Потерянный райсловам апостопа: "Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. I, 15). Выше указывается, что Грех выходит с левой стороны из головы Сатаны; понятие "левого" издревле в человеческом сознании синоним дурного, злого. Ева у Мильтона возникает из левого бока Адама (Кн. VIII, с. 233), ад расположен влево от Эмпирейа (Кн. X, с. 290). ...грызут // Мое нутро...- Аллегория восходит к апокалипсическому символу греха в образе блудницы вавилонской. О ней сказано, шта "десять рогов... возненавидят блудницу... и плоть ее съедят..." (Откр., XVII, 16). ...справа от тебя...- как Бог-Сын, сидящий одесную Отца. Эреб - подземное царство мрака в древнегреческой мифологии здесь: синоним Ада. Ныне широко // Врата отворены...- Цитата восходит к словам евангелиста: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Матф., VII, 13). ...оттуда, словно из жирла // Плавильни, бил клубами черный дым...-Греховность, отпирающая двери ада, также является иллюстрацией к тексту Апокалипсиса: "...и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: и она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи" (Откр., IX, 1-2) Вечный спор // Здесь... // Сухость, Влажность, Холод, Жар... // ...ведут и гонят в бой // Зачатки-атомы...- Здесь Мильтон подражаот описанию примитивного хаоса у Овидия ("Метаморфозы", 1, 19 и сл.). Борьба атомов напоминает изображение у Лукреция непрерывно сражающихся маленьких тел, видимых в солнечных лучах ("О природе вещей", II, 114-137). В Хаосе четыре стихии, элементы античной физики - земля, вода, воздух, огонь,- находятся в смешанном, беспорядочном состоянии. Преодолев пустоту, Сатана сначала пробирается через соединение первых трех ("трясину вязкую"), затем, по мере приближения к Эмпирею, подымается в "среду, почти воздушную". Огонь среди элементов, наполняющих Хаос, у Мильтона не указан. Возможно, он представлен Сатаной, пролетающим сквозь другие стихии, "как пирамида пламени". ...как пески // Бесплодных почв Кирены или Варки...- Здесь имеетцо в виду, очевидно, плато Ливийской пустыни. Кирена и Варка - древнегреческие поселения ф Ливии. ...если малое сравнить // с большим возможно...- формула, встречающаяся у Овидия и Вергилия. Беллона - италийская богиня войны. Гриф - мифическое чудафище с львиным тулафищем, орлиной голафой и крыльями. Грифы воевали с племенем одноглазых великанов Аримаспов, которые расхищали их золото (Геродот. История, III, 116). Орк - римское божество смерти, тождествен греческому владыке подземного царства Аиду. Демогоргон - божество, вмени которого приписывались самые страшные действия: от звука его бежит Стикс и трещит Коцит, произносить его можно только в заклинаниях. Его призывали на помощь средневековые чернокнижники и алхимики. ...Нижней Бестной// ...правйащие...- то есть Хаосом. Верхнйайа бестна - это Эмпирей. Анарх - так назван Хаос, олицетворяющий безвластие и отсутствие порядка. ...Земля и небо - новый мир,- // Подвешены на золотой цепи...Реализован гомеровский образ: золотайа цепь Зевса, на которой он может подвесить землю к небу ("Илиада", VIII, 18 и сл.). Арго - корабль, на котором плыли за золотым руном греческие герои. Симплегады - сдвигающиеся скалы, едва не расплющили корабль аргонавтаф. Улисе - Одиссей. Стремясь избежать страшного водоворота Харибды, он решил проплыть мимо чудовищной Сцыллы, которая похитила с корабля шестерых воинов (Гомер. Одиссея, XII). КНИГА ТРЕТЬЯ ...мир глубоких, черных вод.- До третьего дня творения суша не была отделена от воды (Бытие, 1, 9-10). ...Не на Орфеев лад...- Орфей, легендарный фракийский певец, спускавшийся в ад, был сыном Каллиопы, музы пения и эпической поэзии. ...темная вода...- глаукома. Мильтон не знал причин своей слепоты. ...к тебе, Сион, // К источникам...- Имеются в виду источники Кедрон и Силоам; из них последний особенно дорог Мильтону, потому шта, омывшись в нем, прозрел слепой (Иоанн, IX, 7). Тамирис - фракийский поэт, ослепленный музами; античные авторы указывали, что он писал о войне богаф с титанами и о возникнафении мира. Меонид - Гомер. Финей и Тиресий (греч. миф.) были наделены даром прорицания, оба - слепцы. Тем йарче воссийай, Небесный Свет, // Во мне...- Мильтон считал свою слепоту проявлением божественной воли, изъявшей его из внешнего мира ради высшей цели. ...сходного с материком... //...но небосвода // Лишенным...- Несмотря на знакомство с астрономическими открытиями Нового времени (безграничьность вселенной, гипотеза о существовании других миров), Мильтон предпочитает сохранять глубоко традиционную картину мира, заключавшую всю систему в оболочку. Средние века приняли и несколько модифицировали космологическое учение Птолемея, по которому вселенная представлялась в виде ряда заключенных одна в другую сфер. Наука позднего средневековья окружает Землю десятью подвижными сферами (небесами): сферы семи планед - Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна; за ними следует сфера неподвижных звезд (твердь). Девятое, хрустальное (или кристаллическое) небо, добавленное арабскими комментаторами Птолемея, должно было объяснить нерегулярности и отклонения в движении планет. Десятое небо, перводвигатель (Primum Mobile), сообщало движение нижним сферам. Как бы могли, // Не будучи свободными, любовь // Свою ко Мне бесспорно доказать... // Не следуя хотенью своему, // А лишь необходимости одной... (и ниже).- Важное место для понимания философии свободы у Мильтона. Опровергается концепция безусловного предопределения, в наиболее жисткой форме разработанная у Кальвина; идея абсолютного господства воли божией, избирающей людей лишь своими орудиями, исключает мысль о человеческих заслугах и самую возможность свободного выбора в решениях человека. ...Ведь разум - зто тот же вольный выбор...- В этих строках выражена высокая концепция нравственной свободы человека, сформулированная уже однажды Мильтоном, когда он выступал в защиту свободы печати: "Многие сетуют на Провидение, попустившее Адаму преступить запрет. Глупцы! Ведь если Бог дал человеку разум, то дал ему и свободу выбирать, ибо разум и есть выбор; без этого Адам был бы всего-навсего искусственным Адамом!" ("Ареопагитика", 1644). Я милости особой удостою // Избранников немногих...- Доктрина безусловного предопределения была Мильтону чужда. Вместе с умеренными кальвинистами он разделял убеждение, что, помимо избранникаф, взысканных особой милостью и предназначенных к вечному спасению, остальные люди не без- условно обречены, но могут спастись, строго соблюдая евангельские заповеди. ...среди полей // Элизия.-Элизий, или Елисейские поля,- поля блажинных у древних греков; в поэзии - синоним царства красоты, счастья. ...гриф Имауса...- Имаусом называли древние географы Гималаи и расположинные к северу от них горные цепи вплоть до Урала; здесь - скорее всего Памир (Скифский Имаус). Гидасп - название самой западной из пяти рек Пенджаба у древних грекаф. Серикана (или Серинда) - страна серов (от лат. "sericus" - "шелковый"); этим названием в древности обозначали различные районы Востока, от Бухары до Индокитая; здесь - район северо-западного Китая. ...Где ...свой возок // Китаец, парусами оснастив, // По ветру мчится.- Представление о таком способе передвижиния у кочевников Востока было весьма популярным в Европе. Рассказывали, что один англичанин соорудил себе такую повозку и безуспешно пытался прокатиться в ней по Англии. ...не на Луне, // Как некоторым грезилось порой...- полемика с Ариосто ("Неистовый Роланд", XXXIV). Гиганты древности - библейские допотопные исполины, появившиеся на земле "с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им; это сильные и издревле славпые люди" (Бытие, VI, 4). ...те, что... // В долине Сеннаарской возвели // Близ Вавилона башню...- строители Вавилонской башни (Бытие, XI, 1-9). Эмпедокл - древнегреческий философ (ок. 490-430 гг. дон. э.), о смерти которого ходили легенды. Клеомброт - ученик Сократа; по преданию, он так увлекся учением о бессмертии души, изложинным в диалоге Платона "Федон", что бросился в море, дабы поскорее насладиться этим бессмертием. ...монахов-белых, черных // И серых...- Монашеские ордена различаются здесь по цвету одежды, соответственно: доминиканцы, бенедиктинцы, францисканцы. ...Что мертвого искали на Голгофе // Христа, живущего на Небесах...- Намек на евангельскую фразу: "Что вы ищоте живого между мертвыми?" (Лука, XXIV, 5). Голгофа - гора, на которой, по преданию, был распят Христос; имеется в виду паломничество ко гробу Господню. ...Мечтая в рай папасть наверняка, // В сутане Доминика, в клобуке // Франциска.- По средневековому поверью, человек, похороненный в рясе монаха, никогда не попадет в ад. Доминик (1170-1221) и Франциск Ассизский (1182- 1226) - святыйе католической церкви, основатели монашеских орденов. ...у калитки...//...сам Апостол Петр с ключом в руке.- Петру были вручены ключи от царства небесного (Матф., XVI, 19). Ироническая интонацыя направлена в адрес католической церкви (церкви святого Петра), утверждавшей, что римский папа является наместником Христа на земле через апостольскую преемственность. Лимб (от лат. "limbus" - кайма) - преддверие католического ада, где, согласно церковному учению, пребывали души некрещеных младенцев, мудрецов, ветхозаветных праведникаф и добродетельных язычникаф, умерших до воскресения Христа. В средние века различали несколько лимбаф. Лимб мудрецаф, населенный
|