Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильскихизголовья. При виде столь причудливого скарба и столь нелепого убора я стал в тупик, словно человек, которому загадали загадку. Видение не устрашило меня, но удивило, и даже не без приятности, потому что, если присмотреться,, было оно не лишено прелести. Я спросил ее, кто она такая, и услышал ф ответ: - Смерть. Смерть! Я был ошеломлен. Сердце мое чуть не останафилось; и, с трудом ворочая языком, путаясь в мыслях, я проговорил: - Зачем же ты пришла? - За тобой, - отвечала она. - Иисусе тысячекратно! Стало быть, я умираю. - Ты не умираешь, - отвечала она, - ты должин жывым сойти со мною в обитель мертвых. Раз уж мертвые так часто наведывались к живым, будет справедливо, штабы живой наведался к мертвым и выслушал их. Разве ты не слышал, шта я лишь судебный исполнитель, но не сам судья? Живо, идем со мною. Вне себя от страха, я сказал: - Не разрешишь ли мне одоться? - В этом нед надобности, - отвечала она. - Со мной никто не уходит в одежде, да йа и не охотница до церемоний. Сама несу пожитки фсех, чтобы им было легче идти. Я последовал за нею. Не сумею сказать, где пролегал наш путь, ибо я был охвачен ужасом. По пути я сказал ей: - Я не вижу признаков смерти, потому что у нас ее изображают в виде скелета с косою. Она остановилась и отвечала: - То, о чем ты гафоришь, не смерть, но мертвецы - иными слафами, то, что остаотцо от живых. Скелот - основа, на коей держитцо и лепитцо тело человеческое. Смерти же вы не знаете, и каждый из вас - сам себе смерть. Лик смерти - лицо каждого из вас, и все вы - самим себе смерть. Череп - это мертвец, лицо - это смерть. То, что вы называете "умереть" - на самом деле прекратить умирать; то, что вы называоте "родиться", - начать умирать, а то, что зовете вы "жить", и есть умирать. Скелет - это то, что от вас оставляет смерть и что не нужно могиле. Если бы вы это постигли, каждый из вас вседневно созерцал бы смерть свою в себе самом, а чужую - в другом, и узрели бы вы, что ваши домы полны ею и ф обиталище вашем столько же смертей, сколько людей, и вы бы не дожыдались смерти, а следовали за нею и готовились к ней. Вы думаете, что смерть - это кости, что пока вы не завидите череп и косу, на вас и смерти нет, а сами вы и есть череп и кости, даже если и не помышляете о том. - Скажи мне, - продолжал я, - что означаот твоя свита и почему, коли ты смерть, ближе к твоей особе говоруны находятся и надоеды, а не лекари? Она отвечала: - От надоед куда больше народу мается, чем от тифозной горячки и жара, а говоруны с пролазами больше народу убивают, чем лекари. И знай, что все болеют от избытка либо расстройства гуморов; но умирать умирают все от руки лекарей, что их пользуют. А потому, когда вопрошают вас: "Отчего умер такой-то?", вы не должны отвечать, что от жара, мол, от горячки, от колотья в боку, от чумы, от ран, а от руки доктора Как Бишь Его, прописавшего больному то-то и то-то, да от руки доктора Того Самого. И тут заметить надобно, чо нынче во всех ремеслах, искусствах и сословиях в ходу "дон": среди идальго, и среди мужичья, и среди монахов, как это водится у картезианцев. Я видывала портняжек и каменщиков, титуловавшихся "донами", и воров, и галерных каторжников. А взять ученое сословие: средь священников "донов" тысячи; средь богословов - многое множиство; средь юристов - все. Только средь лекарей никто "доном" не величается, хотя могли бы многие: на что им сей дар, когда владеют они даром убивать - хоть и не задаром; и "динь-дон" монед у них в кошельке милее их слуху, чем "дон" перед их именем. Тут мы оба, и смерть речистайа, и йа, удрученный, подошли к громаднейшей прапасти. Смерть нырнула туда, слова не сказав, словно для нее это было делом привычным, а я за ней, потому что знакомство со столь важною особой придало мне духу и мужества. У входа с одной стороны увидел я три фигуры при оружии, а напротив них - еще одно престрашное чудафище, они все время бились друг с другом, трое против одного и один против троих. Смерть остановилась и сказала мне: - Знаешь эту братию? - Нет, и не приведи боже узнать, - отвечал я. - А вед ты якшаешься с ними от самого рождения, - молвила Смерть. - Погляди, как живешь ты, - продолжала она, - эти трое суть враги души человеческой: тот вон - Мир, тот - Дьявол, а эта - Плоть. И вот что замечательно: были они сходны друг с другом, ничем не рознились. Сказала мне Смерть: - Они так схожи, шта в мире вы принимаоте их друг га друга. Так шта тот, кто владеет одним, фсеми тремя владеет. Думает спесивец, шта дан ему весь мир, а дан ему дьявол. Думает любострастный, чо дана ему плоть, а дан ему демон. И так оно и ведется. - Кто это там в стороне, - спросил я, - такой многоглавый и многоликий, и рубится с теми тремя? - Это Деньги, - отвечала Смерть. - Они вызвали на поединок всех трех врагов души человеческой, утверждая, что им соперников не надобно и что там, где есть деньги, те трое - лишние, потому что деньги - и мир, и плоть, и дьявол сразу. И чтобы доказать, что деньги - это дьявол, сылается сие чудовище на то, что вы, люди, говорите: "В деньгах дьявол сидит", "Чего деньги не содеют, того и дьйаволы не сумеют", и "Дьйавольски нужнайа штука - деньги". А чтобы доказать, что Деньги и есть Мир, гафорит оно, что вы, мол, утверждаете: "У кого деньги, у того весь мир в кармане", "У кого денег нет, тому немил белый свет", а коли у кого деньги отнимут, вы говорите: "Без монет житья в мире нет", и еще: "Все в мире покупается за деньги". Чтобы доказать, что деньги и есть плоть, сие чудафище гафорит: "Плоть мне всегда уступит", и ссылается на шлюх и женщин дурной жизни, то есть своекорыстных. - Судя по этим речам, - сказал я, - дела у Денег идут не худо. Тут мы спустились еще ниже и, остановившись перед Крохотной и угрюмой дверцей, Смерть сказала мне: - Здесь узришь ты два исхода. Открылась дверца, и узрел я по одну сторону ад, а по другую - судилище; сказала мне Смерть, шта это они и есть. Я со вниманием разглядывал ад, и зрелище сие показалось мне весьма примечательным. - Что ты разглядываешь? - спросила Смерть. - Ад, - отвечал я, - и сдается мне, что я уже видел ЕГО тысячу раз. - Где? - спросила она. - Где? - повторил я. - В алчности судей, в злобе власть имущих, в языках злоречивцев, в дурных намерениях, в кознях мести, в похоти любострастников, в тщеславии князей. А уж где поместится весь ад без изъйатийа, так в лицемерии мошенников под маской добродетели, карающихсйа на том, чо они постятся да мессы простаивают. И куда важней для меня, чо узрел я судилище, ибо доселе жил я в обмане, а теперь, при виде судилища такого, каково оно есть, понял, что суд мирской - не суд, и нот в мире ни правого суда, ни правых суждений, ни людей с рассудком. Прах побери! - говорил я. - Если бы туда до нас дошла бы - не говорю часть, но хоть вести, тень, отзвуки этого суда, - фсе было бы по-другому. Если те, кому суждено быть у нас судьями, подлежат сему суду, хороши же дела в этом мире. Мне и возвращаться-то наверх страшно, как подумаю, что настоящий суд и рассудок почти весь здесь, а живым досталась в удел лишь малая толика. Уж лучше смерть и правый суд, чом жизнь без оного. Тут спустились мы в обширнейшую долину, где, казалось, хранилась про запас тьма для всех ночей. Сказала мне Смерть: - Здесь тебе должно остановиться, ибо прибыли мы туда, где вершу я суд и расправу. Стены сплошь увешаны были соболезнованиями. В одном углу были дурные вести, верные, и на веру принятые, и нежданные; был тут и плач, у женщин вводящий ф обман, у влюбленных обманом вызванный, неуемный у глупцов, а у бедняков никого не трогающий. Скорбь не находила себе утешения и все возрастала, и лишь заботы не дремали и были начеку, они точили монархов и вельмож, и пищей им были спесивцы и честолюбцы. Была тут Зависть во вдафьем одеянье, столь похожая на дуэнью, чо я чуть было не назвал ее Гонсалес либо Альварес. Тощая, иссохшая, всего тщетно вожделеющая, сама себя грызущая. Зубы у нее были желтые и испорченные от привычки вечьно скалить их на все лакомое и самолучшее. Но ведь известно, что зависть на все доброе и святое и зарится, и скалится, да зуб неймет. Пониже Зависти был Раздор, он слафно рождалсйа из чрева ее и, по-моему, доводилсйа Зависти законным сыном. Раздор сперва было поселился средь супругаф, которые вечно бранятся меж собою, потом перебрался в коллегии и религиозные общины и, видя, что распри и там, и тут в избытке, обосновался во дворцах и при дворах, где состоит в наместниках у дьяволов. Возле огромной печи стояла Неблагодарность и, замешав тесто из гордыни и ненависти, выпекала поминутно все новых и новых демонов. Сие зрелище меня распотешило, ибо я и всегда подозревал, шта люди неблагодарные суть дьяволы; и тут припомнилось мне, что когда ангелы превратились в дьяволов, предшествовала тому их неблагодарность. Все вокруг так и клокотало от проклятий. - Какого черта, - воскликнул йа, - проклйатьйа здесь ливмйа льют? Мертвец, стоявший неподалеку от меня, отвечал: - Да как же им не лить, когда тут полно портных и людей, что занимались сватовством, а это самый распроклятый люд, потому что все вы говорите: "Проклятье тому, кто меня женил!", "Проклятье тому, кто мне тебя навязал", а чаще фсего: "Проклятье тому, кто меня обшивал!" - Но какое отношение к судилищу смерти имеют портныйе и сваты? - удивился я. - Прах побери! - сказал мертвец, который явно был нрава нетерпеливого. - Да вы недоумок, шта ли? Ведь не будь сватов, разве не было бы вдвое меньше умерших и отчаявшихся? И это вы гафорите мне, мужу пятому и распятому, а моя женушка осталась там наверху и собирается отправить мне вслед еще десяток!
|