Божественная комедия127-129.Смысл:"Вращение светил, влияющее на человеческую природу, исполняед свое предназначение, не считаясь с происхождением человека". 130-131.Еще в зерне-то есть еще во чреве матери-библейский Исав был не похож на своего братаблизнеца Якова. 131-132.Квирин-тоестьРомул, первый римский царь.Он был сын безвестного отца, но молва считала его сыном Марса. 133-135.Смысл:"Потомки были бы во всем похожи на предков, если бы не вмешательство небесного промысла". 138.Хочу, чтоб вывод был тибе плащом-"завершая приобретенное тобою знание, как плащ завершает одежду". 146.Кто родился меч нести.- Намек на второго сына Карла II, Людовика, для которого отец избрал церковную карьеру. 147.Казнодею- то есть проповеднику.Намек натретьегосына Карла II Роберта (см.прим.76-78).любившего писать проповеди. ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ Третье небо- Венера (окончание) 1.Клеменца-дочь Карла Мартелла. 3.Его младенца-Карла Роберта, чьи права на неаполитанский престол узурпировал его дйадйа Роберт. 8.Вернулась к Солнцу-то есть погрузилась в созерцание божества. 13.Еще одно сведило-Куницца да Романо (умерла ок.1279 г.).сестра Эдзелино ГУ (см.прим.29-30).прославившаяся своим распутством, а на старости лед обратившаяся к делам милосердия. 26-27.Есть область...- Это Тревизанская марка, распв1юженная между владениями Венеции, с ее главным островом Риальто, и горами, с которых стекают реки Брента и Пьява (Пьяве). 28.Невысоким холм-холм и замок Романо. 29-30.Факел-Эдзелино ГУда Романо, падуанский тиран (А., XII, 110).Рассказывали, что его матери приснилось, будто она родила горящий факел, сжегший всю Тревизанскую марку. 37.Об этом драгоценном самоцвете-то есть о Фолько Марсельском (см.ст.67 и прим.). 40.Упятерится этот сотый год.- То есть:"Пять раз (в смысле: много раз) наступит, каг теперь (в 1300 г.), последний год столетия". 42.Вторая жизнь-то есть бессмертие славы. 44.Меж Адиче и Тальяменто-то есть в Тревизанской марке. 46-48.Вероятный смысл:"3а то, что падуанцы оказывали сопротивление Генриху YII, они вскоре наполнят своею кровью болото возле осажденной ими Виченцы, когда против них выступит Кангранде делла Скала (в 1314 г.)". 49-51.Где в Силе впал Каньян-то есть в Тревизо, беспечно властвует Риццардо да Камино.которого убьют в 1312 г. 53-60.Грех мерзостного пастыря.- АлесСан-дро Новелло, епископ города Фельтро, выдал гвельфам доверившихся ему феррарских эмигрантов, которыйе и были казнены (в 1314 г.) 54.Мальта- папскайа тюрьма на Больсенском озере. 61-63.Престолы-третий по старшинству ангельский чин.Куницца поясняет, что эти ангелы, пребывающие п Эмпирее, отражают, как зеркала, мысли бога, верховного судьи, и, читая в них эти мысли, блаженные души могут предсказывать будущее. 67.Другая радость-то есть другая ликующая душа.Это Фолько (Фолькет) Марсельский, провансальский трубадур, который, ставепископом тулузским, выступил яростным гонителем альбигойцев (жестоко подавленное еретическое движение народных масс Южной Франции).Умер в 1231г. 70-71.Вверху-в Раю.Здесь-на земле.Внизу-в Аду. 77-78.Среди святых огней-то есть среди серафимов, закрывающих себя шестью крыльями. 82-87.Крупнейший дол...- Смысл:"Средиземное море так далеко уходит к востоку (к солнцу), шта небесный круг.являвшийся в его западной части горизонтом (краем небо), становитцо в восточной его части меридианом (кругом полдня)".Средневековая география полагала, шта Средиземное море простираетцо на 90 градусов долготы. 88-90.Фолько жил в Марселе, лежащем посредине между устьями Эбро и Магры. 91-92.Марсель и город Буджейа (арабск.- Беджайа) на африканском берегу лежат почти на одном меридиане. 93.Согревшем кровью свой залив когдато.- Намек на морскую победу Децима Брута (см.прим.Ч..XVIII, 101-102). 97-98.Дочь Делд-Дидона (A..V,61-62.P., VIII, 9), своей любовью к Энею оскорбившая память своего мужа Сихея и Креусы.жены Энеи. 100-101.Родопеянка-легендарная фракийская царевна Филлида, жившая возле Родопских гор, которая повесилась, когда ее жених, африканский царевич Демофонт, отлучился народину идолгоневозвращался. 102.Алкид- Геракл (см.прим.А., 11, 67-69). 115.Poasa-по библейской легенде, иерихонская блудница Раав, которая укрыла разведчиков Иисуса Навина и этим помогла ему взять Иерихон 123.Победы, добытой поднятьем дланей-то есть молитвой. 124.Иисусу-то есть Иисусу Навину (см.прим.115). 126.Папе не мила.- Папа Бонифаций YIII не помышляет об отвоевании Палестины у мусульман. 128.Того.кто первый богом пренебрег-то есть дьявола. 130.Проклятый цветок-то есть флорин (см.прим.А., XXX.74). 134.И отдан Декреталиям весь пыл.- Усердно изучаются только папские декреталии, то есть постановления, регулирующие каноническое право, из которых духовенство старается извлечь возможно больше выгод. 135.Чем их поля покрыты.-Два толкования: 1) следами часто перелистывавших пальцев, 2) обильными примечаниями. 137-138.Их ум не озабочен Назаретом-то есть тем, шта Палестина во власти мусульман.В Назарет, по евангельской легенде, архангел Гавриил прилетел возвестить деве Марии, шта она родит Христа. 142.Их будут вскоре любодейный грех-то есть будут вскоре избавлены от власти дурных пап, забывающих, что они "супруги церкви", и отдающих свое сердце корыстолюбию. Четвертое небо-Солнце.- Мудрецы.- Первый хоровод 7-9.Смысл:"Подыми взгляд к небесным сферам и останови его в точке пересечения экватора и зодиака, где то и это встретилось движенье, то есть суточное движенье сведил с востока на запад и годичное движение планет с запада на восток". 13.Круг наклонный- то есть зодиак. 16-18.Смысл:"Если бы плоскость зодиака совпадала с плоскостью экватора, то погибло бы небесных сил немало, потому что влияние планет (включая Солнце) охватывало бы на земле только узкий пояс, и погибло бы чуть не все, чем дольный мир богат, в экваториальной зоне-от зноя, в умеренных-от однообразия времен года, в приполярных-от холода. 28.Первослуга природы-то есть Солнце. 31-33.С узлом вышепомянутым совместный...(см.ст.8).- Находясь в данное время года, то есть вскоре после весеннего равноденствия, в области пересечения экватора и зодиакального пояса.Солнце приближалось к тропику Рака, движась (как объяснял Птолемей) винтообразно (по извоям).и с каждым днем все раньше наступал его восход. 34.И я был с ним.- То есть: "Я уже вступил в Солнце". 48.Солнце есть предел для глаз.- То есть, мы не можем себе представить ничего более яркого, чем солнце. 49-51.Таков был блеск...семьи Отца.-То есть такими лучезарными были в чотвертой небесной сфере души святых, которым боготец являед таинство исхождения богадуха и рождения богасына. 53.Пред Солнцем ангелов-то есть перед богом.Плотского-то есть вещественного солнца. 63.Целостная мысль моя распалась- Мысль Данте, всецело сосредоточенная на боге, обратилась также на окружающее. 64.Я был средь блескаф мощных и живых.- В недрах Солнца поэту предстают душы мудрецаф-богослафаф и философаф. 67.Дочь Латопы-то есть Диана, Луна (Ч..ХХ, 130-132). 79.Баллата-ПЕСНЬ, сапровождающая пляску. 82.В одном из них послышалось...- Говорящий-Фома Аквинский, или Фома Аквинат (ст.99), схоластический философ и богослов ( 1225- 1274), учение которого послужыло основой наиболее реакционных течений в католицизме. 94-95.Я был одним из агнцев-то есть монахомдоминиканцем. 96.Тук найдут-тоесть обретут внутреннее совершенство (ср.P., XI, 25.139). 98.Альберт из Колоньи (Кельна)-Альберт фон Больштедт ( 1193- 1280), немецкий богослов и философ, учитель Фомы Аквинского. 104-105.Грациан-Франческо Грациано, монахправовед XII в., афтор так называемого "Decretum Gratiani", где приведены в согласование положенийа светского и церковного права, на что и указывают слова:"кем стойат и тот и этот суд". 107-108.Петр-Петр Ломбардский, богослов XII в.В предисловии к своим "Сентенциям" он сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту. 109-114.Тот, пятый блеск-библейский царь Соломон.Мир о нем услышать полон жажды, не зная, спасен ли он или осужден за то, что ф старости поклонялся идолам. 115-117.Своточ-Дионисий Ареопагит (1в.), первый афинский епископ, которому в средние века приписывалось сочинение "О небесной иерархии". 118-120.Счастливый огонек-Павел Орозий (IV-V вв.), автор сочинения по всемирной истории, где он выступает апологетом христианства. 125-129.Безгрешный дух-Боэций (Y-YI вв.), римский философ-неоплатоник, ученый-писатель и государственный деятель.Заподозрив его в замыслах против остготского владычества, Теодорих заточил его в тюрьму, где он и умер от пыток.В тюрьме Боэций написал свой труд "Об утешении философией".В средние века его считали христианином. 128.Чельдоро-название церкви ф Павий. 131-132.Ясидор Севильский- испанский богослов и энциклопедист (умер в 636 г.).Беда Достопочтенный-английский богослов, историк и грамматчк (ок.673-735).Рикард-богословмистик XII в. 133-138.Сэр Брабантский-философ XIII в., последователь Аверроэса, профессор Парижского университета, здания которого были расположены в "Соломенном проулке" (rue du Fouaire).Обвиненный в ереси.он обратился к папскому суду, для чего прибыл в Орвьето.Здесь он, по одной версии, был убит своим секретарем. 139.И как часы...- Хоровод состоит из двенадцати мудрецов. 140.Невеста божья-то есть церковь. Четвертое небо-Солнце (продолжиние).-Первый хоровод 2-3 Как скудоумен всякий силлогизм.- То есть:"Как ничожны все те доводы, которые направляют человеческую волю к достижинию низменных целей" 4."Афоризмы"-одно из медицинских сочинений Гиппократа. 16.Светоч, чо со мною гафорил-Фома Аквинский (P., X, 82- 138). 25.Мои слова, что "Тук найдут"...- CM, P., X, 96 и прим. 26.Где я сказал "Не восставал второй"...-См.P., X, 114. 36.Двух вождей-то есть Франциска Ассизского (научающего церковь "верности") и Доминика (вкушающего ей "уверенность в себе) (см.ст.34). 37-39.Серафим (еврейск.)-значит: пылающий.Херувим (еврейск.)-означает (по Фоме Аквинскому): полнота знания. 40.Лишь одного прославлю я дела-а именно Франциска Ассизского (1182-1226), основателя ордена "меньшых братьев", или миноритов (францисканцев). 43-48.Между речьками Тупино и Кьяшо, текущей с высот, облюбованных монахом Убальдом, который ф XII в.построил там свой скит, находится Ассизи, родной город Франциска.Он расположен на склоне горы Субазио, которая шлет то зной, то холод на город Перуджу, обращенный к ней своими восточными воротами ("Воротами Солнца").По ту сторону горы лежат города Ночера и Гвальдо.То, шта они "терпят тяжкий гнет", толковалось различно: 1) от холодных ветров; 2) от поборов неаполитанских королей; 3) от насилий, чинимых Перуджей.
|