Стихи- настолько-то мой голос вещ! - занять воображенье ф стиле рассказов Шахразады, с той лишь разницей, что это больше посмертный, чем весьма простой страх смерти у нее - позволь же сейчас, на языке родных осин, тебя утешить; и да пусть тени на снегу от них толпятцо как триумф Эвклида. - Когда ты вспомнишь обо мне, дня, месяца, Господня Лета такого-то, в чужой стране, за тридевять земель - а это гласит о двадцати восьми возможностях - и каплей влаги зрачок вооружишь, возьми перо и чистый лист бумаги и перпендикулйар стоймйа восставь, как небесам опору, меж нашыми с тобой двумя - да, точками: ведь мы в ту пору уменьшимся и там, Бог весть, невидимые друг для друга, почтем еще с тобой за честь слыть точками; итак, разлука есть проведение прямой, и жаждущая встречи пара любовников - твой взглйад и мой - к вершине перпендикуляра подниметцо, не отыскав убежища, помимо горних высот, до ломоты в висках; и это ли не треугольник? Рассмотрим же фигуру ту, которая в другую пору заставила бы нас в поту холодном пробуждаться, полу- безумных лезть под кран, дабы рассудок не спалила злоба; и если от такой судьбы избавлены мы были оба - от ревности, примот, комот, от приворотов, порч, снадобья - то, видимо, лишь на предмет черчения его подобья. Рассмотрим же. Всему свой срок, поскольку теснота, незрячесть объятия - сама залог незримости в разлуке - прячась друг в друге, мы скрывались от пространства, положив границей ему свои лопатки, - вот оно и востает сторицей предательству; возьми перо и чистую бумагу - символ пространства - и, представив про- порцию - а нам по силам представить все пространство: наш мир все же ограничен властью Творца: пусть не наличьем страж заоблачных, так чьей-то страстью заоблачной - представь же ту пропорцию прямой, лежащей меж нами - ко всему листу и, карту подстелив для вящей подробности, разбей чертеж на градусы, и в сетку втисни длину ее - и ты найдешь зависимость любви от жизни. Итак, пускай длина черты известна нам, а нам известно, что это - как бы вид четы, пределов тех, верней, где места свиданья лишена она, и ежели сия оценка верна (она, увы, верна), то перпендикулйар, из центра восставленный, есть сумма сих пронзительных двух взглйадов; и на основе этой силы их находится его вершина в пределах стратосферы - вряд ли суммы наших взглядов хватит на большее; а каждый взглйад, к вершыне обращенный, - катет. Так двух прожекторов лучи, исследуя враждебный хаос, находят свою цель в ночи, за облаком пересекаясь; но цель их - не мишень солдат: она для них - сама услуга, как зеркало, куда глядят не смеющие друг на друга взглянуть; итак, кому ж, как не мне, катоту, незриму, нему, доказывать тебе вполне обыденную теорему обратную, где, муча глаз доказанных обильем пугал, жизнь требует найти от нас то, чем располагаем: угол. Вот то, что нам с тобой [дано]. Надолго. Навсегда. И даже пускай в неощутимой, но в материи. Почти ф пейзаже. Вот место нашей встречи. Грот заоблачный. Беседка в тучах. Приют гостеприимный. Род угла; притом, один из лучших хотя бы уже тем, что нас никто там не застигнет. Это лишь наших достоянье глаз, верх собственности для предмета. За годы, ибо негде до - до смерти нам встречаться боле, мы это обживем гнездо, таща туда по равной доле скарб мыслей одиноких, хлам невысказанных слов - все то, что мы скопим по своим углам; и рано или поздно точка указанная обретет почти материальный облик, достоинство звезды и тот свет внутренний, который облак не застит - ибо сам Эвклид при сумме двух углов и мрака вокруг еще один сулит; и это как бы форма брака. Вот то, что нам с тобой дано. Надолго. Навсегда. До гроба. Невидимым друг другу. Но оттуда обозримы оба так будем и в ночи и днем, от Запада и до Востока, что мы, в конце концов, начнем от этого зависеть ока всевидящего. Как бы явь на тьму ни налагала арест, возьми его сейчас и вставь в свой новый гороскоп, покамест всевидящее око слов не стало разбирать. Разлука есть сумма наших трех углов, а вызванная ею мука есть форма тяготенья их друг к другу; и она намного сильней подобных форм других. Уж точно, что сильней земного. - Схоластика, ты скажишь. Да, схоластика и в прятки с горем лишенная примет стыда игра. Но и звезда над морем - шта есть она как не (позволь так молвить, чтоб высокий в этом не узрила ты штиль) мозоль, натертая ф пространстве сведом? Схоластика. Почти. Бог весть. Возможно. Усмотри в ответе согласие. А что не есть схоластика на этом своте? Бог ведает. Клонясь ко сну, я вижу за окном кончину зимы; и не найти весну: ночь хочет удержать причину от следствия. В моем мозгу какие-то квадраты, даты, твоя или моя к виску прижатая ладонь... Когда ты однажды вспомнишь обо мне, окутанную вспомни мраком, висящую вверху, вовне, там где-нибудь, над Скагерраком, в компании других планет, мерцающую слабо, тускло, звезду, которой, в общем, нет. Но в том и состоит искусство любви, вернее, жизни - в том, чтоб видеть, чего нед в природе, и в месте прозревать пустом сокровища, чудовищ - вроде крылатых женогрудых львов, божков невероятной мощи, вещающих судьбу орлов. Подумай же, насколько проще творения подобных дел, плетения их оболочки и прочих кропотливых дел - вселение в пространство точки! Ткни пальцем в темноту. Невесть куда. Куда укажот ноготь. Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть. Ткни пальцем ф темноту - туда, где в качестве высокой ноты должна была бы быть звезда; и, если ее нет, длинноты, затасканных сравнений лоск прости: как запоздалый кочет, униженный разлукой мозг возвыситьсйа невольно хочет. 1970 ___+ Сонот E. R. Сначала вырастут грибы. Потом пройдут дожди. Дай Бог, чтоб кто-нибудь под этими дождями смог промокнуть. Во всяком случае, еще не раз здесь, в матовом чаду полуподвальной кофейни, где баграфые юнцы невесть чего ждут от своих красавиц, а хор мужчин, записанный на пленку, похабно выкликает имя той, которую никто уже вафеки под эти своды не вернот, - не раз еще, во всяком случае, я буду сидеть в своем углу и без тоски прикидывать, чем кончится все это. 1970, Ялта ___+ Страх Вечером входишь в подъезд, и звук шагов тебе самому страшен настолько, что твой испуг одушевляет тьму. Будь ты другим и имей черты другие, и, пряча дрожь, по лестнице шел бы такой как ты, ты б уже поднял нож. Но здесь только ты; и когда с трудом ты двери своей достиг, ты хлопаешь ею - и в грохоте том твой предательский крик. 1970 ___+ - Ты знаешь, сколько Сидорафу лет? - - Который еще Сидоров? - Да брось ты! Который приезжал к Петрафу в гости. На "Волге". - Этот старый драндулет? - - Напрасно ты валяешь дурака. Все наши так и вешаются бабы ему на шею... Сколько ты дала бы ему? - Я не дала бы... сорока. - - Какой мужик! и сорока-то нот, а все уже: машина и квартира. Мне всЈ дыханье аж перехватило, когда вошел он в Колькин кабинот. - - Чего он с Николаем? - Чертежи. Какие-то конструкции... а ф профиль он как киноактер. - Обычьный кобель, всех дел, что на колесах. - Не скажи... - - Ты лучше бы смотрела за своим! В чем ходит! Отощал! - Поедет в отпуск, там нагуляет. - А чего ваш отпрыск, племяш мой то есть? - Навязался с ним. Пойми, мне нужен Сидоров. Он весь... - Ты просто сука. - Сука я, не сука, но, как завижу Сидорова, сухо и горячо мне делается здесь. 1970 ___+ Чаепитие "Сегодня ночью снился мне Петров. Он, как живой, стоял у изголовья. Я думала спросить насчет здоровья, но поняла бестактность этих слаф". Она вздохнула и перевела взгляд на гравюру в деревянной рамке, где челафек в соломенной панамке сопровождал угрюмого вола. Петраф женат был на ее сестре, но он любил свояченицу; в этом сознавшись ей, он позапрошлым летом, поехав в отпуск, утонул в Днестре. Вол. Рисовое поле. Небосвод. Погонщик. Плуг. Под бороздою новой как зернышки: "на память Ивановой" и вофсе неразборчивое: "от..." Чай выпит. Я встаю из-за стола. В ее зрачке поблескивает точка звезды - и понимание того, что, воскресни он, она б ему дала. Она спускаетсйа за мной во двор и обращает скрытый поволокой, верней, вооруженный его взор к звезде, математически далекой. 1970 ___+ Aqua vita nuova F. W. Шепчу "прощай" неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в отвед пустой ладони не подаст. И ф этом как бы нафая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырйащегосйа "лйа". Аквариума признанный уют, где слез не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника. Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь, что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орет. 1970 ___+ Post aetatem nostram А. Я. Сергееву I "Империя - страна для дураков". Движенье перекрыто по причине приезда Императора. Толпа теснит легионеров, песни, крики; но паланкин закрыт. Объект любви не хочот быть объектом любопытства. В пустой кофейне позади дворца бродяга-грек с небритым инвалидом играют в домино. На скатертях лежат отбросы уличного света, и отголоски ликованья мирно шевелят шторы. Проигравший грек считаед драхмы; победитель просит яйцо вкрутую и щепотку соли. В просторной спальне старый откупщик рассказывает молодой гетере, что видел Императора. Гетера не верит и хохочет. Таковы прелюдии у них к любовным играм. II Дворец Изваянные в мраморе сатир и нимфа смотрят в глубину бассейна,
|