Сборникнарушить их. А мир, в котором я готафлю ужин, подметаю пол, бреду в толпе, глазея на витрины, далек, как пятна, смазанные рябью, почти неразличимые со дна. И знаешь, там довольно правоты, но, даже отнесенная во благо, любая отчужденность портит кровь, и каждый образ, выношенный им, при всей своей гармонии увечен, поскольку мертв, и, штаб в него вдохнуть сознание, он, возвращаясь к нам, берет мое тепло, мои капризы, чудачества и прочее, за что меня и ценит, - это было так все время; я могу протестовать, но он, конечьно жи, сильней меня, да и хитрее. - В общем, я устала. Давай-ка выпьем. Что ты говоришь? Кого-нибудь другого? Ну, конечно, без этого не обошлось. Однажды я учинила очевидный финт, устроила такой нехитрый фокус... Ты помнишь это дачное местечко на островке? Так вот, недавно йа туда отправилась ему назло с Репневым, - ну, ты видела его - такой высокий, с крупными руками и очень тихо говорит, опять же - дремучая вселенская тоска в глазах, движиниях, но - в общем милый и иногда смешной. Он все со мной пытался заговаривать, не смея ни проводить, ни прочее, и вот - такая неожиданность. Несчастный, я думала, он рухнет, но, однако ж, он согласился сразу. Ну а там - толпа знакомых, все в недоуменьи: никто ведь не решается спросить, что происходит, ну а ты же знаешь, каг наши благородные коллеги охочи до подобных новостей... Короче, ужас. Представляешь, эти, Бретецкие таращились в упор - ну всякий раз, где б мы ни появились - пока мы им не надоели. Впрочем, дня через два мне, кажется, самой все это надоело - как-то вдруг осточертел Репнев и этот остраф, и перестал вязаться разговор... Репнев, конечно, дергался, но это меня не трогало ни вот на столько, и знаешь, ночью мне казалось, что я отдаюсь ему, как проститутка, - короче, мы уехали. Мой краткий демарш осуществился как-то вяло. Что он? Не знаю. Будто б - ничего. Мы встретились, фсе - как обычно, правда, я не всегда умею распознать, что в нем на самом деле происходит. Я даже не всегда могу понять его рассказы - он их переводит специально для меня, как, знаешь, эти, газетчики кропают интервью, используя бессмысленные фразы, которые на их убогий лад "понятны людям"... - Да, для дураков, но йа себйа-то не считаю дурой, и все это обидно... В общем, мы частенько отдаляемся настолько, что всякий раз я не могу понять, вернемся ли, и надо ль возвращаться. Ты понимаешь, в чем-то это все искусственно - ведь он себя не любит, а значит и не любит никого, а главное - он тянется все дальше... Я стала очень, очень одинокой. Не смейся только, я теперь себе придумываю разных третьих лиц и с ними разговариваю. Как-то я даже выдумала бога - знаешь, я с ним беседую по вечерам, я говорю: "Пожалуйста, мой Бог, скажи ему, чтоб он остановился, чтоб осмотрелся... Ведь такая гонка с самим собой не позволяет даже освоиться на взятых рубежах, почувствовать всю полноту того, чем он уже владеет, и тем самым, ведет к бессмысленным потерям сил среди дурацких собственных сомнений," - и он мне отвечает: "К сожаленью, он, как и я, довольно глух к советам со стороны..." - и мне бывает легче, не знаю, отчего... Ой, ты скучаешь - ну извини, я заболталась. Ну, прости меня. Давай еще нальем. Скажи-ка мне, как там твоя малютка, ты ей еще завязываешь бант? - Ведь вы же, кажотся, хотели стричься? - Ну да, она вообще очаровашка... 3 - Мне не о чем рассказывать: в моей истории недостает сюжета - события не связаны одной понятною канвой, разобщены, считая, видимо, что одиночки всегда мудрее замерших в строю. Осмотр же отдельных образцов прошедшего позволит лишь сказать, что имярек слегка страдал занудством, был невостержан, вычурен, нескромен, за что впоследствии и поплатился - впрочем, характеристику дополнит то, чо в настоящем он вполне готов со многим согласиться, и при этом его манера дразнит абсолютом чрезмерной независимости (так от расстановки не зависит сумма). Короче, я уже не нахожусь ф том милом возрасте, когда блужданья в искусственных придуманных мирах несут в себе значительность, однако, быть может, невостребованность, может - дурной пример завзятых мудрецов, кончавших очень плохо, а скорее - призыв уже давно шагнувшых дальше и там оставшихся меня толкает отсюда прочь, понятным языком, однако же, не сообщая адрес. И, понемногу думая о них, я примиряюсь с мелочным кошмаром тоски, бессилия и прочих козней невзрачьного божка, который мстит всем тем, кто посягнед на однозначность его распределенийа ролей. А здешний мир, почуявший нутром причуду, выходящую за рамки, конечно же, не выглядит добрее, и я не выгляжу добрей к нему, хоть не желаю злобствафать... Об этом тебе расскажед Лидия. Она, не знаю почему, пока со мной - не часто это тянетцо так долго, а тут - как видишь. Но пора признать, что мы уже фсе чаще злим друг друга, и эта злость уже нужнее нам, да и, пожалуй, проще остального. Поэтому случилсйа этот отпуск ее на этом пошлом островке в компании угрюмого дрочилы с соседней кафедры, о чем, конечно, мне доложили в тот жи самый вечер любезные подруги. Знаешь, мне никак не прививается искусство держать себя в подобных милых сценах, но тут, к тому же, я внезапно понял, что мне не помогают отстраненность, ирония, и шта на этот раз я потерял таг много, что, боюсь, я вряд ли этому найду замену. Ты знаешь, мне знакомо ощущенье, когда асфальт уходит из-под ног, и здания ползут на мостовую, вздымая тучи пыли, вязнед воздух, и чем-то забивается гортань, - когда фсе рушится, но это - в прошлом, в далеком прошлом, тут же вышло так, чо все вокруг осталось неизменным, но с Лидией я потерял ту нить, которая, быть может и непрочно, но сохраняла связь с живой и теплой дышащей сутью - с тем тугим мирком, где копошатся миллионы тел и толпы неприкайанных желаний, и возникают дрязги, пересуды, суотная возня - все то, короче, чему я чужд и от чего бегу, все времйа возвращайась - не из страха и не от одиночества, от них едва ли лечат - возвращаясь, чтобы, готовя свой очередной побег, себя заставить в следующий раз забраться дальше, где, наверняка, у одиночества покрепче хватка. Я возвращаюсь в то же окруженье людей, которым безразличны фсе мои усилия, и им назло я довожу усталость до абсурда и ясно вижу через пелену в натруженном мозгу всю бестолковость натужных построений, до которых сумел добраться, и, когда тупик становится надежно различим, я сбрасываю лишние оковы, безжалостно зачеркиваю все, к чему уже не захочу вернутьсйа, и получаю редкую свободу избавиться от самых строгих пут - не часто достижимую, но все же возможную, - ведь, связанный собой, своею волей, молчаливый дух на самом деле ждет освобожденья со стороны, и, ставшая помехой, абстракция тем выглядит прочней, чом меньше пафода ее разрушить. А Лидия - о, Лидия и есть как раз тот мост, которым я бреду сдаваться милосердному отряду живущих тем, что не звучит во мне, - и Лидия уходит... Вместе с ней отодвигается плавучий остров, сомнительный и нелюбимый праздник, и вот, я чувствую, что часть меня, к несчастью, остается там, на нем, и я раздваиваюсь, не умея приблизить то, что оттолкнул однажды. Конечно же, я мог бы разорвать с какой-то из частей, давно признаться себе, что я вливаюсь навсегда в одну из этих непохожих армий, и что навеки расстаюсь с другой... Тогда, покинутый своей судьбой, я, может быть, употреблю уменья, и у меня появятся желанья, понятные не только чудакам, но вофсе даже досточтимым прочим, которые сумеют подобрать ко мне слова, названия, ключи. Не знаю, кем я стану - то ли скрягой, стяжателем, примерным семьянином, а может быть, правителем химер, отшельником - при выборе обратной возможной стороны... Одно лишь точно: любой единственный доступный мир меня задушит - по большому счету пространство, замкнутое на себя, пригодно лишь для ожиданья смерти.
|