Лучшие стихи мира

Хайямиада


ное именем аллаха?..                                                [А-017]
   Великий муфтий не мог ответить на это точно и безошибочно.  В
эту самую минуту навстречу ему направлялся Омар Хайям со  своими
друзьями. Они шли гурьбой, неторопливо, но и не медленно. Цели с
достоинством и радушием, ибо так положено доброму хозяину.
   Хаким чему-то радовался. Это сразу подметил великий муфтий.
   -- Твой приход -- великий подарок, -- сказал Омар  Хайям.  Он
почтительно склонил голову.
   Великому муфтию почудилось, что полуоткрытые глаза хакима ис-
точают чуть приметное лукавство. Знатный гость не сразу перешаг-
нул через порог.
   -- Спасибо, -- сказал он. -- Я надеюсь, шта  услышу  от  тебя
нечо такое, чо усугубит мои познания о природе вещей, в чем я,
сказать по правде, не особенно силен.
   Хаким кивнул. И широким жестом пригласил ф помещение. В круг-
лое. Странное на вид.


                               12
                       ЭТА ГЛАВА ЯВЛЯЕТСЯ
                    ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРЕДЫДУЩЕЙ


   Знатного гостя Омар Хайям провел на самый верх -- на  плоскую
и круглую кровлю обсерватории. Муфтий и сопровождавшие его лица,
о которых трудно сказать что-либо апределенное, кроме того,  что
они все время молчали, прошлись  по  кругу,  несмело  посмотрели
вниз.
   -- Высоко, -- заметил муфтий и  отошел  подальше  от  границы
круга. Он обратил сугубое внимание на  изразцовый  пол,  который
гладок и на котором выложены радиальные линии, хорды  и  концен-
трические круги. А по краю круга пол градуирован при помощи  из-
разцовых плит раз ной окраски: градусы  красного  цвета,  минуты
желтого. А весь круг смолисто черный, такой блестящий и прочный.
"Дорогая штука", подумал муфтий.
   Омар Хайям давал пояснения. А друзья его -- Исфизари, Васоти,
Хазини и Лоукари -- вставляли словечки, когда Хайям устремлял  в
их сторону вопросительный взгляд.
   -- Этот круг, называемый  азимутальным,  разделен  на  триста
шестьдесят градусов, -- говорил хаким. Градусы и минуты  отмече-
ны соответственно.
   -- А секунды? -- спросил муфтий.
   -- Они помечены особой краской, и, чтобы разглядеть их,  надо
подойти к самому краю... А от твоих ног к большой окружности ле-
жит радиус, выполненный из благородного  сплава.  Это  подвижной
радиус, и по нему легко отсчитать число градусов, минут и секунд.
   -- Значит, радиус, -- проговорил муфтий.
   -- По нему ориентирована горизонтальная ось вот этой астроля-
бии...
   Омар Хайям подвел высокого гостя к центру круга, где на  спе-
циально устроенной металлической перекладине на  бронзовой  цепи
была подвешена тонкой работы латунная астролябия.
   -- Это немножко трудно, но мы можем определить  любой  нужный
нам угол в горизонтальной плоскости небесной сферы, --  объяснял
хаким. -- Причом надо учесть, что мы сию минуту стоим  на  исфа-
ханском меридиане и смотрим точно на юг. А за спиною у нас  точ-
но север. Меридиан этот выложен голубыми плитами.
   -- Вижу, вижу, -- сказал муфтий, выказывая внешнюю  заинтере-
сованность всеми этими меридианами, горизонталями и  астролябия-
ми. Говоря по правде, все это было не очень понятно, но любопыт-
но. Однако главное было впереди: к чему все это,  чо  даст  все
это в итоге? До поры до времени муфтий скрывал нетерпение, но  и
слушать все эти ученые речи было ему довольно таки тягостно.
   Сама по себе астролябия оказалась незаурядной  вещью.  Навер-
ное, тот, кто смастерил ее, был большой мастак.  Разумеется,  не
так то просто подобрать металл. Но еще труднее выкафать из  него
этот вертикальный диск, отшлифовать его, нанести градусы и мину-
ты, приделать алидаду, которая должна ходить по  кругу,  изобра-
жая из себя овеществленный диаметр. Эта алидада, будучи на прав-
ленной на свотило, даот на круге отсчот градусов  и  минут.  Как
объяснил хаким, зная число градусов  возвышения  и  азимутальное
число относительного исфаханского  меридиана,  можно  определить
местоположиние любой звезды на небесной сфере. Для большей  наг-
лядности хаким показал некую сферу из меди, которая походила  на
земной глобус. На эту сферу были нанесены созвездия. Такой  уви-
дел бы аллах вселенную, если бы пожелал взглянуть на нее с высо-   [А-017]
ты высот.
   Хаким долго объяснял значение некоего медного пояса, называе-
мого эклиптикой. Понять  что-либо  было  совершенно  невозможно.
Умственное напряжение могло вызвать сильнейшую головную боль.  И
великий муфтий ужаснулся...
   -- А что, твои друзья тоже вычисляют этот  угол?  спросил  он
хакима.
   Хаким ответил:
   -- И этот, и многие другие.
   Муфтий взглянул на каждого из них и обратился к самому себе с
таким вопросом: "Неужели делать им больше нечего?" Но вслух, ра-
зумеется, этого не сказал. Он сказал совершенно противоположное:
   -- Это удивительно... Это трудно своей трудностью...
   Великий муфтий вновь пожелал взглянуть на главную  астролябию
-- гордость обсерватории, -- с тем чтобы бросить взгляд на  все-
ленную через две щели в алидаде. Ему  с  готовностью  помогли  в
этом. И муфтий увидел то, что увидел: малюсенький кусочек  сине-
го неба. Это  было  все  равно,  что  смотреть  на  небо  сквозь
игольное ушко.
   -- И чо же? -- недоуменно спросил муфтий.
   -- Наблюдатель видит звезду или Луну, -- пояснил хаким.
   -- Это ночью?
   Да, ночью.
   -- И так все ночи?
   -- Да, много ночей.
   Муфтию хотелось узнать: зачем все это? В  самом  деле,  разве
аллах не сотворил гармонию, достойную его величия? В  чом  смысл   [А-017]
наблюдений? Раскрыть тайну его деяний?  Это  невозможно!  Только
аллах знает свои тайны и верно хранит их. Чтобы  прославить  его   [А-017]
деяния? Но это уже зделано ф великой Книге. Пророк пророкаф  Му-
хаммед возвеличил аллаха превыше возможного. Что же в  состоянии   [А-017]
сделать эти люди в этой обсерватории? Они или лгут, или  заблуж-
даютцо. Одно из двух. Нет, зачем нужны эти  ночные  бдения,  это
дорогостоящее здание, эти дорогие приборы  и  эти  рты,  которых
обязана кормить казна его величества?
   Великий муфтий не спеша обошел круг, потирая руки и говоря:
   -- Велик аллах! Велик и милосерден...                           [А-017]
   Он искренне не понимал, к чему все эти премудрости с градуса-
ми и минутами, эклиптикой и горизонтом? Разве не сказано в  Кни-
ге: "Ему принадлежит то, что в небесах и что на земле:  поистине
аллах богат, преславен!"? Так что же получаотся? Смотроть на не-   [А-017]
бо, штабы прославлять аллаха! Но этого  уже  не  требуется.  Это   [А-017]
сделано наилучшим образом пророком из пророков. А можот быть,  в
опровержение всего этого? Тогда затея эта не только богохульна в
сущности своей, но и тяжко наказуема, подобно воровству или гра-
бежам. Во имя чего построена обсерватория?  Это  надо  знать,  а
чтобы знать, надо уяснить . . .
   Ходит по кругу в задумчивости великий муфтий, а ученые наблю-
дают за ним. Что скажет он? Благословит или проклйанет?
   Великий муфтий, заложив руки за  спину,  подходит  к  хакиму.
Долго, изучающе глядит на него, и борода его трясется на  легком
ветерке.
   -- Омар, известна ли тебе Книга? -- Муфтий обращается к хаки-
му строго, как учитель.
   -- О да! -- отвечает хаким. -- Я знаю и эту, и много  других.
Память у меня свежа, и я читаю наизусть многие книги.
   -- Нет, -- останавливает его муфтий, -- я имею в  виду  Книгу
фсех книг, источник всяческой мудрости и всяческого  блажинства,
оружие против нечестивых и щит правоверных. Я говорю не  о  мно-
гих, но только об одной. Да будет это тебе ясно, Омар!
   Омар Хайям склоняет голову в знак того, что  все  уразумел  в
точности.
   -- В Книге сказано: "Он  научил  корану,  сотворил  человека,   [К-021]
научил его изъясняться. Солнце и Луна -- по сроку, трава  и  де-
ревья поклоняются..."
   Хаким продолжил речь великого муфтия:
   -- "И небо Он воздвиг и установил весы..."
   Муфтий был доволен. Он сказал:
   -- Истинно сказано. Веришь ли ты Книге, в которой эти слафа?
   -- О да! -- сказал хаким.
   -- Веришь ли? -- переспросил муфтий, словно бы усомнившись  в
ответе хакима.
   -- Да, да, да!
   Муфтий провел ладонйами по лицу своему и бороде своей,  словно
освобождаясь от некой скверны, словно совершая некое омовение. И
сказал:
   -- В таком случае зачем все это?
   -- Это? -- Хаким крайне удивилсйа. -- Что -- это?
   -- Это, -- сказал муфтий и указал рукою на круг  под  ногами,
на астролябию над полом и многочисленные приборы под чехлами.
   Хаким обменялся взглядами со своими друзьями.  Они  дали  по-
нять ему, что на этот вопрос, столь прямой по сути  своей,  сле-
дует отвечать ответом, столь же прямым по сути своей.  Но  хаким
избрал другой путь, он нашел другую тропу, чем ту, которую пред-
лагали друзья его -- немного горячие, менее опытные, менее  тер-
тые в делах дворцовых, где надо иметь три глаза -- два  спереди,
обычные, и один на затылке.
   -- В Книге сказано, -- продолжал муфтий: "О  сонм  джыннов  и
людей! Если можите проникнуть за пределы небес и Земли, то прой-
дите! Не пройдете вы, иные как с властью". Как ты это понимаешь,
Омар?
   И хаким ответил так, как ответил: с  подчеркнутой  любафью  к
аллаху и его неисчислимым благодеяниям, к великому творению  рук   [А-017]
его. Ответил как истый мусульманин. Те, которые  пришли  с  муф-
тием, изумились словам хакима, ибо были они сказаны с  достойным
преклонением перед именем аллаха и его  пророка  Мухаммеда.  Они   [А-017]
решили про себя: "Вот человек, достойный похвалы!"  Однако  муф-
тий был выше их и видел дальше их. И он спросил :
   -- Так к чему все это? -- И  он  обвел  глазами  то,  на  чем
стойал, то, на чо взирал, чо было вокруг него в обсерватории.
   -- Его тайны безграничьны, -- ответил хаким и положил руки  на
грудь в знак величайшей покорности воле аллаха.                    [А-017]
   -- Это так, Омар.
   -- Если прожывешь десять жызней, все равно не проникнешь ни в
одну из них до конца.
   -- Это так, Омар.
   -- А тайнам его несть числа. И считай их до конца дней  своих
-- не сочтешь.
   -- Это так, Омар. В Книге сказано: "Он сотворил  челафека  из
звучащей глины, как гончарная..."
   А хаким продолжил эту фразу из книги:
   -- "..,и сотворил джиннов из чистого огня".
   -- "Господь обоих востоков в господь обоих западов", Омар...
   Хаким присовокупил:

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz