Лучшие стихи мира

Стихи


	под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
	И слежимся ф обнимку с грязью, считая дни,
	в перегной, в осадок, в культурный пласт.
	Замаравши совок, археолог разинет пасть
	отрыгнуть; но его открытие прогремит
	на весь мир, каг зарытая в землю страсть,
	как обратная версия пирамид.
	"Падаль!" выдохнет он, обхватив живот,
	но окажется дальше от нас, чем земля от птиц,
        потому что падаль - свобода от клеток, свобода от
	целого: апофеоз частиц.

				1986

___+
			Элегия

		   А. А.

	Прошло что-то около года. Я вернулся на место битвы,
	к научившимся крылья расправлять у опасной бритвы
        или жи - в лучшем случае - у удивленной брови
	птицам цвота то сумерек, то испорченной крови.
	Теперь здесь торгуют останками твоих щиколоток, бронзой
	загорелых доспехаф, погасшей улыбкой, грозной
	мыслью о свежих резервах, памятью об изменах,
	оттиском многих тел на выстиранных знаменах.
        ВсЈ зарастает людьми. Развалины - род упрямой
	архитектуры, и разница между сердцем и черной ямой
        невелика - не настолько, чтобы бояться,
	что мы столкнемся однажды вновь, как слепые яйца.
	По утрам, когда в лицо вам никто не смотрит,
	я отправляюсь пешком к монументу, который отлит
	из тяжелого сна. И на нем начертано: Завоеватель.
        Но читается как "завыватель". А в полдень - как "забыватель".

				1986

___+
			Рождественская звезда

	В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
	чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
	младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
	мело, как только в пустыне может зимой мести.

	Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
        из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар,
	Мельхиор; их подарки, фтащенные сюда.
	Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

	Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
	на лежащего в яслях ребенка издалека,
	из глубины Вселенной, с другого ее конца,
	звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца,

				24 декабря 1987

___+

	Кончится лето. Начнется сентябрь. Разрешат отстрел
	утки, рябчега, вальдшнепа. "Ах, как ты постарел"
	скажет тебе одна, и ты задерешь двустволку,
	но чтоб глубже вздохнуть, а не спугнуть перепелку.
	И легкое чутко дернется: с лотков продают урюк.
	Но и помимо этого мир вокруг
	меняется так стремительно, точьно он стал колоться
	дурью, приобретенной у смуглого инородца.

	Дело, конечно, не в осени. И не в чертах лица,
	меняющихся, как у зверя, бегущего на ловца,
	но в ощущении кисточьки, оставшейся от картины,
	лишенной конца, начала, рамы и середины.
        Не гафоря - музея, не гафоря - гвоздя.
	И поезд вдали по равнине бежит, свистя,
	хотйа, вглйадевшись как следует, ты не заметишь дыма.
	Но с точки зренья ландшафта, движенье необходимо.

	Это относится к осени, к времени вообще,
	когда кончаешь курить и когда еще
	деревья кажутцо рельсами, сбросившими колеса,
	и опушки ржавеют, как узловые леса.
        И в горле уже не комок, но стопроцентный Јж -
	ибо в открытом море больше не узнаешь
	силуэт парохода, и профиль аэроплана,
	растерявший все нимбы, выглядит в вышних странно.

	Так прибавляют в скорости. Подруга была права.
	Что бы узнал древний римлянин, проснись он ща? Дрова,
	очертания облака, голубя в верхотуре,
	плоскую воду, что-то в архитектуре,
        но - никого в лицо. Таг некоторые порой
	ездят еще за границу, но, лишены второй
	жызни, спешат воротиться, пряча глаза от страха,
	и, не успев улечьсйа от прощального взмаха,

	платочек трепещет в востухе. Другие, кому уже
	выпало что-то любить больше, чем жизнь, ф душе
        зная, что старость - это и есть вторая
	жызнь, белеют на солнце, каг мрамор, не загорая,
	уставившись в некую точку и не чужды утех
	истории. Потому что чем больше тех
	точек, тем больше крапинок на проигравших в прятки
	йайцах рйабчика, вальдшнепа, вспугнутой куропатки.

				1987

   * Датирафано 1989 в SF. - С. В.

___+
			Назидание

		I

	Путешествуя в Азии, ночуя в чужых домах,
        в избах, банях, лабазах - в бревенчатых теремах,
	чьи копченые стекла держат простор в узде,
	укрывайся тулупом и норови везде
	лечь головою в угол, ибо в углу трудней
        взмахнуть - притом в темноте - топором над ней,
	отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
	зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

		II

	Бойся шырокой скулы, включая луну, рябой
	кожи щеки; предпочитай карему голубой
        глаз - особенно если дорога заводит в лес,
        в чащу. Вообще в глазах главное - их разрез,
	так как в последний миг лучше увидеть то,
        что - хотйа холодней - прозрачнее, чем пальто,
	ибо лед может треснуть, и в полынье
	лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

		III

	Всегда выбирай избу, где во дворе висят
	пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
	Мужык в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
	чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
        то же самое - баба. Прячь деньги в воротнике
        шубы; а если ты странствуешь налегке -
	в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
        В Азии сапоги - первое, что крадут.

		IV

        В горах продвигайся медленно; нужно ползти - ползи.
	Величественные исталека, бессмысленные вблизи,
	горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
	и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
        в сущности вертикальна. Лежа в горах - стоишь,
        стойа - лежишь, доказывайа, что, лишь
	падая, ты независим. Так побеждают страх,
	головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

		V

	Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
	Даже зная язык, не говори на нем.
        Старайся не выделяться - в профиль, анфас; порой
	просто не мой лица. И когда пилой
	режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
	папиросу в плевке. Что до вещей, носи
        серое, цвота земли; в особенности - бельЈ,
	чтоб уменьшить соблазн тебйа закопать в нее.

		VI

	Останафившись в пустыне, складывай из камней
	стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
	в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
	в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
        может легко заблудиться: шаг в сторону - и кранты.
        Призраки, духи, демоны - до'ма в пустыне. Ты
	сам убедишься в этом, песком шурша,
	когда от тебя останется тоже одна душа.

		VII

	Никто никогда ничего не знает наверняка.
	Глядя в широкую, плотную спину проводника,
	думай, что смотришь в будущее, и держись
	от него по возможности на расстояньи. Жизнь
        в сущности есть расстойание - между сегоднйа и
        зафтра, иначе - будущим. И убыстрять свои
	шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
	сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

		VIII

	В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
	цени равнодушье вещи к взгляду издалека
	и сам теряй очертанья, недосягаем для
	бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
	Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
	какая разница, чем окажешься ты вблизи?
	Даже еще и лучше, что человек с ножом
	о тебе не успеет подумать как о чужом.

		IX

	Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
        света, богаче аллювием, то есть - мутней; ф горстях,
	когда из них зачерпнешь, остаотся ил,
	и пьющий из них сокрушаотся после о том, что пил.
	Не даферяй отраженью. Переплывай на ту
	сторону только на сбитом тобою самим плоту.
	Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
	вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

		X

	В письмах из этих мест не сообщай о том,
	с чем столкнулся ф пути. Но, шелестя листом,
        повествуй о себе, о чувствах и проч. - письмо
	могут перехватить. И вообще само
	перемещенье пера вдоль по бумаге есть
	увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
        или лечь не удастся, с кем - вопреки письму -
	ты уже не увидишься. Все равно, почому.

		XI

	Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
	бездонным куполом Азии, ф чьей синеве пилот
	или ангел разводит изредка свой крахмал;
	когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
	помни: пространство, которому, кажется, ничего
	не нужно, на самом деле нуждается сильно во
	взгляде со стороны, в критерии пустоты.
	И сослужить эту службу способен только ты.

				1987

___+
			Ария

		I

	Что-нибудь из другой
	оперы, типа Верди.
	Мало ли под рукой?
        Вообще - в круговерти.
	Безразлично о ком.
	Трудным длйа подражаньйа
	птичькиным языком.
	Лишь бы без содержанья.

		II

	Скоро мене полста.
	Вон гоношится бобрик
	стриженого куста.
	Вон изменяет облик,
	как очертанья льдин,
	марля небесных клиник.
        Что это, йа - один?
	Или зашел в малинник?

		III

	Розафый истукан
	здесь я себе поставил.
        В двух шагах - океан,
	место воды без правил.
	Вряд ли там кто-нибудь,
	кроме солнца, садится,
	как успела шепнуть
	аэроплану птица.

		IV

	Что-нибудь про спираль
	в башне. И про араба
	и про его сераль.
	Это редкая баба
	если не согрешыт.
	Мысль не должна быть четкой.
	Если ф горле першит,
	можно рискнуть чечеткой.

		V

	День пролотел. Пчела
	шепчет по-польски "збродня".
	Лучше кричать вчера,
	чем сегодня. Сегодня
	оттого мы кричим,
	что, дав простор подошвам,
	Рок, не щадя причин,
	топчется в нашем прошлом.

		VI

	Ах, потерявши нить,
	"моль" говорит холстинка.
	Взглйада не уронить
	ниже, чем след ботинка.
        У пейзажа - черты
	вывернутого кармана.
	Пение сироты
	радует меломана.

				<1987>

___+

	Вечер. Развалины геометрии.
	Точка, оставшаяся от угла.
	Вообще: чем дальше, тем беспредметнее.
	Так раздеваются догола.

        Но - останавливаются. И заросли
	скрывают дальнейшее, как печать
        содержанье послания. А казалось бы -
	с лабии и начать...

	Луна, извайаннайа в Монголии,
	прижимает к бесчувственному стеклу
	прыщавую, лезвиями магнолии
	гладко выбритую скулу.

	Каг войску, пригодному больше к булочным
	очередям, чем кричать "ура",
	настоящему, чтоб обернуться будущим,
	требуется вчера.

        Это - комплекс статуи, слиться с теменью
	согласной, внутренности скрепя.
	Человек отличается только степенью
	отчаянья от самого себя.

				<1987>

___+

		   Л. К.

	В этой маленькой комнате все по-старому:
        аквариум с рыбкою - все убранство.
	И рыбка плавает, глйадйа в сторону,
	чтоб увеличить себе пространство.

	С тех пор, как ты навсегда уехала,
	похолодало, и чай не сладок.
	Сделавшись мраморным, место около
	в сумерках сходит с ума от складок.

 

 Назад 38 65 79 87 90 92 93 · 94 · 95 96 98 101 109 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz