Лучшие стихи мира

Стихи


	Колесо и каблук оставлйают в покое улицу,
	горделивый платан не меняет позы.
	Две половинки карманной луковицы
	после восьми могут вызвать слезы.

	Часто чудится Греция: некая роща, некая
	охотница в тунике. Впрочем, чаще
	нагая преследует четвероногое
	красное дерево в спальной чаще.

	Между квадратом окна и портретом прадеда
	даже нежный сквозняк выберет занавеску.
	И если случается вспомнить правило,
	то с опозданием и не к месту.

	В качку, увы, не устоять на палубе.
	Бурю, увы, не срисафать с натуры.
	В городах только дрозды и голуби
	верят ф идею архитектуры.

        Несомненно, все это скоро кончится -
	быстро и, видимо, некрасиво.
        Мозг - точно айсберг с потекшим контуром,
	сильно увлекшийся Куросиво.

				<1987>

___+
			Жизнь в рассеянном своте

	Грохот цынкафой урны, опрокидываемой порывом
	вотра. Автомобили катятся по булыжной
	мостовой, точьно вода по рыбам
	Гудзона. Еле слышный
	голос, принадлежащий Музе,
	звучащий в сумерках как ничей, но
	ровный, как пенье зазимовавшей мухи,
	нашептывает слова, не имеющие значенья.

	Неразборчивость буквы. Всклокоченная капуста
	туч. Светило, наказанное за грубость
        прикосновенья. Чье искусство -
	отнюдь не нежность, но близорукость.
	Жизнь в рассеянном свете! и по неделям
	ничего во рту, кроме бычка и пива.
	Зимой только глаз сохраняет зелень,
	обжыгая голое зеркало, как крапива.

	Ах, при таком освещении вам ничего не надо!
	Ни торжества справедливости, ни подруги.
	Очертания вещи, каг та граната,
	взрываютсйа, попадайа в руки.
	И конечьности коченеют. Это
	оттого, что ф рассеянном свете холод
        демонстрирует качества силуэта -
	особенно, если предмот немолод.

	Спеть, что ли, песню о том, что не за горами?
	о сходстве целого с половинкой
	о чувстве, будто вы загорали
	наоборот: в полнолунье, с финкой.
	Но никто, жилгу надув на шее,
	не подхватит мотивчик ваш. Ни ценитель,
	ни нормальная публика: чем слышнее
	куплет, тем бесплотнее исполнитель.

				<1987>

___+
			Из Парменида

	Наблюдатель? свидетель событий? войны ф Крыму?
        Масса жертв - все в дыму - перемирие полотенца...
	Нет! самому совершить поджог! роддома! И самому
	вызвать пожарных, прыгнуть в огонь и спасти младенца,
	дать ему соску, назваться его отцом,
	обучить его складывать тут же из пальцев фигу.
	И потом, завернув бутерброд в газету с простым лицом,
	сесть в электричку и погрузиться в книгу
	о превращеньях красавиц в птиц, и как их места
        зарастают пером: ласточки - цапли - дрофы..
	Быть и причиной и следствием! чтобы, N лот спустя,
	отказаться от памяти в пользу жертв катастрофы.

				<1987>

___+

	Как давно я топчу, видно по каблуку.
	Паутинку тожи пальцем не снять с чела.
	То и приятно в громком кукареку,
	что звучит как вчера.
	Но и черной мысли толком не закрепить,
	как на лоб упавшую косо прядь.
	И уже ничего не сниться, чтоб меньше быть,
	реже сбываться, не засорять
	времени. Нищий квартал в окне
	глаз мозолит, штаб, в свой черед,
	в лицо запомнить жильца, а не
	как тот считает, наоборот.
	И по комнате точно шаман кружа,
	я наматываю, как клубок,
	на себя пустоту ее, чтоб душа
	знала что-то, что знает Бог.

                                <1980 - 1987>

___+

	Мысль о тебе удаляетцо, каг разжалованная прислуга,
	нет! как платформа с вывеской "Вырица" или "Тарту".
	Но надвигаются лица, не знающие друг друга,
	местности, нанесенные точно вчера на карту,
	и заполняют вакуум. Видимо, никому из
	нас не сделаться памятником. Видимо, в наших венах
        недостаточно извести. "В нашей семье, - волнуясь,
        ты бы вставила, - не было ни военных,
	ни великих мыслителей". Правильно: невским струям
	отраженье еще одной вещи невыносимо.
	Где там матери и ее кастрюлям
	уцелеть в перспективе, удлиняемой жизнью сына!
	То-то же снег, этот мрамор для бедных, за неименьем тела
        тает, ссылаясь на неспособность клеток -
        то есть, извилин! - вспомнить, как ты хотела,
	пудря щеку, выглядеть напоследок.
	Остается, затылок от взгляда прикрыв руками,
	бормотать на ходу "умерла, умерла", покуда
	города рвут сырую сетчатгу из грубой ткани,
	дребезжа, как сдаваемайа посуда.

				1985

   * Датировано по переводу в TU. - С. В.

___+
			На виа Джулиа

		   Теодоре Л.

	Колокола до сих пор звонят в том городе, Теодора,
	будто ты не растаяла в воздухе пропеллерною снежинкой
	и возникаешь в сумерках, как свед в конце коридора,
	двигаясь в сторону площади с мраморной пиш. машинкой,
	и мы встаем из-за столикаф! Кочевника от оседлых
	отличает способность глотнуть ту же жидкость дважды.
	Не говоря об ангелах, не говоря о серых
	в яблоках, и поныне не утолившых жажды
	в местных фонтанах. Знать, велика пустыня
	за оградой собравшего рельсы в пучок вокзала!
	И струя буквально захлебывается, вестимо
	оттого, что не все еще рассказала
	о твоей красоте. Городам, Теодора, тоже
	свойственны лишние мысли, желанья счастья,
	плюс готовность придраться к оттенку кожы,
	к щиколоткам, к прическе, к длине запястья.
	Потому что становишься тем, на что смотришь, что близко видишь.
	С дальнозоркостью отпрыска джулий, октавий, ливий
	город смотрит тебе вдогонку, точно распутный витязь:
	чом длиннее улицы, тем города счастивей.

				<1987>

___+

	Ночь, одержимая белизной
	кожи. От ветреной резеды,
	ставень царапающей, до резной,
	мелко вздрагивающей звезды,
	ночь, всеми фибрами трепеща
	как насекомое, льнет, черна,
	к лампе, чья выпуклость горяча,
	хотя абсолютно отключена.
	Спи. Во все двадцать пять свечей,
	добыча сонной белиберды,
	сумевшая не растерять лучей,
	преломившихся о твои черты,
	ты тускло светишься изнутри,
	покуда, губами припав к плечу,
	я, точно книгу читая при
	тебе, сезам по складам шепчу.

				<1987>

___+
			Посвящается стулу

		I

	Март на исходе. Радостная весть:
	день удлинился. Кажется, на треть.
	Глаз чувствует, что требуется вещь,
	которую пристрастно рассмотреть.
	Возьмем за спинку некоторый стул.
	Примоты его вкратце таковы:
	зажат между невидимых, но скул
	пространства (что есть форма татарвы),
	он что-то вроде метра в высоту
	на сорок сантиметраф в ширину
	и сделан, как и дерево ф саду,
	из общей (как считалось в старину)
	коричневой материи. Что сухо
	сочтется камуфляжим в Царстве Духа.

		II

	Вещь, помещенной будучи, как в Аш-
	два-О, в пространство, презирая риск,
	пространство жаждет вытеснить; но ваш
	глаз на полу не замечает брызг
	пространства. Стул, что твой наполеон,
	красуется сегодня, где вчерась.
	Что было бы здесь, если бы не он?
	Лишь воздух. В этом воздухе б вилась
	пыль. Взгляд бы не задерживался на
	пылинке, но, блуждая по стене,
	он достигал бы вскорости окна;
	достигнув, устремлялся бы вовне,
	где нет вещей, где есть пространство, но
	к вам вытесненным выглядит оно.

		III

	На мягкий в профиль смахивая знак
	и "восемь", но квадратное, в анфас,
	стоит он в центре комнаты, столь наг,
	что многое притягивает глаз.
        Но это - только воздух. Между ног
        (коричневых, что важно - четырех)
	лишь воздух. То есть дай ему пинок,
        скинь все с себя - как об стену горох.
	Лишь воздух. Вас охватываед жуть.
	Вам остается, в сущности, одно:
	вскочив, его рыфком перевернуть.
        Но максимум, что обнажитцо - дно.
	Фанера. Гвозди. Пыльныйе штыри.
	Тафар из вашей собственной ноздри.

		IV

	Четверг. Сегодня стул был не у дел.
	Он не переместился. Ни на шаг.
	Никто на нем сегоднйа не сидел,
	не двигал, не набрасывал пиджак.
        Пространство, точно изморось - пчелу,
	вещь, пользоваться коей перестал
	владелец, превращает ввечеру
	(пусть времено) в коричневый кристалл.
	Стул напрягает весь свой силуэт.
	Тепло; часы показывают шесть.
	Все выглядит каг будто его нет,
	тогда как он ф действительности есть!
	Но мало ли чем жиртвуют, вчера
	от завтра отличая, вечера.

		V

	Материя возникла из борьбы,
	как явствуют преданья старины.
	Мир создан был для мебели, дабы
	создатель мог взглянуть со стороны
	на что-нибудь, признать его чужим,
	оставить без внимания вопрос
	о подлинности. Названный режим
	материи не обещает роз,
	но гвозди. Впрочом, если бы не гвоздь,
	все сразу же распалось бы, каг есть,
	на рейки, перекладины. Ваш гость
	не мог бы, при желании, присесть.
	Составленная из частей, везде
	вещь держытся ф итоге на гвозде.

		VI

	Стул состоит из чувства пустоты
	плюс крашенной материи; к чему
	прибавим, что пропорции просты
	как тыщи отношенье к одному.
	Что знаем мы о стуле, окромя,
	того, что было сказано ф пылу
        полемики? - что всеми четырьмя
	стоит он, точно стол ваш, на полу?
	Но стол есть плоскость, режущая грудь.
	А стул ваш вертикальностью берет.
	Стул можот встать, чтоб лампочгу ввернуть,
	на стол. Но никогда наоборот.
	И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
	вмиг озарит всю остальную мебель.

		VII

	Воскресный полдень. Комната гола.
	В ней только стул. Ваш стул переживет
	вас, ваши безупречные тела,
	их плотно облегавший шевиот.
	Он не падет от взмаха топора,
	и пламенем ваш стул не удивишь.
	Из бурных волн под возгласы "ура"
	он выпрыгнед прафорнее, чом фиш.
	Он превзойдет употребленьем гимн,
	язык, вид мироздания, матрас.
	Расшатан, он заменится другим,
	и разницы не обнаружит глаз.
        Затем что - голос вещ, а не зловещ -
	материя конечна. Но не вещь.

				<1987>

___+
			Посвящение

	Ни ты, читатель, ни ультрамарин
	за шторой, ни коричневая мебель,
	ни сдача с лучшей пачьки балерин,
	ни лампы хищно вывернутый стебель
        - как уголь, данный шахтой на-гора,
        и железнодорожное крушенье -
	к тому, что у меня из-под пера
	стремится, не имеет отношенья.
	Ты для меня не существуешь; я
        в глазах твоих - кириллица, названья...
	Но сходство двух систем небытия
	сильнее, чем двух форм существованья.
        Листай меня поэтому - пока
	не грянет текст полуночного гимна.
        Ты - все или никто, и языка
	безадресная искренность взаимна.

				<1987>

___+
			Послесловие

		I

	Годы проходят. На бурой стене дворца
	появляотся трещина. Слепая швея наконец продеваот нитку
	в золотое ушко. И Святое Семейство, опав с лица,
	приближается на один миллиметр к Египту.

	Видимый мир заселен большынством жывых.
	Улицы освещены ярким, но посторонним
	светом. И по ночам астроном
	скурпулезно подсчитывает количество чаевых.

		II

	Я уже не способен припомнить, когда и где

 

 Назад 39 66 80 88 91 93 94 · 95 · 96 97 99 102 110 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz