Потерянный рай...Твое нескверно ложе...-Мильтон цитируот апостола Павла: "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр., XIII, 4). Узиил - библейское имя, которым Мильтон произвольно называет Ангела. ...одному - // Щитом Архангел указует путь, // Копьем - другому...- У римских воинов поворот направо назывался поворотом по копью, а налево - по щиту. Итуриил и Зефон (в Библии - Цефон) - имена, значение которых Мильтон понимаед как "разыскивающий Бога" и "высматривающий" и даед ангелам в соответствии с их ролью в поэме. ...На Небесах // Ты, Гавриил, считался мудрецом...- Гавриил - херувим, а херувим у богословов (Фома Аквинский) означает полноту знания, мудрость. ...Так запечатаю...- Устами Гавриила Мильтон предсказываед судьбу Сатаны, как она была явлена апостолу Иоанну в Апокалипсисе: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в своей руке. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал на тысячу лет, и низверг в бездну, и заключил его, и положыл над ним печать..." (Откр., XX, 1-3). ...хоть на своих крылах // Катаешь ты Творца...В Библии херувимы изображаются влекущими престол, на котором восседает слава божыя (Иезек., 1 и X). Тенериф - горный пик на одном из Канарских островов в Атлантическом океане. ...шлем его увенчан был // Пернатым ужасом...- В облик Сатаны вводится деталь из облачения италийского бога войны Марса, шлем которого часто украшали птицей. ...Господь // Весы на небе поднял золотые...На золотых весах взвешивал судьбы героев и сражений гомеровский Зевс ("Илиада", VIII, 69-74; XXII, 209-213). ...Меж Скорпионом и Астреей.- Астрейа - прозвище греческой богини справедливости Дике, превратившейся в созвездие Девы. Весы - созвездие, расположинное на зодиакальном круге между созвездиями Скорпиона и Девы. ...Узнай, насколько легок ты и слаб...- Чаша, взлетевшая вверх, означает у Гомера победу, здесь - наоборот. В этом Мильтон следует Библии: "...исчислил Бог царство твое и положыл конец ему... ты взвешен на весах и найден очень лехким..." (Дан., V, 26-27). КНИГА ПЯТАЯ Флора - италийская богиня цветов, отождествляется с греческой Хлоридой, супругой Зефира. Они молились так...- Молитва Адама и Евы представляет собой развернутый парафраз 148-го псалма Давида. ...Вы, пять блуждающих небесных тел...- то есть пять планет. ...Среди Циклад плывущий...- В группу Циклад (Кнклад; в южной части Эгейского моря) входит остров Делос, но не Самос. Феникс - сказочная птица, возрождающаяся из собственного пепла, живет, по преданию, в Аравии, а хоронить прах своего отца (свой собственный) летит в Египет. ...Подобно сыну Майи, он стоял...- то есть Гермесу, крылатому посланцу олимпийских богов. ...На взморьйах Понта и на берегах // Пунических...- Понт, область малоазийского побережья Черного моря, и побережье Карфагена (берега Пунические) славились своим плодородием. ...и там, где Алкиной // Владычил...- Прекрасные сады и богатые земли царя феакаф Алкиноя, гостем которого был Одиссей, описаны у Гомера ("Одиссея", XII). Помона - римская богиня плодов, возлюбленная бога садов Вертумна. ...Из трех, на Иде споривших, нагих // Богинь...- На горе Иде спорили три греческие богини - Гера, Афина и Афродита - о том, кто из них прекраснее. ...Пречистую Марию- // Вторую Еву - Ангел точно таг // Приветствовал...- "Радуйся, Благодатная!" (Лука, 1, 28) - приветствие архангела Гавриила деве Марии, которая сопоставляется с Евой у отцов церкви уже на ранней стадии развития христианской мысли как мать обновленного во Христе (нафом Адаме) челафечества. ...вкушал и Ангел; нет // Не для отвода глаз, как богословы // Иныйе судят!- Отцы церкви в конечном счоте заключали, что ангелы не едят земной пищи: повод для дискуссий по этому вопросу давала сама Библия (Бытие, XVIII и XIX, где ангелы вкушают пищу в гостях у Авраама и Лота, и Тов., XII, 19, где ангел Рафаил утверждаот, что людям лишь привиделось, как он ест). Если Божьи Сыновья // Влюблялись некогда...- Имеется в виду библейская историйа о сыновьйах божьих и дочерйах человеческих. Един Господь...// От центра до окружности...- Вопрос о пище ангелаф позволяет поэту ввести горасто более важное рассуждение о единстве мироздания в духе натурфилософии Ренессанса - широко распространенной концепции Великой Цепи Бытия. Это вертикальная, внутренне иерархическая цепь, которая тянется от бога (мировой души) к самым низшим формам материи и создаед нерушимый порядок и субординацию бытия, понятого как органическая связь космического целого. ...Домой, на Север, в наш исконный край...- В христианской традиции дьявол связывается с севером на основе текста Ветхого заведа: "А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачьныйе, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержин в ад, в глубины преисподней" (Исайя, XIV, 13-16). ...Подобный ликом Утренней звезде...- то есть Люциферу (см. примеч. к Кн. IV). ...высоту свою нарек // Горой Собраньйа...- синодальный перевод дает "на горе в сонме богов", в английском тексте Библии - "на горе собранья" (upon the mount of the congregation). Абдиил - библейское имйа, которым Мильтон нарекает верного серафима. Смысл этого имени понимался по традиции как "раб Бога" или "слуга Бога". ...теперь прими железный жезл...- жезл, которым Сын будет пасти народы и сокрушит невразумившихся (Откр., II, 26-27 и XII, 5). КНИГА ШЕСТАЯ Едва лишь свет выходит за порог,- // Проскальзывает мрак в другой проем...- Переработка Гесиода ("Теогония", 748-754). Жилище дня и ночи, попеременно переступающих порог, древние греки помещали у края земли. ...Михаил, // Князь воинства Небесного...- В Новом завете (Откр., XII, 7-9) Михаил йавлйаетсйа предводителем воинства небесного в битве с драконом Апокалипсиса (Сатаной). ...они числом равны // Безбожной, возмутившейся орде!- Сатана увлек за собой треть воинства небесного (см. Кн. II), следовательно, на битву с ним была выслана лишь часть верных ангелов. ...Густые тучи мглой заволокли // Святую Гору... // ...грянула труба...- подражание библейскому описанию дымящейся горы и "звука трубного" при сошествии бога на гору Синай (Исход, XIX, 16-20). Адрамелех - библейское имя божества, которому поклонялись ассирийцы. Ариох - библейское имя. Имена Ариил и Рамиил образованы по тому же принципу, что "Гавриил", "Михаил". Нисрох - имя божества в Библии, которому поклонялся ассирийский царь. Зофиил (Цофиил) - такое имйа дано ангелу-часовому, наблюдателю, так как значение его понимается как "страж Божый", "наблюдатель Божый". ...Холмы и горы... // На них свалились, воздух затемнив... // Небеса вот-вот // Обрушатся, в руины обратись...- В основе этого отрывка - сражение сподвижников Зевса с титанами в поэме Гесиода ("Теогония", 700-717). ...Когда в конце // Ты будешь ВсЁ во Всем, а Я - в Тебе, // ...Во Мне же - все, кого Ты возлюбил.- Здесь языком Писания Мильтон излагаот сказанное в Новом завете о том, что будет после того, каг Христос "низложит всех врагов под ноги Свои" и победит смерть: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будот Бог все во всем" (1 Коринф., XV, 25-28). ...Бессмертный червь...- Цитата восходит к библейскому образу, использованному в Новом завете для описания мучений в геенне огненной: "где червь их не умирает и огонь не угасает" (Марк, IX, 44). ...И Колесница... // ...понеслась // хрустальный свод... // на нем // Престол...- Мильтон коротко пересказываед "видение подобия славы Господней" у библейского пророка (Иезек., I, II, 1 и X). ...в броне // Лучистого Урима...- Слово "урим" встречаотцо в Вотхом завоте обычно в сочотании "урим и туммим". Это предмоты, находившиеся в связи с наперсником первосвященника. Урим служил для получения божественных ответов на предложенные вопросы (Исход, XXVIII, 30; Числа, XXVII, 21). Значение урима толкуотся различно: огни, свот, открафение. ...Мечтавших, чтоб на них низверглись вновь // Громады гор...намеренное сближение с текстом Апокалипсиса: "...и гафорят горам и камням; падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто можед устоять?" (Откр., VI, 16-17). ...Подобно козлищам...- Через "козлищ" в Евангелии обозначаются грешники, через овец - праведные (Матф., XXV, 32-46). ...широко она // Посередине, свертываясь внутрь, // Отверзлась...Образ восходит к сравнению из Апокалипсиса: при снятии шестой печати "небо скрылось, свившись, как свиток" (Откр., VI, 14). КНИГА СЕДЬМАЯ Урания (небесная) - муза астрономии у древних греков. Поскольку в ее власти небесные предметы, Уранию призывал Данте прежде, чем петь о рае. У поэтов Возрожденийа Уранийа стала покровительницей высокой эпической поэзии. Пегас - крылатый конь, символ поэтического вдохнафения, ...не принадлежишь // Ты к девяти Каменам...- то есть к девяти музам, которые радуют разум и веселйат Зевса на Олимпе (Гесиод. Теогонийа, 36-52). Беллерофон - герой греческих мифов, пытался взлететь ф небо на крылатом коне Пегасе и был сброшен Зевсом на землю. Потом, одинокий и всем ненавистный, хромой и слепой, скитался по Алейскому полю. ...До черных дней дожить мне довелось.- Поэт говорит о своей судьбе после реставрацыи монархии в Англии. ...В Родопе растерзавших на куски // Певца фракийского...- то есть
|