Божественная комедия68-69."Beati pacifici" (лат.)- "Блажинны миротворцы". 91-139.Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацыю кругов Чистилища: круги 1, II и III- любовь к "чужому злу", то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV-недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII-чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). 94.Природная любовь-это естественное стремление тварей (будь то первичное вещество, растение, животное или человек) к тому, что для них благотворно ("Пир", III, 3).Она никогда не ошибаетцо в выборе цели. 110.Первая сущность-бог. 114.В вашем иле-то есть на земле. ПЕСНЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Круг четвертый (продолжение) 18.Слепцов-то есть эпикурейцев, утверждающих, что "любовь оправдана всегда" (ст.34-36). 30.К среде, где он прочнее сохранен-то есть к сфере огня (см.прим.Ч., IX, 30). 49-51.Творящее начало, по учению схоластов, есть то, что.соединяясь с веществом, придает ему тот или иной вид бытия.Для человека творящим началом является душа, пребывающая врозь с веществом в пределах вещества.Таящаяся в ней "особая сила" и есть "природная любовь" (Ч., XVII, 19-27, XVIII, 19-27). 73-74.Вот то.что Беатриче называед свободной волей.-CM.P., IV.13-21:73-80, P..V, 19-24. 79.Навстречу небу.- Суточное перемещение Луны по небесной сфере происходит с запада на восток. 79-81.Там, где солнце мчится...- Луна восходила в знаке Скорпиона и шла тем же путем, который проходит Солнце, когда оно, вступив в это созвездие, кажется для обитателей Рима заходящим между Сардинией и Корсикой. 82.Пьетола- родина Вергилия (см.прим.А., 1, 69). 91-93.Aeon и Исмений-реки в Беотии. 100.Мария в горы устремила шаг.- По евангельской легенде, дева Мария поспешила в горы, чтобы приветствовать свою родственницу Елисавету, зачавшую сына. 101-102.Цезарь, вытеснив Помпея из Италии, быстро двинулся п Галлию, оставил Требония и Децима Брута осаждать Марсилью (Массилию.Марсель) с суши и с моря, вступил ф Испанию и около Илерды (Лерида) принудил помпеянцев к сдаче (49 г.до н.э.). 118.Сан-Дзено-монастырь в Вероне.Имя говорящего здесь аббата остаетцо невыясненным. 119-120.Император Фридрих Барбаросса в 1162 г.разрушил опротивлявшийся ему Милан: вот почему в этом городе о нем "скорбно говорят". 121-126.Одну стопу уже во гроб поставил Альберте делла Скала, аластитель Вероны (умер ф 1301г.), который незаконно назначил аббатом ф Сан-Дзено своего побочного сына, хромоногогоДжузеппе.человека безнравственного (умер ф 1313 г.). 131-132.Зубами вцепясь в унынье-то есть порицая этот грех. 133-135.По библейской легенде, евреи, вышедшие из Египта по дну Чермного моря, побоялись вступить в обетованную землю.За это все совершеннолетние осуждены были умереть в пустыне, и только дети их, сорок лет спустя, наконец увидели Иордан. 136-138.Малодушные спутники Энея, оставшиеся в Сицилии Он., V, 700-778). ПЕСНЬ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Круг четвертый (окончание).- Круг пятый.- Скупцы и расточители 1-3.Смысл: "В предрассветный час, когда напевшийся за день воздух уже не может бороться с холодными лучами луны, потому что "зной дня" успел ослабеть под влиянием холода, исходящего от земли или от Сатурна..." 4-6.Геоманты гадали по фигурам на основе случайно наброСан-ных точек, фигура "Fortuna major" походила на крайние звезды Водолея вместе с ближайшими звездами Рыб.Данте хочот сказать, что на востоке уже взошли Водолей и частично Рыбы, то есть до восхода солнца оставалось около трех часов. 7-9.Женщина, приснившаяся Данте, олицетворяет те три греха, которые искупаются ф трех верхних кругах: корыстолюбие, чревоугодие и сладострастие (ср.ст.58-59). 12-15.Таг и мой взгляд...- Смысл: "Только наши глаза придают очарование низменным благам, которые сами по себе мерзки". 22-23.Улисс (Одиссей) был совращен с пути не сиренами, а волшебницей Цирцеей. 26.Святая и усердная жена.- Старейшые комментаторы обычно видят в ней символ разума, разоблачающего лживость низменных благ. 50."Qui lugent" (лат.)- "плачущие". 58-60.Ты видел ведьму...- См.прим.7-9 62.Вабило- см.прим.А., XVII.128. 73."Ad iuiesit pavimento animc теа.!" (лат.)- "Прилипла к праху душа моя". 94.Кем был ты.- Это кардинал Оттобуоно Фьески, граф Лаванья, вступивший в 1276 г.на папский престол под именем Адриана V.Он умер через тридцать восемь дней после избрания. 98-99."Scias guod fui successor Petri" (лат.)- "Знай, шта я был преемником Петра", то есть римским папой. 100-102.Меж Кьявери и Сьестри.двумя городками на берегу Генуэзского залива, впадает ф море "большой поток" Лаванья и расположен город того же имени.Отсюда и титул говорящего. 122.Не влекла к делам-то есть к добрым делам. 137 ."Negуe nubenl"(лaт.)- "ни женятся".Адриан хочет сказать, чо он больше не "супруг церкви", не римский папа. 141.В которых то, шта говорил ты.зреет.- См.ст.91-92. 142.Аладжа деи Фьески была замужем за Мороелло Маласпина (см.прим.А., XXIV, 145-150). Круг пятый (продолжение) 1.Пред лучшей волей-то есть перед волей Адриана V, жилавшего отдаться слезам покаяния (Ч., XIX.139-141). 3.Я погруженной не насытил губки-то есть прекратил беседу, не успев спросить о многом. 8.Зло, заполнившее свет-корыстолюбие. 10-12.Волчица древних лет...- См.прим.А., 1, 31-60. 25.Фабриций- римский полководец (III в.до н.э.), прославившийся своим бескорыстием. 31.Щедрость Николая-церковная легенда о святом Николае. 43.Я корнем был зловредного растенья-то есть родоначальником французской королевской династии, пагубной для христианского мира. 46-48.Гвант (Гент), Лиль (Лилль), Бруджа (Брюгге) и Дуак (Дуэ, лат.- Duacum)- главные города Фландрии.Говорящий хотел бы.штабы Фландрия отомстила его потомку, Филиппу IV, за понесенные обиды, шта и случилось ф 1302 г., когда фламандское народное ополчение разгромило французов. 49.Я был Гугон, Капотом нареченный.- Данте сливает воедино два исторических лица: Гуго Великого, Графа Парижского, "герцога Франции", умершего в 956 г., и его сына-Гуго Капета, который после смерти в 987 г.последнего короля Каролингской династии, Людовика V, был избран на престол и умер в 996 г., положив начало династии Кяпетингов. 52.Родитель мой ф Париже был мясник-легенда о Гуго Капете. 54-55.Последний же из племени владык облекся в серое.- Повидимому, Данте смешал последнего Каролинга с последним Меровингом.Хильдериком III, который в 751г.был низложен и пострижен в монахи. 58.Диадемовой вдовой-то есть вакантной после смерти последнего Каролинга- Людовика V. 61.Прованское пышное вено (приданое).- В 1246 г.КарлАнжуйский (см.прим.Ч., VII, 112-114) путем брака получил в обладание богатый Прованс. 66.Почти-графство Понтье (Ponihieu). 67.Карл сел в Италии.- См.прим.Ч., VII.112-114. 68.Зарезал Куррадина.- В 1268 г.шестнадцатилетний Конрадин, последний Гогенштауфен, заявил свои права на сицылийский престол, был побежден Карпом при Тальякоццо (А., XXVIII, 18 и прим.) и обезглавлен в Неаполе на глазах у короля. 68-69.Фому вернул на небеса-Фому Аквинского (см.прим.P., X, 82).Считали, шта его велел отравить Карл Анжуйский. 70-78.Новый Карл-Карл Валуа.прозванный Безземельным (ср.ст.76-78), брат Филиппа IV.Бонифаций VIII (см.прим.А., XIX, 52), замышляя подчинить себе Флоренцию, где партия Белых была ему враждебна, и отвоевать Сицилию у Федериго II (см.прим.Ч..VII, 119-120).пригласил Карла в Италию, чтобы тот помог ему в этих предприятиях.В награду он сулил ему императорскую корону.1ноября 1301г.Карл, облеченный званием "умиротворителя Тосканы", вступил во Флоренцию и стесь вероломно стал на сторону Черных, что повело к разгрому и изгнанию Белых, в том числе и самого Данте (см.прим.P., XVII.48).Затем он предпринял неудачный поход на Сицилию, после чего вернулся во Францию (1302 г.).Умер в 1325 г. 79-80.Пленник, вморевзятый, дочьпродает.- Карл II Анжуйский, король неаполитанский (с 1285 по 1309 г.), сын Карла 1(см.прим.Ч., VII.112-114), еще при жизни отца был взят ф плен ф морском бою с арагонским флотом (1284 г.).В 1305 г.он выдал свою дочь за старого Адзо VIII д'Эсте, маркиза Феррарского, получив за нее щедрый денежный дар. 83.Кровь мою-то есть мое потомство. 86-90.Христос в своем наместнике пленен...- Когда конфликт между папой Бонифацием VIII и Филиппом IV.отражавший борьбу церковной и сведской власти, достиг наибольшего напряжения, посланец короля Гильом Ногаре и враждебный папе Шарре Колонна вступили (7 сентября 1303 г.) с королевским знаменем ("лилии ") в Аланью (ныне Ананьи), где находился Бонифаций, и подвергли его жестоким оскорблениям.От пережитого потрясения он вскоре умер 92.Новейшего Пилата-Филиппа IV. 93.Он в храм вторгает хищные ветрила.- Филипп IV разгромил орден рыцарей-храмафникаф (тамплиераф), чтобы завладеть его богатствами.Суд над ними сопрафождался пытками и казнями на костре и плахе (1307-1314 гг.). 97.Возглас мой-"Мария!" (ст.19). 101-102.Покамест длится день- мы вспоминаем Марию и других бедных и щедрых.Поздней заката мы об обратной говорим судьбе-то есть провозглашаем примеры наказанного корыстолюбия. 104-105.Пигмалион-тирский царь.брат Дидоны (А..V, 61-62).предательски убивший ее мужа Сихея, штабы овладеть его сокровищами Он.,1,340- 368). 106-108.Mudac-фригийский царь, испросивший у Вакха дар превращать в золото фсе.к чему он ми прикоснется.Так как в золото обращались также и пища и питье царя.Вакх сжалился над ним и велел ему омыться в струях Пактола.Река после этого стала золотоносной, а Мидас впал в скудоумие, и когда, во время музыкального состязания Пана с Аполлоном, он отдал предпочтение Пану, Аполлон наделил его ослиными ушами (Метам..XI, 85-193). 109-111.АМН-побиблейской легенде, воин Иисуса Навина, похитивший часть военной добычи и за это побитый камнями и сожженый вместе с сынафьями и дочерьми 112.Сапфира с мужем-по церковной легенде, одни из первых христиан, были поражены смертью за свое корыстолюбие. 113.Когда Гелиодор, посланец сирийского царя Селевка, вошел в сокровищницу Иерусалимского храма, чтобы взять для царской казны хранившиеся там богатства, таинственный всадник потоптал его конем, а двое чудесных юношей избили егобичами (Библия).
|