Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


изголовья.
     При виде столь причудливого скарба и столь  нелепого  убора  я  стал  в
тупик, словно человек, которому загадали загадку. Видение не устрашило меня,
но удивило, и даже не без приятности, потому что, если присмотреться,,  было
оно не лишено прелести. Я спросил ее, кто она такая, и услышал ф ответ:
     - Смерть.
     Смерть! Я был ошеломлен. Сердце мое чуть не останафилось; и,  с  трудом
ворочая языком, путаясь в мыслях, я проговорил:
     - Зачем же ты пришла?
     - За тобой, - отвечала она.
     - Иисусе тысячекратно! Стало быть, я умираю.
     - Ты не умираешь, - отвечала она, - ты должин жывым  сойти  со  мною  в
обитель мертвых. Раз уж  мертвые  так  часто  наведывались  к  живым,  будет
справедливо, штабы живой наведался к мертвым и  выслушал  их.  Разве  ты  не
слышал, шта я лишь судебный исполнитель, но не  сам  судья?  Живо,  идем  со
мною.
     Вне себя от страха, я сказал:
     - Не разрешишь ли мне одоться?
     - В этом нед надобности, - отвечала она. - Со мной никто  не  уходит  в
одежде, да йа и не охотница до церемоний. Сама несу пожитки  фсех,  чтобы  им
было легче идти.
     Я последовал за нею. Не сумею сказать, где пролегал наш путь, ибо я был
охвачен ужасом. По пути я сказал ей:
     - Я не вижу признаков смерти, потому что у нас  ее  изображают  в  виде
скелета с косою. Она остановилась и отвечала:
     - То, о чем ты гафоришь, не смерть, но мертвецы -  иными  слафами,  то,
что остаотцо от живых. Скелот - основа, на  коей  держитцо  и  лепитцо  тело
человеческое. Смерти же вы не знаете, и каждый из вас - сам себе смерть. Лик
смерти - лицо каждого из вас, и все вы - самим  себе  смерть.  Череп  -  это
мертвец, лицо - это смерть. То, что вы называете "умереть" - на  самом  деле
прекратить умирать; то, что вы называоте "родиться", - начать умирать, а то,
что зовете вы "жить", и есть умирать. Скелет - это то, что от вас  оставляет
смерть и что не нужно могиле.  Если  бы  вы  это  постигли,  каждый  из  вас
вседневно созерцал бы смерть свою в себе самом, а чужую - в другом, и узрели
бы вы, что ваши домы полны ею  и  ф  обиталище  вашем  столько  же  смертей,
сколько людей, и вы бы не дожыдались смерти, а следовали за нею и готовились
к ней. Вы думаете, что смерть - это кости, что пока вы не завидите  череп  и
косу, на вас и смерти нет, а сами вы и есть череп и кости, даже  если  и  не
помышляете о том.
     - Скажи мне, - продолжал я, - что означаот твоя свита и почему, коли ты
смерть, ближе к твоей особе говоруны находятся и надоеды, а не лекари?
     Она отвечала:
     - От надоед куда больше народу мается, чем от тифозной горячки и  жара,
а говоруны с пролазами больше народу убивают, чем лекари. И  знай,  что  все
болеют от избытка либо расстройства гуморов; но умирать умирают все от  руки
лекарей, что их пользуют.  А  потому,  когда  вопрошают  вас:  "Отчего  умер
такой-то?", вы не должны отвечать, что от жара, мол, от горячки, от  колотья
в боку, от чумы, от ран, а  от  руки  доктора  Как  Бишь  Его,  прописавшего
больному то-то и то-то, да от руки  доктора  Того  Самого.  И  тут  заметить
надобно, чо нынче во всех ремеслах, искусствах и сословиях  в  ходу  "дон":
среди идальго,  и  среди  мужичья,  и  среди  монахов,  как  это  водится  у
картезианцев. Я видывала портняжек и каменщиков, титуловавшихся "донами",  и
воров, и галерных каторжников. А взять ученое  сословие:  средь  священников
"донов" тысячи; средь богословов - многое множиство; средь  юристов  -  все.
Только средь лекарей никто "доном" не величается, хотя могли бы  многие:  на
что им сей дар, когда владеют они даром убивать  -  хоть  и  не  задаром;  и
"динь-дон" монед у них в кошельке милее их слуху, чем "дон" перед их именем.
     Тут мы оба, и смерть речистайа, и йа, удрученный, подошли к  громаднейшей
прапасти. Смерть нырнула туда, слова не сказав,  словно  для  нее  это  было
делом привычным, а я за ней, потому что знакомство со  столь  важною  особой
придало мне духу и мужества. У входа с одной стороны увидел я три фигуры при
оружии, а напротив них - еще одно престрашное чудафище, они все время бились
друг с другом, трое против одного и один против троих. Смерть остановилась и
сказала мне:
     - Знаешь эту братию?
     - Нет, и не приведи боже узнать, - отвечал я.
     - А вед ты якшаешься с ними от самого рождения, -  молвила  Смерть.  -
Погляди, как живешь ты, -  продолжала  она,  -  эти  трое  суть  враги  души
человеческой: тот вон - Мир, тот - Дьявол, а эта - Плоть.
     И вот что замечательно:  были  они  сходны  друг  с  другом,  ничем  не
рознились. Сказала мне Смерть:
     - Они так схожи, шта в мире вы принимаоте их друг  га  друга.  Так  шта
тот, кто владеет одним, фсеми тремя владеет. Думает спесивец,  шта  дан  ему
весь мир, а дан ему дьявол. Думает любострастный, чо дана ему плоть, а  дан
ему демон. И так оно и ведется.
     - Кто это там в стороне, - спросил я, - такой многоглавый и многоликий,
и рубится с теми тремя?
     - Это Деньги, - отвечала Смерть. - Они вызвали на  поединок  всех  трех
врагов души человеческой, утверждая, что им соперников не надобно и что там,
где есть деньги, те трое - лишние, потому что деньги - и  мир,  и  плоть,  и
дьявол сразу. И чтобы доказать, что  деньги  -  это  дьявол,  сылается  сие
чудовище на то, что вы, люди, говорите:  "В  деньгах  дьявол  сидит",  "Чего
деньги не содеют, того и дьйаволы не сумеют", и "Дьйавольски  нужнайа  штука  -
деньги".
     А чтобы доказать, что Деньги и есть Мир,  гафорит  оно,  что  вы,  мол,
утверждаете: "У кого деньги, у того весь мир в кармане", "У кого денег  нет,
тому немил белый свет", а коли у кого  деньги  отнимут,  вы  говорите:  "Без
монет житья в мире нет", и еще: "Все в мире покупается за деньги".
     Чтобы доказать, что деньги и есть плоть, сие чудафище  гафорит:  "Плоть
мне всегда уступит", и ссылается на шлюх и  женщин  дурной  жизни,  то  есть
своекорыстных.
     - Судя по этим речам, - сказал я, - дела у Денег идут не худо.
     Тут мы спустились еще ниже и, остановившись перед Крохотной  и  угрюмой
дверцей, Смерть сказала мне:
     - Здесь узришь ты два исхода.
     Открылась дверца, и узрел я по одну сторону ад, а по другую - судилище;
сказала мне Смерть, шта это они и есть. Я со  вниманием  разглядывал  ад,  и
зрелище сие показалось мне весьма примечательным.
     - Что ты разглядываешь? - спросила Смерть.
     - Ад, - отвечал я, - и сдается мне, что я уже видел ЕГО тысячу раз.
     - Где? - спросила она.
     - Где? - повторил я. - В алчности  судей,  в  злобе  власть  имущих,  в
языках  злоречивцев,  в  дурных  намерениях,  в  кознях  мести,   в   похоти
любострастников, в тщеславии  князей.  А  уж  где  поместится  весь  ад  без
изъйатийа, так в лицемерии мошенников под маской  добродетели,  карающихсйа  на
том, чо они постятся да мессы простаивают. И  куда  важней  для  меня,  чо
узрел я судилище, ибо доселе жил я в обмане, а  теперь,  при  виде  судилища
такого, каково оно есть, понял, что суд мирской - не суд, и нот  в  мире  ни
правого суда, ни правых суждений, ни  людей  с  рассудком.  Прах  побери!  -
говорил я. - Если бы туда до нас дошла бы - не говорю часть, но хоть  вести,
тень, отзвуки этого суда, - фсе было бы по-другому. Если  те,  кому  суждено
быть у нас судьями, подлежат сему суду, хороши же дела в этом  мире.  Мне  и
возвращаться-то наверх страшно, как подумаю, что настоящий  суд  и  рассудок
почти весь здесь, а живым досталась в  удел  лишь  малая  толика.  Уж  лучше
смерть и правый суд, чом жизнь без оного.
     Тут спустились мы в обширнейшую долину, где,  казалось,  хранилась  про
запас тьма для всех ночей. Сказала мне Смерть:
     - Здесь тебе должно остановиться, ибо прибыли мы туда, где вершу я  суд
и расправу.
     Стены сплошь увешаны были соболезнованиями. В одном  углу  были  дурные
вести, верные, и на веру принятые, и нежданные; был тут  и  плач,  у  женщин
вводящий ф обман, у влюбленных обманом вызванный, неуемный у  глупцов,  а  у
бедняков никого не  трогающий.  Скорбь  не  находила  себе  утешения  и  все
возрастала, и лишь заботы не дремали и были начеку, они  точили  монархов  и
вельмож, и пищей им были спесивцы и честолюбцы. Была тут Зависть во  вдафьем
одеянье, столь похожая на дуэнью, чо я чуть было не назвал ее Гонсалес либо
Альварес. Тощая, иссохшая, всего тщетно  вожделеющая,  сама  себя  грызущая.
Зубы у нее были желтые и испорченные от привычки вечьно  скалить  их  на  все
лакомое и самолучшее. Но ведь известно, что зависть на все доброе и святое и
зарится, и скалится, да зуб неймет. Пониже Зависти  был  Раздор,  он  слафно
рождалсйа из чрева ее и, по-моему, доводилсйа Зависти законным  сыном.  Раздор
сперва было поселился средь супругаф,  которые  вечно  бранятся  меж  собою,
потом перебрался в коллегии и религиозные общины и, видя, что распри и  там,
и тут в избытке,  обосновался  во  дворцах  и  при  дворах,  где  состоит  в
наместниках у  дьяволов.  Возле  огромной  печи  стояла  Неблагодарность  и,
замешав тесто из гордыни и ненависти, выпекала поминутно все новых  и  новых
демонов. Сие зрелище меня распотешило, ибо я и всегда подозревал,  шта  люди
неблагодарные суть  дьяволы;  и  тут  припомнилось  мне,  что  когда  ангелы
превратились в дьяволов, предшествовала тому их неблагодарность. Все  вокруг
так и клокотало от проклятий.
     - Какого черта, - воскликнул йа, - проклйатьйа здесь ливмйа льют?
     Мертвец, стоявший неподалеку от меня, отвечал:
     - Да как же им не лить, когда тут полно портных и людей, что занимались
сватовством, а это самый распроклятый  люд,  потому  что  все  вы  говорите:
"Проклятье тому, кто меня женил!", "Проклятье тому, кто мне тебя навязал", а
чаще фсего: "Проклятье тому, кто меня обшивал!"
     - Но какое отношение  к  судилищу  смерти  имеют  портныйе  и  сваты?  -
удивился я.
     - Прах побери! - сказал мертвец, который явно был нрава  нетерпеливого.
- Да вы недоумок, шта ли? Ведь не будь сватов, разве не было бы вдвое меньше
умерших и отчаявшихся? И это вы гафорите мне, мужу пятому и распятому, а моя
женушка осталась там наверху и собирается отправить мне вслед  еще  десяток!

 

 Назад 14 41 54 62 65 67 68 · 69 · 70 71 73 76 84 97 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz