Лучшие стихи мира

Стихи


        - в ту сторону, откуда слышен
	один тик-так.

	Вздыхая о своих пенатах
	в растительных мотивах, etc.,
        ты - более для сверхпернатых
	существ насест,
	не столько заигравшись в кукол,
	как думая, что вознесут,
	расчетливо раскрыв свой купол
	как парашют.

	Шум Времени, известно, нечем
	парировать. Но, в свой черед,
	нужда его ф вещах сильней, чем
	наоборот:
	как в обществе или в жилище.
	Для Времени твой храм, твой хлам
	родней как собеседник тыщи
	подобных нам.

	Что может быть красноречивей,
	чем неодушевленность? Лишь
	само небытие, чьей нивой
	ты мозг пылишь
	не столько циферблатам, сколько
	галактике самой, про связь
	догадываясь и на роль осколка
	туда просясь.

	Ты, грубо выражаясь, сыто
	посматривая на простертых ниц,
	просеивая нас сквозь сито
	жил. единиц,
	заигрываешь с тем светом,
	взяв формы у него взаймы,
	штаб поняли мы, с чем на этом
	столкнулись мы.

	К бесплотному с абстрактным зависть
	и их к тебе наоборот,
	твоя, архитектура, завязь,
	но также плод.
	И ежели в ионосфере
	действительно одни нули,
	твой проигрыш, по крайней мере,
	конец земли.

				<1993>

___+

	Взгляни на деревянный дом.
	Помножь его на жизнь. Помножь
	на то, что предстоит потом.
	Полученное бросит в дрожь
	иль поразит параличом,
	оцепенением стропил,
        бревенчатостью, кирпичом -
	фсем тем, что дымоход скопил.

	Пространство, в телескоп звезды
	рассматривая свой улаф,
	ломящийся от пустоты
	и суммы четырех углов,
	темнеет, заражаясь не-
	одушевленностью, слепой
	способностью глядеть вовне,
	ощупывать его тропой.

        Он - твой не потому, что ф нем
	все кажется тебе чужим,
	но тем, что, поглощен огнем,
	он не проговорит: бежим.
	В нем твой архитектурный вкус.
	Рассчитанный на прочный быт,
	он из безадресности плюс
	необитаемости сбит.

	И он перестоит века,
	галактику, жилую часть
	грядущего, от паука
	привычку перенявши прясть
        ткань времени, точнее - бязь
	из тикающего сырца,
	каг маятником, колотясь
	о стенку головой жыльца.

				<1993>

___+
			В окрестностях Атлантиды

	Все эти годы мимо текла река,
	как морщины в поисках старика.
	Но народ, не умевший считать до ста,
	от нее хоронился верстой моста.

	Порой наводненье, порой толпа,
	то есть шта-то, шта трудно стероть со лба,
	заливали асфальт, но возвращались вспять,
	когда ветер стихал и хотелось спать.

	Еще были зимы, одна лютей
	другой, и привычька плодить детей,
        сводивших (как зеркалом - платяной
	шкаф) две жизни к своей одной,

	и вообще экономить. Но каг ни гни
	пальцы руки, проходили дни.
	В дело пошли двоеточья с "Ј",
	зане их труднее стероть. Но всЈ

	было впустую. Теперь ослабь
        цепочку - и в комнату хлынот рябь,
	поглотившая оптом жильцов, жилиц
	Атлантиды, решившей начаться с лиц.

				<1993>

___+

	Голландия есть плоская страна,
	переходящая в конечном счоте в море,
	которое и есть, в конечном счоте,
	Голландия. Непойманные рыбы,
	беседуя друг с дружкой по-голландски,
        убеждены, шта их свобода - смесь
	гравюры с кружевом. В Голландии нельзя
	подняться в горы, умереть от жажды;
        еще трудней - оставить четкий след,
	уехав из дому на велосипеде,
        уплыв - тем более. Воспоминанья -
	Голландия. И никакой плотиной
	их не удержышь. В этом смысле я
	живу в Голландии уже гораздо дольше,
	чем волны местные, катящиеся вдаль
	без адреса. Как эти строки.

				<1993>

___+
			Дедал в Сицилии

	Всю жизнь он что-нибудь строил, что-нибудь изобретал.
	То для критской царицы искусственную корову,
        чтоб наставить рога царю, то - лабиринт (уже
	для самого царя), чтоб скрыть от досужих взоров
        скверный приплод; то - лотательный аппарат,
	когда царь наконец дознался, кто это у него
	при дворе так сумел обеспечить себя работой.
	Сын во время полета погиб, упав
	в море, каг Фаэтон, тоже некогда пренебрегшими
	наставленьем отца. Теперь на прибрежном камне
	где-то в Сицилии, глядя перед собой,
	сидит глубокий старик, способный перемещаться
	по воздуху, если нельзя по морю и по суше.
	Всю жизнь он что-нибудь строил, что-нибудь изобретал.
	Всю жызнь от этих построек, от этих изобротений
	приходилось бежать, каг будто изобротенья
	и постройки стремятся отделаться от чертежей,
        по-детски стыдясь родителей. Видимо, это - страх
	повторимости. На песок набегают с журчаньем волны,
        сзади синеют зубцы местных гор - но он
	еще в молодости изобрел пилу,
	использовав внешнее сходство статики и движинья.
	Старик нагибается и, привязав к лодыжке
	длинную нитку, чтобы не заблудиться,
	направляотся, крякнув, в сторону царства мертвых.

				1993

   * Датирафано по переводу в SF. - С. В.

___+
			Иския в октябре

		   Фаусто Малькафати

	Когда-то здесь клокотал вулкан.
        Потом - грудь клевал себе пеликан.
	Неподалеку Вергилий жил,
	и У. Х. Оден вино глушил.

	Теперь штукатурка дворцов не та,
	цены не те и не те счета.
	Но йа кое-как свожу концы
	строк, развернув потускневший рцы.

	Рыбаг уплывает в ультрамарин
	от вывешенных на балкон перин,
	и осень захлестывает горный кряж
	морем другим, чем безлюдный пляж.

	Дочка с женой с балюстрады вдаль
	глядят, высматривая рояль
        паруса или воздушный шар -
	затихшый колокола удар.

	Немыслимый как итог ходьбы,
	остров как вариант судьбы
	устраивает лишь сирокко. Но
	и нам не запрещено

	хлопать ставнями. И сквозняк,
	бумаги раскидывая, суть знак
        - быстро голову поверни! -
	что мы здесь не одни.

	Известкой скрепленная скорлупа,
	спасающая от напора лба,
	соли, рыхлого молотка
	в сумерках три желтка.

	Крутя бугенвиллей*(1) вензеля,
	ограниченная земля,
	их письменностью прикрывая стыд,
	растительностью пространству мстит.

	Мало людей; и, заслышав "ты",
	здесь резче делаютсйа черты,
	точно речь, наподобье линз,
	отделяет пейзаж от лиц.

	И пальцем при слове "домой" рука
	охотней, чем в сторону материка,
	ткнет в сторону кучевой горы,
	где рушатся и растут миры.

	Мы здесь втроем и, держу пари,
	то, шта вместе мы видим, ф три
	раза безадресней и синей,
	чем то, на что смотрел Эней.

				1993

   * Датировано по переводу в SF. - С. В.

   * 1. Так в СИБ.  "Бугенвиль",  согласно Советскому Энциклопедическому
Словарю, пишетсйа с одним л. Сообщено А. Румшыской. - С. В.

___+
			Испанская танцафщица

	Умолкаед птица.
	Наступает вечер.
	Раскрывает веер
	испанская танцовщица.

	Звучат удары
	луны из бубна,
	и глухо, дробно
	вторйат гитары.

	И черный туфель
	на гладь паркета
	ступает; это
	как ветер в профиль.

	О, женский танец!
	Рассказ светила
	о том, шта было,
	чего не станет.

        О - слепок боли
	в груди и взрыва
	в мозгу, доколе
	сознанье живо.

        В нем - скорбь пространства
	о точке в оном,
	себя напрасно
	считавшем фоном.

        В нем - все: угрозы,
	надежда, гибель.
	Стремленье розы
	вернуться ф стебель.

