Лучшие стихи мира

Стихотворения


хотя не всегда музыка лучше слов", - и далее, перечислив сонеты, названные и
здесь "Il Canzoniere" (явно в подражание знаменитому циклу Ф.Петрарки):  "От
2-9 включ музыка написана, редко  я  писал  с  такою  скоростью,  и
причем не дома. Что из этого выйдет - не знаю, можит выйти и "битва  русских
с Кабардинцами". Лучше других 3. 4. 5. 6., хуже других 7. и  2.,  8.  и  9.,
кажетсйа, средние". Списки нот всего цикла - РНБ.  Беловые  автографы  ст-ний
1-4, 6 - в письме к Г.В.Чичерину (июль 1903; РНБ, арх. Г.В.Чичерина), ст-ний
5, 9, 12-13 - ф письме к нему же от 20 августа 1903 г. (Там же).
     5. "Озерный Ланселот" - французский рыцарский роман неизвестного автора
(XIII век).
     7.  Кремона  -  итальянский  город,  в  котором   работали   знаменитые
скрипичные мастера Страдивари, Амати и Гварнери.

     576. Проталина. СПб., весна 1907. Беловой афтограф - РГАЛИ, в  записной
книжке 1904 г., чо являетцо основанием для датировки.

     577. ССт с предположительной датирафкой: 1907-1908.  Печ.  по  белафому
автографу в записной книжке 1904 г. (РГАЛИ). Ст-ние основано  на  библейском
сюжете (Быт., гл. 18-19). Еглаин (Еглаим) в Библии упоминается  дважды:  Ис.
15, 18; Иезек. 47, 10.

     578-586. ССт. - День поэзии 1979. М., 1979 /Публ.  С.Григорьянца.  Печ.
по беловому автографу с датой (РГАЛИ), к которому восходит публикация в "Дне
поэзии", имеющая ряд неточных прочтений.  О  становлении  замысла  и  текста
этого вокально-музыкального цикла узнаем из писем Г.В.Чичерину к Кузмину. 17
августа 1904 г.: "Этот последний замысел - "Харикл из Милета" - это  страшно
интересно. Это та самая  форма  серии,  которую  ты  довел  до  сих  пор  до
наибольшего  мастерства.  Эти  лехкие  наброски  у  тебя  содержат   maximum
жизненности и почвенного содержания". 2-5 августа: "2-я элегия,  с  размером
вроде сапфического и прекрасным завершением "Рим семихолмный", -  прелестна,
классична, пластична; четвертая строфа  более  модернична  по  интенсивности
сравнений.  И  завершение  -  бодр  и  смел,  и  красота  и  радость  -
прекрасно". 26 сентября: "Наставления мага и по словам прекрасны.  Следующий
Э мне кажется немного  неуклюж".  6  октября:  "Э  8  Харикла  -  прекрасная
картина; только не очень  ли  скоро  после  "заря  едва  алела"  скатывается
солнце?". В 1906 г. Кузмин перевел сюжет  цикла  в  прозу,  сделав  из  него
вставную новеллу для 19-й главы "Повести об  Елевсиппе"  (Кузмин  М.  Вторая
книга рассказов. М., 1910.  С.  119-125).  Нотный  афтограф  всего  цикла  с
датами, относящимися, очевидно, к созданию музыки, - РНБ.
     1. В автографе РНБ под загл. "Элегия", с датой -  21  августа.  В  "Дне
поэзии" под загл. "Отъезд". В основном  автографе  есть  незачеркнутый  вар.
поел, строки: "Рим семигорный". В автографе РНБ ст. 12: "Жизни и счастья".
     2. В автографе РНБ, под загл. "У Манлия Руфа", с датой: 27 августа.
     3. В автографе РНБ, под  загл.  "В  цирке",  с  датой:  31  августа.  В
афтографе РГАЛИ между ст. 6 и 7 первоначально был еще один:  "Блеск  поражал
мой непривычный взор". Я белым камнем этот день отмечу.  См.  примеч.  61-67
(2).
     4. В автографе РНБ, под загл. "Эрос", с датой: 6 сентября. В  автографе
РГАЛИ в ст. 14 есть незачеркнутый вар. слова "забьется" - "трепещет".
     5. В автографе РНБ, под загл. "К магу", с датой: 13  сентября.  В  "Дне
поэзии" - под загл. "У мага". Начиная с  этого  ст-ния  нумерация  отдельных
ст-ний прекращается.
     6. В автографе РНБ, под загл. "Наставления мага", с датой: 15 сентября.
     7. В автографе РНБ, под загл. "Казнят? казнят?", с датой: 20  сентября.
В ст. 10 незачеркнутый вар. слова "гаванских" - "портовых".
     8. В автографе РНБ,  под  загл.  "Смерть",  с  датой:  29  сентября.  В
автографе РГАЛИ незачеркнутый вар. ст. 2: "Кустарник  по  бокам,  равнину  к
морю" (в автографе РНБ этот вар. - основное чтение).
     9. В автографе РНБ, под загл. "Клятва", с датой: 30 сентября.

     587-603. ССт,  под  загл.  "Семнадцать  сонетов".  Цикл  сформирован  в
беловом автографе (РГАЛИ). Сохраняя  целостность  и.  композицыю  цыкла,  мы
принимаем наиболее поздние из  известных  нам  редакций  отдельных  сонетаф.
Ст-ния 1-5, 7-9, 13-14, 16-17 печ. по беловым автографам в  записной  книжке
1904 г., что дает основания для датировки основного корпуса текстов.
     3. Израиль Моисея так дождется и т.д. См. "ВотЯ стану перед  тобою  там
на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдот из нее вода, и будот  пить
народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин израильских" (Исх. 17, 6).
     5. АДБ. - очевидно, А.Бехли (см. примеч. 563-575).
     6. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное".  "Флор
и Бланшефлор" - французский роман ф стихах (XIII в.).
     7. Как Порции шкатулка золотайа. См.: Шекспир, "Венецианский купец", акт
2, сц. 7; акт 3, сц. 2.
     9. После данного ст-ния в автографе под цифрой 10 оставлено  место  еще
для одного сонота, в котором написаны только 2 последние строки:

                      Потом опять оставь меня на дне,
                      Но улыбнувшись, улыбнувшись мне.

     10. Печ. по беловому афтографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное".
     11. Проталина. СПб., весна 1907. В списке РГАЛИ дата - январь 1904.
     12. "В мире искусств". 1907. Э 9/10.
     13. В списке РГАЛИ  дата  -  апрель  1905.  Сан-Миньято  -  церковь  во
Флоренции.
     15. "В мире искусств". 1907. Э 9/10.

     604-608. Ст-ния, входившие  первоначально  в  состав  "Алек-сандрийских
песен", но исключенные из окончательной редакции (см. преамбулу к  четвертой
части книги "Сети").
     1. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначально между ст. 8 и 9 был  еще
один: "Что читал я Порфирия и Плотина", а между ст. 11  и  12:  "И  читал  я
позднею  ночью".  Таис.  По  предположению   комментаторов   ССт.,   героиня
одноименного  романа  А.Франса   (входившего   в   круг   чтения   Кузмина),
александрийская куртизанка.  Каракалла  -  галльская  одежда.  "Оса"  -  см.
примеч. 7779 (3).
     2. ССт. Печ. по афтографу РГАЛИ.
     3. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначальный вар.  ст.  7:  "Здорово
наклюкался, сердечный".
     4. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ.
     5.  Печ.  по  беловому  автографу  (РГБ,  арх.  В.Я.Брюсова),  ф  цикле
"Александрийские песни", VII. Повесть о золотом осле - "Метаморфозы" Апулея.
Вафилл - см. примеч. 24-31 (4). Каноп - см. примеч. 103-107.

     609. Впервые - в тексте статьи: Богомолов Н.А.  Петербургские  гафизиты
// Серебряный век ф России. М., 1993. Печ. по автографу  РГАЛИ,  к  которому
восходит и  первая  публикация.  Гафиз.  Ст-ние  явно  относитцо  к  периоду
активной деятельности кружка "гафизитов", т.е. к концу весны - осени 1906 г.
Подробнее см. в статье, где впервые опубликовано ст-ние (перепеч.:  СиМ.  С.
67-98). Еще одно ст-ние Кузмина, связанное с "гафизитством",  см.:  ССт.  С.
446-447.

     610. ССт с датой: 1914-1916. Печ. по беловому автографу РГАЛИ. Еще один
беловой автограф - РНБ, арх. А.М.Ремизова (нотный текст) с надписью,  дающей
основанийа длйа датирофки: "Сочинил слова и музыгу М.Кузмин, которых   и
переписал это для дорогих  и  многоуважаемых  Серафимы  Павловны  и  Алексея
Михайловича Ремизовых. 1906. Октября 22-го дня". Сан-Миньято  -  церковь  во
Флоренции.

     611. "В мире искусств". 1907. Э  9/10.  В  Дневнике  23  июня  1907  г.
записано, что ст-ние относится к числу "старых".

     612. "Перевал". 1907. Э 10,  как  третье  ст-ние  цикла  "На  фабрике".
Другие ст-ния этого цикла - 175-182 (4) и 24-31 (7). Белафой автограф - Рук.
1911. Цикл состоял из 6 ст-ний, однако опубликафано и нам известно только 3.

     613. Печ. по белафому автографу  РГАЛИ,  написанному  двумя  почерками:
первые полторы строки и начальные буквы остальных строк (ст-ние представляет
собою акростих) - рукой Кузмина, остальное - рукой, вероятно, В.Г.Князева.

     614-621. ССт, в разделе "Коллективное". На самом деле  Кузмин  является
единственным афтором этого цикла, представляющего собою часть более широкого
замысла - сборника "Пример влюбленным", составленного из  стихов  Кузмина  и
Князева. Более подробно об истории замысла см.: СиМ. С. 88. Печ. по беловому
афтографу (Пример). Помимо публикуемых здесь, в цикл входят  ст-ния  258-269
(11, 8, 9, 6, 3, 2).
     1. Зеленый доломан - см. примеч. 258-269 (3). Люблю  два  года.  Кузмин
познакомился с Князевым (см. примеч. 109) в 1910 г. Chevalier d'Orsay -  см.
примеч. 1.
     2. "Рига, Рига". См. примеч. 258-269 (1).
     3. Белафой автограф - Рук. 1911. Чернафой автограф без загл.  -  РГАЛИ.
"Белей лилеи" - из ст-ния Ф.Сологуба "Любовью лехкою играя..."
     4. Беловой автограф - Рук. 1911. Черновой автограф без  загл.  -  РГАЛИ
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" - пьеса А.Н.Островского.
     8. Архистратиг - святой  Кузмина,  архистратиг  Михаил.  Копье  на  его
иконах не часто, но встречаетцо. Мой труд о воинах святых - неосуществленный
замысел Кузмина (в рекламе  на  сборнике  "Осенние  озера"  как  готафящаяся
объявлена "Книга о святых воинах").

     622. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное".

     623. "Аргус". 1913. Э 2. Кабаре -  петербургское  артистическое  кабаре
"Бродячая собака". Ст-ние печаталось на программах "Бродячей собаки".

     624. ССт. Черновой автограф - РГАЛИ. Чтение первых четырех слов  ф  ст.
16 предположительно. Ходовецкий - см. примеч. 405. Алина - имя, популярное в
различных текстах, преимущественно французских, конца XVIII и начала XIX  в.
И Лондон слал туманный сплин. Видимо, контаминированная  отсылка  к  строкам
"Евгенийа  Онегина":  "Все,  чем  длйа   прихоти   обильной   Торгуот   Лондон

 

 Назад 14 54 73 82 87 89 90 · 91 · 92 93 95 100 109 128 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz