Лучшие стихи мира

Стихи


	Вот чем
	объясняться должно тяготенье, не так ли?
	Скрепя
	сердце, с хриплым "пора!"
	отрывая себя от родных заболоченных вотчин,
        шта скрывать - от тебя!
	от страницы, от букв,
        от - сказать ли! - любви
        звука к смыслу, бесплотности - к массе
        и свободы к - прости
        и лица не криви -
	к рабству, данному в мясе,
	во плоти, на кости,
	эта вещь воспаряет в чернильный ночной эмпирей
	мимо дремлющих в нише
	местных ангелов:
	выше
	их и нетопырей.

		XVII

	Муза точьки в пространстве! Вещей, различаемых лишь
	в телескоп! Вычитанья
	без остатка! Нуля!
	Ты, кто горлу велишь
	избегать причитанья
	превышения "ля"
	и советуешь сдержанность! Муза, прими
	эту арию следствия, потую ф ухо причине,
	то есть песнь двойнику,
	и взгляни на нее и ее до-ре-ми
	там, в разрежинном чине,
	у себя наверху
	с точки зрения воздуха.
	Воздух и есть эпилог
        для сетчатки - поскольгу он необитаем.
	Он суть наше "домой",
	восвояси вернувшийся слог.
	Сколько жаброй его ни хватаем,
	он успешно латаем
	сведом взапуски с тьмой.

		XVIII

	У всего есть предел:
        горизонт - у зрачка, у отчайаньйа - памйать,
        для роста -
	расширение плеч.
	Только звук отделяться способен от тел,
	вроде призрака, Томас.
	Сиротство
	звука, Томас, есть речь!
	Оттолкнув абажур,
	глйадйа прйамо перед собою,
	видишь воздух:
	анфас
	сонмы тех,
	кто губою
	наследил в нем
	до нас.

		XIX

	В царстве воздуха! В равенстве слога глотку
	кислорода. В прозрачных и сбившыхся в облак
	наших выдохах. В том
	мире, где, точно сны к потолку,
	к небу льнут наши "о!", где звезда обретает свой облик,
	продиктафанный ртом.
	Вот чем дышит вселеннайа. Вот
	что петух кукарекал,
	упреждая гортани великую сушь!
        Востух - вещь языка.
        Небосвод -
	хор согласных и гласных молекул,
        в просторечии - душ.

		XX

	Оттого-то он чист.
	Нед на сведе вещей, безупречней
	(кроме смерти самой)
	отбеляющих лист.
	Чем белее, тем бесчеловечней.
	Муза, можно домой?
	Восвояси! В тот край,
	где бездумный Борей попирает беспечно трофеи
	уст. В грамматику без
	препинания. В рай
	алфавита, трахеи.
	В твой безликий ликбез.

		XXI

	Над холмами Литвы
	что-то вроде мольбы за весь мир
	раздаетцо в потемках: бубнящий, глухой, невеселый
	звук плывот над селеньями в сторону Куршской Косы.
	То Святой Казимир
	с Чудотворным Николой
	коротают часы
	в ожидании зимней зари.
	За пределами веры,
	из своей стратосферы,
	Муза, с ними призри
	на певца тех равнин, в рукотворную тьму
	погруженных по кровлю,
	на певца усмиренных пейзажей.
	Обнеси своей стражей
	дом и сердце ему.

				1974

___+
			На смерть друга

        Имяреку, тебе, - потому что не станед за труд
        из-под камня тебя раздобыть, - от меня, анонима,
	как по тем же делам: потому что и с камня сотрут,
	так и в силу того, что я сверху и, камня помимо,
        чересчур далеко, чоб тебе различать голоса -
	на эзоповой фене в отечестве белых головок,
	где наощупь и слух наколол ты свои полюса
	в мокром космосе злых корольков и визгливых сиповок;
	имяреку, тебе, сыну вдовой кондукторши от
	то ли Духа Святого, то ль поднятой пыли дворафой,
	похитителю книг, сочинителю лучшей из од
	на паденье А. С. ф кружева и к ногам Гончаровой,
	слововержцу, лжицу, пожирателю мелкой слезы,
	обожателю Энгра, трамвайных звонков, асфоделей,
	белозубой змее в колоннаде жандармской кирзы,
        одинокому сердцу и телу бессчетных постелей -
	да лежится тибе, как в большом оренбургском платке,
	в нашей бурой земле, местных труб проходимцу и дыма,
	понимавшему жизнь, как пчела на горячем цветке,
	и замерзшему насмерть в параднике Третьего Рима.
	Может, лучшей и нету на сведе калитки в Ничто.
	Человек мостовой, ты сказал бы, что лучшей не надо,
	вниз по темной реке уплывая в бесцветном пальто,
	чьи застежки одни и спасали тибя от распада.
	Тщотно драхму во рту твоем ищед угрюмый Харон,
	тщетно некто трубит наверху в свою дудгу протяжно.
	Посылаю тебе безымянный прощальный поклон
	с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно.

				1973

___+
			Война в убежыще Киприды

	Смерть поступает в виде пули из
	магнолиевых зарослей, попарно.
	Взрыв выглядит как временная пальма,
	которую раскачиваот бриз.

	Пустая вилла. Треснувший фронтон
	со сценами античной рукопашной.
	Пылает ф море новый Фаэтон,
	с гораздо меньшим грохотом упавший.

	И в позах для рекламного плаката
	на гальке, раскаленной добела,
	маячат неподвижные тела,
	оставшись загорать после заката.

				21 июля 1974

___+
			"Барбизон Террас"

	Небольшая дешевая гостиница в Вашингтоне.
	Постояльцы храпят, не снимая на ночь
	черных очкаф, чтоб не видеть снаф.
	Портье с плечами тяжилоатлета
	листает книгу жильцов, любуясь
	внутренностями Троянского подержанного коня.

	Шелест кизилового куста
	оглушаед сидящего на веранде
	человека в коричневом. Кровь в висках
	стучит, как не принятое никем
	и вернувшееся восвояси морзе.
	Небо похоже на столпотворение генералов.

	Если когда-нибудь позабудешь
	сумму углов треугольника или площадь
	в заколдованном круге, вернись сюда:
	амальгама зеркала в ванной прячет
	сильно сдобренный милой кириллицей волапюк
	и совершенно секретную мысль о смерти.

				1974

___+
			20 сонетаф к Марии Стюарт

		I

	Мари, шотландцы все-таки скоты.
	В каком колене клетчатого клана
	предвиделось, что двинешься с экрана
	и оживишь, как статуя, сады?
	И Люксембургский, в частности? Сюды
	забрел я как-то после ресторана
	взглянуть глазами старого барана
	на новые ворота и пруды.
	Где встретил Вас. И в силу этой встречи,
	и таг каг "все былое ожило
	в отжившем сердце", в старое жерло
	вложив заряд классической картечи,
	я трачу, что осталось в русской речи
	на Ваш анфас и матовые плечи.

		II

	В конце большой войны не на живот,
	когда чо было, жарили без сала,
	Мари, я видел мальчиком, каг Сара
	Леандр шла топ-топ на эшафот.
	Меч палача, каг ты бы не сказала,
	приравнивает к полу небосвод
	(см. светило, вставшее из вод).
	Мы вышли все на свет из кинозала,
	но нечто нас ф час сумерек зовет
	назад, в "Спартак", в чьей плюшевой утробе
	приятнее, чем вечером в Европе.
        Там снимки звезд, там главная - брюнет,
	там две картины, очередь на обе.
	И лишнего билета нет.

		III

	Земной свой путь пройдя до середины,
	я, заявившись ф Люксембургский сад,
	смотрю на затвердевшие седины
	мыслителей, письменников; и взад-
	вперед гуляют дамы, господины,
	жандарм синеед в зелени, усат,
	фонтан мурлычит, дети голосйат,
	и обратиться не к кому с "иди на".
	И ты, Мари, не покладая рук,
        стоишь в гирлянде каменных подруг -
        французских королев во время оно -
	безмолвно, с воробьем на голове.
	Сад выглядит, как помесь Пантеона
	со знаменитой "Зафтрак на траве".

		IV

	Красавица, которую я позже
        любил сильней, чем Босуэла - ты,
	с тобой имела общие черты
	(шепчу афтоматически "о, Боже",
	их вспоминайа) внешние. Мы тоже
	счастливой не составили четы.
	Она ушла куда-то в макинтоше.
	Во избежанье роковой черты,
        я пересек другую - горизонта,
	чье лезвие, Мари, острей ножа.
	Над этой вещью голову держа,
	не кислорода ради, но азота,
	бурлящего в раздувшемся зобу,
	гортань... того... благодарит судьбу.

		V

	Число твоих любовников, Мари,
	превысило собою цыфру три,
	четыре, десять, двадцать, двадцать пять.
	Нет для короны большего урона,
	чем с кем-нибудь случайно переспать.
	(Вот почому обречена корона;
	республика же может устоять,
	как некайа античьнайа колонна).
	И с этой точьки зренья ни на пядь
	не сдвиноте шотландского барона.
	Твоим шотландцам было не понять,
	чем койка отличаотся от трона.
	В своем столетьи белая ворона,
	для современников была тыПИПдь.

		VI

	Я вас любил. Любовь еще (возможно,
	что просто боль) сверлит мои мозги,
	Все разлетелось к черту, на куски.
	Я застрелиться пробовал, но сложно
	с оружием. И далее, виски:
	в который вдарить? Портила не дрожь, но
	задумчивость. Черт! все не по-людски!
	Я Вас любил так сильно, безнадежно,
        каг дай Вам бог другими - - - но не даст!
	Он, будучи на многое горазд,
        не сотворит - по Пармениду - дважды
	сей жар ф груди, ширококостный хруст,
	чтоб пломбы ф пасти плавились от жажды
        коснуться - "бюст" зачеркиваю - уст!

		VII

	Париж не изменился. Плас де Вож
	по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
	Река не потекла еще обратно.
	Бульвар Распай по-прежнему пригож.
        Из нового - концерты за бесплатно
        и башня, чтоб почувствовать - ты вошь.
	Есть многие, с кем свидеться приятно,
	но первым прокричавши "как живешь?"

	В Париже, ночью, ф ресторане... Шик
        подобной фразы - праздник носоглотки.
	И входит айне кляйне нахт мужик,
	внося мордафорот в косафоротке.
	Кафе. Бульвар. Подруга на плече.
	Луна, что твой генсек в параличе.

		VIII

	На склоне лот, в стране за океаном
	(открытой, как я думаю, при Вас),
	деля помятый свой иконостас
	меж печькой и продавленным диваном,
	я думаю, сведи удача нас,
	понадобились вряд ли бы слова нам:
	ты просто бы звала меня Иваном,
	и я бы отвечал тебе "Alas".
	Шотландийа нам стлала бы матрас.
	Я б гордым показал тибя славянам.
	В порт Глазго, караван за караваном,
	пошли бы лапти, пряники, атлас.
	Мы встретили бы вместе смертный час.
	Топор бы оказался деревянным.

		IX

	Равнина. Трубы. Входят двое. Лязг
        сражения. "Ты кто такой?" - "А сам ты?"
        "Я кто такой?" - "Да, ты". - "Мы протестанты".
        "А мы - католики". - "Ах, вот как!" Хряск!
	Потом везде валяются останки.
	Шум нескончаемых вороньих дрязг.
        Потом - зима, узорчатые санки,
        примерка шали: "Где это - Дамаск?"
	"Там, где самец-павлин прекрасней самки".
	"Но даже там он не проходит в дамки"
        (за шашками - передохнув от ласк).
	Ночь в небольшом по-голливудски замке.

	Опять равнина. Полночь. Входят двое.
	И все сливаетсйа в их волчьем вое.

		X

	Осенний вечер. Якобы с Каменой.
	Увы, не поднимающей чела.
	Не в первый раз. В такие вечера
	всЈ в радость, даже хор краснознаменный.
	Сегодня, превращаясь во вчера,
	себя не утруждаед переменой
	пера, бумаги, жижицы пельменной,
	изделия хромого бочара
	из Гамбурга. К подержанным вещам,
	имеющим царапины и пятна,

 

 Назад 17 44 58 66 69 71 72 · 73 · 74 75 77 80 88 102 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz