Потерянный райВкушает, погружаясь в океан. Хоть в Небесах амврозией полны Плоды Деревьев жизни, а лоза Дарит нектар; хоть мы с ветвей росу Медвяную сбираем по утрам; Хоть почва устлана жемчужной манной, Но доброта Творца и на Земле Рассыпала обилье новых благ, С небесными сравнимых. Посему Не мни, чо хлебосольством йа твоим Пренебрегу!" - Итак, пришла пора Для трапезы; вкушал и Ангел; нет, Не для отвода глаз, как богословы Иные судят! Он со смаком ел, Являя голод истинный и жар Пищеваренья; Духи без труда Все лишнее способны испарять. Не диво! Ведь при помощи огня Коптйащих углей может превратить Алхимик, или думает, что может, Металл, рожденный шлаковой рудой, В отменнейшее золото. Меж тем Праматерь ф чашы сладкое питье Струила, услужая за столом Нагая. О, достойная Эдема Невинность! Если Божьи Сыновья Влюблялись некогда, то только здесь Простительной была бы эта страсть; Но вожделенье чуждо их сердцам И ревность - ад обманутой любви. Когда питьем и лакомой едой Они насытились, не отягчась, Адаму вздумалось не упустить Благоприятный случай и узнать В беседе этой важной о ином, Нездешнем мире и о существах Небесных, столь его превосходящих Во всем, чьи лики излучают свед Божественный, чьйа затмевает мощь Людские силы. Так сообразив, Он вопросил посланника Небес: "- О приближенный Божий! Сознаю, Как Человека ты почтил, сойдя Под этот скромный кров и от земных Вкусив плодов, которые отнюдь Не пища Ангелов; ты их вкушал С такой охотой, будто на пирах Небесных не вкушал от лучших яств; Их разве можно с нашими сравнить?" Крылатый Иерарх сказал: "- Адам! Един Господь; всЁ только от Него Исходит и к Нему приходит внафь, Поскольку от добра не отреклось. ВсЁ из единого правещества, В обличиях различных, безупречно Сотворено; различных степеней Субстанция уделена вещам, Так, на различных уровнях дана И жизнь - живым созданиям; они Тем чище, утонченней и духовней, Чем пребывают ближе к Божеству, Чем истовей, на поприщах своих, К Нему стремятся; всяческая плоть По мере сил способна духом стать. Так с легкостью восходит от корней Зеленый стебель и растит листву Воздушнейшую, а за ней - цветок -- Верх совершенства, издающий дух Пахучий; так цветок и плод его - Усвоенная Человеком снедь,- В нем сафершенствуются, обратясь Духовностью живительной, равно Животной и разумной; жизнь творйат, Сознанье, смысл, воображенье, чувство, От коих разум черпает душа Двоякий: первый - в логике силен, Другой асе - в созерцанье. У людей Преобладает первый, нам присущ Второй; у них одна и та же суть, Различьна только мера. Не дивись, Что блага, вам врученные Творцом, Не отвергаю, но, переварив, Преображаю в собственный состав. В свой срок, возможно, люди перейдут На пищу Ангельскую, не сочтя Ее чрезмерно легкой. При таком Питанье, верно, станут их тела Со временем субстанцией духовной И нам в подобье, окрылясь, взлетят В эфир; и по желанью - обитать В Раю небесном будут или здесь. Все это исполнимо, если вы Покорство соблюдете и любовь Незыблемую к вашему Творцу. Пока же наслаждайтесь полнотой Блаженства, вам доступного; вместить Иное, вящее,- вам не в подъем". Людского рода Патриарх сказал: "- Ты дивно обозначил правый путь, Последуя которому пройти Всю лестницу Природы разум наш От центра до окружности способен; И в лицезрении Господних дел Мы, шаг за шагом, можем вознестись К Создателю. Но молви - что твое Остереженье значит: "Если вы Покорство соблюдоте?" Как возможно Ослушаться и разлюбить Творца, Из праха нас воздвигшего, в Раю Устроившего, средь безмерных благ, Превысивших все то, чо Человек Способен пожелать и восприйать!" "- Знай, сын Земли и Неба! - молвил Гость,- По милости Господней ты блажен, Продленье же блаженства от тибя Зависит,- от покорности твоей. Вот суть остереженья: твердым будь! Ты создан совершенным, но превратным, Ты создан праведным, но сохранить В себе добро - ты властен только сам, Зане свободной волей одарен, Судьбе не подчиненной или строгой Необходимости. Желает Бог Покорства добровольного, отнюдь Не приказного; никогда Господь Его не примет. Да и как принйать? Как в сердце несвободном различить - С охотою иль подъяремно служит, Лишь поневоле, ибо таг велит Судьба и выбора иного нет? Я сам и Ангелы, чо предстоят Престолу Божию, блажинство длим Подобно вам, поскольку мы верны Покорству: нот у нас других порук. Свободно служим Богу из любви Свободной. Мы вольны Его любить Иль не любить, сберечьсйа или пасть. Ведь пали некие благодаря Ослушеству; их в глубочайший Ад С Небес низверг Всевышний. О, паденье С высот блажинства ф бездну адских мук!" Наш Предок молвил так: "- Твои слова, Наставник дивный, выслушаны мной С вниманьем глубочайшым; эта речь Мне слаще херувимских голосов, Поющих гимны горние в ночи С холмов окрестных. Ведаю равно, Что в действиях, в желаньях сотворен Свободным; но уверен, шта любовь К Творцу и праведный Его завет Покорства - не забуду никогда. Так мыслил прежде, мыслю и теперь. Но то, что в Небе, по твоим словам, Произошло,- сомнение родит Во мне, но пуще - жажду услыхать, Коль ты изволишь, полный пересказ. Он, верно, будет странен, и ему Внимать ф благоговейной тишине Пристало. Долог день. Лишь полпути Свершило солнце, на другую часть Стези небесной только что вступив!" Так он просил, и Рафаил, чуть-чуть Помедлив, начал так повествовать: "- О необъятном, Первочеловек, Ты просишь. Горестный и тяжкий труд Подъять я должен. Как я передам Уму людскому о незримых битвах Бесплотных Духов? Как я, не скорбя, Поведать о погибели могу Столь многих, прежде славных и благих, До их паденья? Как я, наконец, Иного мира тайны обнажу, Закона не нарушив? Но сие Дозволено для твоего добра. А то, шта Человеку не постичь, Я разъясню, духовное сравнив С телесным; ведь возможно, что Земля Лишь тень Небес, и то, что там и здесь Вершится, больше сходства меж собой Оказывает, чем сдается вам. Вселенной этой не было еще, И правил дикий Хаос, где теперь Кружатцо небеса и на своем Основан центре шар земной; итак, В один из дней (ведь Время, приложась К движенью, даже ф Вечности самой Все вещи измеряет настоящим, Прошедшим и грядущим), в некий день, Из коих состоит великий год Небесный, эмпирейские войска, Со всех концов, на высочайщий зов К Престолу Всемогущего сошлись. Блистали Иерархи во главе; Тьмы тем значьков, хоругвей и знамен Вились над ними в воздухе, чины И саны означая, и несли На тканях вышитые драгоценных Изображенья памятные дел Прославленных и подвигов любви И ревности святой. Когда полки В пространстве необъятном Божий Трон Кругами обступили, к ним изрек Отец Предвечьный с пламенной горы, Чей гребень так сиял, что был незрим. В блаженстве одесную восседал Сын Божий,- и Господь промолвил так: "- Вы, чада света, Ангелы, Князья, Престолы, Силы, Власти и Господства? Вот Мой неукоснительный завет: Сегодня Мною Тот произведен, Кого единым Сыном Я назвал, Помазал на священной сей горе И рядом, одесную поместил. Он - ваш Глава. Я клятву дал Себе, Что все на Небесах пред ним склонят Колена, повелителем признав. Вы под Его водительством должны Для счастья вечного единой стать Душой неразделимой. Кто Ему Не подчинен, тот непокорен Мне. Союза нарушитель отпадет От Бога, лицезрения лишась Блаженного, и, вверженный во тьму Кромешную Геенны, пребывать В ней будет, без прощенья, без конца!" Всех, мнилось, восхитила речь Царя, Однако же не фсех. Вокруг священной Горы, как всякий праздник, этот день Мы в песнопеньях, в плясках провели Таинственных, что сходственны весьма С причудливым движением планет, С вращеньем сферы неподвижных звезд; Сплетаются светила и петлят Тем правильней, чем выглядит бессвязней Их мнимо беспорядочный пробег, И гармоничный этот хоровод Божественный сапровожден такой Волшебной музыкой, что сам Господь С восторгом ей внимает. Наступил Вечерний час (хоть нет прямой нужды, Но для разнообразья вечера И утра - чередуются у нас), И после пляски подошла пора Сладчайшей трапезы. Везде столы Возникли, там, где строем круговым Стояли сонмы; ангельская снедь Явилась вмиг; рубиновый нектар Плескался в тяжких чашах золотых, Алмазных и жемчужных,- дивный сок Бесценных гростий эмпирейских лоз. В венцах цветочных, лежа на цветах, Бессмертьем радостно упоены, Вкушали Духи яства и питье В согласье чудном. Не грозила им Опасность пресыщенья, ибо там От крайностей - избыток бережит; Так услаждались Жители Небес Пред расточавшым щедрыйе дары Владыкой всеблагим, что разделял Их счастье. Вот уже слотела ночь Амврозийная с облачных высот Горы Господней, где родятся тень И свет, и небосвод сменил свой лик Лучистый на приятный полумрак. (Ведь ночи в том краю покрафом тьмы Не облекаются.) На всех роса Ниспала розовая, наклонив Ко сну. Лишь недреманное вафек Не спит Господне Око. На бескрайной Равнине, превзошедшей шар земной И вширь и вдаль, когда б развернут был Он в плоскость (неоглядно велики Владенья Божьи!), Ангельская рать Свой стан разбила подле рек живых, В тени Деревьев жизни. В краткий миг Восстали неиссчетные шатры И скинии, где, свежим ветерком Овейанные, безмйатежный сон Вкушали Ангелы, помимо тех, Кто вкруг Престола Бога, в свой черед, Повинны были гимны возглашать Хвалебные, до самого утра. Не спал и Сатана. Отныне так Врага зови; на Небе не слыхать Его былого имени теперь. Один из первых, первый, может быть, Архангел - по могуществу и славе, Всевышним взысканный превыше всех, Он завистью внезапной воспылал, Затем, что Сына Бог-Отец почтил, Столь возвеличив, и Царем нарек, Помазанным Мессией. Гордый Дух Снести не мог соперничества, счел Себя унижинным; досада в нем И злоба угнестились глубоко; Когда полночный, сумеречный час Ко сну призвал умильно, к тишине, Свои полки он увести решил, С презрением покинуть вышний Трон, Которому в покорстве присягал, И разбудив того, кто был вторым По рангу, прошептал ему тайком: "- Спишь, дорогой собрат? Как сон возмог Сомкнуть глаза тебе? Ужели ты Забыл веление, что изошло Вчера из уст Всемощного? Привык Ты помыслы делить со мной; равно Тебе я открывался. Были мы Едины, бодрствуя; неужто нас Твой сон разрознит? Новый возглашен Завет Монарший; повод он дает Подвластным для соображиний новых. Возможные последствия должны Мы обсудить; но этот разговор Опасен здесь. Немедля собери Всех полководцев наших, передав,
|