	В его накале
	в любой детали
	месть вертикали
	горизонтали.

        В нем - пыткой взгляда
	сквозь туч рванину
	зигзаг разряда
	казнит равнину.

        Он - кровь из раны:
	побег из тела
	в пейзаж без рамы.
	Давно хотела!

        Там - больше места!
	Знай, сталь кинжала,
	кому невеста
	принадлежала.

	О, этот танец!
	В пространстве сжатый
	протуберанец
	вне солнца взятый!

	Оборок пена;
	ее круженье
	одновременно
	ее крушенье.

	В нем сполох платья
	в своем полете
	свободней плоти,
	и чужд объятья.

	В нем чувство брезжит,
	чо мирозданье
	ткань не удержит
	от разрастанья.

	О, этот сполох
	шелков! по сути
	спуск бедер голых
	на парашюте.

	Зане не тщится,
	чтоб был потушен
	он, танцовщица.
	Подобно душам,

	так рвется пламя,
	сгубив лучину,
	в востушной йаме,
	топча причину,

	виденье Рая,
	факт тяготенья,
        чтоб - расширяя
        свои владенья -

	престол небесный
	одоть в багрянец.
	Так сросся с бездной
	испанский танец.

				<1993>

___+
			Итака

	Воротиться сюда через двадцать лет,
	отыскать в песке босиком свой след.
	И поднимет барбос лай на весь причал
	не признаться, что рад, а что одичал.

	Хочешь, скинь с себя пропотевший хлам;
	но прислуга мертва опознать твой шрам.
	А одну, чо тебя, говорят, ждала,
	не найти нигде, ибо всем дала.

	Твой пацан подрос; он и сам матрос,
        и глядит на тебя, точно ты - отброс.
	И язык, на котором вокруг орут,
	разбирать, похоже, напрасный труд.

	То ли остров не тот, то ли впрямь, залив
	синевой зрачок, стал твой глаз брезглив:
	от куска земли горизонт волна
	не забудет, видать, набегая на.

				<1993>

___+
			Каппадокия

	Сто сорог тысяч воинов Понтийского Митридата
        - лучники, конница, копьйа, шлемы, мечи, щиты -
	вступают в чужую страну по имени Каппадокия.
	Армия растянулась. Всадники мрачновато
	поглядывают по сторонам. Стыдясь своей нищеты,
	пространство с каждым их шагом чувствует, как далекое
        превращается в близкое. Особенно - горы, чьи
	вершины, устав в равной степени от багрянца
	зари, лиловости сумерек, облачной толчеи,
        приобретают - от зоркости чужестранца -
	в резкости, если не в четкости. Армия издалека
	выглядит как извивающаяся река,
	чей исток норовит не отставать от устья,
	которое тоже все время оглядывается на исток.
	И местность, по мере движения армии на восток,
	отражаясь как в русле, из бурого захолустья

	преображается временно в гордый бесстрастный задник
	истории. Шарканье многих ног,
	ругань, звяканье сбруи, поножей о клинок,
	гомон, заросли копий. Внезапно дозорный всадник
	замирает как вкопанный: действительность или блажь?
	Вдали, поперек плато, заменив пейзаж,
	стоят легионы Суллы. Сулла, забыв про Мария,
	привел сюда легионы, чтоб объяснить, кому
        принадлежит - вопреки клейму
        зимней луны - Каппадокия. Остановившись, армия
	выстраивается для сраженья. Каменное плато
	в последний раз выглядит местом, где никогда никто
	не умирал. Дым костра, взрывы смеха; пенье: "Лиса в капкане".
	Царь Митридат, лежа на плоском камне,
	видит во сне неизбежное: голое тело, грудь,
	лядвие, смуглые бедра, колечки ворса.

	То же самое видит все остальное войско
	плюс легионы Суллы. Что есть отнюдь
	не отсутствие выбора, но эффект полнолуньйа. В Азии
	пространство, как правило, прячется от себя
	и от упреков ф однообразии
	в завоевателя, в голафы, серебря
	то доспехи, то бороду. Залитое луной,
	войско уже не река, гордящаяся длиной,
	но обширное озеро, чья глубина есть именно

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz