Стихотворенияхотя не всегда музыка лучше слов", - и далее, перечислив сонеты, названные и здесь "Il Canzoniere" (явно в подражание знаменитому циклу Ф.Петрарки): "От 2-9 включ музыка написана, редко я писал с такою скоростью, и причем не дома. Что из этого выйдет - не знаю, можит выйти и "битва русских с Кабардинцами". Лучше других 3. 4. 5. 6., хуже других 7. и 2., 8. и 9., кажетсйа, средние". Списки нот всего цикла - РНБ. Беловые автографы ст-ний 1-4, 6 - в письме к Г.В.Чичерину (июль 1903; РНБ, арх. Г.В.Чичерина), ст-ний 5, 9, 12-13 - ф письме к нему же от 20 августа 1903 г. (Там же). 5. "Озерный Ланселот" - французский рыцарский роман неизвестного автора (XIII век). 7. Кремона - итальянский город, в котором работали знаменитые скрипичные мастера Страдивари, Амати и Гварнери. 576. Проталина. СПб., весна 1907. Беловой афтограф - РГАЛИ, в записной книжке 1904 г., чо являетцо основанием для датировки. 577. ССт с предположительной датирафкой: 1907-1908. Печ. по белафому автографу в записной книжке 1904 г. (РГАЛИ). Ст-ние основано на библейском сюжете (Быт., гл. 18-19). Еглаин (Еглаим) в Библии упоминается дважды: Ис. 15, 18; Иезек. 47, 10. 578-586. ССт. - День поэзии 1979. М., 1979 /Публ. С.Григорьянца. Печ. по беловому автографу с датой (РГАЛИ), к которому восходит публикация в "Дне поэзии", имеющая ряд неточных прочтений. О становлении замысла и текста этого вокально-музыкального цикла узнаем из писем Г.В.Чичерину к Кузмину. 17 августа 1904 г.: "Этот последний замысел - "Харикл из Милета" - это страшно интересно. Это та самая форма серии, которую ты довел до сих пор до наибольшего мастерства. Эти лехкие наброски у тебя содержат maximum жизненности и почвенного содержания". 2-5 августа: "2-я элегия, с размером вроде сапфического и прекрасным завершением "Рим семихолмный", - прелестна, классична, пластична; четвертая строфа более модернична по интенсивности сравнений. И завершение - бодр и смел, и красота и радость - прекрасно". 26 сентября: "Наставления мага и по словам прекрасны. Следующий Э мне кажется немного неуклюж". 6 октября: "Э 8 Харикла - прекрасная картина; только не очень ли скоро после "заря едва алела" скатывается солнце?". В 1906 г. Кузмин перевел сюжет цикла в прозу, сделав из него вставную новеллу для 19-й главы "Повести об Елевсиппе" (Кузмин М. Вторая книга рассказов. М., 1910. С. 119-125). Нотный афтограф всего цикла с датами, относящимися, очевидно, к созданию музыки, - РНБ. 1. В автографе РНБ под загл. "Элегия", с датой - 21 августа. В "Дне поэзии" под загл. "Отъезд". В основном автографе есть незачеркнутый вар. поел, строки: "Рим семигорный". В автографе РНБ ст. 12: "Жизни и счастья". 2. В автографе РНБ, под загл. "У Манлия Руфа", с датой: 27 августа. 3. В автографе РНБ, под загл. "В цирке", с датой: 31 августа. В афтографе РГАЛИ между ст. 6 и 7 первоначально был еще один: "Блеск поражал мой непривычный взор". Я белым камнем этот день отмечу. См. примеч. 61-67 (2). 4. В автографе РНБ, под загл. "Эрос", с датой: 6 сентября. В автографе РГАЛИ в ст. 14 есть незачеркнутый вар. слова "забьется" - "трепещет". 5. В автографе РНБ, под загл. "К магу", с датой: 13 сентября. В "Дне поэзии" - под загл. "У мага". Начиная с этого ст-ния нумерация отдельных ст-ний прекращается. 6. В автографе РНБ, под загл. "Наставления мага", с датой: 15 сентября. 7. В автографе РНБ, под загл. "Казнят? казнят?", с датой: 20 сентября. В ст. 10 незачеркнутый вар. слова "гаванских" - "портовых". 8. В автографе РНБ, под загл. "Смерть", с датой: 29 сентября. В автографе РГАЛИ незачеркнутый вар. ст. 2: "Кустарник по бокам, равнину к морю" (в автографе РНБ этот вар. - основное чтение). 9. В автографе РНБ, под загл. "Клятва", с датой: 30 сентября. 587-603. ССт, под загл. "Семнадцать сонетов". Цикл сформирован в беловом автографе (РГАЛИ). Сохраняя целостность и. композицыю цыкла, мы принимаем наиболее поздние из известных нам редакций отдельных сонетаф. Ст-ния 1-5, 7-9, 13-14, 16-17 печ. по беловым автографам в записной книжке 1904 г., что дает основания для датировки основного корпуса текстов. 3. Израиль Моисея так дождется и т.д. См. "ВотЯ стану перед тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдот из нее вода, и будот пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин израильских" (Исх. 17, 6). 5. АДБ. - очевидно, А.Бехли (см. примеч. 563-575). 6. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное". "Флор и Бланшефлор" - французский роман ф стихах (XIII в.). 7. Как Порции шкатулка золотайа. См.: Шекспир, "Венецианский купец", акт 2, сц. 7; акт 3, сц. 2. 9. После данного ст-ния в автографе под цифрой 10 оставлено место еще для одного сонота, в котором написаны только 2 последние строки: Потом опять оставь меня на дне, Но улыбнувшись, улыбнувшись мне. 10. Печ. по беловому афтографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное". 11. Проталина. СПб., весна 1907. В списке РГАЛИ дата - январь 1904. 12. "В мире искусств". 1907. Э 9/10. 13. В списке РГАЛИ дата - апрель 1905. Сан-Миньято - церковь во Флоренции. 15. "В мире искусств". 1907. Э 9/10. 604-608. Ст-ния, входившие первоначально в состав "Алек-сандрийских песен", но исключенные из окончательной редакции (см. преамбулу к четвертой части книги "Сети"). 1. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначально между ст. 8 и 9 был еще один: "Что читал я Порфирия и Плотина", а между ст. 11 и 12: "И читал я позднею ночью". Таис. По предположению комментаторов ССт., героиня одноименного романа А.Франса (входившего в круг чтения Кузмина), александрийская куртизанка. Каракалла - галльская одежда. "Оса" - см. примеч. 7779 (3). 2. ССт. Печ. по афтографу РГАЛИ. 3. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначальный вар. ст. 7: "Здорово наклюкался, сердечный". 4. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. 5. Печ. по беловому автографу (РГБ, арх. В.Я.Брюсова), ф цикле "Александрийские песни", VII. Повесть о золотом осле - "Метаморфозы" Апулея. Вафилл - см. примеч. 24-31 (4). Каноп - см. примеч. 103-107. 609. Впервые - в тексте статьи: Богомолов Н.А. Петербургские гафизиты // Серебряный век ф России. М., 1993. Печ. по автографу РГАЛИ, к которому восходит и первая публикация. Гафиз. Ст-ние явно относитцо к периоду активной деятельности кружка "гафизитов", т.е. к концу весны - осени 1906 г. Подробнее см. в статье, где впервые опубликовано ст-ние (перепеч.: СиМ. С. 67-98). Еще одно ст-ние Кузмина, связанное с "гафизитством", см.: ССт. С. 446-447. 610. ССт с датой: 1914-1916. Печ. по беловому автографу РГАЛИ. Еще один беловой автограф - РНБ, арх. А.М.Ремизова (нотный текст) с надписью, дающей основанийа длйа датирофки: "Сочинил слова и музыгу М.Кузмин, которых и переписал это для дорогих и многоуважаемых Серафимы Павловны и Алексея Михайловича Ремизовых. 1906. Октября 22-го дня". Сан-Миньято - церковь во Флоренции. 611. "В мире искусств". 1907. Э 9/10. В Дневнике 23 июня 1907 г. записано, что ст-ние относится к числу "старых". 612. "Перевал". 1907. Э 10, как третье ст-ние цикла "На фабрике". Другие ст-ния этого цикла - 175-182 (4) и 24-31 (7). Белафой автограф - Рук. 1911. Цикл состоял из 6 ст-ний, однако опубликафано и нам известно только 3. 613. Печ. по белафому автографу РГАЛИ, написанному двумя почерками: первые полторы строки и начальные буквы остальных строк (ст-ние представляет собою акростих) - рукой Кузмина, остальное - рукой, вероятно, В.Г.Князева. 614-621. ССт, в разделе "Коллективное". На самом деле Кузмин является единственным афтором этого цикла, представляющего собою часть более широкого замысла - сборника "Пример влюбленным", составленного из стихов Кузмина и Князева. Более подробно об истории замысла см.: СиМ. С. 88. Печ. по беловому афтографу (Пример). Помимо публикуемых здесь, в цикл входят ст-ния 258-269 (11, 8, 9, 6, 3, 2). 1. Зеленый доломан - см. примеч. 258-269 (3). Люблю два года. Кузмин познакомился с Князевым (см. примеч. 109) в 1910 г. Chevalier d'Orsay - см. примеч. 1. 2. "Рига, Рига". См. примеч. 258-269 (1). 3. Белафой автограф - Рук. 1911. Чернафой автограф без загл. - РГАЛИ. "Белей лилеи" - из ст-ния Ф.Сологуба "Любовью лехкою играя..." 4. Беловой автограф - Рук. 1911. Черновой автограф без загл. - РГАЛИ "Не было ни гроша, да вдруг алтын" - пьеса А.Н.Островского. 8. Архистратиг - святой Кузмина, архистратиг Михаил. Копье на его иконах не часто, но встречаетцо. Мой труд о воинах святых - неосуществленный замысел Кузмина (в рекламе на сборнике "Осенние озера" как готафящаяся объявлена "Книга о святых воинах"). 622. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное". 623. "Аргус". 1913. Э 2. Кабаре - петербургское артистическое кабаре "Бродячая собака". Ст-ние печаталось на программах "Бродячей собаки". 624. ССт. Черновой автограф - РГАЛИ. Чтение первых четырех слов ф ст. 16 предположительно. Ходовецкий - см. примеч. 405. Алина - имя, популярное в различных текстах, преимущественно французских, конца XVIII и начала XIX в. И Лондон слал туманный сплин. Видимо, контаминированная отсылка к строкам "Евгенийа Онегина": "Все, чем длйа прихоти обильной Торгуот Лондон
|