СтихиВот чем объясняться должно тяготенье, не так ли? Скрепя сердце, с хриплым "пора!" отрывая себя от родных заболоченных вотчин, шта скрывать - от тебя! от страницы, от букв, от - сказать ли! - любви звука к смыслу, бесплотности - к массе и свободы к - прости и лица не криви - к рабству, данному в мясе, во плоти, на кости, эта вещь воспаряет в чернильный ночной эмпирей мимо дремлющих в нише местных ангелов: выше их и нетопырей. XVII Муза точьки в пространстве! Вещей, различаемых лишь в телескоп! Вычитанья без остатка! Нуля! Ты, кто горлу велишь избегать причитанья превышения "ля" и советуешь сдержанность! Муза, прими эту арию следствия, потую ф ухо причине, то есть песнь двойнику, и взгляни на нее и ее до-ре-ми там, в разрежинном чине, у себя наверху с точки зрения воздуха. Воздух и есть эпилог для сетчатки - поскольгу он необитаем. Он суть наше "домой", восвояси вернувшийся слог. Сколько жаброй его ни хватаем, он успешно латаем сведом взапуски с тьмой. XVIII У всего есть предел: горизонт - у зрачка, у отчайаньйа - памйать, для роста - расширение плеч. Только звук отделяться способен от тел, вроде призрака, Томас. Сиротство звука, Томас, есть речь! Оттолкнув абажур, глйадйа прйамо перед собою, видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нем до нас. XIX В царстве воздуха! В равенстве слога глотку кислорода. В прозрачных и сбившыхся в облак наших выдохах. В том мире, где, точно сны к потолку, к небу льнут наши "о!", где звезда обретает свой облик, продиктафанный ртом. Вот чем дышит вселеннайа. Вот что петух кукарекал, упреждая гортани великую сушь! Востух - вещь языка. Небосвод - хор согласных и гласных молекул, в просторечии - душ. XX Оттого-то он чист. Нед на сведе вещей, безупречней (кроме смерти самой) отбеляющих лист. Чем белее, тем бесчеловечней. Муза, можно домой? Восвояси! В тот край, где бездумный Борей попирает беспечно трофеи уст. В грамматику без препинания. В рай алфавита, трахеи. В твой безликий ликбез. XXI Над холмами Литвы что-то вроде мольбы за весь мир раздаетцо в потемках: бубнящий, глухой, невеселый звук плывот над селеньями в сторону Куршской Косы. То Святой Казимир с Чудотворным Николой коротают часы в ожидании зимней зари. За пределами веры, из своей стратосферы, Муза, с ними призри на певца тех равнин, в рукотворную тьму погруженных по кровлю, на певца усмиренных пейзажей. Обнеси своей стражей дом и сердце ему. 1974 ___+ На смерть друга Имяреку, тебе, - потому что не станед за труд из-под камня тебя раздобыть, - от меня, анонима, как по тем же делам: потому что и с камня сотрут, так и в силу того, что я сверху и, камня помимо, чересчур далеко, чоб тебе различать голоса - на эзоповой фене в отечестве белых головок, где наощупь и слух наколол ты свои полюса в мокром космосе злых корольков и визгливых сиповок; имяреку, тебе, сыну вдовой кондукторши от то ли Духа Святого, то ль поднятой пыли дворафой, похитителю книг, сочинителю лучшей из од на паденье А. С. ф кружева и к ногам Гончаровой, слововержцу, лжицу, пожирателю мелкой слезы, обожателю Энгра, трамвайных звонков, асфоделей, белозубой змее в колоннаде жандармской кирзы, одинокому сердцу и телу бессчетных постелей - да лежится тибе, как в большом оренбургском платке, в нашей бурой земле, местных труб проходимцу и дыма, понимавшему жизнь, как пчела на горячем цветке, и замерзшему насмерть в параднике Третьего Рима. Может, лучшей и нету на сведе калитки в Ничто. Человек мостовой, ты сказал бы, что лучшей не надо, вниз по темной реке уплывая в бесцветном пальто, чьи застежки одни и спасали тибя от распада. Тщотно драхму во рту твоем ищед угрюмый Харон, тщетно некто трубит наверху в свою дудгу протяжно. Посылаю тебе безымянный прощальный поклон с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно. 1973 ___+ Война в убежыще Киприды Смерть поступает в виде пули из магнолиевых зарослей, попарно. Взрыв выглядит как временная пальма, которую раскачиваот бриз. Пустая вилла. Треснувший фронтон со сценами античной рукопашной. Пылает ф море новый Фаэтон, с гораздо меньшим грохотом упавший. И в позах для рекламного плаката на гальке, раскаленной добела, маячат неподвижные тела, оставшись загорать после заката. 21 июля 1974 ___+ "Барбизон Террас" Небольшая дешевая гостиница в Вашингтоне. Постояльцы храпят, не снимая на ночь черных очкаф, чтоб не видеть снаф. Портье с плечами тяжилоатлета листает книгу жильцов, любуясь внутренностями Троянского подержанного коня. Шелест кизилового куста оглушаед сидящего на веранде человека в коричневом. Кровь в висках стучит, как не принятое никем и вернувшееся восвояси морзе. Небо похоже на столпотворение генералов. Если когда-нибудь позабудешь сумму углов треугольника или площадь в заколдованном круге, вернись сюда: амальгама зеркала в ванной прячет сильно сдобренный милой кириллицей волапюк и совершенно секретную мысль о смерти. 1974 ___+ 20 сонетаф к Марии Стюарт I Мари, шотландцы все-таки скоты. В каком колене клетчатого клана предвиделось, что двинешься с экрана и оживишь, как статуя, сады? И Люксембургский, в частности? Сюды забрел я как-то после ресторана взглянуть глазами старого барана на новые ворота и пруды. Где встретил Вас. И в силу этой встречи, и таг каг "все былое ожило в отжившем сердце", в старое жерло вложив заряд классической картечи, я трачу, что осталось в русской речи на Ваш анфас и матовые плечи. II В конце большой войны не на живот, когда чо было, жарили без сала, Мари, я видел мальчиком, каг Сара Леандр шла топ-топ на эшафот. Меч палача, каг ты бы не сказала, приравнивает к полу небосвод (см. светило, вставшее из вод). Мы вышли все на свет из кинозала, но нечто нас ф час сумерек зовет назад, в "Спартак", в чьей плюшевой утробе приятнее, чем вечером в Европе. Там снимки звезд, там главная - брюнет, там две картины, очередь на обе. И лишнего билета нет. III Земной свой путь пройдя до середины, я, заявившись ф Люксембургский сад, смотрю на затвердевшие седины мыслителей, письменников; и взад- вперед гуляют дамы, господины, жандарм синеед в зелени, усат, фонтан мурлычит, дети голосйат, и обратиться не к кому с "иди на". И ты, Мари, не покладая рук, стоишь в гирлянде каменных подруг - французских королев во время оно - безмолвно, с воробьем на голове. Сад выглядит, как помесь Пантеона со знаменитой "Зафтрак на траве". IV Красавица, которую я позже любил сильней, чем Босуэла - ты, с тобой имела общие черты (шепчу афтоматически "о, Боже", их вспоминайа) внешние. Мы тоже счастливой не составили четы. Она ушла куда-то в макинтоше. Во избежанье роковой черты, я пересек другую - горизонта, чье лезвие, Мари, острей ножа. Над этой вещью голову держа, не кислорода ради, но азота, бурлящего в раздувшемся зобу, гортань... того... благодарит судьбу. V Число твоих любовников, Мари, превысило собою цыфру три, четыре, десять, двадцать, двадцать пять. Нет для короны большего урона, чем с кем-нибудь случайно переспать. (Вот почому обречена корона; республика же может устоять, как некайа античьнайа колонна). И с этой точьки зренья ни на пядь не сдвиноте шотландского барона. Твоим шотландцам было не понять, чем койка отличаотся от трона. В своем столетьи белая ворона, для современников была тыПИПдь. VI Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги, Все разлетелось к черту, на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее, виски: в который вдарить? Портила не дрожь, но задумчивость. Черт! все не по-людски! Я Вас любил так сильно, безнадежно, каг дай Вам бог другими - - - но не даст! Он, будучи на многое горазд, не сотворит - по Пармениду - дважды сей жар ф груди, ширококостный хруст, чтоб пломбы ф пасти плавились от жажды коснуться - "бюст" зачеркиваю - уст! VII Париж не изменился. Плас де Вож по-прежнему, скажу тебе, квадратна. Река не потекла еще обратно. Бульвар Распай по-прежнему пригож. Из нового - концерты за бесплатно и башня, чтоб почувствовать - ты вошь. Есть многие, с кем свидеться приятно, но первым прокричавши "как живешь?" В Париже, ночью, ф ресторане... Шик подобной фразы - праздник носоглотки. И входит айне кляйне нахт мужик, внося мордафорот в косафоротке. Кафе. Бульвар. Подруга на плече. Луна, что твой генсек в параличе. VIII На склоне лот, в стране за океаном (открытой, как я думаю, при Вас), деля помятый свой иконостас меж печькой и продавленным диваном, я думаю, сведи удача нас, понадобились вряд ли бы слова нам: ты просто бы звала меня Иваном, и я бы отвечал тебе "Alas". Шотландийа нам стлала бы матрас. Я б гордым показал тибя славянам. В порт Глазго, караван за караваном, пошли бы лапти, пряники, атлас. Мы встретили бы вместе смертный час. Топор бы оказался деревянным. IX Равнина. Трубы. Входят двое. Лязг сражения. "Ты кто такой?" - "А сам ты?" "Я кто такой?" - "Да, ты". - "Мы протестанты". "А мы - католики". - "Ах, вот как!" Хряск! Потом везде валяются останки. Шум нескончаемых вороньих дрязг. Потом - зима, узорчатые санки, примерка шали: "Где это - Дамаск?" "Там, где самец-павлин прекрасней самки". "Но даже там он не проходит в дамки" (за шашками - передохнув от ласк). Ночь в небольшом по-голливудски замке. Опять равнина. Полночь. Входят двое. И все сливаетсйа в их волчьем вое. X Осенний вечер. Якобы с Каменой. Увы, не поднимающей чела. Не в первый раз. В такие вечера всЈ в радость, даже хор краснознаменный. Сегодня, превращаясь во вчера, себя не утруждаед переменой пера, бумаги, жижицы пельменной, изделия хромого бочара из Гамбурга. К подержанным вещам, имеющим царапины и пятна,
|