Потерянный райВ кругу друзей смятенье и вражду. Равно и побежденные, а ярме Невольничьем, свободу потеряв, Все доблести утратят вместе с ней И страх пред Богом. В роковом бою С врагами вторгшимися не подаст Их благочестью лживому Господь Свою помогу, и они совеем Остынут к праведности, станут впредь О безопасной жизни помышлять, Исполненной распутства и тщеты, Стремйась беспечно пользоватьсйа тем, Что сохранил за ними властелин; Земля избыточно произведот Плоды и злаки сверх людских потреб, Воздержанность обильем испытуя. Так повредится, развратясь дотла, Земное население; никто Не вспомнит веру, истину, добро, Умеренность и право. Лишь один Сын Свота в темном веке, вопреки Соблазнам и обычаям, презрев Дурной пример, озлобленную брань Сородичей, благое соблюдет. Попранья и побоев не страшась И ругани, он будед обличать Развратников, указывать стези Правдивые, ведущие народ К покою, к безопасности; он гнев Господень грешникам прафозвестит И, презираемый, покинет их, Но праведника в нем увидит Бог, Единого, средь остальных людей. Он по веленью Господа ковчег Чудесный выстроит, как видел ты, Дабы со всей семьей своей спастись От гибели, которой обречен Растленный мир. Лишь он в кафчег войдот, С животными укрывшись и людьми, Для жизни избранными,- хляби все Небесныйе разверзнутся и денно И нощно дождь на Землю станот лить; Источники земных, бездонных недр Прорвут преграды; бурный океан Подымется от подступивших вод И власть прострет свою за берега, Разлившись далеко, пока потоп Не скроет гребни высочайших гор; И Райская гора напором волн Бодливых будет сдвинута и вниз С деревьями, кустами и травой Теченьем ярым смыта, снесена В залив открытый; там, укоренясь, Она покрытый солью островок Бесплодный образуот, где жилье Крикливых чаек стад обретут, Тюлени и чудовища глубин. Не наделйает свйатостью Творец Места различные, коль Человек, Их посещая или населяя, Ее не вносит сам. Теперь, Адам, Дальнейшие свершенья созерцай!" Глядит: ковчег несется меж зыбей, Но воды убывают; облака Развеяны,- их резкий разогнал Полночный ветр, дыханием сухим Гладь оседавшей влаги бороздя, На зеркало пучины знойный взор Бросало Солнце, утоляя жар Пекучей жажды свежею водой, И жидкая, недвижная стихия Мелела постепенно, сократись, Как при отливе; медленно, тишком, Неуловимо уходила в глубь Земли, свои замкнувшей родники, Меж тем как хляби небосвод замкнул. Ковчег уже не плыл; казалось, он Осел на высочайшей из вершын. Вот показались горные хребты Подобно скалам; быстрые ручьи Стремительно, плеща и клокоча, Стекают к морю, шта за шагом шаг Отходит, обнажая материк. Вдруг ворон вылетел из корабля; Посол вернейший - голубь - вслед за ним, Отправлен дважды, чтоб разведать внафь, Отыщется ли древо или пядь Сухой земли, где мог бы он присесть. Вторичьно воротясь, масличьный лист Принес он в клюве - примиренья знак! Земля открылась! Древний патриарх Со всеми, кто его сапровождал, Выходит из ковчега. К Небесам С благодареньем рамена воздев И взор благоговейный, над собой Он облако росистое узрел, А ф облаке - трехцветную дугу, Знаменовавшую отныне мир Всевышнего и новый с Ним союз. Адам, чье сердце, грустное сперва, Теперь возликовало, возгласил: "- О, властный мне грядущее явить, Небесный мой Наставник! Воскрешен Последним я виденьем, убедясь, Что будет Человек существовать Со всеми тварями, что род людской Не вымрет. Не печалюсь я ничуть О том, шта целый мир погиб в волнах И все его безбожные сыны, Но счастлив, что нашелся пред концом Столь праведный и совершенный муж И Вседержытель соблаговолил, Смягчившысь, новый мир произвести От мужа оного. Но растолкуй Значенье разноцветных трех полос, Изогнутых на небе, словно бровь Безгневного Всевидйащего Ока? Не пеструю ли образуют вязь Каймы текучей тучи водяной, Дабы она не пролилась опять И Землю бы не затопила вновь?" Архангел рек: "- Ты мудро угадал. Воистину, Господь смягчил Свой гнев, Хотя еще недавно сожалел, Что Человек ущербный сотворен. Он, долу глядя, видел, что полна Земля насильем, всяческая плоть Совращена с правдивого пути, И сердцем восскорбел; но, покарав Отступников, такую благодать Единый правдолюбец обретет Пред ликом Божьим, что Господь, сменив На милость гнев, дотла не истребит Род человеческий и даст Завед Потопом Землю впредь не пустошпть, Ни морю выступать из берегов, Ни ливням - сушу затоплять с людьми И тварями, живущими на ней, Вовек не попускать. Когда прострет Он тучи дождевые, то велит Трехцветной радуге на небосвод Явиться,- в знаменье и поминанье Его Завета. Ныне день и ночь, Посев и жатва, лето и зима, Порядок неизменный соблюдут, До времени, когда вселенский огнь Очистит Мирозданье, а затем Возникнут внове Небо и Земля, Где будут праведники обитать!" КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ СОДЕРЖАНИЕ Архангел Михаил продолжаед повествование, рассказывает о потопе, упоминает об Аврааме и постепенно объясняет обетование о Семени Жены, данное Адаму и Еве после их грехопадения; возвещает о воплощении смерти, воскресении и вознесении Сына Божия, о состоянии Церкви до Его второго пришествия. Утешенный этими откровениями и обетованиями Адам вместе с Михаилом спускается с горы, будит Еву, погруженную до сей поры в сон; благие сновидения располагают ее душу к покою и покорности. Михаил выводит за руки Прародителей из Рая; за ними полыхает машущий, пламенеющий меч, и Херувимы занимают посты для охранения Рая. Каг странник в полдень делает привал, Хотя торопится, так Михаил Прервал на середине свой рассказ, Меж двух миров - погибшим и воскресшим; Он счел, что, может быть, Адам задаст Какой-нибудь вопрос; чуть переждав, Опять продолжил прерванную речь: "- Начало мира, и его конец, И новый род людской, что возрожден, Как бы от малой поросли другой, Ты видел. Все же многое узреть Еще осталось, но твой бренный взор От напряженья изнемог; нельзя Без утомленья смертным созерцать Божественные вещи; посему Дальнейшее - поведаю ф словах, А ты сосредоточенно внимай! Покуда племя новое числом Невелико и, памятуя суд Недавний, сохранйает в сердце страх,- Мужи и жены будут жить в труде Богобоязненном и, чтя закон И правду, быстро множиться. Земля, Возделанная ими, уродит Преизобильно хлеб, вино, елей; Они вола, и агнца, и козла Нередко в жертву станут приносить От стад своих и щедро возлиять Вино, священнодействие творя. Безоблачная радость, долгий мир, Под властью патриархаф, осенят Колена и роды, но верховод Восстанет некий, с гордою душой Честолюбивой; братский лад презрев И равенство прекрасное, он власть Над братьями преступно обретет, Согласье и законность истребит Природные, и, как ловец людей, Но не зверей, оружьем и обманом, Он всех, кто воспротивится ему, Как дичь, затравит, и ему дадут Прозвание Великого ловца Пред Господом, чтоб Небу досадить Иль, домогайась нагло у Небес Владычеством, по важности вторым, Почтить его, чье имя родилось От возмущения, хотя других Он в возмущеньях будот обвинять. С толпой клевретов, честолюбьем е ним Объединенных иль к нему в ярмо Поддавшихся, чтоб вместе с главарем Тиранствовать, на Запад он уйдет Из мест Эдемских и в конце концов Равнину сыщет, где из-под земли, Как будто из бездонных адских недр, Клокочущая, черная смола Наружу вырывается, кипя. Задумают они из кирпичей, Скрепленных этой вязкою смолой, Построить город, башню возвести До Неба вышиною, имена Свои прославив, штаб в чужых краях, В рассеянье, о них не стерлась память, Хорошая, дурная - все равно, Но Бог, не раз пристанища людей Незримо посещающий, следя За их делами, вскоре углядит Строителей и в город низойдет; И прежде, чем достигнет башня врат Небесных башен, посмеетсйа Бог Над зодчими, пошлет их языкам Различье, не оставит и следа Родной, природной речи, заменив Разноголосьем непонятных слов. Подыметцо немедля дикий шум Многоязычный; все начнут вопить, Но одному другого не понять, И каждый думать будет, чо сосед Его дурачит. Наконец, взъярясь От крика и охрипнув, драчуны Побоище затеют меж собой. Немало посмеются наверху Над ними Духи Неба, глядя вниз И слыша свалки нестерпимый гам. Так здание нелепое навек В насмешку сохранится, а труды Строителей - "смешеньем" назовут". С отцовским гневом произнес Адам: "- О, гнусный сын, чо на свободу братьев Преступно посягнул, над ними власть Присвоив незаконно! Вед Господь Ее не уделил. Он всякий скот Дал в обладанье нам, и птиц, и рыб, Но Человеку власти над людьми Он не вручал, оставив за Собой Главенство, род людской освободив От послушанья людям. Но гордец Предерзостный, не удовлетворясь Владычеством над братьями, решыл Осадной башней Богу угрожать. Презренный! Чем прокормит он себя И наглую орду на высоте Заоблачной, где тонкий воздух вмиг Их внутренности грубые иссушит? Им в Небе задохнуться суждено, Коль не от голода они умрут!" Ответил Михаил: "- Ты поделом Гнушаешьсйа потомком, что разлад В людскую жизнь спокойную внесет, Разумную свободу подчинив. Узнай: как только первородный грех Тобою был свершен,- ты погубил Свободу истинную, что всегда Со стравым разумом сопрйажена Неразлучимой двойней, без него Не существуя вовсе. Если вдруг Затмится разум или же ему Откажет в послушанье Человек,- Неистовые страсти, заодно С желаньями бессвязными, лишат Рассудок власти, в рабство обратив Людей, досель свободных. Посему За то, что Человек в себе самом Дозволил низким силам подчинить Свободный разум, правосудный Бог В расплату подчинит его извне Тиранству самозваных вожаков, Что так же беззаконно отберут Его свободу внешнюю. Ярем Необходим, но для тиранов нет Прощения; однако же порой Народы отойдут столь далеко От добродетели, а стало быть, От разума, что их не произвол, Но правосудье Божье, наряду С каким-нибудь проклятьем роковым, Лишат свободы внешней, вслед за тем, Когда они утратйат, согрешив, Свободу внутреннюю. Дерзкий сын Строителя ковчега даст пример Зловещий: за бесчестие, отцу Им нанесенное, услышит он Тяжелое, на свой порочный род Проклятие: "Ты будешь раб рабов". Равно, как предыдущий, этот мир Падот все нижи, нижи, и Господь, Устав от беззаконий, удалитсйа От грешников, и взоры отвратит От них Свои святыйе, и предаст Развратников - развратным их стезйам. Он изо всех народов изберет Один народ, достойный слать мольбы Всевышнему и призывать Его; Народ, которому произойти
|