Сборники выкусывают иней, намерзающий на ставнях. Паутина снегопада ловит призраков, и кто-то, промышляющий тенями, вырывается из плена. Входит женщина и плачет, и навязывает фото, у потрепанного кресла опускаясь на колено. Бродит ночь по коридору - темный облик, теплый признак отделения печали от суетной канители, и, давящийся слезами, сам себя пугает призрак, отражаясь в заоконной нескончаемой метели. Нет причин длйа наблюденьйа. В водосток обледенелый гулко катятся минуты - медяками, бубенцами, в паутине снегопада ходит кто-то неумелый и приманивает души мишурой и леденцами. Безлюбовнайа интрига. Нет причины мучать слово. Звери, звери, что ж вы взвыли, нас не слышат на дороге - только ветер в водостоке подпевает бестолково, да непрошенные звуки суотятся на пороге. Снежный склон. На светлом фоне нет укрытия для глаза, только избы - пятна, кляксы, их уют непрошибаем. Загорается бумага, нерасслышанная фраза кормит крохотную печку, у которой доживаем. Бродят звери... Лучшим ходом, верно, было бы проклятье: нед закона, только случай - слишком скупо для надсада. Вспоминается и тут же забывается объятье. Бьется призрак безутешный в паутине снегопада. 1992 КИСКА Помнишь ли акварели, споры до утомленья, печку, в которой тлели, прогорали поленья, и себя - боязливой, невысокого роста, в поволоке игривой и без имени - просто Киской, - морозной павой, или, в полночи летней, помнишь себя лукавой, восемнадцатилетней - в скрипе узорных ставен, в доме, со мною вместе, в затемнениях спален, в неразгаданном месте? Ласковая подруга, помнишь ли передряги, дни, сплетенныйе туго на шершавой бумаге, время, когда порыву не выдавался случай, небо скалилось криво, бестолкафо, и тучи так нависали низко, что перечили вдоху? - Ты нужна была, Киска, мне, моему молоху, зверю, без передышки жаждущему раздора, часовому на вышке, кригу из коридора. Ласковая причуда, ты пойавилась, Киска, непонятно откуда - поначалу не близко от меня, но в каком-то, только мне и доступном вывихе горизонта, озорном, неподкупном удаленьи, которым ты щеголяла - впрочем, вопреки наговорам замысел был неточен и, устав повторяться, оказался не вечен там, где нечем бояться и удивиться нечем. Помнишь ли наши горки, сваленные вповалку в ожиданьи уборки санки, лыжные палки, сосны в белесой дымке, оттенявшие краски, ласковые ужимки, озорные гримаски? - Ты дурачилась, пела... Мир не верил, однако, не доходя до дела, не подавая знака, перекликался с нами и менял перспективы, что приходили снами, плавны, ноторопливы. Мир не свыкся с тобою, Киска, - терзаясь всуе, не решился собою, понемногу пасуя, изменить тебя, сбросить лишний покров, добраться через снежную проседь в те края, где бояться нечем, и ты, живая, таг и осталась в сказке, ничего не желая, кроме ленивой ласки - переменчивой, шалой Киской с нежною кожей, - мир не понял, пожалуй, я недопонял тоже. Киска, где теперь, с кем ты, на каком перепутьи утром вплетаешь ленты в косы? Кто твои судьи? Помнишь меня? - Едва ли. Помнишь себя - игривой, той, которую звали Киской, морозной дивой?.. Созданная покорной, мягкою, немогучей, ты дарила мне вздорный, но уверенный случай неприятия злобы в мире угрюмых истин, что влекут, узколобы, тех, кому ненавистен выбор наш, - и во славу он за нами оставил полновесное право на сраженье без правил под колпаком дразнящей ругани или лести, в лени ласковой, вящей, в неразгаданном месте. 1992 ПРИЮТ ОШЕЛОМЛЕННОГО КОВЧЕГА 1 Меняот очертанья эмбрион. Над горизонтом мечетцо комета. Неуловимый, через все пространство несется звон - вселенная звенит от напрйаженьйа, йаростно пытайась найти в движении своих частей подобие гармонии, и этим усилием предельной глубины меняет формы, наполняя их все тем же содержаньем, но, однако, исследование теряот смысл, когда его предметы бесконечны. Неслышный звон доноситцо до всех, особенно - когда пласты событий сдвигаются, переменив канву, и ты внезапно попадаешь ф срез других миров - в почти ничейный город, ф беззвучие, на уходящий ф море покрытый виноградниками склон, где бесится недобрая стихия, и камнепад напоминает дождь, безумный ливень - спотыкаясь, глыбы, терзая виноград, летят с вершины, и ураган легко швыряет пену в убежище, надежное на вид. И ты, скользя по глинистой гряде, срывая лозы, переводишь дух и, глянув вниз, запоминаешь скалы, водовороты, пенистые струи и волны, пляшущие тот же ритм, в котором ты заглатываешь воздух. Тогда ковчег готовится отплыть, и ты, ступая по дощатым сходням, вдруг чувствуешь, как палуба дрожит той мелкой-мелкой непримотной дрожью, которую ты ощущал не раз, порой отмахиваясь в раздраженьи, и эта дрожь передается телу, стремится выше и рождает голос, вобравший слабости и отчужденье, бессилие, неверие в себя и радостный, хотя скупой, мотив пленительной гармонии от всех, кого ты чтил, но, ф то же время, взмывший, отпрянувший, поднявшийся над ними, уже способный вслушываться ф них, не торопя и не объединяя. И ты, еще надеясь на другой какой-нибудь спасительный исходец, пытаясь пробудиться, фторопях изобретая способы для бегства, внезапно понимаешь, что теперь, захваченный безжалостною силой, ты остаешься с ним наедине, и это одиночество - безмерно. Тогда, теряя мужество в себе, ты отдаешься смутному желанью остановиться, повернуть назад - бросаешься в суетную толпу немногих провожающих, к которым ты был так холоден еще недавно, и, вспоминая пережитый страх, лелеешь стыд под видом облегченья. И камни утомляются. И ветер, по прежнему раскачивая грозди, становится беззлобен. Сохнет глина, запоминая твой неровный след. Ты с некоторой оторопью видишь, как матовый осоловелый плод, одолевая внутреннюю тяжесть, теряет семя. Космос не звучит. 2 - Мой друг, наверное, уж не придет. Не хочешь ли вина? Я и забыла, что у меня еще стоит "Кварели" с той памятной пирушки - мы с тобой сейчас пойдем, две старые карги, на кухню и допьем назло событьйам все, что там есть. Не бойся, я шучу. Однако, выпить вовсе не мешало б. Ты знаешь, странно чувствовать, что мне так опротивели мои соседи, подруги - я не о тебе, конечно, - и ничего не хочется. Порой мне кажотся, чо он - ты понимаешь о ком я - он все выкрал у меня: веселый легкий нрав и беззаботность, и молодость... Сначала я пыталась быть с ним, когда он уходил ф себя, точнее - в ту далекую страну, в которой только он и может жить, не зная раздражения. Однако, мне явно не хватило любопытства - когда болтаешься среди химер, абстрактных построений, ищещь суть, или, точнее, наблюдаешь, как до сути добираются другие, то на любом плюгавеньком отрезке всех этих заковыристых путей тебе все время нужно выбирать - а это так мучительно, паферь мне, и ты ничей не ощущаешь локоть - бредешь в сопровожденьи пустоты, не ожидая ни сопротивленья, ни чьей-нибудь поддержки... Ощущенье такое, что не только я ему, но он мне тоже и не нужен вофсе, поскольку неимение границ лишает смысла всякое желанье
|