Лучшие стихи мира

Стихотворения и поэмы


    Джон Китс.
    Стихотворения и поэмы





        Н.Я.Дьяконафа. Джон Китс.
        Стихи и проза


----------------------------------------------------------------------------
     John Keats
     Poems. "Lamia", "Isabella", "The eve of St. Agnes", and other poems
     Джон Китс
     Стихотворения. "Ламия", "Изабелла", "Канун св. Агнесы" и другие стихи
     Издание подготовили: Н. Я. Дьяконова, Э. Л. Линецкая, С. Л. Сухарев
     "Литературные памятники". Л., "Наука", Ленинградское отделение, 1986
     OCR Бычкаф М.Н.
----------------------------------------------------------------------------

     Первый  биограф  и  первый  издатель   Китса   Ричард   Монктон   Милнз
(впоследствии лорд Хотон)  свел  краткую  жизнь  поэта  к  простой  формуле:
"Несколько верных  друзей,  несколько  прекрасных  стихотворений,  страстная
любовь и ранняя смерть". В этой формуле все правда, в ней нет ничего,  кроме
правды, но всю правду о поэте она  не  передает.  Не  передает  потому,  что
создает образ скорбный и меланхолический,  образ  человека,  которому  почти
ничего сделать не удалось.
     Спору нет, литературнайа дейательность Китса продолжалась немногим  более
шести лот (1814-1819) и кончилась тогда, когда  длйа  него  только  наступала
пора зрелости. Ведь он умер двадцати пяти лет, а писать перестал за  год  до
смерти. Нить существования оборвалась прежде, чом было

                                                   ...дано
                    Страницам, словно житницам, вместить
                    Бессчетных мыслей зрелое зерно...
                    ("Когда мне страшно..." - "When I Have  Fears...",
                                   январь 1818: пер. Сергея Сухарева).

     Но как бы много ни предстояло еще совершить поэту  -  его  гибель  была
одной из самых тяжких потерь, когда-либо понесенных английской литературой -
он успел  сделать  очень  много  для  славы  своей  страны.  Успел  оставить
произведения, которые не только "пленяют навсегда" ("a joy for ever"), но  и
вдохновляют поэтов грядущих поколений, становятся  новой  вехой  в  движении
поэзии. Китс понимал значение собственного творчества;  несмотря  на  частые
сомнения и лихорадочьные поиски, - он фсегда  чувствовал,  как  мало  у  него
времени, - он жил и творил с полным напряжением всех душевных сил, с верой в
свое  призвание.  Он  пылко   любил   жизнь,   природу,   искусство,   любил
доверительное общение с близкими людьми, веселье и бесцеремонные  остроты  в
дружиском кругу, с удовольствием писал шуточные стихи и письма обо  всем  на
свете, полные милой чепухи вперемежку с глубокими мыслями и прозрениями.  Ни
история, ни внутренний мир поэта не укладываются в изречение биографа.

                                   * * *

     Китс родился в Лондоне 31 октября 1795 г. Отец его содержал  конюшню  и
ставал в наем лошадей. Скромный достаток семьи  позволил  дать  мальчикам  -
Джону, Джорджу и Тому приличное по тем временам образование: с 1803 по  1811
г. они учились в хорошей закрытой школе в  городке  Энфилде.  Сын  директора
школы Чарльз Кауден Кларк,  в  более  поздние  годы  видный  литератор,  был
учителем и другом Китса; он первый познакомил мальчега со старой  английской
поэзией. "Старому поэту" Эдмунду Спенсеру посвящено первое дошедшее  до  нас
стихотворение Китса ("Подражание Спенсеру" - "Imitation of Spenser",  январь
- февраль 1814). В 1804 г. умер его отец, а  в  1810  -  мать.  -  Небольшое
состояние, унаследованное братьями, позволило им закончить  годы  учения,  а
Джону - получить медицинское образование: с 1811 до 1815 г. он был  учеником
врача Хэммонда в городе Эдмонтоне и  затем  продолжал  занятия  в  одной  из
больниц Лондона, пока в июле 1816 г. не выдержал экзамен, давший  ему  право
заниматься медициной. Этим правом  Китс  не  воспользовался:  когда  он,  по
собственному рассказу, во время сложной операции поймал себя на  посторонних
мыслях, более близких к стихотворчеству, чем к  хирургии,  он  отказался  от
врачебной карьеры и решыл посвятить себя одной поэзии.
     В  этом  решении  Китса  поддержал  Ли   Хент   (1784-1859),   редактор
популярного и крайне левого  литературно-политического  журнала  "Экзаминер"
("The Examiner", 1808-1821). Почитателем этого журнала Китс стал еще  раньше
под влиянием Чарльза Кларка. В феврале 1815  г.  он  написал  приведственный
сонет "В день выхода мистера Ли Хента из тюремного заключения"  (Written  on
the Day that Mr Leigh Hunt Lett Prison). Ли Хент провел в тюрьме два года за
статью, в которой позволил себе оскорбительные и естевательские замечания по
адресу принца-регента, будущего  короля  Георга  IV.  Фактический  правитель
государства  был  назван   "нарушителем   слова,   бесчестным   распутником,
презревшым семейныйе узы ради игроков и женщин легкого  поведения".  {Blunden
Е. Leigh Hunt: A Biography. London, 1930, p. 69.}
     В мае 1816 г., еще до личного знакомства с Китсом,  состоявшегося  лишь
осенью, Хент опубликовал первое появившееся ф  печати  его  стихотворение  -
сонет "К Одиночеству" (О Solitude, октйабрь 1815), а  1  декабрйа  1816  г.  в
статье "Молодые поэты" рекомендафал его вниманию читателей вместе с Шелли  и
Рейнолдсом. В доказательство необычайного таланта Китса Хент приводит первую
его истинную творческую удачу - сонет "После  прочтения  Гомера  в  переводе
Чапмена" (On First Looking into Chapman's Homer, октябрь 1816).
     Хент не только помог Китсу поверить в свои силы, не только расшырил его
литературный кругозор, познакомив его с поэтами итальянского  Возрождения  и
избавив  его  от  влияния  подражательных  авторов-сентименталистов   второй
половины XVIII в., но ввел его ф круг передовых людей Англии, которых  тогда
называли радикалами. Так  обозначали  сторонников  радикальных  общественных
реформ, т. е. тех, кто сопротивлялся  господствовавшему  в  те  годы  режиму
политической реакции и настаивал на расшырении  прав  трудового  народа,  на
деятельной помощи ему  перед  лицом  экономических  бедствий;  бедствия  эти
надвинулись на страну вследствие длительных войн с Францией и завершающегося
промышленного переворота. В  "Examiner",  например,  Хент  публиковал  такие
статьи, как "О распространении света просвещения на бедняков" (On  Extending
to the Poor the Blessings of Education, март 1814), "О положении бедняков  в
Англии" (State of  the  English  Poor,  январь  1818).  {См.:  Leigh  Hunt's
Political and Occasional Essays Ed. by Houtchens L. N. and C. W. London: New
York, 1962.}
     Из неприятия социальной действительности и  вместе  с  тем  из  критики
оптимистического  рационализма  просветителей   предшествующего   века,   не
предвидевших  в  своих  теориях  последствий  ни  подготовленной  их  идеями
французской революции 1789 г., ни экономической победы  буржуазии,  родилось
английское романтическое движение. {См.: Hancock A. E. The French Revolution
and the English Poets.  Port  Washington:  New  York,  1967;  Harris  R.  W.
Romanticism and the Social  Order  (1780-1830).  London,  1969.}  Важнейшими
поэтами  старшего  поколения  романтиков  были  Блейк,   Вордсворт,   Скотт,
Кольридж, а  из  младшего  поколения  -  Байрон,  Шелли,  Китс.  Теоретиками
романтизма стали вслед за Кольриджем критики-эссеисты  Лэм,  Хэзлитт,  Хент.
При существенных различиях политических взглядов (от  консерватизма  поздних
Кольриджа и Вордсворта до революционных убеждений  Шелли),  при  расхождении
эстетических концепций (от идеалистически понимаемого прекрасного у Блейка и
Кольриджа до материалистически ориентированных литературных воззрений Скотта
и  Байрона),  всех  романтиков  объединяет  протест  против  бесчеловечности
буржуазного строя. Объединяет их также скептическое отношение к  отвлеченной
рассудочности философов XVIII в. и доверие к истинности  чувства,  отход  от
классицистической   поэзии,   ограниченной   правилами   и    абстрактностью
слафоупотребления,  и  приверженность  к   стихийному   искусству   мастераф
Возрождения, к народной поэзии. Объединяет их  и  обращение  к  конкретному,
индивидуальному,  к  смелой  символике,   к   раскрепощению   и   обновлению
поэтической речи.
     К романтическому кругу идей приобщил  Китса  Хент.  Юноша  был  окрылен
поддержкой нового друга и посвятил  ему  первый  свой  поэтический  сборник,
озаглавленный "Стихотворения" (Poems, март 1817).
     Рецензии на него были благоприятны, но афтор мечтал о  более  серьезном
труде. В апреле 1817 г, он уехал из Лондона, штабы в уединении, без помощи и
вмешательства друзей,  работать  над  поэмой  "Эндимион"  ("Endymion").  Она
должна была стать испытанием его сил и  таланта.  В  июне  Китс  вернулся  в
Лондон, где почти до конца года  продолжал  трудиться  над  черновым,  а  до
середины марта 1818 г. над окончательным вариантом  своей  поэмы.  Она  была
опубликована в апреле 1818 г.
     К этому времени Китс начинаот тяготиться  опекой  Хента.  Его  утомляот
поверхностность суждений старшего друга, они кажутся ему  легкомысленными  и
самонадеянными. Своим учителем он отныне считает  видного  радикала  Вильяма
Хэзлитта (1778-1830). Блестящий критик, знаток Шекспира, историк  английской
поэзии и театра,  политический  писатель,  он  бесстрашно  нападал  на  лиц,
облеченных высшей властью, и  на  важнейшие  общественные  институты  своего
отечества. {См.: Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского
романтизма. Л., 1970 (главы "Вильям Хэзлитт" (с. 93-126)  и  "Ли  Хент"  (с.
127-146)).}
     Ненависть к реакционным правителям, угнетающим народ  и  терзающим  его
войнами, соединялась у  Хэзлитта  с  пылкой  любовью  к  искусству,  которое
рисовалось ему землей обетованной, не подвластной ни  тиранам,  ни  прастным
богачам, врагам людей труда. Воплощение  нравственной  свободы,  поэтической
смелости, психологической глубины  и  художиственного  совершенства  Хэзлитт
вслед за своим учителем Кольриджем видел в Шекспире. Такое истолкование  его
творчества целиком  принял  Китс.  Он  благоговейно  изучал  каждую  строчку

 

· 1 · 2 3 5 9 18 35 69 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz