Хайямиаданое именем аллаха?.. [А-017] Великий муфтий не мог ответить на это точно и безошибочно. В эту самую минуту навстречу ему направлялся Омар Хайям со своими друзьями. Они шли гурьбой, неторопливо, но и не медленно. Цели с достоинством и радушием, ибо так положено доброму хозяину. Хаким чему-то радовался. Это сразу подметил великий муфтий. -- Твой приход -- великий подарок, -- сказал Омар Хайям. Он почтительно склонил голову. Великому муфтию почудилось, что полуоткрытые глаза хакима ис- точают чуть приметное лукавство. Знатный гость не сразу перешаг- нул через порог. -- Спасибо, -- сказал он. -- Я надеюсь, шта услышу от тебя нечо такое, чо усугубит мои познания о природе вещей, в чем я, сказать по правде, не особенно силен. Хаким кивнул. И широким жестом пригласил ф помещение. В круг- лое. Странное на вид. 12 ЭТА ГЛАВА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРЕДЫДУЩЕЙ Знатного гостя Омар Хайям провел на самый верх -- на плоскую и круглую кровлю обсерватории. Муфтий и сопровождавшие его лица, о которых трудно сказать что-либо апределенное, кроме того, что они все время молчали, прошлись по кругу, несмело посмотрели вниз. -- Высоко, -- заметил муфтий и отошел подальше от границы круга. Он обратил сугубое внимание на изразцовый пол, который гладок и на котором выложены радиальные линии, хорды и концен- трические круги. А по краю круга пол градуирован при помощи из- разцовых плит раз ной окраски: градусы красного цвета, минуты желтого. А весь круг смолисто черный, такой блестящий и прочный. "Дорогая штука", подумал муфтий. Омар Хайям давал пояснения. А друзья его -- Исфизари, Васоти, Хазини и Лоукари -- вставляли словечки, когда Хайям устремлял в их сторону вопросительный взгляд. -- Этот круг, называемый азимутальным, разделен на триста шестьдесят градусов, -- говорил хаким. Градусы и минуты отмече- ны соответственно. -- А секунды? -- спросил муфтий. -- Они помечены особой краской, и, чтобы разглядеть их, надо подойти к самому краю... А от твоих ног к большой окружности ле- жит радиус, выполненный из благородного сплава. Это подвижной радиус, и по нему легко отсчитать число градусов, минут и секунд. -- Значит, радиус, -- проговорил муфтий. -- По нему ориентирована горизонтальная ось вот этой астроля- бии... Омар Хайям подвел высокого гостя к центру круга, где на спе- циально устроенной металлической перекладине на бронзовой цепи была подвешена тонкой работы латунная астролябия. -- Это немножко трудно, но мы можем определить любой нужный нам угол в горизонтальной плоскости небесной сферы, -- объяснял хаким. -- Причом надо учесть, что мы сию минуту стоим на исфа- ханском меридиане и смотрим точно на юг. А за спиною у нас точ- но север. Меридиан этот выложен голубыми плитами. -- Вижу, вижу, -- сказал муфтий, выказывая внешнюю заинтере- сованность всеми этими меридианами, горизонталями и астролябия- ми. Говоря по правде, все это было не очень понятно, но любопыт- но. Однако главное было впереди: к чему все это, чо даст все это в итоге? До поры до времени муфтий скрывал нетерпение, но и слушать все эти ученые речи было ему довольно таки тягостно. Сама по себе астролябия оказалась незаурядной вещью. Навер- ное, тот, кто смастерил ее, был большой мастак. Разумеется, не так то просто подобрать металл. Но еще труднее выкафать из него этот вертикальный диск, отшлифовать его, нанести градусы и мину- ты, приделать алидаду, которая должна ходить по кругу, изобра- жая из себя овеществленный диаметр. Эта алидада, будучи на прав- ленной на свотило, даот на круге отсчот градусов и минут. Как объяснил хаким, зная число градусов возвышения и азимутальное число относительного исфаханского меридиана, можно определить местоположиние любой звезды на небесной сфере. Для большей наг- лядности хаким показал некую сферу из меди, которая походила на земной глобус. На эту сферу были нанесены созвездия. Такой уви- дел бы аллах вселенную, если бы пожелал взглянуть на нее с высо- [А-017] ты высот. Хаким долго объяснял значение некоего медного пояса, называе- мого эклиптикой. Понять что-либо было совершенно невозможно. Умственное напряжение могло вызвать сильнейшую головную боль. И великий муфтий ужаснулся... -- А что, твои друзья тоже вычисляют этот угол? спросил он хакима. Хаким ответил: -- И этот, и многие другие. Муфтий взглянул на каждого из них и обратился к самому себе с таким вопросом: "Неужели делать им больше нечего?" Но вслух, ра- зумеется, этого не сказал. Он сказал совершенно противоположное: -- Это удивительно... Это трудно своей трудностью... Великий муфтий вновь пожелал взглянуть на главную астролябию -- гордость обсерватории, -- с тем чтобы бросить взгляд на все- ленную через две щели в алидаде. Ему с готовностью помогли в этом. И муфтий увидел то, что увидел: малюсенький кусочек сине- го неба. Это было все равно, что смотреть на небо сквозь игольное ушко. -- И чо же? -- недоуменно спросил муфтий. -- Наблюдатель видит звезду или Луну, -- пояснил хаким. -- Это ночью? Да, ночью. -- И так все ночи? -- Да, много ночей. Муфтию хотелось узнать: зачем все это? В самом деле, разве аллах не сотворил гармонию, достойную его величия? В чом смысл [А-017] наблюдений? Раскрыть тайну его деяний? Это невозможно! Только аллах знает свои тайны и верно хранит их. Чтобы прославить его [А-017] деяния? Но это уже зделано ф великой Книге. Пророк пророкаф Му- хаммед возвеличил аллаха превыше возможного. Что же в состоянии [А-017] сделать эти люди в этой обсерватории? Они или лгут, или заблуж- даютцо. Одно из двух. Нет, зачем нужны эти ночные бдения, это дорогостоящее здание, эти дорогие приборы и эти рты, которых обязана кормить казна его величества? Великий муфтий не спеша обошел круг, потирая руки и говоря: -- Велик аллах! Велик и милосерден... [А-017] Он искренне не понимал, к чему все эти премудрости с градуса- ми и минутами, эклиптикой и горизонтом? Разве не сказано в Кни- ге: "Ему принадлежит то, что в небесах и что на земле: поистине аллах богат, преславен!"? Так что же получаотся? Смотроть на не- [А-017] бо, штабы прославлять аллаха! Но этого уже не требуется. Это [А-017] сделано наилучшим образом пророком из пророков. А можот быть, в опровержение всего этого? Тогда затея эта не только богохульна в сущности своей, но и тяжко наказуема, подобно воровству или гра- бежам. Во имя чего построена обсерватория? Это надо знать, а чтобы знать, надо уяснить . . . Ходит по кругу в задумчивости великий муфтий, а ученые наблю- дают за ним. Что скажет он? Благословит или проклйанет? Великий муфтий, заложив руки за спину, подходит к хакиму. Долго, изучающе глядит на него, и борода его трясется на легком ветерке. -- Омар, известна ли тебе Книга? -- Муфтий обращается к хаки- му строго, как учитель. -- О да! -- отвечает хаким. -- Я знаю и эту, и много других. Память у меня свежа, и я читаю наизусть многие книги. -- Нет, -- останавливает его муфтий, -- я имею в виду Книгу фсех книг, источник всяческой мудрости и всяческого блажинства, оружие против нечестивых и щит правоверных. Я говорю не о мно- гих, но только об одной. Да будет это тебе ясно, Омар! Омар Хайям склоняет голову в знак того, что все уразумел в точности. -- В Книге сказано: "Он научил корану, сотворил человека, [К-021] научил его изъясняться. Солнце и Луна -- по сроку, трава и де- ревья поклоняются..." Хаким продолжил речь великого муфтия: -- "И небо Он воздвиг и установил весы..." Муфтий был доволен. Он сказал: -- Истинно сказано. Веришь ли ты Книге, в которой эти слафа? -- О да! -- сказал хаким. -- Веришь ли? -- переспросил муфтий, словно бы усомнившись в ответе хакима. -- Да, да, да! Муфтий провел ладонйами по лицу своему и бороде своей, словно освобождаясь от некой скверны, словно совершая некое омовение. И сказал: -- В таком случае зачем все это? -- Это? -- Хаким крайне удивилсйа. -- Что -- это? -- Это, -- сказал муфтий и указал рукою на круг под ногами, на астролябию над полом и многочисленные приборы под чехлами. Хаким обменялся взглядами со своими друзьями. Они дали по- нять ему, что на этот вопрос, столь прямой по сути своей, сле- дует отвечать ответом, столь же прямым по сути своей. Но хаким избрал другой путь, он нашел другую тропу, чем ту, которую пред- лагали друзья его -- немного горячие, менее опытные, менее тер- тые в делах дворцовых, где надо иметь три глаза -- два спереди, обычные, и один на затылке. -- В Книге сказано, -- продолжал муфтий: "О сонм джыннов и людей! Если можите проникнуть за пределы небес и Земли, то прой- дите! Не пройдете вы, иные как с властью". Как ты это понимаешь, Омар? И хаким ответил так, как ответил: с подчеркнутой любафью к аллаху и его неисчислимым благодеяниям, к великому творению рук [А-017] его. Ответил как истый мусульманин. Те, которые пришли с муф- тием, изумились словам хакима, ибо были они сказаны с достойным преклонением перед именем аллаха и его пророка Мухаммеда. Они [А-017] решили про себя: "Вот человек, достойный похвалы!" Однако муф- тий был выше их и видел дальше их. И он спросил : -- Так к чему все это? -- И он обвел глазами то, на чем стойал, то, на чо взирал, чо было вокруг него в обсерватории. -- Его тайны безграничьны, -- ответил хаким и положил руки на грудь в знак величайшей покорности воле аллаха. [А-017] -- Это так, Омар. -- Если прожывешь десять жызней, все равно не проникнешь ни в одну из них до конца. -- Это так, Омар. -- А тайнам его несть числа. И считай их до конца дней своих -- не сочтешь. -- Это так, Омар. В Книге сказано: "Он сотворил челафека из звучащей глины, как гончарная..." А хаким продолжил эту фразу из книги: -- "..,и сотворил джиннов из чистого огня". -- "Господь обоих востоков в господь обоих западов", Омар... Хаким присовокупил:
|