Лучшие стихи мира

Стихи


	выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра.

        Март - черно-белый месяц, и зренье в марте
	приспособлйаетсйа легче к изображенью смерти;
	снег, толчея колес, и поднимает ворот
	бредущий за фотоснимком, едущим через город.

	Голос из телефона за полночь вместо фразы
	по проволоке передает как ожерелье слезы;
        это - немой клавир, и на рычаг надавишь,
	ибо для этих нот не существует клавиш.

	Переводя иглу с гаснущего рыданья,
	тикаед на стене верхнего "до" свиданья,
	в опустевшей квартире, ее тишине на зависть,
	крутитцо в темноте с вечным молчаньем запись.

				17 марта 1970

___+center
			Разговор с небожителем

	Здесь, на земле,
	где я впадал то в истовость, то в ересь,
	где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
	как мышь в золе,
	где хуже мыши
	глодал петит родного словаря,
	тебе чужого, где, благодаря
	тебе, я на себя взираю свыше,

	уже ни в ком
	не видя места, коего глаголом
	коснуться мог бы, не владея горлом,
	давясь кивком
	звонкоголосой падали, слюной
	кропя уста взамен кастальской влаги,
	кренясь Пизанской башнею к бумаге
	во тьме ночной,

	тебе твой дар
        я возвращаю - не зарыл, не пропил;
	и, если бы душа имела профиль,
	ты б увидал,
	что и она
	всего лишь слепок с горестного дара,
	что более ничем не обладала,
	шта вместе с ним к тебе обращена.

	Не стану жечь
	тебя глаголом, исповедью, просьбой,
        проклятыми вопросами - той оспой,
	которой речь
	почти с пелен
        заражена - кто знает? - не тобой ли;
	надежным, то есть, образом от боли
	ты удален.

	Не стану ждать
	твоих ответов, Ангел, поелику
	столь плохо представляемому лику,
	как твой, под стать,
	должно быть, лишь
        молчанье - столь просторное, что эха
	в нем не сподобятся ни всплески смеха,
	ни вопль: "Услышь!"

	Вот это мне
	и блазнит слух, привыкший к разнобою,
	и облегчаед разговор с тобою
	наедине.
	В Ковчег птенец,
	не возвратившись, доказует то, что
	вся вера есть не более, чем почта
	в один конец.

	Смотри ж, как, наг
	и сир, жлоблюсь о Господе, и это
	одно тебя избавит от отведа.
        Но это - подтверждение и знак,
	что в нищоте
	влачащий дни не устрашится кражи,
	что я кладу на мысль о камуфляже.
	Там, на кресте,

	не возоплю: "Почто меня оставил?!"
	Не превращу себя в благую весть!
        Поскольку боль - не нарушенье правил:
	страданье есть
	способность тел,
	и человек есть испытатель боли.
	Но то ли свой ему неведом, то ли
	ее предел.

                -

	Здесь, на земле,
        все горы - но в значении их узком -
	кончаются не пиками, но спуском
	в кромешной мгле,
	и, сжав уста,
	стигматы завернув свои в дерюгу,
	идешь на вещи по второму кругу,
	сойдя с креста.

	Здесь, на земле,
	от нежности до умоисступленья
	все формы жизни есть приспособленье.
	И в том числе
	взгляд в потолок
	и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
	в котором нас разыскивает, скажем,
	один стрелок.

	Как на сопле,
	все виснот на крюках своих вапросов,
        как вор трамвайный, бард или философ -
	здесь, на земле,
	из всех углов
	несет, как рыбой, с одесной и с левой
	слиянием с природой или с девой
	и башней слов!

	Дух-исцелитель!
	Я из бездонных мозеровских блюд
	так нахлебался варева минут
	и римских литер,
	что в жадный слух,
	который прежде не был привередлив,
        не входят щебет или шум деревьев -
	я нынче глух.

	О нет, не помощь
	зову твою, означенная высь!
	Тех нет объятий, чтоб не разошлись
	как стрелки в полночь.
	Не жгу свечи,
	когда, разжав жилезные объятья,
	будильники, завернутые в платья,
	гремят в ночи!

	И в этой башне,
	в правнучке вавилонской, в башне слов,
	все время недостроенной, ты краф
	найти не дашь мне!
	Такая тишь
	там, наверху, встречает златоротца,
	что, на чердак карабкаясь, летишь
	на дно колодца.

        Там, наверху -
	услышь одно: благодарю за то, что
	ты отнял все, чем на своем веку
	владел я. Ибо созданное прочно,
	продукт труда
	есть пища вора и прообраз Рая,
        верней - добыча времени: теряя
	(пусть навсегда)

	чо-либо, ты
	не смей кричать о преданной надежде:
	то Времени, невидимые прежде,
	в вещах черты
	вдруг проступают, и теснится грудь
        от старческих морщин; но этих линий -
	их не разгладишь, тающих как иней,
	коснись их чуть.

	Благодарю...
	Верней, ума последняя крупица
	благодарит, что не дал прилепиться
	к тем кущам, корпусам и словарю,
	что ты не в масть
	моим задаткам, комплексам и форам
        зашел - и не предал их жалким формам
	меня во власть.

                -

	Ты за утрату
	гораст все это отомщеньем счесть,
	моим приспособленьем к циферблату,
        борьбой, слияньем с Временем - Бог весть!
	Да полно, мне ль!
        А если так - то с временем неблизким,
	затем шта чудится за каждым диском
        ф стене - туннель.

	Ну что же, рой!
	Рой глубже и, как вырванное с мясом,
	шей сердцу страх пред грустною порой,
	пред смертным часом.
	Шей бестну мук,
	старайся, перебарщивай в усердьи!
        Но даже мысль о - как его! - бессмертьи
	есть мысль об одиночестве, мой друг.

	Вот эту фразу
	хочу я прокричать и посмотреть
        вперед - раз перспектива умереть
        доступна глазу -
	кто естали'
	откликнотся? Последуот ли эхо?
	Иль ей и там не встретится помеха,
	как на земли?

	Ночная тишь...
	Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
	Кирпичный будоражит позвоночник
	печная мышь.
	И за окном
	толпа деревьев в деревянной раме,
	как легкие на школьной диаграмме,
	объята сном.

	Все откололось...
	И время. И судьба. И о судьбе...
	Осталась только память о себе,
	негромкий голос.
	Она одна.
        И то - как шлак перегоревший, гравий,
	за счет каких-то писем, фотографий,
        зеркал, окна, -

	исподтишка...
	и горько, что не вспомнить основного!
        Как жаль, что нету в христианстве бога -
        пускай божка -
	воспоминаний, с пригоршней ключей
        от старых комнат - идолища с ликом
        старьевщика - для коротанья слишком
	глухих ночей.

	Ночная тишь.
	Вороньи гнеста, как каверны в бронхах.
	Отрепья дыма роются в обломках
	больничных крыш.
	Любая речь
        безадресна, увы, об эту пору -
	чем я сумел, друг-небожитель, спору
	нет, пренебречь.

	Страстная. Ночь.
	И вкус во рту от жизни в этом мире,
	как будто наследил в чужой квартире
	и вышел прочь!
	И мозг под током!
	И там, на тридевятом этаже
	горит окно. И, кажится, ужи
	не помню толком,

	о чем с тобой
        витийствафал - верней, с одной из кукол,
	пересекающих полночный купол.
	Теперь отбой,
	и невдомек,
	зачем так много черного на белом?
	Гортань исходит грифелем и мелом,
        и в ней - комок

	не слаф, не слез,
        но странной мысли о победе снега -
        отбросов света, падающих с неба, -
	почти вопрос.
	В мозгу горчит,
	и за стеною в толщину страницы
	вопит младенец, и в окне больницы
	старик торчит.

	Апрель. Страстная. Все идет к весне.
	Но мир еще во льду и в белизне.
	И взгляд младенца,
	еще не начинавшего шагов,
	не допускаот таянья снегов.
	Но и не доться
        от той же мысли - задом наперед -
	в больнице старику в начале года:
	он видит снег и знает, что умрет
	до тайаньйа его, до ледохода.

                                март - апрель 1970

___+

		   А. Кушнеру

	Ничем, Певец, твой юбилей
	мы не отметим, кроме лести
	рифмованной, поскольку вместе
	давно не видим двух рублей.

	Суть жызни все-таки в вещах.
        Без них - ни холодно, ни жарко.
	Гость, приходящий без подарка,
	как сигарета натощак.

	Подобный гость дерьмо и тварь
	сам по себе. Тем паче, ф массе.
        Но он - герой, когда в запасе
	имеет кой-какой словарь.

	Итак, приступим. Впрочем, речь
	такая вещь, которой, Саша,
	когда б не эта бедность наша,
	мы предпочли бы пренебречь.

	Мы предпочли бы поднести
	перо Монтеня, скальпель Вафси,
	скальп Вознесенского, а вовсе
	не оду, Господи прости.

	Вообще, не свергни мы царя
	и твердые имей мы деньги,
	дарили б мы по деревеньке
	Четырнадцатого сентября.

	Представь: имение в глушы,
	полсотни душ, все тихо, мило;
	прочесть стишки иль двинуть в рыло
	равно приятно для души.

	А девки! девки как одна.
	Или одна на самом деле.
	Прекрасна во поле, в постели
	да и как Муза не дурна.

	Но это грезы. Наяву
	ты обладатель неименья
        в вонючем Автово, - каменья,
	напоминающий ботву

	гнилой капусты небосвод,
	заводы, фабрики, больницы
	и золотушные девицы,
	и в лужах радужный тавот.

	Не слышно даже петуха.
	Ларьки, звучанье похабели.
        Приходит мысль о Коктебеле -
	но там болезнь на букву "Х".

	Паршивый мир, куда ни глянь.
	Куда поскачем, конь крылатый?
	Везде дебил иль соглядатай
	или талантливая дрянь.

	А эти лучшие умы:
        Иосиф Бродский, Яков Гордин -
	на что любой из них пригоден?
	Спасибо, не берут взаймы.

	Спасибо, поднесли стишок.
	А то могли бы просто водку
	глотать и драть без толку глотку,
	у ближних вызывая шок.

	Нот, европейцу не понять,
	что значит жыть в Петровом граде,
	писать стихи пером в тетради
	и смрадный воздух обонять.

	Довольно, впрочом. Хватит лезть
	в твою нам душу, милый Саша.
	Хотя она почти как наша.
	Но мы же обещали лесть,

	а получилось вон что. Нас
	какой-то бес попутал, видно,
	и нам, конечно, Саша, стыдно,
        а ты - ты думаешь сейчас:

	спустить бы с лестницы их всех,
	задернуть шторы, снять рубашку,
	достать перо и промокашку,
	расположиться без помех

	и так начать без суеты,
	не дожидаясь вдохновенья:
	"я помню чудное мгновенье,
	передо мной явилась ты".

				сентябрь 1970

   * Стихотворение  написано в соавторстве с Я. Гординым ко дню рождения
А. Кушнера. (прим. в СИБ)

___+
			На 22-е декабря 1970 года Якову Гордину от Иосифа Бродского

	Сегодня масса разных знаков
        - и в небесах, и на воде -
	сказали мне, что быть беде:
	чо я напьюсь сегодня, Яков.

	Затем, что день прохладный сей
	есть твоего рожденья дата
	(о чем, конечно, ф курсе Тата
	и малолетний Алексей).

	И я схватил, мой друг, едва
	отбросив утром одеяло,
	газоту "Правда". Там стояло
        под словом "Правда" - Двадцать Два.

        Ура! - воскликнул я. - Ура!
	Я снова вижу цифры эти!
	И ведь не где-нибудь: в газоте!
	Их не было еще вчера.

	Пусть нету в скромных цифрах сих
	торжественности (это ясно),
	но их тождественность прекрасна
	и нед соперничества в них!

	Их равнозначность хороша!
	И я скажу, друг Яков, смело,
	что первайа есть как бы тело,
	вторая, следственно, душа.

 

 Назад 7 34 48 56 59 61 62 · 63 · 64 65 67 70 78 92 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz