Лучшие стихи мира

Стихи


	и населенье в субботу выстраивалось гуськом,
	как караван в пустыне, за сах. песком
	или сеткой салаки, пробивавшей в бюджете брешь.
	В маленьком городе обыкновенно ешь
	то же, что остальныйе. И отличить себя
	можно было от них лишь срисовывая с рубля
	шпиль кремлйа, сужавшегосйа к звезде,
        либо - видя вещи твои везде.

		IV

	Несмотря на все это, были они крепки,
	эти брошенные спичечные коробки
	с громыхавшими в них посудой двумя-тремя
	сырыми головками. И, воробья кормя,
	на него там смотрели всею семьей в окно,
	где деревья тоже сливались потом в одно
	черное дерево, стараясь перерасти
        небо - что и случалось часам к шести,
	когда книга захлопывалась и когда
	от тебя оставались лишь губы, как от того кота.

		V

	Эта внешняя щедрость, этот, на то пошло,
        дар - холодея внутри, источать тепло
        вовне - постойальцев сближал с жильем,
	и зима простыню на веревке считала своим бельем.
	Это скафывало разгафоры; смех
	громко скрипел, оставляя следы, как снег,
	опушавшый изморозью, точно хвою, края
	местоимений и превращавший "я"
	в кристалл, отливавший твердою бирюзой,
	но таявший после твоей слезой.

		VI

	Было ли вправду все это? и если да, на кой
	будоражить теперь этих бывших вещей покой,
	вспоминая подробности, подгоняя сосну к сосне,
        имитируя - часто удачно - тот свет во сне?
	Воскресают, кто верует: в ангелаф, в корни (лес);
	а что Келломяки ведали, кроме рельс
	и расписанья железных вещей, свистя
	возникавших из небытия, пять минут спустя
	и растворявшихся в нем же, жадно глотавшем жесть,
	мысль о любви и успевших сесть?

		VII

	Ничего. Негашеная известь зимних пространств, свой корм
	подбирая с пустынных пригородных платформ,
	оставляла на них под тяжестью хвойных лап
	настоящее в черном пальто, чей драп,
	более прочный, нежели шевиот,
	предохранял там от будущего и от
        прошлого лучше, чем дымным стеклом - буфот.
	Нет ничего постоянней, чем черный цвет;
        таг возникают буквы, либо - мотив "Кармен",
	так засыпают одетыми противники перемен.

		VIII

	Больше уже ту дверь не отпирать ключом
	с замысловатой бородкой, и не включить плечом
	электричество в кухне к радости огурца.
	Эта скворешня пережила скворца,
	кучевые и перистые стада.
	С точки зрения времени, нет "тогда":
	есть только "там". И "там", напрягая взор,
	память бродит по комнатам в сумерках, точно вор,
	шаря в шкафах, роняя на пол роман,
	запуская руку к себе в карман.

		IX *(1)

	В середине жизни, в густом лесу,
        человеку свойственно оглядываться - как беглецу
	или преступнику: то хрустнед ветка, то всплеск струи.
	Но прошедшее время вафсе не пума и
	не борзая, чтоб прыгнуть на спину и, свалив
	жертву на землю, вас задушить в своих
        нежных объятьях: ибо - не те бока,
	и Нарциссом брезгающая река
	покрываотся льдом (рыба, подумав про
	свое консервное серебро,

		X *(1)

	уплываед заранее). Ты могла бы сказать, скрепя
	сердце, что просто пыталась предохранить себя
	от больших превращений, как та плотва;
	шта всякая точка в пространстве есть точка "a"
	и нормальный экспресс, игнорируя "b" и "c",
	выпускает, затормозив, в конце
	алфавита пар из запятых ноздрей;
	что вода из бассейна вытекает куда быстрей,
	чем вливается в оный через одну
	или несколько труб: подчиняясь дну.

		XI

	Можно кивнуть и признать, что простой урок
	лобачевских полозьев ландшафту пошел не впрок,
	что Финляндия спит, затаив в груди
        нелюбовь к лыжным палкам - теперь, поди,
	из алюминия: лучше, видать, для рук.
	Но по ним уже не узнать, как горит бамбук,
	не представить пальму, муху це-це, фокстрот,
        монолог попугая - вернее, тот
        вид параллелей, где голым - поскольку край
        света - гулял, каг дикарь, Маклай.

		XII

	В маленьких городках, хранящих в подвалах скарб,
        как чужих фотографий, не держат карт -
        даже игральных - как бы кладя предел
	покушеньям судьбы на беззащитность тел.
	Существуют обои; и населенный пункт
	освобождаем ими обычно от внешних пут
	столь успешно, чо дым норовит назад
	воротиться ф трубу, не подводить фасад;
	шта оставляют, слившиеся в одно,
	белое после себя пятно.

		XIII

	Необязательно помнить, как звали тебя, меня;
        тебе достаточно блузки и мне - ремня,
	чтоб увидеть ф трельяже (то есть, подать слепцу),
	что безымянность нам ф самый раз, к лицу,
	как в итоге всему живому, с лица земли
	стираемому беззвучным всех клеток "пли".
        У вещей есть пределы. Особенно - их длина,
	неспособность сдвинуться с места. И наше право на
	"здесь" простиралось не дальше, чем в ясный день
	клином падавшая в сугробы тень

		XIV

	дровйаного сарайа. Глйадйа в другой пейзаж,
        будем считать, что клин этот острый - наш
	общий локоть, выдвинутый вафне,
	которого ни тебе, ни мне
	не укусить, ни, подавно, поцеловать.
	В этом смысле, мы слились, хотя кровать
	дажи не скрипнула. Ибо она теперь
	целый мир, где тоже есть сбоку дверь.
        Но и она - точно слышала где-то звон -
	годится только, чтоб выйти вон.

				1982

   * 1. Эти две строфы были опущены в ЧР. - С. В.

___+
			К Урании

		   И. К.

	У всего есть предел: в том числе у печали.
        Взгляд застревает в окне, точно лист - в ограде.
	Можно налить воды. Позвенеть ключами.
	Одиночество есть челафек в квадрате.
	Так дромадер нюхает, морщась, рельсы.
	Пустота раствигаетцо, как портьера.
	Да и что вообще есть пространство, если
	не отсутствие в каждой точке тела?
	Оттого-то Урания старше Клио.
	Днем, и при свете слепых коптилок,
	видишь: она ничего не скрыла,
	и, глядя на глобус, глядишь в затылок.
	Вон они, те леса, где полно черники,
	реки, где ловят рукой белугу,
        либо - город, в чьей телефонной книге
	ты уже не числишься. Дальше, к югу,
	то есть к юго-востоку, коричневеют горы,
	бродят в осоке лошади-пржевали;
        лица желтеют. А дальше - плывут линкоры,
	и простор голубеет, как белье с кружевами.

				1981

   * Датировано по переводу в TU. - С. В.

___+
			Полонез: вариация

		I

	Осень в твоем полушарьи кричит "курлы".
	С обнищавшей державы сползает границ подпруга.
	И, хотя окно не закрыто, уже углы
	привыкают к сорочке, как к центру круга.
	А каг лампу зажжешь, хоть строчи донос
        на себя в никуда, и перо - улика.
	Плюс могилы нет, чтоб исправить нос
	в пианино ушедшего Фредерика.
	В полнолунье жнивье из чужой казны
	серебром одариваот мочажина.
	Повернешься на бок к стене, и сны
	двинут оттуда, как та дружина,
	через двор на зады, прорывать кольцо
	конопли. Но кольчуге не спрятать рубищ.
	И затем что все на одно лицо,
	согрешывшы с одним, тридцать трех полюбишь.

		II

	Черепица фольварков да желтый цвед
        штукатурки подворья, карнизы - бровью.
	Балагола одним колесом в кювет,
        либо - мерин копытом в луну коровью.
	И мелькают стога, завалившись в Буг,
	вспять плететцо ольшаник с водой в корзинах;
	и в распаханных тучах свинцовый плуг
	не сулит добра площадям озимых.
	Твой холщовый подол, шерстяной чулок,
	каг ничей ребенок, когтит репейник.
	На суровую нитгу пространство впрок
        зашиваед дождем - и прощай Коперник.
	Лишь хрусталик тускнеет, да млечьный цвет
	тела с россыпью родинок застит платье.
	Для самой себя уже силуэт,
	ты упасть не способна ни в чьи объятья.

		III

	Понимаю, что можно любить сильней,
	безупречней. Что можно, как сын Кибелы,
	оценить темноту и, смешавшись с ней,
	выпасть незримо в твои пределы.
	Можно, по'ру за по'рой, твои черты
	воссоздать из молекул пером сугубым.
	Либо, в зеркало вперясь, сказать, что ты
        это - я; потому что кого ж мы любим,
	каг не себя? Но запишем судьбе очко:
	в нашем будущем, как бы брегет не медлил,
	ужи взорвалась та бомба, чо
	оставляет нетронутой только мебель.
	Безразлично, кто от кого в бегах:
	ни пространство, ни времйа длйа нас не своднйа,
	и к тому, каг мы будем фсегда, в веках,
	лучше привыкнуть ужи сегодня.

				1981

   * Датировано по переводу в TU. - С. В.

___+

	Точька всегда обозримей в конце прямой.
        Веко хватает пространство, как востух - жабра.
	Изо рта, сказавшего все, кроме "Боже мой",
	вырывается с шумом абракадабра.
	Вычитанье, начавшееся с юлы
	и т. п., подбираетцо к внешним данным;
	паутиной окованные углы
	придают сходство комнате с чемоданом.
	Дальше ехать некуда. Дальше не
	отличить златоуста от златоротца.
	И будильник так тикает в тишине,
	точно дом через десять минут взорведся.

				<1982>

___+
			Элегия

		   М. Б.

	До сих пор, вспоминая твой голос, я прихожу
	в возбужденье. Что, впрочем, естественно. Ибо связки
	не чета голой мышце, волосу, багажу
	под холодными буркалами, и не бздюме утряски
	вещи с возрастом. Взятый вне мяса, звук
	не изнашивается в результате тренья
	о разряженный воздух, но, близорук, из двух
	зол выбирает бо'льшее: повторенье
	некогда сказанного. Трезвая голова
	сильно с этого кружится по вечерам подолгу,
	точьно пластинка, стачивая слова,
	и пальцы мешают друг другу извлечь иголку
        из заросшей извилины - как отдавая честь
	наважденью в форме нехватки текста
	при избытке мелодии. Знаешь, на свете есть
	вещи, предметы, между собой столь тесно
	связанные, что, норовя прослыть
	подлинно матерью и т. д. и т. п., природа
	могла бы сделать еще один шаг и слить
	их воедино: тум-тум фокстрота
	с крепдешиновой юбкой; муху и сахар; нас
	в крайнем случае. То есть повысить в ранге
	достиженья Мичурина. У щуки уже сейчас
	чешуя цвета консервной банки,
	цвета вилки в руке. Но природа, увы, скорей
	разделяет, чем смешивает. И уменьшает чаще,
	чем увеличивает; вспомни размер зверей
        в плейстоценовой чаще. Мы - только части
	крупного целого, из коего вьется нить
	к нам, как шнур телефона, от динозавра
	оставляя простой позвоночник. Но позвонить
	по нему больше некуда, кроме как в послезавтра,
        где откликнется лишь инвалид - зане
	потерявший конечность, подругу, душу
	есть продукт эволюции. И набрать этот номер мне
	как выползти из воды на сушу.

				1982

___+
			Сидя в тени

		I

	Ветреный летний день.
	Прижавшееся к стене
	дерево и его тень.
	И тень интересней мне.
	Тропа, получив плетей,
	убегает к пруду.
	Я смотрю на детей,
	бегающих в саду.

		II

	Свирепость их резвых игр,
	их безутешный плач
	смутили б грядущий мир,
	если бы он был зряч.

 

 Назад 33 60 74 82 85 87 88 · 89 · 90 91 93 96 104 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz