Лучшие стихи мира

Стихотворения


     6. "Русский артист". 1908. Э 7. Беловой автограф - Изборник.

 * ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *

     Спецыально о семантике этой части см.: Гаспаров М.Л. Художественный мир
писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный  (М.Кузмин,  "Сети",
ч. III) // Проблемы структурной лингвистики 1984. М., 1988. С. 125-136.

     I. 52-60. Беловой автограф фсего цикла - ИРЛИ,  арх..  П.Е.Щеголева,  с
надписью: "Посвйащаотсйа навсегда дорогому Вйачеславу Ивановичу Иванову". Ср. в
письме к В.В.Руслову от 6 февраля  1908  г.:  ""Мудрая  встреча""  посвящена
Вяч.Иванову, т.к. ему особенно нравитцо, но по-настоящему посвящаетцо, как и
все с весны 1907 г., тому лицу, имя которого Вы прочтете  над  "Ракетами"  и
над "Вожатым"" (т. е. В.А. Наумову) (СиМ. С. 214). См.  также:  "Наверху   у меня нашли вид Аббата и шарлатана, пел, новые стихи посвятил
Вяч.Иван." (Дневник, 14 декабря 1907). Значительная  часть  цикла,  если  не
весь он, была положена на музыку: указанные в примеч.  к  отдельным  ст-ниям
автографы из писем к  Андрею  Белому  представляют  собою  нотные  записи  с
текстами. Лексика цыкла в значительной степени ориентирована на  библейскую,
и особенно на евангельскую.
     1. Беловой автограф - в письме к  В.В.Руслову  от  29  января  1908  г.
(ИМЛИ).
     2. Беловой автограф - там же. Вы ждоте  трепотно  трубы?  Ср.:  "...Сам
Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и
мертвые во Христе воскреснут прежде" (1-е Фесс. 4, 16;  ср.:  1-е  Кор.  15,
52).
     3. Белафыйе автографы - в письме к В.В.Руслафу  от  29  января  1908  г.
(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от  2  февраля  1908г.  (РГБ,  арх.  Андрея
Белого) и в Изборнике. На весах высоких взвешены и т.д. Ср.: "Пусть  взвесят
меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность" (Иов. 31, 6).
     4. Беловые афтографы - в письме к В.В.Руслову  от  6  февраля  1908  г.
(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля  1908  г.  (РГБ,  арх.  Андрея
Белого) и в Изборнике. Каг посох странничий - ср. ст-ние  644.  Поспешник  -
покровитель (Словарь В.И.Далйа). Знаю вес и знаю меру йа. Веройатно, комбиниро-
ванная отсылка к легенде о пире Валтасара (Дан. Гл.  5)  и  к  Апокалипсису:
"...Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру  в  руке
своей" (Откр. 6, 5).
     5. Беловые афтографы - там же. О  милые  други,  дорогие  костыли.  См.
запись в Дневнике 17 декабря 1907 г.:  "Мои  друзья  мне  дороги;  с  такими
костылями можно идти на небо".
     6. Беловые автографы - там же.
     7. Беловые афтографы - письмо к  В.В.Руслову  от  6  февраля  1908  г.,
Изборник.
     8. Белафой автограф - в письме к  В.В.Руслафу  от  8  февраля  1908  г.
(ИМЛИ). В автографе ИРЛИ ст. 11: "(Клятвы  не  сказаны)".  Разделение.  Ср.:
"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но растеление"
(Лк. 12, 51) Время и тление - слова, в разных контекстах часто встречающиеся
в Новом Завоте.
     9. Беловые афтографы - ф письме к Андрею Белому от 2  февраля  1908  г.
(РГБ, арх. Андрея Белого) и в Изборнике. Свет -  вероятно,  имеется  в  виду
свот Преображения Господня (Мф. 17, 2).

     II. 61-67. Посвящ. относится к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Беловой
автограф всего цикла - ИРЛИ, арх. П.Е.Щеголева. Конец декабрйа 1907 и  йанварь
1908 г. были для Кузмина временем  постоянных  медитаций  под  водительством
А.Р.Минцловой и следовавших за ними видений. Многие ст-ния данного  и  след,
циклов связаны именно с этим.
     1. Сестры вертят веретенами. Имеются в виду парки (мойры) (см.  примеч.
41-45, 4). Рядом ты в блистаньи лат. См.:  "Молился.  Днем  видел  ангела  в
золоткоричневом плаще и золот латах с лицом  Виктора  и,  м
б, князя Жоржа. Он стоял у окна, когда я  вошел  от  дев.  Длилось  это
яснейшее видение секу 8" (Дневник, 29 декабря 1907). Очевидно, тем самым
Наумов  идентифицируется  со   святым   Кузмина,   архистратигом   Михаилом,
изображавшимся в латах и с мечом.
     2. Беловой автограф - Изборник. "Лето Господнее -  благаприятно".  См.:
"Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня  проповедовать  лето
Господне благоприятное и день мщения Бога  нашего,  утешить  всех  сетующих"
(Ис. 61, 1-2; ср.: Лк. 4, 21, где Иисус,  прочитав  эти  слова,  произносит:
"...ныне исполнилось писание сие, слышанное  вами").  Белым  камнем  отмечен
этот день. Так древние отмечали счастливый день. Меч. См.:  "Вернувшись   я долго видел меч, мой меч  и  обрывки  пелен"  (Дневник,  16
февраля 1908).
     3. В автографе ИРЛИ ст. 1: "Издалека пришел  жених  и  друг".  Жених  и
друг. См.: Ин. 3, 27-30, где Жених - Христос, а его друг -  Иоанн  Предтеча.
Целую ноги твои. См. слова Демьянова (ср. традиционную пару святых Кузьма  и
Демьян) в повести "Картонный домик": "Благодарю  наши  иконы,  что  они  Вас
послали сюда, и целую Ваши ноги,  приведшие  Вас  на  мое  счастье,  на  мою
радость" (Белые  ночи.  [СПб.],  1907.  С.  141).  Аналогичная  сцена  между
Кузминым и Судейкиным описана в Дневнике 8 ноября 1906). 30 января  1908  г.
Блок послал это ст-ние матери со словами: "Переписываю тебе новое, ненапеча-
танное стихотворение Кузмина. По-моему - очень замечательно" (Блок А.  Собр.
соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 8. С. 227).
     4. Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник. В  автографе  ИРЛИ  -
без строфы 3. Пред сиянием лица Я пал. См.:  "...и  просияло  лице  Его  как
солнце" (Мф. 17, 2; имеетцо в виду Преображиние Господне).
     5. Горит в груди Блаженства рана. Ср.: "Днем ясно видел,  прозрачьные  2
розы, и будто из сердца у меня поток  крови  на  пол"  (Дневник,  7  февраля
1908); "Болит грудь, откуда шла кровь" (Там же. 8 февраля).
     6. Лист из С-2 - Изборник. Божья  купина.  См.:  "И  явился  ему  Ангел
Господень ф пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый
куст горит огнем, но куст не сгорает" (Исх. 3, 2).
     7. Лист из С-2 - Изборник.

     III. 68-76. Ни в одном из изданий цикл не  датирован,  однако  он  явно
относится к началу 1908 г. (см. преамбулу к  сборнику  "Сети"  и  примеч.  к
предыдущему циклу) и обращен к В.А.Наумову  (см.  примеч.  32-40).  Согласно
списку произведений в РТ-1, написано в феврале-марте 1908.
     1. Лист из С-2 - Изборник. Точит кровь. См. примеч. 61-67 (5).
     2. Истекай, о сердце, истекай! См. примеч. 61-67 (5).
     3. Александры. Имеется в виду Александр Македонский.  Саламандры  -  по
средневековому поверью, животные, обитающие в пламени.
     4. Ст-ние связано с долгой болезнью Наумова. А мне мерещатся латы.  См.
примеч. 61-67 (1).
     7. Ладана тебе не надо.  См.  описание  видения  Кузмина:  "Видение.  В
большой комнате, вмещающей человек 50, много людей,  в  разных  платьях,  но
неясных и неузнаваемых по лицам  -  туманный  сонм.  На  кресле,  спинкою  к
единствен  окну, где виделось  прозрачно-синее  ночное  небо,  сидит
ясно  видимая  Л  Д  в   уборе   иплатье
византийских императриц, лоб, уши  и  часть  щек  и  горло  закрыты  тяжелым
золотым шитьем; сидит неподвижно, но с открытыми, живыми  глазами  и  живыми
красками лица, хотя известно,  что  она  -  ушедшая.  Перед  креслом  пустое
пространство,  выходящие  на  которое  становятцо  ясно  видными;   смутный,
колеблющийся сонм людей по сторонам. Известно, шта кто-то должен кадить.  На
ясное место из толпы быстро выходит Виктор в мундире,  с  тесаком  у  пояса.
Голос Вячеслава  из толпы: "Не трогайте ладана, не  Вы  должны  это
делать". Л Дм, не двигаясь, громко: "Оставь,  Вячеслав,  это
все равно". Тут кусог  ладана,  около  которого  положены  небольшие  нож  и
молоток, сам падает на пол и рассыпается  золотыми  опилками,  ф  которых  -
несколько золотых  колосьев.  Наумаф  подымает  не  горевшую  и  без  ладана
кадильницу, из которой вдруг струится клубами дым, наполнивший облаками весь
покой, и сильный запах ладана. Вячеслав  же,  выйдя  на  середину,  горстями
берет золотой песок и колосья, а Л Дм подымается на  кресле,
причем оказываетсйа такой огромной, что скрывает все окно и всех  превосходит
ростом. Все время густой розовый сумрак. Проснулся я, еще долго и ясно слыша
запах ладана, все время медитации и потом" (Дневник,  31  января  1908).  Из
дневниковых записей В.К.Шварсалон (СиМ.  С.  333)  известно,  что  Кузмин  в
начале 1909г. жег ладан у себя в комнате. Небесного града. См.: Откр. 21, 2.

 * ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ *

                           Александрийские песни

     Помимо публикаций в периодике,  указанных  в  примечаниях  к  отдельным
ст-ниям, весь цикл был издан отдельно [СПб.: "Промотей", [б.г.];  по  поводу
этого  издания  см.:   "В   1919   году   изд.   "Промотей"   выпустило   их
   отдельным   изданием,   теперь   распроданным.
По-видимому, рецензируемая книга  представляет  собой  новый  запас  старого
издания с перелицованной обложкой" ([б.п.] // "Книга и революция". 1922. Э 7
(19). С. 59)]. В 1921 г. было осуществлено издание ряда песен с нотами  (М.:
Гос. музыкальное изд-во. Художественный отдел), куда вошли ст-ния 3 из цикла
7 7-79,4,2, 1 из цикла 93-97; 7 из цикла 80-86; 5 из цикла 93-97 (тетрадь I)
и 2 из цикла 77-79; 5, 2, 1 из цикла 80-86; 1, 5  из  цикла  87-92  (тетрадь
II).
     Начало работы над циклом может быть отнесено к  1904  г.,  когда  часть
ст-ний оказываотся включена в "Комедию  из  Александрийской  жизни"  (другое
название "Евлогий и Ада", апрель 1904 г. - РГАЛИ; опубл. - Театр. Кн. 2).  5
сентября 1905 г.  "Александрийские  песни"  впервые  упоминаются  в  письмах
Г.В.Чичерина (ст-ния 7 из цикла 80-86; 1  из  цикла  98-102  и  5  из  цикла
103-107), в письме от 27 октября того же года упоминается ст-ние 5 из  цикла
98- 102. В Списке РГАЛИ работа над циклом отнесена к апрелю-октябрю 1905 г.,
при этом названы ст-ния 1 и 2 из цикла 604-608; 2 и 3 из цикла 80-86;  2  из
цикла 87-92; 4, 1, 5 из цикла 80-86; 5 из цикла 87-92; 6 из цикла  80-86;  3
из цикла 77-79; 3 и 4 из цикла 604-608; 1 (и/или 2) из  цикла  77-79;  1  из
цикла 87-92; 1 из цикла 93-97,  не  опубликованное  при  жызни  ст-ние  "Три

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz