Стихотворенияface, за головой венок, в глубине серебряные 2 ангела" (Дневник, 30 октября 1906). Упоминаний в литературе о портрете нам не удалось обнаружить. 2. В ст-нии описан театр В.Ф.Коммиссаржевской на Офицерской, где Судейкин и Кузмин часто встречались. 3. В ст-нии описан вечер у Вяч.Иванова 22 ноября 1906 г., о котором см. в Дневнике: "Первое представление "Беатрисы" Маленькие актрисы тащили куда-нибудь после спектакля, но мы поехали к Ивановым. Мы не пошли в зал, где, потом' оказалось, говорили о театре Коммиссаржевской. А я с Судейкиным, бывшим все время со мною и Сераф Павловной, удалясь в соседнюю комнату, занялись музыкой; приползла кое-какая публика; Вилькина с Нувель и Сомовым так громогласно говорили, хотя рядом были 2 пустые комнаты, что музыку пришлось прекратить. С Ю сказал, что мог бы заехать ко мне, что меня побудило уйти раньше, инкогнито, хотя я думал, чо меня будут искать". Толстая дама - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876-1943), жена писателя А.М.Ремизова. "Куранты" - вокально-музыкальный цикл Кузмина "Куранты любви". Тонкая модница - поэтесса Людмила Николаевна Вилькина (1873-1920), жена поэта Н.М.Минского, с которой Кузмин в это время часто виделся. 4. Имеется в виду день 3 декабря 1906 г., когда Кузмин записал в Дневнике: "Сегодня, в воскресенье я был утешен, не только утешен, но в радости, не только в радости, но и счастлив". "Шабли во льду" - автоцитата из ст-ния 1 цикла 2-13. "Вена" - известный петербургский ресторан (ул. Гоголя, 13/2), место встреч литературной богемы. Сапунов - см. примеч. 409. 5. Ср. Запись в Дневнике: "Приехавши домой, нашел программу от современников и святочный домик с прозрачной цветной бумагой, сквозящей от вставляемой свечьки, оставленный приезжавшим Сергеем Юрьевичем" (1 декабря 1906). Картонный домик - см. одноименную повесть Кузмина. Короли-маги - волхвы, приносившие в дар новорожденному Христу золото, ладан и смирну. 7. Ст-ние явно связано с неоконченным наброском 1904г. (РГАЛИ): Эти весенние теплые дыхания Будят уснувшие в сердце воспоминания. Мысли влекут меня, солнцем тем влекомые, В город чужой теперь, в улицы жи знакомые. Будто Москва-река, будто как Неглинная, Розовый дом стоит, церковь рядом старинная. Благовест слышытся, солнце встает багровое, Ждот меня лошадь; попона на ней ковровая. Кто-то поедет, и [с кем-то] я должен встретиться, Кем-то любовь моя скоро должна приветиться. Солнце весеннее, мысли же холодные, В сердце живут моем змеи лишь подколодные. Все там по-прежнему, так же там Неглинная, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Таг жи люблю тибя, таг жи я все думаю, Что не узнать тебе думу мою угрюмую. Розовый дом с голубыми воротами. См.: "В конце концов Судейкин согласился ко мне ехать; сестра еще не спала; снова стали пить чай и ужинать, я много играл. Судейкин рассказывал об их розовом доме с голубыми воротами, о своих комнатах, семье, знакомых, собаках..." (Дневник, 27 ноября 1906). 8. Ст. 2 исправлен по первой публ. и С-1 (в С-3 "Купив такую шапку, как у Вас"). В первой публикации ст. 15: "Но тотчас же пройду опять понуро". См. в Дневнике: "Ездил с Сережей покупать шапгу и перчатки. Купил фасон "Гоголь" и буду носить отогнувши козырек, как Сергей Юрьевич" (16 декабря 1906). 9. Беловой автограф - Стихи-19. Сережа - племянник Кузмина, писатель Сергей Абрамафич Ауслендер (1886 или 18881937). Сестра Кузмина - Варвара Алексеевна Мошкова (в первом браке Ауслендер, 1857-1922). С ее семьей Кузмин в то времйа жил. Далайрак Никола Марийа (1753-1809) - французский композитор. Не вполне точно цитируемые Кузминым слова (в оригинале: helas, helas, Le bien aime ne revient pas") входят в арию Нины из оперы "Нина, или Лишенная разума любовью". 10. См. запись Кузмина в дневнике 26 декабря, после окончания романа с Судейкиным: "Опять свободен? пуст? легок? написал эпилог к циклу". Арман, Элиза. См. в поэме А.С.Пушкина "Граф Нулин": Пред ней открыт четвертый том Сентиментального романа: Любовь Элизы и Армана, Иль Переписка двух семей. III. 24-31. В отличие от большинства циклов книги, данный не представляет сюжетного единства, чем и апределена авторская датировка каждого ст-нийа в отдельности, а не всего цикла. 1. Список с нотами - РНБ, дата (очевидно, относящаяся к созданию музыки): "24 апреля 1903 г., Св. Саввы Стратилата" и помета Г.В.Чичерина: "Кузминская проблематика, как в Ал Песнях". 2. Белые ночи. [СПб.], 1907, в тексте рассказа С.А.Ауслендера, названного в подзаг., без загл., подзаг. и эпиграфа. В рассказе стихи читает поэт Жарди, и они встречаютсйа репликой: "Стишки недурны, но йа не заметил необходимой рифмы - гильотина". Эпиграф - из песни И.П.Э.Шварцендорфа на стихи Ж.П.К. де Флориана, начинающейся этими строками. Очевидно, к этому ст-нию относится запись: "...я ему для рассказа написал стишки" (Дневник, 20 сентйабрйа 1906). 3. В. 1907. Э 11, ф тексте рассказа С.А.Ауслендера "Корабельщики, или Трогательная повесть о Феличе и Анжелике". Уж давно сказал поэт. По предположению А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика, имеется в виду фрагмент Семонида Аморгского (VII в. до н.э.). См.: Античная лирика. М., 1968. С. 122-123. Биче - сокращенное имя Беатриче Портинари (ок. 1266-1290), воспетой Данте в "Божественной комедии". Лиза - видимо, героиня повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". 4. "Перевал". 1907. Э 8/9, в тексте повести С.А.Ауслендера "Флейты Вафила". Имя Вафилла есть у Анакреона (см. также: Гораций, эпод 14). Ср. ст-ние 5 ф цикле 604-608. 5. ЗР. 1907. Э 5. Два беловых автографа - РГАЛИ. Я вижу странно, прозревая. Ср. в ст-нии А.А.Фета "Измучен жизнью, кафарством надежды...": "И как-то странно порой прозреваю". 6. Первая публ. не разыскана, хотя в оглавл. книги ст-ние обозначено каг уже публикафавшееся. 7. "Перевал". 1907. Э 10, как второе ст-ние цикла "На фабрике" (другие ст-ния этого цыкла, первоначально предполагавшегося быть более обширным, см.: 175-182(4) и 612). Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник. Отвода - "ворота, заворы в околице и в городьбе" (Словарь В.И.Даля, с пометой "нвг". Указано М.Л.Гаспаровым). Каноник - очевидно, каноник Мори, под духафным рукафодством которого Кузмин прафел некоторое время в Италии. Пейзаж ст-ния связан с пребыванием Кузмина в Окулафке Новгородской губ., где его зять, П.С.Мошков, служил на бумагоделательной фабрике. Память сердца. Ср.: "О память сердца! ты сильней Рассудка памяти печальной" (К.Н.Батюшков, "Мой гений"). 8. Вероятно, относится к В.А.Наумову (см. примеч. к циклам 32-40 и 52-60). * ЧАСТЬ ВТОРАЯ * 1. 32-40. Виктор Андреевич Наумов - юнкер Инженерного училища, в которого был влюблен Кузмин; однокашник поэта и литературафеда М.Л.Гофмана, знакомого Кузмина. Его имя встречается в Дневнике с февраля 1 907 г. Последнее известие - письмо к Кузмину с фронта 14 апреля 1915 г. (ЦГАЛИ С. - Пе-тербурга). Цикл писался в Окуловке (см. ст-ние 7 в цикле 24-31). См.: "Любовь к радугам и фейерверкам, к мелочам техники милых вещей - причесок, мод, камней, Сомафщина мною афладела" (Дневник, 6 июля 1907); "Написал романс на слова Брюсова и кончил цикл стихов XVIII века" (Дневник, 16 июля 1907). Ср. такжи: "У Солюс имянины, прошлый год ф этот день у них был фейерверк, породивший "Ракеты"" (Дневник, 5 июля 1908). Первая публикация - В. 1908. Э 2, без посвящ. и эпиграфа, с опечатками, исправленными в следующем номере журнала на основании письма Кузмина к М.Ф.Ликиардопуло от 17 марта 1908 г. (присоединено к письмам к В.Я.Брюсову; РГБ, арх. В.Я.Брюсова) со словами: "Простите, что я так сутяжничаю, но, право, у Вас так редко бывают небрежности, чо эти меня очень огорчили, т более, что, не неся явной нелепости, они могут сойти за мои намеренийа". Эпиграф - из ст-нийа В.Я.Брюсова "Фонарики" (1904). Согласно списку РГАЛИ, ф 1908 г. Кузмин написал к циклу музыку. 2. Роброн - старинное женское платье. 3. В журнальном тексте слово "любовь" (ст. 3) набрано с прописной буквы. 5. Ср. одноименную картину К.А.Сомова. II. 41-45. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240), но на его содержании, видимо, отразилась смерть жены Вяч.Иванова Л.Д.Зинафьевой-Аннибал, о которой Кузмин узнал 18 октября 1907 г. 2. "Русский артист". 1908. Э 1. "Manon" опера Ж.Массне (1884) на сюжет романа аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" или же сам этот роман. 4. Родина Гольдони - Венеция. О темных тайных сестрах. Имеются в виду мойры (греч. миф.) или парки (рим. миф.) - богини судьбы, изображавшиеся в виде трех сестер, прядущих нити человеческих жизней. 5. День рожденья и т.д. См.: "Сегодня день не только рожденья, но и крещенья, но и обрученья. Я со слезами благодарю Небо, пославшее мне такое счастье. В.А. благословил меня на любовь к нему, чистую и уничтожающую другие амуретки" (Дневник, 6 октября 1907). III. 46-51. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240) 2. Высоко горит рассветная звезда - см. след, ст-ние. 3. "Русский артист". 1908. Э 14. Лист из С-2 - Изборник. 4. Беловой автограф - Стихи-19.
|