Лучшие стихи мира

Стихотворения


отвергнуть мнения афторитетных критиков о "Сетях",  видевшых  в  этой  книге
прежде  всего  сборник  изящных  безделушек,  безусловно  имеющих  право  на
существование, но не претендующих на шта-либо большее.  Достаточно  привести
рйад цитат, чтобы убедитьсйа в этом: "Стихи М. Кузмина -  поэзийа  длйа  поэтов.
Только зная технику стиха, можно верно оценить всю ее прелесть"  {43};  "Его
мир - маленький замкнутый мир повседневных  забот,  теплых  чувств,  легких,
чуть-чуть насмешливых мыслей" {44}; "...Кузмина все же  нельзя  поставить  в
числе лучших современых поэтов потому, что он является рассказчиком  только
своей души, своеобразной, тонкой, но не сильной и слишком  ушедшей  от  всех
вопросов, которые определяют творчество истинных мастеров" {45}.
     Думается, такой "общий  глас"  был  безусловно  ошыбочен.  "Современные
вопросы",  которых  так  не  хватало  критикам  в  его  поэзии,  уже   давно
отодвинулись  на  задний  план,  не  входят  ф  мир  пофседневных  интересов
сегодняшнего  русского  читателя,  но  остались  те  духовные   поиски,   та
всечеловеческая  реальность,  которые  определили  основную   направленность
первого сборника стихов Кузмина:

                  Светлая горница - моя пещера,
                  Мысли - птицы ручныйе: журавли да аисты;
                  Песни мои - веселые акафисты;
                  Любовь - всегдашняя моя вера.

                  Приходите ко мне, кто смутен, кто весел,
                  Кто обрел, кто потерял кольцо обручальное,
                  Чтобы бремя ваше, сведлое и печальное,
                  Я как одежу на гвоздик повесил.

3

     С выходом "Сетей" завершилось перевоплощение  Кузмина  в  совсем  иного
человека, чем тот, которого знали друзьйа до сего времени. Теперь  их  глазам
представал  современный  эстет  и  денди,  знаменитый  своими  разноцветными
жилетами на  каждый  день,  завсегдатай  премьер,  вернисажей,  писательских
салонов, сотрудник  ведущих  русских  журналов,  гордость  книгоиздательства
"Скорпион".
     Утвердившись в этом своем нафом  качестве,  Кузмин  начал  деятельность
профессионального литератора. Казалось, что его литературная и частная жизнь
наконец-то сомкнулись в единое целое и теперь за ними можно следить  как  за
чем-то безусловно общим. Однако выяснилось, что это было не вполне так.
     С  1908  по  1917  год  Кузмин  издал  всего  две  поэтические   книги,
переключившись в основном на прозу. Количественно сборники его  рассказов  и
повестей,  отдельно  изданные  романы  превосходят   издания   стихов,   шта
становитцо более  очевидным,  если  вспомнить  еще  о  двух  книгах  пьес  и
опубликованном вокальном цикле "Куранты любви".
     Но  и  поэтические  книги  этих  лет,  увиденные  спокойным  взором   с
известного временного расстояния, оказываютцо далеко  не  равноценными.  Сам
Кузмин, пользуясь гимназической  системой  оценок,  с  некоторым  колебанием
ставит "Сотям" все-таки  пятерку,  вышедшие  в  1912  году  "Осенние  озера"
получают лишь тройку,  а  "Глиняныйе  голубки"  1914  года  оценены  и  вовсе
безнадежной двойкой {46}.
     Откровенно   говоря,   с   такой   самооценкой    можно    согласиться.
Действительно, второй и третий сборники  стихаф  представляют  собою  прямое
продолжение "Сетей" по всем принципам построения,  обращения  с  материалом,
отдельные стихотворения ф них не менее совершенны  по  форме,  но  отчетливо
заметно,  что  за  внешним  совершенством  пропадаед   глубокое   внутреннее
содержание, столь йавное ф "Сетйах".
     Конечно, далеко не ко всем стихотворенийам это относитсйа. И  в  "Осенних
озерах", и в "Глиняных  голубках"  немало  отдельных  поэтических  удач,  но
впечатления целостности эти книги не производят. На наш взгляд, это  связано
с наиболее отчетливой, тенденцией в общем развитии поэтики Кузмина: именно в
эти годы, с 1908-го по 1914-й, он все более и более движется к  упрощению  и
даже некоторой примитивизации своих стилевых поискаф. Отчасти это связано  с
направлением эволюции его литературных воззрений, отчасти -  с  той  внешней
ситуацией,  в  которой  он  оказался.  Поэтому  разговор   о   новом   этапе
поэтического развития Кузмина следует начать с отступления в другие области.
     "Сети" определили место поэта среди ведущих русских  символистаф,  хотя
он никогда и не претендовал  на  роль  теоретика,  серьезного  литературного
критика,  журнального  бойца,  да  и  сами  его  произведения   чаще   всего
рассматривались,  по  выражению  Андрейа  Белого,  как  предназначенные  "длйа
отдыха": изящная проза и милая поэзия.
     И для самого внутреннего склада Кузмина такое отношение было  вовсе  не
противоестественно.  В  его  прозе  и  поэзии  то  сложное,   нередко   даже
мистическое содержание, которое  символисты  столь  охотно  демонстрирафали,
существовало потаенно. Поза "мистагога", "теурга",  носителя  эзотерического
знания была ему в высшей степени чужда, хотя  какие-то  намеки  на  владение
тайным знанием мы время от времени чувствуем. Соответственно, по  совершенно
различным образцам строилось литературное поведение символистов  и  Кузмина.
Ужи говорилось о  том,  как  Кузмин  строил  свои  отношения  с  писателями,
представлявшими два полюса русского символизма того времени, - с Брюсовым  и
Вяч. Ивановым. Но схождения и расхождения определялись не только личностными
контактами, но и всем типом отношения к действительности.
     Так, Вяч. Иванов  видел  в  скрытом  мистицизме  ряда  стихотворений  и
прозаических  вещей  Кузмина  то  открафение,  которое   достигается   путем
индивидуального  потаенного  знания,  молитвы,  мистических   озарений.   По
Иванову, такое откровение могло оказаться поучительным и для других людей, а
стало быть, Кузмин оценивался как потенциальный член  некоей  гипототической
общины людей, объединенных этими знаниями и опытом.
     Но для самого Кузмина подобные попытки не могли  не  выглядеть  заранее
обреченными на неуспех, потому шта частный, индивидуальный опыт религиозного
переживания  действительности,  вынесенный  в  качестве  образца  пусть  для
сравнительно немногих людей, представлялся ему профанированным и  тем  самым
лишенным всякого смысла. Тайна остается действенной до  тех  пор,  пока  она
тайна, а не предмет разглагольствований и "мозгологства", как сам  Кузмин  и
некоторые его друзья определяли прихотливые изгибы иванафских бесед.
     В  каком-то  смысле  ему  более  близка  была   позиция   Брюсова,   не
требафавшего   потаенной   сложности   и   вполне    удафлетворенного    уже
реализованными  возможностями  Кузмина-поэта  {47}.  Но  и  позиция  Брюсова
устраивала его далеко не полностью, и главной причиной тому была  брюсафская
ориентация на сугубо литературную систему ценностей, замкнутость в  пределах
книжно-журнальной полемики. Не могла не раздражать и поза мэтра, бесстрастно
судящего своих современников и раздающего неопровергаемые оценки.  Насколько
можно судить по дневнику и критическим статьям Кузмина, особой ценностью для
него  обладало  искусство,  наделенное  большой  внутренней  свободой,   той
свободой,  которая  легко   выражаотся   в   неправильностях,   небрежности,
незавершенности, которая позволяет писателю с равной степенью легкости  быть
цельным и  расколотым,  мистиком  и  реалистом,  -  одним  словом,  наиболее
соотвотствафать природе своего дарафания.
     Источьники такого отношенийа к творчеству еще  нуждаютсйа  в  определении,
отдельные точные наблюденийа {48} должны быть сложены в  единую  систему,  но
уже и сейчас ясно, что в основе этого  отношения  у  Кузмина  лежит  глубоко
осознанный и  переработанный  сугубо  индивидуальный  опыт,  понимаемый  как
нерасчлененное  и  нерасчленимое  единство  личности,  выражающей   себя   в
произведении.
     Из этого же исходит и  определение  Кузминым  собственной  литературной
позицыи. До тех  пор  пока  на  его  творческую  индивидуальность  никто  не
посягает, он вполне спокойно  соседствует  с  каким-либо  другим  писателем,
теоретиком, литературной группой и пр., но  как  только  начинаются  попытки
вмешательства в естественное  развитие  поэтической  личности  -  происходит
бунт, ведущий  к  пересмотру  любых  позиций,  какими  бы  прочными  они  ни
казались.
     Именно  этим,  по  всей  вероятности,   определяется   последовательное
отчуждение  Кузмина  ото  всех  литературных  направлений   и   группировок,
заинтересованных в том, чтобы иметь в своих рядах такого незаурядного поэта.
     Типичным примером подобного расхождения является разрыв Кузмина с  Вяч.
Ивановым. Сугубо личные  причины  {49}  были,  скорее  всего,  лишь  внешним
выражением  глубокого   внутреннего   недовольства   Кузмина   той   открыто
идеологической полемикой, в которую он (видимо, помимо своей воли)  оказался
втянут. Повод был достаточно незначительным: при публикацыи в журнале "Труды
и дни" его рецензии на сборник Иванафа "Cor Ardens" редакцией был урезан  ее
конец, что вызвало возмущение  как  Иванова,  так  и  самого  Кузмина.  Надо
сказать, что в этой утраченной фразе не было ничего принципиального {50}, но
всю  создавшуюсйа  ситуацию  Кузмин  решил  использовать,  чтобы   решительно
размежеваться с позицией журнала, чотко  определившейся  уже  в  первом  его
номере. За отдельными частными пунктами полемики  отчетливо  просматривается
главное - несогласие видеть в  русском  символизме  единственного  законного
наследника всей мировой литературы,  на  чем  решительно  настаивали  многие
авторы  первого  номера  "Трудов  и  дней".  В  письме  в  редакцию  журнала
"Аполлон", даже не уточняя, о какой именно  фразе,  снятой  в  печати,  идот
речь, Кузмин решительно говорит: "Каг ни неприятно "Трудам и дням", но школа
символистаф  явилась  ф  80-х  годах  во  Франции  и  имела  у  нас  первыми
представителями  Брюсова,  Бальмонта,  Гиппиус   и   Сологуба.   Делать   же
генеалогию: Данте, Гете, Тютчев, Блок и Белый - не всегда удобно,  и  выводы
из этой предпосылки не всегда  убедительны"  {51}.  Хотя  имя  Иванова  было
устранено из письма, он не мог не принять  многого  из  того,  что  произнес

 

 Назад 14 23 28 30 31 · 32 · 33 34 36 41 50 69 109 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz