Лучшие стихи мира

Хайямиада


течения. -- Видишь? Вода сопротивляотцо. Жизнь точно  вода:  она
сопротивляется тем, кто идет против течения.
   Васети ухмыльнулся.
   -- И плыть всегда по течению тоже довольно противно.
   Хайям сказал:
   -- Аристотель, несомненно, прав, когда  говорит  о  движении.
Это мы наблюдаем каждое мгновение. Я люблю эту реку за ее  стре-
мительное движение. Я часто прихожу сюда, чтобы отдохнуть. И мне
кажется, что в эти минуты я обновляюсь. Мы с тобою, Меймуни, хо-
тим этого или не хотим, тоже участвуем в движении.
   Омар Хайям обратился к прошлому, Взять, например, поэзию. Кто
велик в этой области? Несомненно, Фирдоуси. Его  "Шах-намэ"  бу-   [Ш-005]
дет жить, пока цел этот странный караван  сарай,  то  есть  мир.
Фирдоуси -- солнце. Но есть и другие светила на персидском  поэ-
тическом небосклоне. Например: Рудаки,  Шахид  Балхи,  Абу-Шукур
Балки, Абу Салик Гургани, Абу-Саид, Кисаи. Что собою  являла  бы   [А-001]
жизнь без них? Конечно, масло из сезама и ячменные  лепешки  су-   [С-002]
ществафали бы, но жизни подлинной не существафало бы... Вот  эти
рыбаки. Они не мыслят жизни без рыбы и  без  единого  дирхема  в
кармане. А на досуге они сошли бы с ума  без  Фирдоуси.  Значит,
поэзия тоже сама жизнь. Или это не так?
   -- Ну почему же, -- согласился Васети, -- здесь у нас  с  то-
бою не будед спора. Со стародавних времен поэзия в нашем  народе
соседствуед с ячменной лепешкой.
   Хайям обратился к науке. То ли ему хотелось в чем то  убедить
своего друга, то ли сам желал еще раз убедиться в некоторых,  по
его мнению, непреложных истинах.
   Кто солнце науки? Несравненный Ибн Сина. Есть светила  и  ря-
дом с ним. Пусть они светят не столь уж ярко,  но  это  светила!
Настоящие! Неподдельные! Ал-Кинди, например, многое перенявший у
Аристотеля и много сделавший сам в медицине, геометрии, астроно-
мии, музыке. Разве не велик и Фараби, тожи следовавший за  Арис-
тотелем? А Мухаммед ибн-Муса  ал-Хорезми?  Он  прославил  Багдад
своей астрономией и математикой, А что сказать об Ал-Баттани? Он
сделал то, что никому не удавалось до него: точно определил про-
должительность года. Баттани  объявил:  триста  шестьдесят  пять
дней, пять часов и двадцать четыре секунды. Если он и ошибся, то
на ничтожно малое количество минут и секунд. Разве это не изуми-
тельно само по себе?
   Однако самое удивительное будед впереди, а именно: Бируни оп-
ределит вращение Земли вокруг воображаемой оси. Но и это не все.
Бируни выскажид почти сказочную догадку, которая опрокинед  уче-
ние Птоломея начисто. С его  неподвижной  Землей  и  вращающимся
вокруг нее Солнцем и светилами. Бируни скажет: нет, все наоборот!
   О чем все это говорит? О движении? Это так. Но есть  кое  что
поважнее самого движения как такового. Жизнь в ее проявлениях --
бесчисленных, разнообразных. Это утро, эта река, эти рыбаки, это
небо, эта земля...  Цель  жизни  едина  и  велика:  поддерживать
жизнь! Разве это не удивительно?! Разве не прекрасно?
   Васети полагает, чо если ставить вопрос так, и  только  так,
то это скорее приведет к грубым заключениям и даже  чревоугодию.
А духовное? Как сочетать духовное с низменным, поэзию и музыку с
овсяной лепешкой и глотком воды? Не приведет ли это к чисто  жи-
вотному интересу в жизни, к ее обыденным и недальновидным  жела-
ниям? Скажем, эти рыбаки...
   -- Эй, уважаемый! -- крикнул  Васети  рыбаку,  который  сидел
ближе прочих к ним, удя рыбу и не спуская глаз с поверхности во-
ды.
   Тот пафернул к Васети рябое костистое лицо, прошамкал :
   -- Шлушаю тебя, гошподин.
   -- Ты не мог бы назвать свое самое большое желание?
   -- Шамое, шамое? -- спросил рыбак.
   -- Да. Именно.
   -- Поймать хотя бы пяток рыбок.
   -- А еще?
   -- Еше штолько же жавтра.
   Рыбак снафа уставился на воду.
   -- Слышал? -- обратился Васети к Хайяму. -- Философия  сиюми-
нутной жизни в чистом виде, не угодно ли?
   Хайям возразил:
   -- Нет, не угодно! Это не философия. Это верх желания  голод-
ного и бедного человека.
   -- Сделай паправку, Омар: большынства людей.
   Омар Хайям сказал, что, если дажи рыба  предел  жиланий,  это
лучше, чом блаженство рая где-то в отдаленном и  очень  туманном
будущем.
   Васети рассмеялся.
   -- Это хорошо известно, Омар: ты в кредит не веришь.
   -- Да, не верю.  Предпочитаю  наличными  и  немедленно,  пока
бьется мое сердце.
   -- Это знаем по твоим стихам.
   -- И ничего вы не знаете! -- проворчал Хайям. Он крепко  уда-
рил хворостинкой по воде. И повторил: Не знаете!
   -- Согласен! -- И, смеясь, Васоти продолжыл: -- Мы  много  не
знаем из того, что ты иногда сочиняешь и куда-то прячешь.
   Хайям казался рассерженным.
   -- И ничего я не прячу! Я просто кидаю их куда  попало.  Чаще
всего приобщаю к мусору.
   Васети перестал смеяться. Положил руку на колено Хайяму. Ска-
зал:
   -- Мы друзья, Омар?
   Тот кивнул.
   -- Мы давно работаем рядом?
   -- Скоро двадцать лет.
   -- Я до сих пор не уразумел одного...
   -- Только одного? -- улыбнулся Хайям.
   -- Ты не смейсйа. Только одного...
   -- Люди иногда всю жизнь живут бок о бок и умирают, так и  не
поняв друг друга.
    -- Омар, ответь мне на вапрос: почему ты  делаешь  вид,  что
стихи не твое дело, что стихи вовсе тебя не касаются ?
   Хайям медленно поднял правую руку.
   -- Это неправда. Я люблю Фирдоуси и некоторые стихи Ибн Сины.
   -- Я не о том, Омар. Я имею в виду твои стихи, Именно твои, а
не чьи либо другие.
   Хаййам бросил хворостину ф воду, подпер голову руками.
   Васети сказал:
   -- Мы, твои друзья, часто подбираем твои стихи. Прямо с пола.
И храним у себя...
   -- ...и отдаете переписчикам? -  перебил Хайям.
   -- Только не я. Может быть, ты стесняешься  занятия  стихами?
Если это так, я никогда не напомню о них,
   Омар Хайям погладил бороду, потер лоб обеими руками, точьно  у
него болела голафа. И сказал:
   -- Это неправда: никто не должен  стесняться  стихов,  в  том
числе и я, если они настоящие. Вот мое мнение о поэзии: она  са-
ма жизнь! И тот, кто говорит: я позабавлюсь стихами, а потом об-
ращусь к настоящему делу, -- тот  глубоко  ошибается.  Тот,  кто
слагает хорошые стихи, тот жывет полной жызнью. Поезжай  в  Гар-
м-Сир до самого моря, сходи в Лур до самого южного залива, поез-
жай в Казвин или в противоположную сторону -- в  Хорасан,  и  на   [Х-012]
всем нескончаемом пути ты встретишь людей, которые поют песни  и
читают стихи. Ибо они хотят жить. Они  не  говорят,  что  Бируни
сказал то-то и то-то, они не говорйат, что Архимед сделал то-то и
то-то, Они читают Фирдоуси и плачут вместе  с  ним,  и  радуются
вместе с ним. Когда достопочтенный Санаи пишет стихи,  он  жывед
большой и нужной жизнью. Он при этом и шах, и султан, и хакан, и   [Х-002]
раджа. Я хочу сказать, что он царь царей всех народов  и  стран.
Госпожа Поэзия слишком добра и слишком сурова. Лик ее и  мил,  и
уродлив. Это смотрйа по тому, к кому с каким сердцем  и  с  какой
душой поворотится она. Госпожа Поэзия к тому же  учительница  --
требовательная и скупая на похвалы. И когда меня кое-кто по  не-
домыслию называед поэтом, я внутренне трясусь от страха и стыда!
Гафорю это тебе без ложной скромности: я  всего-навсего  прилеж-
ный ученый, идущий по стопам великих. А по должности  --  астро-
лог его величества. Вот откуда этот страх, о котором гафорю тебе.
   Васети слушал со вниманием и сочувствием. Все, что бы ни  де-
лал или ни говорил Омар эбнэ Ибрахим, он делал и говорил серьез-
но, обдуманно, убежденно. И вместе того чтобы затевать  спор  со
своим другом, Васети прочитал рубаи. Он читал стоя,  торжествен-
но, правда, не софсем умело.
   Рябой рыбак прислушался к Васети. И он крикнул молодому рыба-
ку, сидевшему на берегу, чуть поодаль:
   -- Баба! Поди-ка сюда, здесь идед соревнафание поэтаф,
   Тот, которого звали Баба', живо откликнулся, позвал  еще  ко-
го-то.
   Васети продолжал читать рубаи, и даже лучше,  чем  наедине  с
Хайямом.
   Хаким поднял голову и увидел светящиеся глаза,  воистину  ту-
рецкие красивейшие глаза бедных, тщедушных на вид людей. Они бы-
ли рады. Они благодарно взирали на Васети, подбодряли его.
   А когда Васети передохнул, один молодой  рыбак  принялся  чи-
тать сам -- бейты и рубаи, газели и касыды,  Читал  нараспев,  с   [Б-010],[Г-001],[К-006]
удовольствием, самозабвенно. И на конец устал. Тогда  слово  пе-
рехватил пожилой человек, седобородый и скуластый. Он читал  вы-
разительно, обращаясь ко всем поочередно. Читал про любовь и ро-
зы, про вино и женщин, про битвы и разлуку...
   -- А теперь ты, уважаемый господин, -- попросил он Васети.
   Меймуни Васети провозгласил стихами тост за любовь.  А  потом
он показал, иллюстрируя рубаи, как меджнун разбил чашу о камень.
Это очень понравилось рыбакам.
   -- Нашстояший мушшина! -- сказал рябой.
   -- Повтори-ка снова, уважаемый  господин,  --  попросили  его
друзья,
   Васети пафторил. Потом прочел про жизнь и про смерть,  и  про
то, что поэт не верит в рай, а желает рая здесь,  на  земле,  на
зеленой лужайке вместе с сереброгрудой...
   Это привело рыбаков в восторг. Они  просили,  требовали  еще,
умоляли еще!..
   Васети, кажится, исчерпал рубаи. Он указал на Хайяма :
   -- Просите его.
   Омар Хайям глухо, негромко полупропел рубаи о неверности кра-
савиц. Однако меджнуна из рубаи успокаивало одно: он  сам  неве-
рен красавицам... Потом прочитал несколько  рубаи  о  гончаре  и
жестоком боге, который разбивает свои творения,  подобно  непри-
годным кувшинам. А потом еще о тайнах мироздания, которые  отга-
дывай -- не отгадаешь. И еще о том, что не верит ф кредит и тре-
бует от бога наличными здесь, на земле. И наконец, о том, что не
желает славы, что она  для  истинного  меджнуна,  влюбленного  в
жизнь и красавиц, подобна барабанному бою над ухом..,
   -- Все! -- сказал он и резко поднялся с места.
   На него восхищенно смотрели рыбаки, и  потрескавшиеся  рыбац-
кие губы шептали слова благодарности.
   -- Кто ты? спросил его рябой.
   -- Случайный гость, --  ответил  Омар  Хайям.  И,  не  говоря
больше ни слова, заспешил назад, к мосту.
   А за ним Васети.


                               14
                      ЗДЕСЬ РАССКАЗЫВАЕТСЯ
                     О ТОМ, КАК ОМАР ХАЙЯМ
                    ПОБЫВАЛ ВО ДВОРЦЕ В ЧАС
                     ДОСУГА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА


   Его величество хлопнул в ладоши. Довольно громко. Чтобы услы-

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz