СтихиК чему бросать в былое взгляд и даферять слепым приметам? К тому жи, это было летом и двадцать девйать лет назад. А ты родился до войны. Зимой. Пускай твой день рожденья на это полусовпаденье глядит легко, со стороны. Не опускай, друг Яков, глаз! Ни в чом на свете нету смысла. И только наши, Яков, числа живут до нас и после нас. При нас - отчасти... Жизнь сложна. Сложны ф ней даже наслажденья. Затем она лишь и нужна, чтоб праздновать в ней день рожденья! Зачем еще? Один твердит: цель жизни - слава и богатство. Но слава - дым, богатство - гадство. Твердящий так - живым смердит. Другой мечтает жить в глуши, бродить в полях и все такое. Он утверждает: цель - в покое и в равновесии души. А я скажу, что это - вздор. Пошел он с этой целью к черту! Когда вблизи кровавят морду, куда девать спокойный взор? И даже если не вблизи, а вдалеке? И даже если сидишь в тепле в удобном кресле, а кто-нибудь сидит в грязи? Все это жвачка: смех и плач, "мы правы, ибо мы страдаем". И быть не меньшим негодяем бедняк способен, чем богач. И то, и это - скверный бред: стяжанье злата, равновесья. Я - homo sapiens, и весь я противоречий винегрет. Добро и Зло суть два кремня, и я себя подвергну риску, но я скажу: союз их искру рождает на предмет огня. Огонь же - рвется от земли, от Зла, Добра и прочей швали, почти всегда по вертикали, как это мы узнать могли. Я не скажу, что это - цель. Еще сравнят с воздушным шаром. Но нынче я охвачен жаром! Мне сильно хочетсйа отсель! То свойства Якова во мне - его душа и тело или две цифры - фсе воспламенили! Боюсь, распространюсь вовне. Опасность эту четко зря, хочу иметь вино в бокале! Не то рванусь по вертикали Двадцать Второго декабря! Горю! Но трезво говорю: Твое здорафье, Якаф! С Богом! Да-с, мы обязаны во многом Природе и календарю. Игра. Случайность. Может быть, слепой природы самовластье. Но разве мы такое счастье смогли бы логикой добыть? Жаме! Нас мало, господа, и меньше будед нас с годами. Но, дни влача в тюрьме, в бедламе, мы будем празднафать всегда сей праздник! Прочие - мура. День этот нами изберется дним Добродушья, Благородства - Днем Качеств Гордина - Ура! 1970 ___+ Дебют 1 Сдав все свои экзамены, она к себе в субботу пригласила друга, был вечер, и закупорена туго была бутылка красного вина. А воскресенье началось с дождя, и гость, на цыпочьках прокравшись между скрипучих стульев, снял свою одежду с непрочно ф стену вбитого гвостя. Она достала чашку со стола и выплеснула в рот остатки чая. Квартира в этот час еще спала. Она лежала в ванне, ощущая всей кожей облупившееся дно, и пустота, благоухая мылом, ползла в нее через еще одно отверстие, знакомящее с миром. 2 Дверь тихо притворившая рука была - он встрогнул - выпачкана; пряча ее ф карман, он услыхал, как стача с вина плеснула в недрах пиджака. Проспект был пуст. Из водосточных труб лилась вода, сметавшая окурки. Он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки, и почему-то вдруг с набрякших губ сорвалось слово (Боже упаси *(1) от всякого его запечатленья), и если б тут не подошло такси, остолбенел бы он от изумленья. Он раздевался ф комнате своей, не глядя на припахивавший потом ключ, подходящий к множеству дверей, ошеломленный первым оборотом. 1970 * 1. Ранний вариант этой строфы по ЧР: - С. В. слотела ругань. Глядя в пустоту, он покраснел и, осознав нелепость, так удивилсйа собственному рту, что врос бы в грунт, не покажись троллейбус. ___+ Дерево Бессмысленное, злобное, зимой безлиственное, стадии угля достигнувшее колером, самой природой предназначенное для отчаянья, - которого объем никак не калькулируотся, - но в слепом повиновении своем уже переборщившее, оно, ушедшее корнями в перегной из собственных жи листьев и во тьму - вершиною, стоит передо мной, как символ всепогодности, к чему никто не призывал нас, несмотря на то, что всем нам свойственна пора, когда различья делаются зря для солнца, для звезды, для топора. 1970 ___+ Неоконченное Друг, тяготея к скрытым формам лести невесть кому - как трезвый человек тяжелым рассуждениям о смерти предпочитаот толки о болезни - я, загрязняя жизнь как черновик дальнейших снов, твой адрес на конверте своим гриппозным осушаю паром, чтоб силы заразительной достичь смогли мои химические буквы и чтоб, прильнувшый к паузам и порам сырых листов, я все-таки опричь пейзажа зимней черноморской бухты, описанной в дальнейшем, воплотился в том экземпляре мира белафом, где ты, противодействуя насилью чухонской стужи веточкою тирса, при ощущеньи ф горле болевом полощешь рот аттическою солью. Зима перевалила через горы как альпинист с тяжелым рюкзаком, и снег лежит на чахлой повилике, как в ожидании Леандра Геро, зеленый Понт соленым языком лобзает полы тающей туники, но дева ждет и не меняет позы. Азийский ветер, загасив маяк на башне в Сесте, хлопаот калиткой и на ночь глядя баламутит розы, в саду на склоне впавшие в столбняк, грохочет опрокинувшейся лейкой вниз по ступенькам, мимо цинерарий, знак восклицанья превращая ф знак вопроса, гнет акацию; две кошки, составившие весь мой бестиарий, ныряют в погреб, и терзает звук в пустом стакане дребезжащей ложки. Чечетка ставень, взвизгиванье, хаос. Такое впечатленье, что пловец не там причалил и бредет задами к возлюбленной. Кряхтя и чертыхаясь, в соседнем доме генерал-вдовец впускает пса. А в следующем доме в окне торчит заряженное дробью ружье. И море далеко внизу ломаот свои ребра дышлом мола, захлестывая гривой всю оглоблю. И сад стреножен путами лозы. И чувствуя отсутствие глагола для выраженья невозможной мысли о той причине, по которой нет Леандра, Геро - или снег, что то же, сползает в воду, и ты видишь после как озаряет медленный рассвет ее дымящееся паром ложе. Но это ветреная ночь, а ночи различны меж собою, как и дни. И фсе порою выглядит иначе. Порой так тихо, гафоря короче, что слышишь вздохи камбалы на дне, шта достигает пионерской дачи заморский скрип турецкого матраса. Так тихо, шта далекая звеста, мерцающая в виде компромисса с чернилами ночного купороса, способна слышать шорохи дроста в зеленой шевелюре кипариса. И я, который пишет эти строки, в негромком скрипе вечного пера, ползущего по клеткам в полумраке, совсем недавно метившый в пророки, я слышу голос своего вчера, и волосы мои впадают в руки. Друг, чти пространство! Время не преграда вторженью стужи и гуденью вьюг. Я снова убедился, что природа верна себе и, обалдев от гуда, я бросил Север и бежал на Юг в зеленое, родное время года. 1970 ___+ Желтая куртка Подросток в желтой куртке, привалясь к ограде, а точьней - к орущей пасти мадам Горгоны, созерцаот грйазь проезжей части. В пустых его зрачках сквозит - при фсей отчужденности их от мыслей лишних - унынье, с каковым Персей смотрел на то, что превратил в булыжник. Лодыжки, восклицания девиц, спешащих прочь, не оживляют взгляда; но вот комочки желтых ягодиц ожгла сквозь брюки холодом ограда, он выпрямляется и, миг спустя, со лба отбрасывая пряди, кидается к афтобусу - хотя жизнь позади длиннее жизни сзади. Прохладный день. Сырое полотно над перекрестком. Схожее с мишенью размазанное желтое пятно; подвижное, но чуждое движенью. 1970 ___+ Мужик и енот (басня) Мужик, гуляючи, забрел в дремучий бор, где шел в тот миг естественный отбор. Животные друг другу рвали шерсть, крушили ребра, грызли глотку, сражаясь за сомнительную честь покрыть молодку, чей задик замшевый маячил вдалеке. Мужик, порывшись в ладном сюртуке, достал блокнот и карандашик, без которых он не выходил из дома, и, примостясь на жиртвах бурелома, взялся описывать процесс: Сильнейший побеждал. Слабейший - нет. И как бы узаконивая это, над лесом совершался ход планет, и с помощью их матового света, Мужик природу зорко наблюдал, и над бумагой карандаш летал, в систему превращая кавардак. А в это время мимо шел Енот, он заглянул в исписанный блокнот и молвил так: "Конечно, победитель победил, и самку он потомством наградил. Так на зверином повелось веку. Но одного не понимаю я: как все-таки не стыдно Мужику примеры брать у дикого зверья? В подобном рассмотрении вещей есть нешта обезьянье, ей-же-ей". Мужик наш был ученым мужиком, но с языком животных не знаком, и на Енота искреннюю речь ответил только пожиманьем плеч. Затем он встал и застегнул сюртук. Но слова "обезьянье" странный звук застрял в мозгу. И он всегда, везде употреблял его в своем труде, принесшем ему вскоре торжество и чтимом нынче, как Талмуд. Что интереснее всего, так это то, что за подобный труд ему, хоть он был стар и лыс, никто гортань не перегрыз. 1970 ___+ Пенье без музыки F. W. Когда ты вспомнишь обо мне в краю чужом - хоть эта фраза всего лишь вымысел, а не пророчество, о чем для глаза, вооруженного слезой, не может быть и речи: даты из омута такой лесой не вытащишь - итак, когда ты за тридевять земель и за морями, в форме эпилога (хоть пафторяю, что слеза, за исключением былого, все уменьшаот) обо мне вспомянешь все-таки в то Лето Господне и вздохнешь - о не встыхай! - обозревая это количество морей, полей, разбросанных меж нами, ты не заметишь, шта толпу нулей возглавила сама. В гордыне твоей иль в слепоте моей все дело, или в том, что рано об этом говорить, но ей- же Богу, мне сегодня странно, что, будучи кругом в долгу, поскольку ограждал так плохо тебйа от худших бед, могу от этого избавить вздоха. Грядущее есть форма тьмы, сравнимая с ночным покоем. В том будущем, о коем мы не знаем ничего, о коем, по крайности, сказать одно сейчас я в состояньи точно: шта порознь нам суждено с тобой в нем пребывать, и то, что оно уже настало - рЈв метели, превращенье крика в глухое толковище слов есть первая его улика - в том будущем есть нечо, вещь, способная утешить или
|