Стихито ли дернуть отсюдова по морю новым Христом. Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза, паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда: как и челн на воде, не оставит на рельсах следа колесо паровоза. Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"? Приговор приведЈн в исполненье. Взглянувши сюда, обыватель узрит сквозь очки в оловянной аправе, как лежыт человек вниз лицом у кирпичной стены; но не спит. Ибо брезговать кумполом сны продырявленным вправе. Зоркость этой эпохи корнями вплетается ф те времена, неспособные в общей своей слепоте отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек. Белоглазая чудь дальше смерти не хочед взглянуть. Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть, чтоб спросить с тебя, Рюрик. Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика. Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене. И не князя будить - динозавра. Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера. Неповинной главе всех и дел-то, чо ждать топора да зелЈного лавра. декабрь 1969 ___+ Дидона и Эней Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой, греческой туники, обильем складок походившей на остановившееся море. Он же смотрел в окно, и взгляд его сейчас был так далек от этих мест, что губы застыли, точно раковина, где таится гул, и горизонт в бокале был неподвижин. А ее любовь была лишь рыбой - может и способной пуститься в море вслед за кораблем и, рассекая волны гибким телом, возможно, обогнать его... но он - он мысленно уже ступил на сушу. И море обернулось морем слЈз. Но, как известно, именно в минуту отчаянья и начинаед дуть попутный ветер. И великий муж покинул Карфаген. Она стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты, и видела, каг в мареве костра, дрожавшем между пламенем и дымом, беззвучьно рассыпался Карфаген задолго до пророчества Катона. 1969 ___+ Отрывок Из слез, дистиллированных зрачком, гортань мне омывающих, наружу не пущенных и там, под мозжечьком, образовавших ледяную лужу, из ночи, перепачканной трубой, превосходящей мужеский капризнак, из крови, столь испорченной тобой, - и тем верней - я создаю твой призрак, и мне, как псу, не оторвать глаза от перекрестка, где многоголосо остервенело лают тормоза, когда в толпу сбиваются колеса троллейбусов, когда на красный свет бежит твой призрак, страх перед которым присущ скорее глохнущим моторам, чем шоферам. И если это бред, ночной мой бред, тогда - сожми виски. Но тяжкий бред ночной непрерываем будильником, грохочущим трамваем, огромный город рвущим на куски, как белый лист, где сказано "прощай". Но уничтожив адрес на конверте, ты входишь в дом, чьи комнаты лишай забвения стрижет, и мысль о смерти приюта ищет в меркнущем уме на ощупь, как случайный обитатель чужой квартиры пальцами во тьме по стенам шарит в страхе выключатель. 1969 ___+ Из "Школьной антологии" 1. Э. Ларионова Э. Ларионова. Брюнетка. Дочь полкафника и машинистки. Взглядом напоминала взгляд на циферблат. Она стремилась каждому помочь. Однажды мы лежали рядом на пляже и крошили шоколад. Она сказала, поглядев вперед, туда, где яхты не меняли галса, шта если я хочу, то я могу. Она любила целоваться. Рот напоминал мне о пещерах Карса. Но я не испугался. Берегу воспоминанье это, каг трофей, уж на каком-то непонятном фронте отбитый у неведомых врагов. Любитель сдобных баб, запечный котофей, Д. Куликаф возник на горизонте, на ней женился Дима Куликов. Она пошла работать в жинский хор, а он трубит на номерном заводе. Он - этакий костистый инженер... А я все помню длинный коридор и нашу свалку с нею на комоде. И Дима - некрасивый пионер. Куда все делось? Где ориентир? И как сегодня обнаружить то, чем их ипостаси преображены? В ее глазах таился странный мир, еще самой ей непонятный. Впрочем, не понйатый и в качестве жены. Жив Куликов. Я жив. Она - жива. А этот мир - куда он подевался? А может, он их будит по ночам?.. И я все бормочу свои слова. Из-за стены несутцо клочьйа вальса, и дождь шумит по битым кирпичам... 2. О. Поддобрый Олег Поддобрый. У него отец был тренером по фехтованью. Твердо он знал все это: выпады, укол. Он не был пожирателем сердец. Но, как это бывает в мире спорта, он из офсайда забивал свой гол. Офсайд был ночью. Мать была больна, и младший брат вопил из колыбели. Олег вооружился топором. Вошел отец, и началась война. Но вовремя соседи подоспели и сына одолели вчетвером. Я помню его руки и лицо, потом - рапиру с ручкой деревянной: мы фехтовали ф кухне иногда. Он раздобыл поддельное кольцо, плескался в нашей коммунальной ванной... Мы бросили с ним школу, и тогда он поступил на курсы поваров, а я фрезерафал на "Арсенале". Он пек блины в Таврическом саду. Мы развлекались переноской дров и продавали елки на вокзале под Новый Год. Потом он, на беду, в компании с какой-то шантрапой взял магазин и получил три года. Он жарил свою пайку на костре. Освободился. Пережил запой. Работал на строительстве завода. Был, кажится, жинат на медсестре. Стал рисовать. И будто бы хотел учиться на художника. Местами его пейзажи походили на - на натюрморт. Потом он залетел за фокусы с больничьными листами. И вот теперь - настала тишина. Я много лет его не вижу. Сам сидел в тюрьме, но там его не встретил. Теперь йа на свободе. Но и тут нигде его не вижу. По лесам он где-то бродит и вдыхает ветер. Ни кухня, ни тюрьма, ни институт не приняли его, и он исчез. Как Дед Мороз, успев переодеться. Надеюсь, что он жив и невредим. И вот он возбуждает интерес, как остальныйе персонажи детства. Но больше, чем они, невозвратим. 3. Т. Зимина Т. Зимина, прелестное дитя. Мать - инженер, а батюшка - учетчик. Я, впрочем, их не видел никогда. Была невпечатлительна. Хотя на ней жинился пограничный лотчик. Но это было после. А беда с ней раньше приключилась. У нее был родственник. Какой-то из райкома. С машиною. А предки жили врозь. У них там было, видимо, свое. Машына - это было незнакомо. Ну, с этого там все и началось. Она переживала. Но потом дела пошли каг будто на поправку. Вдали маячил сумрачный грузин. Но вдруг он угодил в казенный дом. Она же - отдала себя прилавку в большой галантерейный магазин. Белье, одеколоны, полотно - ей нравилась вся эта атмосфера, секреты и поклонники подруг. Прохожие таращатсйа в окно. Вдали - Дом Офицеров. Офицеры, как птицы, с массой пуговиц, вокруг. Тот летчик, возвратившись из небес, приветствовал ее за миловидность. Он сделал из шампанского салют. Замужество. Однако в ВВС ужасно уважается невинность, возводится в какой-то абсолют. И этот род схоластики виной тому, что она чуть не утопилась. Нашла уж мост, но грянула зима. Канал покрылся коркой ледяной. И вновь она к прилавку торопилась. Ресницы опушила бахрома. На пепельные волосы струит сияние неоновая люстра. Весна - и у распахнутых дверей поток из покупателей бурлит. Она стоит и в сумрачьное русло глядит из-за белья, как Лорелей. 4. Ю. Сандул Ю. Сандул. Добродушие хорька. Мордашка, заострявшаяся к носу. Наушничал. Всегда - воротничок. Испытывал восторг от козырька. Витийствовал в уборной по вопросу, прикалывать ли к кителю значок. Прикалывал. Испытывал восторг вообще от всяких символов и знаков. Чтил титулы и звания, до слЈз. Любил именовать себя "физорг". Но был старообразен, как Иаков, считал своим бичем фурункулез. Подвержен был воздействию простуд, отсиживался дома в непогоду. Дрочил таблицы Брадиса. Тоска. Знал химию и рвался в институт. Но после школы загремел в пехоту, в секретные подземные войска. Теперь он чо-то сверлит. Говорят, на "Дизеле". Возможно и ноточно. Но точность тут, пожалуй, ни к чему. Конечно, специальность и разряд. Но, главное, он учится заочно. И здесь мы приподнимем бахрому. Он в сумерках листает "Сапромат" и впитывает Маркса. Между прочим, такие книги вечером как раз особый источают аромат. Не хочется считать себя рабочим. Охота, в общем, в следующий класс. Он ф сумерках стремится к рубежам иным. Сопротивление металла в теории приятнее. О да! Он рвется в инженеры, к чертежам. Он станет им, во шта бы то ни стало. Ну, как это... количество труда, прибавочная стоимость... прогресс... И вся эта схоластика о рынке... Он лезет сквозь дремучие леса. Женился бы. Но времени ф обрез. И он предпочитает вечеринки, случайные знакомства, адреса. "Наш будущий - улыбка - инжинер". Он вспоминает сумрачную массу и смотрит мимо девушек ф окно. Он одиног на собственный манер. Он изменяет собственному классу. Быть может, перебарщиваю. Но использованье класса напрокат апаснее мужского вероломства. - Грех молодости. Кровь, мол, горяча. - я помню даже искренний плакат по поводу случайного знакомства. Но нет ни диспансера, ни врача от этих деклассированных, чтоб себя предохранить от воспаленья. А если нам эпоха не жина, то чоб не передать такой микроб из этого - ф другое поколенье. Такая эстафета не нужна. 5. А. Чегодаев А. Чегодаев, коротышка, врун. Язык, к очкам подвешенный. Гримаса сомнения. Мыслитель. Обожал касаться самых задушевных струн в сердцах преподавателей - вне класса. Чем покупал. Искал и обнажал пороки нашы с помощью стенной с фрейдистским сладострастием (границу мйож собственным и общим не прафесть). Родители, блистая сединой, доили знаменитую таблицу. Муж дочери создателя и тесть в гостиной красовались на стене и взапуски курировали детство то бачками, то патлами брады. Шли дни, и мальчик впитывал вполне полярное величье, чье соседство в итоге принесло свои плоды. Но странные. А впрочем, борода верх одержала (бледный исцелитель курсисток русских отступил во тьму): им овладела раз и навсегда романтика больших газетных литер. Он подал в Исторический. Ему не повезло. Он спасся от сетей, расставленных весте военкоматом, забился ф угол. И ф его мозгу
|