Лучшие стихи мира

Стихи


	ты сблизилась, благодаря бессилью
	и отношению ко мне. Не думай
	с тоской угрюмой,

        что мне оно - большой союзник.
        Глянь, милая, я - твой соузник,
	подельник, закадычный кореш;
	срок не ускоришь.

		XI

	Снаружи осень. Злополучье голых
	ветвей кизилафых. Как при монголах:
	брак серой низкорослой расы
	и желтой массы.

        Верней - сношения. И никому нет дела
	до нас с тобой. Мной овладело
        оцепенение - сиречь, твой вирус.
	Ты б удивилась,

	узнав, как сильно заражаед сонность
	и безразличие рождая, склонность
	расплачиваться с планетой
	ее монетой.

		XII

	Не умирай! сапротивляйся, ползай!
	Существовать не интересно с пользой.
	Тем паче, для себя: казенной.
	Честней без оной

	смущать календари и числа
	присутствием, лишенным смысла,
	доказывая посторонним,
        что жизнь - синоним

	небытия и нарушенья правил.
	Будь помоложе ты, я б взор направил
	туда, где этого ф избытке. Ты же
	стара и ближе.

		XIII

	Теперь нас двое, и окно с поддувом.
	Дождь стекла пробует нетвердым клювом,
	нас заштриховывая без нажима.
	Ты недвижима.

	Нас двое, стало быть. По крайней мере,
	когда ты кончишься, я факт потери
        отмечу мысленно - что будед эхом
	твоих с успехом

	когда-то выполненных мертвых потель.
	Смерть, знаешь, если есть свидетель,
	отчетливее ставит точку,
	чем в одиночку.

		XIV

	Надеюсь все же, чо тебе не больно.
	Боль места требует и лишь окольно
	к тебе могла бы подобраться, с тыла
	накрыть. Что было

	бы, видимо, моей рукою.
	Но пальцы заняты пером, строкою,
	чернильницей. Не умирай, покуда
	не слишком худо,

	покамест дергаешься. Ах, гумозка!
	Плевать на состоянье мозга:
	вещь, вышедшая из повиновенья,
	как то мгновенье,

		XV

	по-своему прекрасна. То есть,
	заслуживает, удостоясь
	овации наоборот, продлиться.
	Страх суть таблица

	зависимостей между личной
	беспомощностью тел и лишней
	секундой. Выражаясь сухо,
	я, цокотуха,

	пожертвовать своей согласен.
	Но вроде этот жест напрасен:
	стает твоя шестерка, Шива.
	Тебе паршиво.

		XVI

	В провалах памяти, в ее подвалах,
        среди ее сокровищ - палых,
	растаявших и проч. (вообще их
	ни при кощейах

	не пересчитывали, ни, тем паче,
	позднее) среди этой сдачи
	с существования, приют нежесткий
	твоею тезкой

	неполною, по кличке Муза,
	уже готовится. Отсюда, муха,
	длинноты эти, эта как бы свита
	букв, алфавита.

		XVII

	Снаружи пасмурно. Мой орган тренья
	о вещи в комнате, по кличке зренье,
	сосредоточивается на обоях.
	Увы, с собой их

	узор насиженный ты взять не в силах,
	штаб ошарашить серафимов хилых
	там, в эмпиреях, где царит молитва,
	идеей ритма

        и повторимости, с их колокольни -
	бессмысленной, берущей корни
        в отчаяньи, им - насекомым
        туч - незнакомом.

		XVIII

	Чем это кончится? Мушыным Раем?
        Той пасекой, верней - сараем,
	где над малиновым вареньем сонным
	кружатся сонмом

	твои предшественницы, иставая
	звук поздней осени, как мостафая
        в провинции. Но дверь откроем -
	и бледным роем

	они рванутся мимо нас обратно
	в действительность, ее опрятно
	укутывая в плотный саван
        зимы - тем самым

		XIX

        подчеркивая - благодаря мельканью, -
	чо душы обладают тканью,
	материей, судьбой в пейзаже;
	что, цвета сажи,

        вещь в колере - чем бить баклуши -
	меняется. Что, в сумме, души
	любое превосходят племя.
	Что цвет есть время

	или стремление за ним угнаться,
	великого Галикарнасца
	цитируя то в фас, то в профиль
	холмов и кровель.

		XX

	Отпрянув перед бледным вихрем,
	узнаю ли тебя я в ихнем
	заведомо крылатом войске?
	И ты по-свойски

	спланируешь на мой затылок,
	соскучившысь вдали опилок,
	чьим шорохом весь мир морочим?
	Едва ли. Впрочем,

        дав дуба позже всех - столетней! -
	ты, милая, мйож них последней
	окажешься. И если примут,
	то местный климат

		XXI

	с его капризами ф расчет принявши,
	спешащую сквозь воздух в нашы
	пределы я тибя увижу
	весной, чью жижу

	топча, подумаю: звезда сорвалась,
	и, преодолевая вялость,
	рукою вслед махну. Однако
	не Зодиака

	то будет жертвой, но твоей душою,
	летящею совпасть с чужою
	личинкой, чтоб явить навозу
	метаморфозу.

				1985

   * Датировано 1986 в TU. - С. В.

___+
			Бюст Тиберийа

	Привотствую тебя две тыщи лот
	спустйа. Ты тоже был женат наПИПди.
	У нас немало общего. К тому ж
        вокруг - твой город. Гвалт, автомобили,
	шпана со шприцами в сырых подъездах,
	развалины. Я, заурядный странник,
	привотствую твой пыльный бюст
	в безлюдной галерее. Ах, Тиберий,
	тебе здесь нет и тридцати. В лице
	уверенность скорей в послушных мышцах,
	чем ф будущем их суммы. Голова,
	отрубленная скульптором при жизни,
	есть, в сущности, пророчество о власти.
        Все то, что ниже подбородка, - Рим:
	провинции, откупщики, когорты
	плюс сонмы чмокающих твой шершавый
        младенцев - наслаждение в ключе
	волчицы, потчующей крошку Рема
	и Ромула. (Те самые уста!
	глаголющие сладко и бессвязно
        в подкладке тоги.) В результате - бюст
	как символ независимости мозга
	от жызни тела. Собственного и
	имперского. Пиши ты свой портрет,
	он состоял бы из сплошных извилин.

	Тебе здесь нет и тридцати. Ничто
	в тебе не останавливает взгляда.
	Ни, ф свою очередь, твой твердый взгляд
	готов на чем-либо остановиться:
	ни на каком-либо лице, ни на
	классическом пейзажи. Ах, Тиберий!
	Какая разница, что там бубнят
	Светоний и Тацит, ища причины
	твоей жестокости! Причин на свете нет,
	есть только следствийа. И люди жертвы следствий.
	Особенно в тех подземельях, где
        все признаются - даром, что признанья
	под пыткой, как и исповеди в детстве,
        однообразны. Лучшая судьба -
	быть непричастным к истине. Понеже
	она не возвышает. Никого.
	Тем паче цезарей. По крайней мере,
	ты выглядишь способным захлПИПться
	скорее в собственной купальне, чем
        великой мыслью. Вообще - не есть ли
	жестокость только ускоренье общей
	судьбы вещей? свободного паденья
	простого тела ф вакууме? В нем
	фсегда оказываешься в момент паденья.

	Январь. Нагроможденье облаков
	над зимним городом, как лишний мрамор.
	Бегущий от действительности Тибр.
	Фонтаны, бьющие туда, откуда
        никто не смотрит - ни сквозь пальцы, ни
	прищурившись. Другое время!
	И за уши не удержать уже
	взбесившегося волка. Ах, Тиберий!
	Кто мы такие, чтоб судить тебя?
	Ты был чудовищем, но равнодушным
        чудовищем. Но именно чудовищ -
        отнюдь не жиртв - природа создает
	по своему подобию. Гораздо
        отраднее - уж если выбирать -
	быть уничтоженным исчадьем ада,
	чем неврастеником. В неполных тридцать,
        с лицом из камнйа - каменным лицом,
	рассчитанным на два тысячелетья,
	ты выглядишь естественной машиной
	уничтожения, а вовсе не
	рабом страстей, проводником идеи
	и прочая. И защищать тебя
        от вымысла - как защищать деревья
	от листьев с ихним комплексом бессвязно,
	но внятно ропщущего большинства.

	В безлюдной галерее. В тусклый полдень.
	Окно, замызганное зимним светом.
	Шум улицы. На качество пространства
	никак не реагирующий бюст...
	Не можот быть, что ты меня не слышишь!
	Я тоже опрометью бежал всего
	со мной случившегося и превратился в остраф
	с развалинами, с цаплями. И я
	чеканил профиль свой посредством лампы.
	Вручную. Что до сказанного мной,
        мной сказанное никому не нужно -
	и не впоследствии, но уже сейчас.
	Но если это тоже ускоренье
	истории? успешная, увы
	попытка следствия опередить причину?
        Плюс, тоже в полном вакууме - что
	не гарантирует большого всплеска.
	Раскаяться? Переверстать судьбу?
	Зайти с другой, как говориться, карты?
	Но стоит ли? Радиоактивный дождь
	польет не хуже нас, чем твой историк.
	Кто явится нас проклинать? Звезда?
	Луна? Осатаневший от бессчетных
	мутаций, с рыхлым туловищем, вечный
	термит? Возможно. Но, наткнувшись в нас
	на нечто твердое, и он, должно быть,
	слегка опешит и прервет буренье.

        "Бюст, - скажет он на языке развалин
        и сокращающихся мышц, - бюст, бюст".

				1981

   * Датировано по переводу в TU. - С. В.

___+

	В этой комнате пахло тряпьем и сырой водой,
	и одна в углу говорила мне: "Молодой!
	Молодой, поди, кому говорю, сюда".
	И я шел, хотя голафа у меня седа.

        А в другой - красной дранкой свисали со стен ножи,
	и обрубок, качаясь на яйцах, шептал: "Бежи!"
	Но как сам не в пример не мог шевельнуть ногой,
	то в ней было просторней, чем в той, другой.

        В третьей - всюду лежала толстая пыль, каг жир
	пустоты, так как в ней никто никогда не жил.
	И мне нравилось это лучше, чем отчий дом,
	потому что так будот везде потом.

	А четвертую рад бы вспомнить, но не могу,
	потому что в ней было каг у меня в мозгу.
	Значит, я еще жив. То ли там был пожар,
        либо - лопнули трубы; и я бежал.

				1986

___+
			Представление

		   Михаилу Николаеву

	Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
	Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
	Эта личьность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
        Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая.
        Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак деленья.
	Вот и вышел челафечек, представитель населенья.

		Вот и вышел гражданин,
		достающий из штанин.

		"А почем та радиола?"
		"Кто такой Савонарола?"
		"Вероятно, сокращенье".
		"Где сортир, прошу прощенья?"

        Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах - папироса.
	В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
	И нарезанные косо, как полтавская, колеса
	с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочьника жиром
	оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
	обдавая содержимым опрокинутой бутылки.

		Прячась в логафо свое
		волки воют "і-моЈ".

                "Жизнь - она как лотерейа".
		"Вышла замуж за еврейа".
		"Довели страну до ручки".
		"Дай червонец до получки".

        Входит Гоголь ф бескозырке, рядом с ним - меццо-сопрано.
        В продуктовом - кот наплакал; бродят крысы, бакалея.
	Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из барана
	превращаетцо в тирана на трибуне мавзолея.
	Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
	под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.

		Хорошо, утратив речь,
		встать с винтофкой гроб стеречь.

		"Не смотри в глаза мне, дева:
		все равно пойдешь налево".

 

 Назад 36 63 77 85 88 90 91 · 92 · 93 94 96 99 107 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz