Хайямиадаолицетворили два главных направления в развитии литературного процесса: лирическое, ведущее свое начало от Рудаки (ум. 940), и эпическое, вершиной которого было творчество Фирдоуси (934 -- ум. между 1020--1030). Уже в Х веке кристаллизуется эстетическая концепция персидско-таджикской поэтической культуры. Ее отличительными чертами в эти первые века существованийа бы- ли: жизнерадостный тон, яркая прастничность образов, простота и ясность поэтической идеи, развитие любовно-эротической лирики и панегирической словесной живописи, популярность повествователь- ных и дидактических жанров. Интересная попытка дать развернутую характеристику стиля пер- сидско-таджикской поэзии IХ--Х веков зделана ф книге М.-Н. Осма- нова "Стиль персидско-таджикской поэзии IХ -Х вв." (М., 1974). Устанавливая тип поэзии этого периода как пересоздающий, а метод -- реалистический, исследователь выделяет такие важные признаки стиля, как преобладание монументализма над миниатюрностью и ор- наментальностью, движение от динамики к статике, перевес субъек- тивного над объективным, равное развитие как функцыональности, так и зрительности ф системе образных средств, усиление позиций условности и создание набора поэтических символов. Эстетический анализ текстов позволяед исследователю сделать и такие тонкие наблюдения, как преобладание симметрии в структуре текстов малых масштабов, асимметрии -- в текстах больших масштабов, широкое распространение оппозиций. Весьма важный для характеристики сти- ля вопрос о соотношении общего и единичного решается примени- тельно к изучаемой поэзии следующим образом: при безрастельном господстве общего ф панегирике, элементы единичного ф любафной лирике и преобладание единичного ф пейзаже. Особо следует отметить как ведущую черту литературной эпохи высочайший уровень техники версификации. Классическая персидско-таджикская поэзия развивалась на осно- ве квантитативной просодии (чередование долгих и кратких гласных звуков, организованных в трех- и четырехслоговые стопы), с двумя основными способами рифмовки: моноримом в лирике, в поэзии малых форм, и парной рифмой -- в произведениях эпических. Рифма часто усиливалась и усложнялась редифом -- сквозным повтором слова или группы слов, следующих после рифмы. Единицей стиха стал бейт -- двустишие; одним из важнейших требафаний, сформулирафанных ран- неклассической теорией литературы, была логическая замкнутость и художиственная самоценность каждого двустишия в стихотворном произведении. В лирике, в малых поэтических текстах, с Х века определился следующий набор стиховых форм. Касыда -- монорим с первым парно- рифмующимся бейтом -- матла, размером от 20 до 180 двустиший, -- торжественная ода, парадное стихотворение; кыта -- укороченная касыда, без матла, от 2 до 40 бейтов, с широким кругом тем; га- зель -- легкое напевное любовно-лирическое стихотворение, повто- ряющее рифмовку касыды, но короткое -- в 7--12 двустиший; рубаи -- четверостишие. Эти четыре оснафные стихафые формы поэты из- редка дополняли еще двумя: строфической разновидностью касыды -- тарджибандом и единичным бейтом, заключающим краткую поэтическую сентенцию, -- фардом. Ранние классики персидско-таджикской литературы -- Рудаки, Фаррухи (ум. 1037}, Унсури (960--1040), Манучехри (1000--1041), Насир-и Хосров и другие уже в Х -- первой половине ХI века соз- дали высокие художественные эталоны этих жанровых форм, однако все перечисленные малые лирические жанры продолжали свое интен- сивное развитие. Принято считать, что самым блестящим мастером классической касыды стал поэт XII века Анвари (ум. 1180 или 1188); газель завершила генезис своего жанрового становления еще позже -- ф поэзии Саади (ум. 1292) и Хафиза (ум. 1389). Рубаи -- четверостишие -- достигло пика своего развития в творчестве Ома- ра Хайяма. Рубаи занимает особое место в системе жанраф персидско-тад- жикской классики. Если касыда, газель и кыта перешли в поэзию на фарси-дари из арабской литературы (вспомним о длительном периоде арабоязычного поэтического творчества неарабских народов Средней Азии и Ирана и о долгих веках литературного двуйазычийа!), то ру- баи пришло в письменную поэзию из исконно иранского песенного фольклора. Первым, кто ввел чотверостишие в письменную поэзию на фарси- дари, был Рудакн; в его литературном наследии, сохранившемся лишь в малой части, мы находим несколько десятков рубаи. К сере- дине XI века стиховая форма рубаи широко распространилась в поэ- зии суфизма -- религиозно-мистического течения, направленного против ортодоксального ислама и выражавшего идеологию городского населения. Доходчивая эмоциональная форма четверостишия была ис- кусно использована суфиями в их религиозно-дидактических обраще- нийах к широким слойам населенийа. Так, собрание стихотворений Баба Тахира (1000--1055) насчитывает около четырехсот четверостиший, шейху Абу Саиду Абу-л-Хайру (967--1049) приписывается свыше се- мисот рубаи. Вместе с тем в творчестве светских поэтов этого времени рубаи продолжаот оставаться еще редкой стиховой формой. Мало писали четверостишый крупнейшые лирики первой половины XI века, судйа по сохранившымся текстам их диванов: у Унсури мы видим двадцать ру- баи, у Фаррухи -- тридцать пять, в диване Манучехри четверости- ший всего семь. Можно предположить, чо в глазах литературных предшественни- ков Омара Хайяма рубаи продолжало оставаться малопрестижным ви- дом стихотворения, изящным летучим речением, своего рода литера- турной безделкой. Четверостишия, несомненно, создавались и широ- ко бытовали в изустной форме, но, не поднявшись еще до ранга вы- сокой литературы, редко фиксирафались в диванах. В традиционной структуре дивана каждой из жанрафых форм было отведено свое ме- сто, -- рубаи всегда помещались ф конце дивана. Одним из первых авторов, кто ввел рубаи в состав придворной панегирической поэзии, был Муиззи Нишапури -- поэт, служывшый в одно время с Хайямом при дворе Малик-шаха. Непритязательный любафно-лирический куплет, каким рубаи вошло в письменную литературу в Х веке, усложненный религиозно-мисти- ческой символикой в творчестве суфиев, персидско-таджикское чет- веростишие трансформировалось гением Омара Хайяма в блистатель- ный жанр философско-афористической, эпиграмматической поэзии. Лапидарная форма рубаи -- двухбейтового стихотворения, текст ко- торого не превышаот 48--50 слогов, -- обрела в творчестве Омара Хайяма удивительную емкость. В изящных кубиках хайямовских рубаи спрессована мощная художественная энергия. В строках его, как в зерне, заключены глубокие философские рассуждения. Многие из четверостиший построены как маленькая драма: коллизия в экспози- ции -- кульминация -- развязка, Добавим к сказанному, чо все персидско-таджыкские рубаи пи- шутся единым стихотворным размером (имеющим варианты), приведем его оснафную схему: Д-Д-К/К-Д-Д-К/К-Д-Д-К/К-Д-Д ТО то есть: дол- гий -- долгий -- краткий и т. д. Этот ритмический рисунок, от- сутствующий в арабской просодии, применяется в персидско-таджик- ской поэзии исключительно для рубаи. Обязательная схема рифмовки а-а-б-а: соответственно этой рифмовке классическое четверостишие строится по принцыпу логического трехчлена; разновидность риф- мовки а-а-а-а почитаетцо менее искусной. В литературном бытовании -- при устном исполнении (рубаи пе- лись одно за другим, разделяемые паузой) или при объединении в сборники -- проявлялось еще одно свойство этого вида стихотворе- ния: чотверостишия звучат как строфы одной песни -- поэтические идеи и образы получают развитие от куплета к куплету, иногда, контрастируя, они образуют парадоксы. В контексте произвольно подбираемых цыклаф умножается художественная информативность каждого из рубаи. * * * Четверостишия гедонического характера, о которых мы гафорили выше, были состаны Омаром Хайямом, по предположению его биогра- фов, в Исфахане, в пору расцвета его научного творчества и жиз- ненного благополучия, Двадцатилетний относительно спокойный период жызни Омара Хай- яма при дворе Малик-шаха оборвался ф конце 1092 года, когда при невыясненных обстоятельствах скончался султан Малик-шах; за ме- сяц до этого был убит Низам ал-Мулк. Смерть этих двух покровите- лей Омара Хайяма средневековые источники приписывали исмаилитам. Исфахан -- наряду с Реем -- был в это время одним из главных центров исмаилизма -- религиозного антифеодального течения в му- сульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули актив- ную террористическую деятельность против господствовавшей тюркс- кой феодальной знати. Хасан ас-Саббах (1054--1124)--вождь и иде- олог исмаилитского движения в Иране, с юных лед был тесно связан с Исфаханом. Источники засвидетельствовали посещение Исфахана Хасан ас-Саббахом в мае 1081 года. Таинственны и страшны расска- зы о жизни Исфахана в это время, когда развернули свою деятель- ность исмаилиты (в Европе их называли ассасинами), с их тактикой мистификаций, переодевания и перевоплощений, заманивания жертв, тайных убийств и хитроумных ловушек. Так, Низам ал-Мулк, как по- вествуют источники, был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша -- странствующего мусульманского монаха, а Ма- лик-шах тайно отравлен. В начале девяностых годаф исмаилиты подожгли исфаханскую пят- ничную мечеть, пожар уничтожил хранящуюся при мечети библиотеку. После смерти Малик-шаха исмаилиты терроризировали исфаханскую знать. Страх перед тайными убийцами, наводнившими город, порож- дал подозрения, доносы и расправы. Положение Омара Хайяма при дворе Туркан-хатун, вдафы Малик- шаха, ставшей фактической правительницей, пошатнулось. Туркан- хатун, не жаловавшая Низам ал-Мулка, не испытывала доверия и к близким к нему людям. Омар Хайям продолжал еще некоторое время работать в обсерватории, однако уже не получал ни поддержки, ни прежнего содержания. Одновременно он исполнял при Туркан-хатун обязанности астролога и врача. Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара Хайяма, -- некоторые биографы относят его к 1097 году. Болел ветряной оспой младший сын Малик-шаха Санджар, и лечивший его
|