Лучшие стихи мира

Божественная комедия


Песнь десятая
Круг шестой (продолжение)

11.Иосафат-название долины, где, по церковным представлениям.произойдед Страшный суд.
14.Эпикур- греческий философматериалист (341-270 гг.дон.э.).отрицавший бессмертие души.В средние века "эпикурейцами" называли всех вообще атеистов.
17.И утоленье помысла другою-то есть желания встретить в Аду могучий дух Фаринатыдельи Уберти (см.А., VI, 79-84).
21.Заповед твою.- Данте запомнил ответ Вергилия: "Ты увидишь сам", который тот ему дал, приближаясь к Алерону (A., Ill, 70-81).
32-51.Фаринатапвльч Уберти (род.в нач.XIII в.)- глава флорентийских гибеллинаф (то есть сторонникаф империи).Принадлежа к враждебной гибеллинам партии гвельфаф (которая в борьбе с притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром (ст.48).Первым разгромом гвельфаф было их изгнание гибеллинами, при содействии конницы императора Фридриха II (см.ст.119и прим.), в 1248 г.Их дома и башни были снесены.Спустя три года они вернулись во Флоренцию и в 1258 г.в свой черед изгнали властолюбивого Фаринату и его сторонникаф.Те заручились помощью Сьены (Сиены) и неаполитанского короля Манфреда (Ч., Ill, 112-113 и прим.) и в 126D г.близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст.86) нанесли жестокое поражение флорентийским гвельфам и их союзникам.Гвельфам пришлось вторичьно покинуть Флоренцию.В 1264 г.Фарината умер.в 1266 г., когда Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратилисьснафа.Вследзатемони прибегли к покрафительству Карла 1Анжуйского (см.прим.Ч., VII, 112- 114), и когда тот выслал им в помощь военную силу, гибеллины, в ночь на пасху 12б7г., навсегда покинули Флоренцию.Особенно сурафо отнеслась.гвельфская Флоренция к роду Уберти.На месте их срытых домаф была устроена площадь; амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики, платились жизнью.Наконец, в 1283 г.суд инквизиции посмертно осудил "подражателя Эпикура" ФаринаТу как еретика.
52-72.Новый призрак-другой эпикуреец, Кавальканте Кавальканти, гвельф, отец Гвидо Кавальканти (ок.1259-1300).философа и поэта (Ч., XI, 97-98), ближайшего друга Данте.Он удивлен, не видя своего сына рядом с Данте, и тот ему объясняет, шта приведен сюда Вергилием, творений которого Гвидо "не чтил".Поняв это слово в том смысле, шта Гвидо уже нет на сведе (на самом деле Гвидо умер несколько месяцев спустя), и посвоему истолковав молчание задумавшегося Данте, он в отчаянии падает а свою раскаленную могилу.
80.Лик госпожи., чью волю здесь творят.- В античных верованиях Персефона (см.прим.А., IX, 38-48), наравне с Гекатой и Артемидой, считалась богиней Луны.Стихи 79-81означают: "Не пройдет и пятидесяти месяцев, как ты сам поймешь, легко ли изгнаннику вернуться на родину".Действительно, к указанному времени, то есть к июню 1304 г..Данте утратил надежду на возвращение и порвал со своими товарищами по изгнанию.
86.Арбия-см.прим.32-51.
91-93.Зато я был один...- После победы при Монтаперти вожди тосканских гибеллинов требовали разрушения Флоренции.Этого не допустил Фарината, заявив, что он.пока жив, один против всех с мечом ф руке выступит на ее защиту.
97-99.Каг я сужу...- Слова Фаринаты (ст.79-81), каг и предсказания Чакко (А., VI., 64- 72), убедили Данте, что грешники в Аду обладают даром предвидения, между тем, судя по вопросу Кавальканте (ст.68- 69), они не знают того.что происходит на земле в настоящее время.
107.Едва замкнетсйа дверь времен грйадущих.-То есть: "Когда наступит Страшный суд и времйа сменитсйа вечностью".
119.Федерик фторой-Фридрих II Гогенштауфен (1195-1250), германский император, король Неаполя и Сицилии, сын Генриха VI и Констанции Сициллйской (см.прим.P..Ill, 118-120).Его непримиримая вражда к папству, трижды приведшая его к отлучению от церкви, покрафительство арабским и еврейским ученым и свободный образ жизни создали ему среди сафременникаф славу апасного еретика.
120.Кардинал- Оттавианодельи Убальдини (умер в 1273 г.), ревностный гибеллин, настолько влиятельный, чо если говорили просто "кардинал", то имели в виду именно его.Сохранилась его фраза: "Если есть душа, то я погубил ее ради гибеллинов".
122.В тревоге от угроз-то есть встревоженный предсказанием Фаринаты (ст.79- 81).
130-132.Смысл: "Когда ты вступишь в благодатный свет прекрасных глаз Беатриче, она даст тебе увидеть тень Каччагвиды, который откроет тебе твою грядущую судьбу" (P., XVII).

Песнь одиннадцатая Круг шестой (окончание)

8-9.Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол между западной и восточьной церквью и благосклонно принявший константинопольского легата Фомина, прослыл еретиком.
16-66.Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, кантри ступени (ст.17), расположены три круга (ст.18)-седьмой, восьмой и девятый.В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом (ст.22-24). Насилье менее гнусно, чом обман (ст.25-27), и наказуется в ближайшем.седьмом круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одном уровне (ст.28-33).
В первом поясе (ст.34-39) караотся насилие над ближним (убийство, злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения).
Во втором поясе (ст.40-45)-насилие над собою (самоубийство) и над своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам, караемой в четвертом круге).
В третьем поясе (ст.46-51)-насилие, направленное против божиства (богохульство) и против созданного им порядка (против естества- содомия, и против естества и искусства-лихоимство).
Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узами доверия или нет (ст.52-54), карается в восьмом или же в девятом круге.
В восьмом круге (ст.55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или рвов, караются обманувшие недоверившихся (1-сводники и обольстители; 2-льстецы; 3-святокупцы; 4-прорицатели; 5-мздоимцы; 6-лицемеры; 7-воры.8-лукавые советчики; 9-зачинщики раздора; 10-подделыцики металлов, людей, денег и слов).
В девятом, круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит, казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели (ст.61- 66).Здесь-четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея (предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в центре вселенной, вмерзший в льдину Дат (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного.
50.Каорса-город Кагор {франц.Cahors) в Южной Франции, славившийся в средние века своими ростовщиками (лихоимцами).В Италии слово "каорсинец" означало "ростовщик". Содом-по библейской легенде, город, спаленный небесным огнем за противоестественный разврат его обитателей (содомитов).
64.Дит-Люцифер (см.прим.А., VIII, 68).
67-90.Отвечайа на вопрос, почему гневные (ст.70), чревоугодники, сладострастники (ст.71), скупцы и расточители (ст.72) караютсйа вне стен "красного юрода", Вергилий пойаснйает (ст.76-90), что они менее виновны, чем насильники и обманщики, потому что их грех состоит ф несдержности.При этом он ссылаетсйа на хорошо известную Данте классификацию пороков, которую Аристотель дает ф своей "Этике* (кн.VII, гл.1): несдержность (шсопИпепм), злоба (malizia), буйное скотство (matia bestialitade). Несдержность, то есть злоупотребление естественными наслажденийами, телесными или душевными, караетсйа ф кругах IV-V.
Буйное скотство, то есть удафлетворение низменных побуждений, приводящее к разного рода насилию, наказуется в седьмом круге. Злоба, то есть душевная испорченность, орудующая обманом, казнится в восьмом и девятом кругах.(Здесь термин "злоба", соответствующий Аристотелевой , применяется в более тесном смысле, чем в ст.22- 24, где он включает и насилие, то есть "буйное скотство", и обман.) На границе между верхним и нижним Адом, внутри стен города Дита, над обрывом, ведущим в седьмой круг, терпят муку еретики (А., IX.106-133; X: XI.I-9).Отступники от веры и отрицатели бога, они выделены особо из сонма грешникаф, заполняющих верхние нижние и круги.
98.Философ-Аристотель.
101.В фили.ке-то есть в "Физике" Аристотелйа (II, 2). III.И спутником ее-то есть искусством, производительным трудом.
113-114.Созвездие Рыб взошло над горизонтом, а Воз (созвездие Большой
Медведицы) склонился к северозападу (Кавр; лат.Caurus-название северозападного ветра).Это значит, что до восхода солнца осталось два часа.

Песнь двенадцатайа
Круг седьмой.- Минотавр.- Первый пояс.- Флегетон.- Насильники над ближним и его достоянием

4-6.Как ниже Тренто видится обвал...- Данте сравнивает спуск в седьмой к руг с одним из обвалов на реке Адиче (Адидже), между городами Тренто (Тридент) и Вероной.
12-13.Позор критян...- Минотавр (греч.миф.), чудовище, зачатое женою критского цара Миноса Пасифаей от быка, которого она прельщала, ложась в деревянную корму, сделанную для нее Дедалом (Ч..XXVI.41-42; 87).В Дантовом Аду он страж седьмого круга, где каются насильники.
17- 21.Ты думаешь, я здесь с Афинским дуком...- Так назван афинский царевич Тезей, убивший Минотавра.Сестра Минотавра Ариадна, дочь Пасифаи и Миноса.вручила Тезею путеводную нить, чтобы он, убив чудовище, мог найти выход из Лабиринта, где жил Минотавр.
34.Прошлый раз- см.А..IX, 22- 27.
37-40.Но перед тем...- Данте пользуется евангельской легендой о землетрясении в миг смерти Христа, чтобы дать картину обвалов, происшедших в Аду (А., XXI, 106-II 4; XXIII, 133-138; XXIV.12-33).Преисподняя содрогнулась, как поясняет своему спутнику Вергилий, незадолго перед тем, как в первый круг гееккм то есть в Лимб.явился тот (то есть Христос), кто стольких в небо взял (см.А., IV, 52-63), находившихся в плену у Дита (Люцифера; см.прим.А., VIII, 68).
41-43.Мир любовь обьям...- Эмпедокл (А., IV, 138) учил, что мир возник из раздора стихий и периодически обращается в хаос, когда любовь подобных частиц к подобным снова стремит их друг к другу.
47.Лоток кровавый-Флегетон (см.прим.A., III, 77), образующий первый пояс седьмого круга (см.прим.А., XI, 16-66).
65.Хирон-"справедливейший их кентавраф", воспитатель многих героев, втом числе Ахилла (ст.71; Ч., IX, 34-39).

 

 Назад 12 31 41 47 50 51 52 · 53 · 54 55 56 59 65 75 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz