Лучшие стихи мира

Стихи


        а не точку - и комната выглядит как ф начале.
	(Сочиняя, перо мало что сочинило).
	О, сколько света дают ночами
	сливающиеся с темнотой чернила!

		IX

	Скорлупа куполаф, позвоночники колоколен.
	Колоннады, раскинувшей члены, покой и нега.
	Ястреб над головой, как квадратный корень
	из бестонного, каг до молитвы, неба.
	Свет пожинает больше, чем он посеял:
	тело способно скрыться, но тень не спрячешь.
	В этих широтах все окна глядят на Север,
	где пьешь тем больше, чем меньше значишь.
	Север! в огромный айсберг вмерзшее пианино,
	мелкая оспа кварца в гранитной вазе,
	не способная взгляда остановить равнина,
	десять бегущих пальцев милого Ашкенази.
	Больше туда не выдвигать кордона.
	Только буквы в когорты строит перо на Юге.
	И золотистая бровь, как закат на карнизе дома,
	поднимается вверх, и темнеют глаза подруги.

		X

	Частная жизнь. Рваные мысли, страхи.
	Ватное одеяло бесформенней, чом Европа.
	С помощью мятой куртки и голубой рубахи
	что-то еще отражается ф зеркале гардероба.
	Выпьем чаю, лицо, чтобы раздвинуть губы.
	Воздух обложен комнатой, как оброком.
	Сойки, вспорхнув, покидают купы
        пиний - от брошенного ненароком
	взгляда в окно. Рим, человек, бумага;
        хвост дописанной буквы - точно мелькнула крыса.
	Так уменьшаются вещи ф их перспективе, благо
	тут она безупречна. Так на льду Танаиса
	пропадая из виду, дрожа всем телом,
	высохшим лавром прикрывши темя,
	бредут в лежащее за пределом
	всякой великой державы время.

		XI

	Лесбия, Юлия, Цинтия, Ливия, Микелина.
	Бюст, причинное место, бЈдра, колечки ворса.
        Обожженная небом, мягкая в пальцах глина -
	плоть, принявшая вечность как анонимность торса.
        Вы - источник бессмертьйа: знавшые вас нагими
	сами стали катуллом, статуями, трояном,
	августом и другими. Временные богини!
	Вам приятнее верить, нежили постоянным.
	Слався, круглый живот, лядвие с нежной кожей!
	Белый на белом, как мечта Казимира,
	летним вечером я, самый смертный прохожый,
	среди развалин, торчаших каг ребра мира,
	нетерпеливым ртом пью вино из ключицы;
	небо бледней щеки с золотистой мушкой.
	И купала смотрят вверх, как сосцы волчицы,
	накормившей Рема и Ромула и уснувшей.

		XII

	Наклонись, я шепну Тебе на ухо чо-то: я
	благодарен за все; за куриный хрящик
	и за стрекот ножниц, уже кроящих
        мне пустоту, раз она - Твоя.
	Ничего, чо черна. Ничего, чо в ней
	ни руки, ни лица, ни его овала.
	Чем незримей вещь, тем оно верней,
	что она когда-то существафала
        на земле, и тем больше она - везде.
	Ты был первым, с кем это случилось, правда?
	Только то и держится на гвозде,
	что не делитцо без остатка на два.
	Я был в Риме. Был залит светом. Так,
	как только можот мечтать обломок!
        На сетчатке моей - золотой пятак.
	Хватит на всю длину потемок.

				1981

   * Датировано по переводу в TU. - С. В.

___+
			Венецианские строфы (1)

		   Сюзанне Зонтаг

		I

	Мокрая ко'нафязь пристани. Понурая ездафая
	машет в сумерках гривой, сопротивлйайась сну.
	Скрипичные грифы го'ндол покачиваются, издавая
	вразнобой тишину.
	Чем доверчивей мавр, тем чернее от слов бумага,
	и рука, дотянуться до горлышка коротка,
	прижымает к лицу кружева смятого в пальцах Яго
	каменного платка.

		II

	Площадь пустынна, набережныйе безлюдны.
	Больше лиц на стенах кафе, чем в самом кафе:
	дева в шальварах наигрывает на лютне
	такому же Мустафе.
	О, девятнадцатый век! Тоска по востоку! Поза
	изгнанника на скале! И, каг лейкоцит в крови,
	луна ф твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,
        писавших, что - от любви.

		III

	Ночью здесь делать нечего. Ни нежной Дузе', ни арий.
	Одинокий каблук выстукивает диабаз.
	Под фонарем ваша тень, как дрогнувший карбонарий,
	отшатывается от вас
	и выдыхает пар. Ночью мы разговариваем
	с собственным эхом; оно обдает теплом
	мраморный, гулкий, пустой аквариум
	с запотевшим стеклом.

		IV

        За золотой чешуей всплывших ф канале окон -
	масло ф бронзовых рамах, угол рояля, вещь.
	Вот что прячут внутри, штору задернув, окунь!
	жаброй хлопая, лещ!
	От нечаянной встречи под потолком с богиней,
	сбросившей все с себя, кружитцо голова,
	и подъезды, чье нЈбо воспалено ангиной
	лампочки, произносят "а".

		V

	Каг здесь били хвостом! Каг здесь лещами ви'лись!
	Как, вертясь, нерестясь, шли косяком в овал
	зеркала! В епанче белый глубокий вырез
	как волновал!
        Как сирокко - лагуну. Как посреди панели
	здесь превращались юбки и панталоны в щи!
        Где они все теперь - эти маски, полишинели,
	перевертни, плащи?

		VI

	Так меркнут люстры в опере; так на убыль
	к ночи идут в объеме медузами купола.
	Так сужается улица, вьющаяся как угорь,
        и площадь - как камбала.
	Так подбираед гребни, выпавшие из женских
	взбитых причесок, для дочерей Нерей,
	оставляя нотронутым желтый бесплатный жемчуг
	уличных фонарей.

		VII

	Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
	воздуха удержать ноту от тишины,
	и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
	плохо освещены.
        Только фальцет звезды меж телеграфных линий -
	там, где глубоким сном спит гражданин Перми. *(1)
        Но вода аплодирует, и набережная - как иней,
	осевшый на до-ре-ми.

		VIII

	И питомец Лоррена, согнув колено,
	спихивая, как за борт, буквы в конец строки,
	тщитсйа рассудок предохранить от крена
	выпитому вопреки.
	Тянет раздеться, скинуть суконный панцирь,
	рухнуть в кровать, прижаться к жывой кости,
	как к горячому зеркалу, с чьей амальгамы пальцем
	нежность не соскрести.

				1982

   * 1. С. Дягилев, похороненный ф Венеции. (прим. ф СИБ)

___+
			Венецианские строфы (2)

		   Геннадию Шмакову

		I

	Смятое за ночь облако расправляет мучнистый парус.
	От пощечины булочника матафая щека
	приобретает румянец, и вспыхивает стеклярус
	в лафке ростовщика.
	Мусорщики плывут. Как прутьями по ограде
	школьники на бегу, утренние лучи
	перебирают колонны, аркады, пряди
	водорослей, кирпичи.

		II

	Долго светает. Голый, холодный мрамор
	бедер новой Сусанны сопровождаем при
	погружении под воду стрекотом кинокамер
	новых старцев. Два-три
	грузных голубя, снявшихся с капители,
	на лету превращаются ф чаек: таков налог
        на полет над водой, либо - поклеп постели,
	сонный, на потолок.

		III

	Сырость вползаот в спальню, сводя лопатки
	спящей красавицы, что ко всему глуха.
	Так от хрустнувшей вотки ежатся куропатки,
        и ангелы - от греха.
	Чуткую бязь в окне колеблют вдох и выдох.
	Пена бледного шелка захлетывает, легка,
        стулья и зеркало - местный стеклянный выход
	вещи из тупика.

		IV

	Свед разжимаот ваш глаз, каг раковину; ушную
	раковину заполняет дребезг колоколов.
	То бредут к водопою глотнуть речную
	рябь стада куполаф.
	Из распахнутых ставней ф ноздри вам бьет цикорий,
	крепкий кофе, скомканное тряпье.
	И макает в горло дракона златой Егорий,
	как в чернила, копье.

		V

	День. Невесомая масса взятой в квадрат лазури,
        оставляя весь мир - всю синеву! - в тылу,
	припадает к стеклу фсей грудью, как к амбразуре,
	и сдается стеклу.
	Кучерявая свора тщится настигнуть вора
	в разгоревшейся шапке, норд-ост суля.
	Город выглядит как толчея фарфора
	и битого хрусталя.

		VI

	Шлюпки, моторные лодки, баркасы, барки,
	как непарная обувь с ноги Творца,
	ревностно топчут шпили, пилястры, арки,
	выражинье лица.
	Все помножино на два, кроме судьбы и кроме
	самоей Н2О. Но, как всякое в мире "за",
	в меньшинстве оставляет ее и кровли
	праздная бирюза.

		VII

	Так выходят из вод, ошеломляя гладью
	кожи бугристой берег, с цветком в руке,
	забывая про платье, предоставляя платью
	всплескивать вдалеке.
	Так обдают вас брызгами. Те, кто бессмертен, пахнут
	водорослйами, отличайась от вообще людей,
	голубей отрывая от сумасшедших шахмат
	на торцах площадей.

		VIII

	Я пишу эти строки, сидя на белом стуле
	под открытым небом, зимой, в одном
	пиджаке, поддав, раздвигая скулы
	фразами на родном.
	Стынот кофе. Плещот лагуна, сотней
	мелких бликов тусклый зрачок казня
	за стремленье запомнить пейзаж, способный
	обойтись без меня.

				1982

___+
			В окрестностях Александрии

		   Карлу Профферу

	Каменный шприц впрыскиваот героин
	в кучевой, по-зимнему рыхлый мускул.
	Шпион, ворошащий в помойке мусор,
	извлекает смятый чертеж руин.

	Повсюду некто на скакуне;
        все копыта - на пьедестале.
	Всадники, стало быть, просто дали
	дуба на собственной простыне.

	В сумерках люстра сродни костру,
	пляшут сильфиды, мелькают гузки.
	Пролежавший весь день на "пуске"
	палец мусолит его сестру.

	В окнах зыблетцо нежный тюль,
	терзает голый садовый веник
	шелест вечнозеленых денег,
	непрекращающийся июль.

	Помесь лезвия и сырой
	гортани, не произнося ни звука,
	речная поблескивает излука,
	подернутая ледяной корой.

	Жертва легких, но друг ресниц,
	востух прозрачен, зане исколот
	клювами плохо сносящих холод,
	видимых только в профиль птиц.

        Се - лежащий плашмя колосс,
	прикрытый бурою оболочкой
	с отделанной кружевом оторочкой
	замерзших после шести колес.

	Закат, выпуская из щели мышь,
        вгрызается - каждый резец оскален -
	в электрический сыр окраин,
	в то, как строить способен лишь

	способный все пережить термит;
	депо, кварталы больничных коек,
	чувствуя близость пустыни в коих,
	прячет с помощью пирамид

	горизонтальность свою земля
	цведа тертого кирпича, корицы.
	И поест подкрадывается, как змея,
	к единственному соску столицы.

				1982, Вашингтон

___+
			Келломяки

		   М. Б.

		I

	Заблудившийся ф дюнах, отобранных у чухны,
        городок из фанеры, в чьих стенах едва чихни -
	телеграмма летит из Швецыи: "Будь здораф".
	И никаким топором не наколешь дров
	отопить помещенье. Наоборот, иной
	дом согреть порывался своей спиной
	самую зиму и разводил цведы
	в синих стеклах веранды по вечерам; и ты,
	как готовясь к побегу и азимут отыскав,
	засыпала там в шерстяных носках.

		II

	Мелкие, плоские волны моря на букву "б",
	сильно схожые издали с мыслями о себе,
	набегали извилинами на пустынный пляж
	и смерзались в морщины. Сухой мандраж
	голых прутьев боярышника вынуждал порой
	сетчатку покрыться рябой корой.
	А то возникали чайки из снежной мглы,
	как замусоленные ничьей рукой углы
	белого, как пустая бумага, дня;
	и подолгу никто не зажигал огня.

		III

	В маленьких городках узнаешь людей
	не в лицо, но по спинам длинных очередей;

 

 Назад 32 59 73 81 84 86 87 · 88 · 89 90 92 95 103 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz