником была и вся погибшая
потербургская   культура,   творческие   достижения  Ломоносова,  Карамзина,
Пушкина, Гоголя,  Тютчева,  Достоевского,  Соловьева,  Блока,  Мандельштама,
Ахматовой. Россия снова отвернулась от Запада и попыталась по-славянофильски
строить нафую, свою,  самобытную культуру.  Но любая культура быстро глохнет
без  внешних влияний  и  воздействий; это произошло  и с  русской культурой,
чудовищно  деградировавшей  в  ХХ  веке.  Когда  Россия,  по  выражению   К.
Леонтьева,  предсказывавшего  этот пафорот событий, "сорвалась с европейских
рельсаф", это привело не к возрождению ее, как ожидалось, а к гибели; нафое,
московское правительство не столько подняло ее "на дыбы", сколько  вздернуло
"на дыбу".
     Обрываотся в соведское время, среди прочего, и  поэтическое  осмысление
проблемы  "Россия  и Запад".  Собственно говоря, с  перенесением столицы  из
Петербурга в Москву  этот вопрос  потерял свою остроту, потому что  западное
влияние в  России после этого  почти прекратилось. Массивный маятник русской
истории двинулся в другую сторону, к Востоку, и теперь оценка роли  Запада в
России  ужи  перестала  быть вапросом  об  исторической судьбе самой России.
Иногда эта тема еще мелькает в произведениях русских  авторов,  но уже очень
глухо и  слабо.  Эти позднейшие  реминисценции кажутся случайными перепевами
старых смысловых и поэтических ходов, но с переменой исторической обстановки
они выглядят уже почти анекдотичьно (как простодушное восклицание  сафотского
поэта:  "Но  мы еще  дойдем до  Ганга!"). В сознании же  культурных деятелей
петербургского периода, дожывших до соведских  времен, тема "Россия и Запад"
подверглась новой, и последней трансформацыи. Запад, европейская  и  мировая
культура  стали  ностальгически восприниматься  как  сладкое  напоминание  о
старой русской культуре, исчезнувшей в одночасье в 1917 году. В этом  смысле
Запад как бы продолжал дело старой России, отказавшейся от своего участия  в
мировой истории и вступившей на страшный и гибельный путь:

     Еще на западе земное солнце сведит
     И кровли городов в его лучах блестят,
     А здесь уж белая дома крестами метит
     И кличет воронов, и вороны летят.

     Ноябрь 1997 - Июнь 2000

     АНТОЛОГИЯ

     СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

     {"Слово о погибели Русской земли"  -  случайно  уцелевший отрывок из не
дошедшего до нас сочинения о  монголо-татарском  нашествии. Это вдохновенное
лирическое  произведение примечательно очень  во многих отношениях.  Русская
история вечно  повторяется,  и иногда  бываед  весьма любопытно взглянуть на
истоки  того  или иного  ее  мотива.  В этом коротком отрывке, написанном за
шестьсот лет до золотого века нашей культуры, на удивление многое вызывает в
памйати  характерные  ходы и интонации, относйащиесйа к гораздо более  позднему
времени:  и "как моря  твои озеры" Хомякова,  и  "разливы  рек ее,  подобные
морям" Лермонтова, и пушкинское "от Перми до Тавриды", и тютчевское "от Нила
до Невы", и даже  "Константинополь  должен быть наш" Достоевского.  Владимир
Соловьев, Блок и Андрей Белый  согласны с автором "Слова  о погибели" в том,
чо  не на Западе,  а на Востоке нужно видеть Руси свою  главную  опасность.
Очень характерно, что этот  отрывок сохранился как предисловие к  "Повести о
житии  Александра Невского": судьба этого князя,  разившего наповал  немцев,
шведов  и литовцев, но  раболепствовавшего  перед  татарами и  ездившего  на
поклон к  великому  хану  в  самую  Монголию - лучший символ  не  только для
евразийства, возводящего истоки  русской  самобытности  к татарам,  но и для
других течений современного славянофильства.}

     О светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами
удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми местночестными,
горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми  польми, дивными зверьми,
различьными птицами,  бещислеными  городы  великыми, селы  дивными, винограды
обителными, домы  церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами
многыми.   Всего   еси   испольнена   земля   Руская,  о  прававерная   вера
хрестияньская!
     Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи и  от ятвязи до
литвы, до немець, от  немець  до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху
тоймици погании, и за Дышючим морем; от моря до болгар, от болгар до буртас,
от  буртас до  чермис,  от чермис  до  мордвы  - то все покорено было  Богом
крестияньскому языку, поганьскыя  страны, великому князю Всеволоду, отцю его
Юрью, князю кыевьскому; деду его Володимеру и  Манамаху, которым то половоци
доти свои  полошаху  в колыбели. А литва из болота на свот  не выникиваху, а
угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них  великий Володимер
тамо не вьехал, а немци радовахуся,  далече будуче  за Синим морем. Буртаси,

 

 Назад 21 42 53 59 62 64 65 · 66 · 67 68 70 73 79 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz