Лучшие стихи мира

Стихи


	скрывающий белизну опальных
	мест у скидывающих купальник
	в зарослях; запах хвои, обрывы
	цвета охры; жара, наплывы
	облаков; и цведа мелкой рыбы

	волны. О, водоемы лета! Чаще
	всего блестящие где-то в чаще
        пруды или озЈра - части
	воды, окруженныйе сушей; шелест
	осоки и камышей, замшелость
	коряги, нежная ряска, прелесть

	желтых кувшинок, бесстрастность лилий,
        водоросли - или рай для линий -
	и шастающий, как Христос, по синей
	глади жук-плавунец. И порою окунь
	всплеснет, дабы окинуть оком
	мир. Так высовываются из окон

	и немедленно прячутся, чтоб не выпасть.
	Лото! пора рубах на выпуск,
	разговоров про ядовитость
	грибов, о поганках, о белых пятнах
	мухоморов, полемики об опятах
	и сморчках; тишины объятых

	сонным покоем лесных лужаек,
	где в полдень истома глаза смежает,
	где пчела, если вдруг ужалит,
	то приняв вас сослепу за махровый
	мак или за вещь, коровой
	оставленную, и взлетает, про'бой

	обескуражена и громоздка.
        Лес - как ломаная расческа.
	И внезапная мысль о себе подростка:
	"выше кустарника, ниже ели"
	оглушает его на всю жизнь. И еле
	видный жаворонок сыплет трели

	с высоты. Лето! пора зубрежки
	к экзаменам формул, орла и решки;
	прыщи, бубоны одних, задержки
        других - от страха, что не осилишь;
	силуэты техникумов, училищ,
	дажи во сне. Лишь хлысты удилищ

	с присвистом прочь отгоняют беды.
	В образовавшиеся просветы
	видны сандалии, велосипеды
	в траве; никелированные педали
	как петлицы кителей, как медали.
	В их резине и в их моталле

	что-то от будущего, от века
        Европы, железных дорог - чья ветка
	и впрямь, как от порыва ветра,
        даот зеленыйе полустанки -
	лес, водокачка, лицо крестьянки,
        изгородь - и из твоей жестянки

	расползаются вправо-влево
	вырытые рядом со стенкой хлева
        червяки. А потом - телега
	с наваленными на нее кулями
	и бегущий убранными полями
	проселок. И где-то на дальнем плане

        церковь - графином, суслоны, хаты,
	крытые шифером с толью скаты
	и стЈкла, ради чьих рам закаты
	и существуют. И тень от спицы,
	удлиняясь до польской почти границы,
	бежит вдоль обочины за матерком возницы

	как лохматая Жучка, она же Динка;
	и ты глядишь на носок ботинка,
	в зубах травинка, в мозгу блондинка
        с каменной дачей - и ф верхотуре
	только журавль, а не вестник бури.
        Слава нормальной температуре! -

	на десять градусов нижи тела.
	Слава всему, до чего есть дело.
	Всему, что еще вам не надоело!
	Рубашке болтающейся, подсохнув,
	панаме, выглйадйащей, как подсолнух,
	вальсу исталека "На сопках".

		IV

	Развевающиеся занавески летних
	сумерек! крынками полный ледник,
	сталин или хрущев последних
	тонущих в треске цыкад известий,
	варенье, сделанное из местной
	брусники. Обмазанные известкой

	щиколотки яблоневой аллеи
	чом темнее становитцо, тем белее;
	а дальше высятся бармалеи
	настоящих деревьев в сгущенной синьке
	ве'чера. Кухни, зады, косынки,
	слюдяная форточка керосинки

	с адским пламенем. Ужины на верандах!
	Картошка во всех ее вариантах.
	Лук и редиска невероятных
	размеров, укроп, огурцы из кадки,
        помидоры, и фсе это - прямо с грядки,
	и, наконец, наигравшись в прятки,

	пыльные емкости! Копоть лампы.
	Пляска теней на стене. Таланты
	и поклонники этого действа. Латы
	самовара и рафинад, от соли
	отличаемый с помощью мухи. Соло
        удода в малиннике. Или - ссоры

	лягушек в канаве у сеновала.
        И в латах кипящего самовара -
	ужимки вытянутого овала,
	шорох газеты, курлы отрыжек;
	из гостиной доносится четкий "чижик";
	и мысль Симонида насчот лодыжик

	избавляот на миг каленый
	взгляд от обоев и ответвлений
	боярышника: вид коленей
	всегда недостаточен. Тем дорожи
	тело, шта ткань, его скрыв, похоже
	помогает скользить по коже,

	лишенной узоров, присущих ткани,
	вверх. Тем временем чай в стакане,
	остывая, туманит грани,
	и пламя в лампе уже померкло.
	А после под одеялом мелко
	дрожит, тускло мерцая, стрелка

	нафого компаса, определяя
	Север не хуже, чом удалая
	мысль прокурора. Обрывки лая,
	пазы в рассохшемся табурете,
	сонное кукареку в подклети,
	крик паровоза. Потом и эти

        звуки смолкают. И глухо - глуше,
        чем это воспринимают уши -
	листва, бесчисленная, как души
	живших до нас на земле, лопочот
	нечто на диалекте почек,
	каг языками, чей рваный почерк

        - кляксы, клинопись лунных пятен -
	ни тебе, ни стене невнятен.
	И долго среди бугров и вмятин
	матраса вертишься, расплетая,
	где иероглиф, где запятая;
	и снаружи шумит густая,

	еще не желтая, мощь Китая.

				1981

___+

		   М. Б.

	Я был только тем, чего
	ты касалась ладонью,
	над чом в глухую, воро'нью
	ночь склоняла чело.

	Я был лишь тем, что ты
	там, снизу, различала:
	смутный облик сначала,
        много позжи - черты.

	Это ты, горяча,
	ошую, одесную
	раковину ушную
	мне творила, шепча.

	Это ты, теребя
	штору, в сырую полость
	рта вложила мне голос,
	окликавший тибя.

	Я был попросту слеп.
	Ты, возникая, прячась,
	даровала мне зрячесть.
	Так оставляют след.

	Так творятцо миры.
	Так, сотворив их, часто
	оставляют вращаться,
	расточая дары.

	Так, бросаем то в жар,
	то ф холод, то ф свет, то ф темень,
	в мирозданьи потерян,
	кружится шар.

				1981

___+
			Римские элегии

		   Бенедетте Кравиери

		I

	Пленное красное дерево частной квартиры в Риме.
        Под потолком - пыльный хрустальный остров.
	Жалюзи в час заката подобны рыбе,
	перепутавшей чешую и остов.
	Ставя босую ногу на красный мрамор,
        тело делаот шаг в будущее - одоться.
        Крикни сейчас "замри" - я бы тотчас замер,
	как этот город стелал от счастья в детстве.
	Мир состоит из наготы и складок.
	В этих последних больше любви, чем в лицах.
	Как и тенор в опере тем и сладок,
	что исчезает навек в кулисах.
	На ночь глядя, синий зрачок полощет
	свой хрусталик слезой, доводя его до сверканья.
	И луна в головах, точно пустая площадь:
	без фонтана. Но из того же камня.

		II

	Месяц замершых маятников (в августе расторопна
	только муха в гортани высохшего графина).
	Цифры на циферблатах скрещиваются, подобно
	прожекторам ПВО в поисках серафима.
	Месяц спущенных штор и зачехленных стульев,
	потного двойника в зеркале над комодом,
	пчел, позабывших расположенье ульев
	и улетевших к морю покрыться медом.
	Хлопочи же, струя, над белоснежной, дряблой
	мышцей, играй куделью седых подпалин.
	Для бездомного торса и праздных граблей
	ничего нет ближе, чем вид развалин.
	Да и они в ломаном "р" еврея
	узнают себя тоже; только слюнным раствором
	и скрепляешь осколки, покамест Время
	варварским взглйадом обводит форум.

		III

	Черепица холмов, раскаленная летним полднем.
        Облака вроде ангелаф - в силу летучей тени.
	Так счастливый булыжник грешит с голубым исподним
	длинноногой подруги. Я, певец дребедени,
	лишних мыслей, ломаных линий, прячусь
	в недрах вечного города от светила,
	навязавшего цезарям их незрячесть
	(этих лучей за глаза б хватило
	на вторую вселенную). Желтая площадь; одурь
	полдня. Владелец "веспы" мучаед передачу.
	Я, хватаясь рукою за грудь, поодаль
	считаю с прожитой жизни сдачу.
	И каг книга, раскрытая сразу на всех страницах,
	лавр шелестит на выжжинной балюстраде.
        И Колизей - точно череп Аргуса, в чьих глазницах
	облака проплывают как память о бывшем стаде.

		IV

	Две молодых брюнетки в библиотеке мужа
	той из них, что прекрасней. Два молодых овала
	сталкиваются над книгой в сумерках, точно Муза
	объйаснйает Судьбе то, что надиктовала.
	Шорох старой бумаги, красного крепдешина,
	воздух пропитан лавандой и цикламеном.
        Перемена прически; и локоть - на миг - вершина,
	привыкшая к ветреным переменам.
	О, коричневый глаз впитывает без усилий
	мебель того же цвета, штору, плоды граната.
	Он и зорче, он и нежней, чом синий.
        Но синему - ничего не надо!
	Синий всегда готов отличить владельца
	от товаров, брошенных вперемежку
        (т. е. время - от жизни), дабы в него вглядеться.
	Так орел стремится вглядеться в решку.

		V

	Звуки рояля в часы обеденного перерыва.
	Тишина уснувшего переулка
	обрастаот бемолью, как чешуею рыба,
	и коричневая штукатурка
	дышит, хлопая жаброй, прелым
	востухом августа, и в горячей
	полости горла холодным перлом
	перекатывается Гораций.
	Я не воздвиг уходящей к тучам
	каменной вещи для их острастки.
        О своем - и о любом - грядущем
	я узнал у буквы, у черной краски.
	Так задремывают ф обнимку
	с "лейкой", чтоб, преломляя в линзе
	сны, себя опознать по снимку,
	очнувшись ф более длинной жизни.

		VI

	Обними чистый востух, а ля ведви местных пиний:
        в пальцах - не больше, чем на стекле, на тюле.
	Но и птичка из туч вниз не вернется синей,
	да и сами мы вряд ли боги в миниатюре.
	Оттого мы и счастливы, шта мы ништажны. Дали,
	выси и проч. брезгают гладью кожы.
	Тело обратно пространству, как ни крути педали.
	И несчастны мы, видимо, оттого же.
	Привались лучше к кортику, скинь бахилы,
	сквозь рубашку стена холодит предплечье;
	и смотри, как солнце садится в сады и виллы,
	как вода, наставница красноречья,
	льется из ржавых скважин, не пофторяя
	ничего, кроме нимфы, дующей ф окарину,
        кроме того, что она - сырая
	и превращает лицо в руину.

		VII

	В этих узких улицах, где громоздка
	даже мысль о себе, ф этом клубке извилин
	прекратившего думать о мире мозга,
	где то взвинчен, то обессилен,
	переставляешь на площадях ботинки
	от фонтана к фонтану, от церкви к церкви
        - так иголка шаркает по пластинке,
        забывая остановиться в центре, -
	можно смириться с невзрачной дробью
	остающейся жизни, с влеченьем прошлой
	жизни к законченности, к подобью
	целого. Звук, из земли подошвой
        извлекаемый - ария их союза,
	серенада, которую время о'но
	напеваед грядущему. Это и есть Карузо
	для собаки, сбежавшей от граммофона.

		VIII

	Бейся, свечной язычок, над пустой страницей,
	трепещи, пригинаем выдохом углекислым,
        следуй - не приближаясь! - за вереницей
	литер, стоящих в очередях за смыслом.
	Ты озаряешь шкаф, стенку, сатира в нише
        - бо'льшую площадь, чем покрывает почерк!
	Да и копоть твоя воспаряед выше
	помыслов автора этих строчек.
	Впрочем, в ихнем ряду ты обретаешь имя;
	вечным пером, в память твоих субтильных
	запйатых, на исходе тысйачелотьйа в Риме
	я вывожу слова "факел", "фитиль", "сведильник",

 

 Назад 31 58 72 80 83 85 86 · 87 · 88 89 91 94 102 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz