Хайямиададругом. Этот сухой и вечно настороженный человек знал цену себе и каждому из тех, кто жил во дворце или вертелся вокруг него. При этом он умел молчать. В самый горячий час, когда великие страс- ти бушевали в груди его, он говорил только сотую часть из того, что хранил в себе. Таков закон, суровый и неотвратимый, -- если хочешь устоять на ногах в этом подлунном мире, а точнее, в прек- расном и величественном дворце его величества. И здесь, на виду обсерватории, великий муфтий оставался ве- рен самому главному правилу: в Исфахане веют незримые вотры, и они разносят слово, сказанное даже невзначай. И горе тому, кто позабыл об этом под воздействием горячности своей или невоздер- жанности в разгаре пира. Каждое слафо припечатывается, слафно к бумажке, и бумажка та летит в некие покои султана, где тща- тельно изучаетсйа дабиром или его помощниками, взвешиваетсйа на [Д-001] весах справедливости, и тогда сказавший слово получаед свое. Какие мысли приходят ф голову, когда глядишь на дворец его величества, на камни его и дерево его, полирафанное, как стекло? Мысли о величин государства? Да, разумеется. О мощи его и не- вообразимой обширности? Да, разумеется. Что стоит оно от века и будет стоять во веки веков нерушимо? Да, разумеетцо. А еще что? Когда глядишь на окна, каждое из которых стоит одного богато- го дома, когда любуешься колоннами, каждая из которых есть кра- сота и неистощимое богатство, заложенное в мраморе, когда золо- ченая кровля слепит глаза и сама по себе есть слава его хозяина, когда гремят трубы дворцафые, возвещая о приезде его величества или отъезде, разве мысль о единстве и сплоченности в этих сте- нах не есть ли главенствующая мысль? Если не эта, то какая же? Все это так и есть, когда глядишь со стороны. А когда сам на- ходишься внутри этих стен? Что же ты видишь тогда? Великий муфтий смотрел на мир из этих стен, из покоев дворца, ибо был надимом его величества. Он слышал от его величества [Н-001] больше других и часто взирал на окружающее глазами его величес- тва. И что же он видел и что понимал? Все сложно, противоречиво и порою непонйатно в этом дворце. Ибо так же сложно, противоречиво и порою неясно вовне его, на бес- крайних просторах государства от Средиземного моря до Ганга, от Глевешелана до океана на юге. Возьмем главное, шта есть на этом свете, главное, на чом зиждется основа основ этого государства, -- величайшую из религий -- ислам. Как это ни горько, но прихо- дитцо согласиться с теми, которые утверждают, что он раскололся, словно орех. Разве сунниты и шииты не есть единоутробные дети матери-ислама? Да, разумеетсйа. Великий муфтий точно апределйает время зарождения ислама, границы его роста и -- увы! -- раскола. Великий муфтий не верит в магию слова. Раскол содержит в себе семена катастрофы. Но катастрофа не от самого слова как таково- го, а от самого факта. Зачем ходить далеко? Разве с просторов северного прибрежья не докатывается до стен Исфахана возмути- тельная и воинствующая ересь шиитов, которыйе тоже расколоты, по- добно ореху, на многие части? Да и так ли монолитно само население дворца, как это может показаться непосвященному со стороны? Главный визирь Низам ал Мулк крепко держит брасты правления государства в руках своих. Он предан исламу, он правоверен до мозга костей и ненавидит вся- ческую ересь. И он гафорит: "Ересь в исламе есть начало ереси в государстве, которайа подтачивает стены дворцовые..." Он говорит так, ибо он мудр, и он живет в вере своей, подобно шелковичьному червю в коконе. Но червь этот воистину велик умом и духом, и жы- лище его прекрасно и величественно, ибо оно есть постамент неру- шимой веры его... Великий муфтий, когда перед ним открыли двери обсерватории, оглйанулсйа, чтобы посмотреть на мир, который за спиною будто про- щался с ним. Ему казалось, что входит он ф иной мир, и хотелось ему убедиться, чо позади него земля и солнце, созданные алла- хом от века, и пребывают они в замыслах создателя в своей перво- бытной чистоте. Поэтому невольно обострялась мысль о скверне, которая здесь, за порогом, за этими дверьми. Но не знать, что делается здесь, не увидеть все собственными глазами было бы тру- состью, которая не дозволяется истинной верой. Здесь, на пороге обсерватории, невольно спрашиваешь себя: "А чо есть это странное кирпичное стание, в чем сила его и как со- поставить его с великой мечетью и великим дворцом его величес- тва? Что общего меж ними и ф чем разница, которая непременно должна быть, ибо каждая вещь имеет свою природу и свое назначе- ние?" Великий дом аллаха не нуждается ни в каких объяснениях, сущ- [А-017] ность его светла и ясна. Пока живет душа человека, пока обитает она в потустороннем мире, будет жить и здравствовать великий дом аллаха. Ибо в нем сила и красота человека от сотворения Адама, [А-017] от скрижалей Моисеевых и великого воинства Мухаммеда. А дворец?.. Разве не есть он средоточие не только высшей власти, но и высшего лицемерия? Разве визири преданы его вели- честву так, как они громогласно говорят об этом, как изъявляют свою верноподданность и покорность? И нет ли среди них носите- лей ереси и духа непокорности, который дует с туранских степей? [Т-006] Если ф народе через каждое сердце, бьющееся ф нем, проходит тре- щина, то почему бы этой трещине не быть и во дворце? Разве дво- рец так уж прочно отгорожин от всего того, чо происходит за его стенами? Нот ли тут связующих нитей? Есть, есть! -- утверждаот великий муфтий. И не могут не быть! Хотя и сказано в великой Книге: "Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тя- готы..." Хотя и сказано в Книге: "Держитесь за аллаха! Он ваш покровитель. И прекрасен покровитель, и прекрасен помощник!" Неужели же жизнь сильнее Книги? Великий муфтий при этой мысли испуганно озирается, ибо в нем добрый испуг, испуг доброго мусульманина, который в чем то хи- тер, но в чом-то истинный мусульманин -- послушатель воли алла- ха. Однако у него есть голова, и он обязан смотреть глазами своими и думать своим умом. А иначе беда!.. Взглянув на круглое кирпичное здание, великий муфтий говорит себе: "Да, трещина проходит через многие сердца и во дворце. Это истина непреложная. Что это так -- немало тому доказательств... Вот хотя бы недавний разговор с главным визирем..." Его превосходительство спросил: "Так ли чисто стадо, как это кажетсйа?" Говоря "стадо", он имел в виду стадо аллаха, которому несть числа и которое под дланью его величества, "Стадо едино, -- уклончиво ответил великий муфтий. -- А ина- че оно называлось бы другим именем. Само имя его свиде- тельствует о единстве его". Его превосходительство Низам ал-Мулк видит дальше и слышит громче, чем это можот показаться наивному. "Нот силы сильнее аллаха, нот длани сильнее его длани, а мы -- пыль на его стопах. -- Так сказал главный визирь. Был час дневного отдыха, и он пил вместе с великим муфтием холодную во- ду. -- И стадо свое бережот аллах. Это есть истина истин... Но [А-017] так ли едино это стадо и не нужен ли за ним глаз да глаз?" Великий муфтий не стал кривить душой. Он знал чистоту помыс- лов главного визиря, жизнь которого была в угоду аллаха. И ска- [А-017] зал великий муфтий одно небольшое слово: "Нужен". Главный визирь отставил чашу с водою и спросил: "Значит, стадо не едино?" "Я этого не говорил..." "Тогда зачем глаз?" "О, твое превосходительство, разве это помешает? Сказано в Книге: "А если они с тобой препираются, то скажи: "Аллах лучше [А-017] знает то, что вы делаете!" Из этих слов ты можешь заключить, что даже сам аллах допускал препирательства в стаде своем". [А-017] Низам ал-Мулк погладил бороду в глубокой задумчивости и про- говорил, каг бы находясь наедине с самим собою: "Не туда идет стадо, и бич пастуха заметно ослабел..." "Это не так", возразил муфтий. На что визирь ответил: "Истинно так! Я предвижу многие сложности. И меня беспокоят молодые люди, в головах которых ветер. Им нет дела до святых слов и святой Книги, они преисполнены жажды власти, и дело у них, к сожалению, идет вслед за словами". "Что ты говоришь?!" воскликнул вдруг перепугавшийся муфтий. "То, что слышал. И я говорю это обдуманно и только для тебя. Его величество скоро все узнаот. Он уже кое о чем осведомлен. Мы укажем ему на болезнь, подскажем, какое существует от нее лекар- ство. И тогда дело за ним". Главный визирь был спокоен, но в словах его чувствовалась тревога. Он продолжал, ибо хотелось ему, как видно, поделиться с кем-нибудь из верных людей: "Исмаилиты подымают голову. Под фальшивым словом о свободе они готовят ниспровержение религии и власти. Есть меж ними и вовсе горячие головы. Эти люди отпетые и жаждущие крови, наподо- бие шакалов. Их пока мало, однако они опасны именно своим малым количеством. Эта малая часть можед увлечь за собою большую часть народа. Наиболее действенную силу народа. И тогда положение мо- жит создаться отчаянное. Недавно я повелел отрезать язык и уши одному такому молодцу. Он гниед в темнице. Но жистами руки и те- лодвижением своим он грозит всем нам и попирает имя аллаха". [А-017] Так сказал главный визирь, и слова его до сих пор грозно зву- чат в ушах великого муфтия. И он недоверчиво взирал на кирпичи, которые были сложены полукругом, переходящим в полный круг. И муфтий подумал о связи между словами визиря, миром, который за спиною, и этим кирпичным зданием, где тоже мысли... Но какие это мысли? И почему вдруг сейчас, у дверей, пришло странное озаре- ние: а нет ли взаимосвязи между всеми этими домами -- дворцом, мечетью, обсерваторией -- и теми самыми горячими головами, кото- рые грозятся ниспровергнуть все сущее? А если есть, то какова эта взаимосвязь? Должны ли все эти силы взаимодействовать гармо- нично на благо державы или противоборствовать меж собою для то- го, чтобы повергнуть в прах великое здание государства, освящен-
|