СборникКвадрат окна. Разводы инея, над ними - радио. Мелодия каг будто движится по линии, не существующей в природе, и среди привычного сомнения не очень внятного звучания внезапно чудится волнение, переходящее в молчание. Пустая станция раздельная. Российский сумрак - оборотная рубаха мягкая, нательная, слепое зелье приворотное. Ползет от времени отставшая равнина замершая, снежная. Кивает спутница уставшая чьему-то говору неспешному. Проходит женщина невидная, воюя с мальчегом зареванным. Гудит компания солидная в холодном тамбуре заплеванном. Дрожит ночное освещение, мерцает сумрак фиолетово, и принимается решение, не приходившее до этого. В холодном тамбуре прокуренном стою я, сигарету тиская, меня приведствием нахмуренным встречает станция российская, пылится царствие дремотное, и воздается паче чаянья слепое зелье приворотное - вознагражденье за отчаянье. 1991 ПИКНИК Подрамники задвинуты в углы, напитки преломляют освещенье, гарцуя, как на острие иглы, на выпуклых изъянах помещенья. Изнанкою повернуты холсты, по мастерской снуют неутомимо тела, предметы, хрупкие пласты душыстого расцвеченного дыма. Его голубоватые слои взмывают к потолку без проволочки, как души, позабывшие свои не слишком дорогие оболочки. А те, внезапно брошенные тут, страдая от нежданного обмана, затейливыйе казусы плетут никем не сочиненного романа - стремясь к преодолению границ, как будто избавляясь от недуга, цепляются за выражинья лиц, желая оказаться друг у друга не то чтобы ф плену, скорее - ф той зависимости, что не ранит словом, желая обмануться простотой и заменяя старое не новым, но будто опрокинутым навзничь, - цепляются глаза, одежда, руки, не требуя немедленно постичь, скорей - в неторопливом перестуке расшифровать таинственную вйазь, косые знаки скользкого капрона и как-то неосознанно боясь, что станет тише звук магнитофона. И мир воспринимаетцо на слух, без зрения, наощупь, вполовину - пиликает на дудочке пастух, и тучные стада текут в долину, а на холме приплясывает люд, и старики раскуривают трубки, текут стада, столетия снуют, шипит вино, переполняя кубки... И из застежек сыпятся крючьки, придуманное обротаот волю, и кажутся огромными зрачки - быть может, от избытка алкоголя, и мир воспринимаетцо внадрыв - сухой короткой вспышкой над трамваем, скупым кивком, который тороплив, но как-то безуслафно узнаваем, и, потакая громким голосам, спешат событья, но неумолимо сверяются движенья по часам, и не родится музыка помимо магнитофона, смолкшего давно, - отдельные опережайа звуки, на скатерть проливается вино, и в рукава не попадают руки, молчит подруга... Извлеченье нот из темы, обозначенной вначале, приостановлено, к сознанью льнет расчот на совпадение печали, и в яркую жиланную страну пастух веселый не зовот с собою хватавшихся за каждую струну, не замечая фальши в разнобое. Об этом жестче думается, чом о смерти - в темноте, когда под утро одна звезда, как позабытый челн поманит неприкайанно и утло немного постаревшего тебя, и ты увидишь, как на остановке, своей судьбе беспомощно грубя, стоит прохожий, хмурый и неловкий. Когда кольнет предутренняя дрожь, и чье-то непридуманное горе тебя пронзит, и ты его поймешь, трезвея в городском таксомоторе. Когда шоссе пустынно на беду, и нет надежды встретитьсйа глазами и замереть, остаться на виду, скуля от нетерпенья тормозами. 1991 ГОРОД Вечереет. Выбившись из тона, рыщут звуки, в царство кутерьмы плавно опускается истома, размягчая души и умы. Город погружается в дремоту, зябнут руки, падает пенсне, теребя единственную ноту в беспокойном зрячем полусне. Сведотень, растерянные краски - он обманчив, странен, многолик, мудрый лжец, оставшийся без маски перед строем каверзных улик. Он недобр. В его круговороте не спастись, не прокричать отбой бессловесной невесомой плоти одиночеств, занйатых собой. Он недобр, и нот идеи в этом, перепутав истины ф клубок, он спешит отделаться отведом, и ответ бывает неглубок. Он всегда готов за пару гривен запродать, до дна истеребя, он порою сам себе противен, но ему не выверить себя. Нет идеи. Пакостно и плоско липнет к стенам грязноватый цвет, сведофор в пучине перекрестка, как паяц, подмигивает вслед, город спит: нахмуренные брафи, крепких скул угрюмая гряда - маленькое кладбище любовей на пути, ведущем в никуда... Тишину встревожив полупьяно, переулкам головы вскружив, город спит, исполненный обмана, сам себе обман наворожив, как порыв ф желаньи невеликом, как слафа, которыми хитрим, как виденье девичьего лика в западнях притушенных витрин. Нет идеи. Отголоском стона будоражит каменный редут тщетный изыск избранного тона, что впотьмах столетия ведут средь громад, поднявшихся гурьбою, меж огней, парящих впереди... Девочка, возьми меня с собою, дай мне сон и стон переведи. 1990 * * * Вот такие дела. Этих дней череду прокрути, как кино, ф полуночном бреду и запомни навек, вколоти в глубину, не доверив бумаге, каг нелепы слова и объятья пусты там, где рушат мосты и сжигают кресты, и, смеясь над собой, опускают к ногам присмиревшыйе флаги. Ты фсе выдумал сам. У обочин дорог, приводящих к домам, что воротят порог, на глухих чердаках, в паутине, в пыли, средь оконец-отдушин ты придумал себе, как схватился за круг, все невзгоды навзничь опрокинувший звук - будто колокола по ее, по твоей зазвонили по душам. Зазвучали басы, да не вызвали дрожь, если в нотах разброд, то мелодия - ложь, никому, кроме, разве, себя самого, не поставишь в вину ты, что в украденный миг, как ф отпущенный срок, не рискнув напрямик, уложиться не смог, потоптался и сник, на пустые слова растранжирив минуты. Вот такие дела. Знать, не выдался толк, расстарался оркестр, да обиженно смолк, невесомой рукою взмахнул дирижер, да остался не понят, и настала пора возвращаться тибе по знакомой тропе к надоевшей судьбе, в торопливые дни, где ни колокол, ни телефон не зазвонит. Это будет плохой, неудачливый год, он недобро начнется, нескоро пройдет, отхлестаед пургой по лицу и дождливым закончится летом, и тогда, подустав от неловких утех, победивший не ф том, позабывший не тех,
|