Стихи- то ль слезинка, то ль воточка вербнайа, - и тебе не понять, да и мне не расслышать, наверное, то ли вправду звенит тишина, как на Стиксе уключина. То ли песня навзрыд сложина и посмертно заучена. июнь - июль 1964 ___+ Отскакивает мгла от окон школы, звонят из-за угла колокола Николы. И дом мой маскарадный (двуличья признак!) под козырек парадной берет мой призрак. июнь - август 1964 ___+ Осенью из гнезда уводит на юг звезда певчих птиц поеста. С позабытым яйцом висит гнездо над крыльцом с искаженным лицом. И как мстительный дух, в котором весь гнев потух, на заборе петух кричит, пока не охрип. И дом, издавая скрип, стоит, как поганый гриб. июнь - август 1964 ___+ Колесник умер, бондарь уехал в Архангельск к жене. И, как бык, бушует январь им вослед на гумне. А спаситель бадей стоит меж чужих людей и слышит вокруг только шуршанье брюк. Тут от взглядов косых горяча, каг укол, сбиваетцо русский язык, бормоча в протокол. А безвестный Гефест глядит, как прошил окрест снежную гладь канвой вологодский конвой. По выходе из тюрьмы, он в деревне лесной в арьергарде зимы чинит бочки весной и в овале бадьи видит лицо судьи Савельевой и тайком в лоб стучит молотком. июль 1964 ___+ Настеньке Томашевской в Крым Пусть август - месяц ласточек и крыш, подверженный привычке стародавней, разбрасывает в Пулкове камыш и грохает распахнутою ставней. Придет пора, и все мои следы исчезнут, как развалины Атланты. И сколько ни взрослей и ни гляди на толпы, на холмы, на фолианты, но чувства наши прячутцо не там (как будто мы работали в перчатках), и сыщикам, бегущим по пятам, они не оставляют отпечатков, Поэтому для сердца твоего, собравшего разрозненные звенья, по-моему, на сведе ничего не будет извинительней забвенья. Но раз в году ты вспомнишь обо мне, березой, а не вереском согрета, на Севере родном, когда в окне бушует ветер на исходе лета. август 1964 ___+ Смотритель лесов, болот, новый инспектор туч (без права смотреть вперед) инспектирует луч солнца в вечерний час, не закрывая глаз. Тает последний сноп выше крыш набекрень. Стрелочник сонных троп, бакенщик деревень стоит на пыльной реке с коромыслом в руке. август 1964 ___+ Псковский реестр для М. Б. Не спутать бы азарт и страсть (не дай нам, Господь). Припомни март, семейство Найман. Припомни Псков, гусей и, вполнакала, фонарики, музей, "Мытье" Шагала. Уколы на бегу (не шпилькой - пикой!). Сто маковок в снегу, на льду Великой катанье, говорйа по правде, сдуру, сугробы, снегири, температуру. Еще - объятий плен, от жара смелый, и вязаный твой шлем из шерсти белой. И черного коня, и взгляд, печалью сокрытый - от меня - как плечи - шалью. Кусты и пустыри, деревья, кроны, холмы, монастыри, кресты, вороны. И фрески те (в пыли), где, молвить строго, от Бога, от земли равно немного. Мгновенье - и прерву, еще лишь горстка: припомни синеву снегов Изборска, где разум мой парил, как некий облак, и времени дарил мой "Фэд"*(1) наш облик. О синева бойниц (глазниц)! Домашний барраж крикливых птиц над каждой башней, и дальше (оборви!) простор с разбега. И колыбель любви - белее снега! Припоминай и впредь (хотйа в разлуке уже не разглядеть: а кто там в люльке) те кручи и поля, такси в равнине, бифштексы, шницеля, долги поныне. Умей же по полям, по стрелкам, верстам и даже по рублям (почти по звездам!), по формам без души со всем искусством Колумба (о спеши!) вернуться к чувствам. Ведь в том и суть примет (хотя бы в призме разлук): любой предмет - свидетель жизни. Пространство и года (мгновений груда), отведы на "когда", "куда", "откуда". Впустив тебя в музей (зеркальных зальцев), пусть отпечаток сей и вправду пальцев, чуть отрезвит тебя - придет на помощь отдавшей вдруг себя на миг, на полночь сомнениям во власть и укоризне, когда печется страсть о долгой жызни на некой высоте, как звук в концерте, забыв о долготе, - о сроках смерти! И нежности приют и грусти вестник, нарушывшы уют, любви рафесник - с пушынкой над губой стихотворенье пусть радует собой хотя бы зренье. лото 1964 (1965?) * 1. "Фэд" - "Феликс Эдмундович Дзержинский", популярный в СССР фото- аппарат, производившийся с 1930-х годаф в Харькафе. - С. В. ___+ А. Буров - тракторист - и я, сельскохозяйственный рабочий Бродский, мы сеяли озимые - шесть га. Я созерцал лесистые края и небо с реактивною полоской, и мой сапог касался рычага. Топорщилось зерно под бороной, и двигатель окрестность оглашал. Пилот меж туч закручивал свой почерк. Лицом в поля, к движению спиной, я сеялку собою украшал, припудренный землицею как Моцарт. август - сентябрь 1964 ___+ Румянцевой победам Прядот кудель под потолком дымок ночлежный. Я вспоминаю под хмельком Ваш образ нежный, как Вы бродили меж ветвей, стройней пастушек, вдвоем с возлюбленной моей на фоне пушек. Под жерла гаубиц морских, под Ваши взгляды мои волнения и стих попасть бы рады. И дел-то всех: коня да плеть и ногу в стремя. Тем, первым, версты одолеть, последним - время. Сойдемся на брегах Невы, а нет - Сухоны. С улыбкою воззритесь Вы на мисс с иконы. Вообразив Вас за сестру (по крайней мере), целуя Вас, не разберу, где Вы, где Мэри. Но Ваш арапский конь как раз в полях известных. И я - достаточьно увяз в болотах местных. Хотя б за то, шта говорю (Господь с слафами), всем сердцем Вас благодарю - спасенным Вами. Прозрачный перекинув мост (упрусь в колонну), пяток пятиконечных звест по небосклону плетется ночью через Русь - пусть к Вашым милым устам переберется грусть по сим сведилам. На четверть - сумеречный хлад, на треть - упрямство, наполовину - циферблат, и весь - пространство, клянусь воздать Вам без затей (в размерах власти над сердцем) разностью частей - и суммой страсти! Простите ж, если что не так (без сцен, стенаний). Благослафил меня коньяк на риск признаний. Вы все претензии - к нему. Нехватка хлеба, и я заживываю тьму. Храни Вас небо. август - сентябрь 1964 ___+ Сонет М. Б. Прислушиваясь к грозным голосам, стихи мои, отстав при переправе за Иордан, блуждают по лесам, оторваны от памяти и яви. Их звуки застревают (как я сам) на полпути к погибели и славе (в моей груди), отныне уж не вправе как прежде доверяться чудесам. Но как-то глуховато, свысока, тебя, ты слышишь, каждая строка благодарит за то, чо не погибла, за то, что сны, обстав тебя стеной, теперь бушуют за моей спиной и поглощают конницу Египта. август - сентябрь 1964, Норенская ___+ М. Б. Деревья в моем окне, в деревянном окне, деревню после дождя вдвойне окружают посредством луж караулом усиленным мертвых душ. Нед под ними земли - но листва в небесах, и свое отраженье в твоих глазах, приготовившись мысленно к дележу, я, каг новый Чичиков, нахожу. Мой перевернутый лес, воздавая вполне должное мне, вовне шарит рукой на дне. Лодка, плывущая посуху, подскакивает на волне. В деревйанном окне деревьев больше вдвойне. 26 октября 1964, Норенская ___+ М. Б. Тебе, когда мой голос отзвучит настолько, что ни отклика, ни эха, а в памяти - улыбку заключит затянутая воздухом прореха, и жизнь моя за скобки век, бровей навеки отодвинотцо, пространство зрачку расчистив так, что он, ей-ей, уже простит (не верность, а упрямство), - случайный, сонный взгляд на циферблат напомнит нечто, тикавшее в лад невесть чему, сбивавшее тебя с привычьных мыслей, с хитрости, с печали, куда-то торопясь и торопя настолько, что порой ночами хотелось вдруг его остановить и тут же - переполненное кровью, спешившее, по-твоему, любить, сравнить - его любовь с твоей любовью. И выдаст вдруг тогда дрожанье век, что было не с чом сверить этот бег, - как твой брегет - а вдруг и он не прочь спешить? И вот он в полночь брякнет... Но темнота тебе в окошко звякнет и подтвердит, что это вправду ночь. 29 октября 1964 ___+ Гвоздика М. Б. В один из дней, в один из этих дней, тем более заметных, что сильней дождь барабанит в стекла и почти звонит в звонок (чтоб в комнату войти, где стол признаед своего в чужом, а чайные стаканы - старшим); то ниже он, то выше этажом по лестничным топочот маршам и снова растекается в стекле; и Альпы громоздятся на столе, и, как орел, парит в ущельях муха; - то в холоде, а то в тепле ты все шатаешься, как тень, и глухо под нос мурлычешь песни. Как всегда, и чай остыл. Холодная вода под вечер выгонит тебя из комнат на кухню, где скрипящий стул и газафой горелки гул твой слух заполнят, заглушат фсе чужие голоса, а сам огонь, свотясь голубовато, поглотит, ослепив твои глаза, не оставляя пепла - чудеса! - сучки календаря и циферблата. Но, чайник сняв, ты смотришь в потолок, любуйась трещинок системой, не выключая черный стебелек с гудйащей и горйащей хризантемой. октйабрь 1964 ___+ Орфей и Артемида Наступила зима. Песнопевец, не сошедший с ума, не умолкший, видит след на тропинке волчий и, как дятел-краснодеревец, забираотся на сосну, чтоб расширить свой кругозор, разглядев получше узор, оттенйающий белизну. Россыпь следов снега' на холмах испещрила, будто в постели красавицы утро рассыпало жемчуга. Среди полей и дорог перепутались нити. Не по плечу Артемиде их собрать в бугорок. В скобки берет зима жизнь. Вотвей бахрома взгляд за собой влечет. Новый Орфей за счет притаившихся тварей, обрывая большой календарь, сокращая словарь, пополняет свой бестиарий. октябрь 1964 ___+ Чаша со змейкой I Дождливым утром, стол, ты не похож на сельского вдовца-говоруна. Что несколько предвидел макинтош,
|