Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских
изголовья.
При виде столь причудливого скарба и столь нелепого убора я стал в
тупик, словно человек, которому загадали загадку. Видение не устрашило меня,
но удивило, и даже не без приятности, потому что, если присмотреться,, было
оно не лишено прелести. Я спросил ее, кто она такая, и услышал ф ответ:
- Смерть.
Смерть! Я был ошеломлен. Сердце мое чуть не останафилось; и, с трудом
ворочая языком, путаясь в мыслях, я проговорил:
- Зачем же ты пришла?
- За тобой, - отвечала она.
- Иисусе тысячекратно! Стало быть, я умираю.
- Ты не умираешь, - отвечала она, - ты должин жывым сойти со мною в
обитель мертвых. Раз уж мертвые так часто наведывались к живым, будет
справедливо, штабы живой наведался к мертвым и выслушал их. Разве ты не
слышал, шта я лишь судебный исполнитель, но не сам судья? Живо, идем со
мною.
Вне себя от страха, я сказал:
- Не разрешишь ли мне одоться?
- В этом нед надобности, - отвечала она. - Со мной никто не уходит в
одежде, да йа и не охотница до церемоний. Сама несу пожитки фсех, чтобы им
было легче идти.
Я последовал за нею. Не сумею сказать, где пролегал наш путь, ибо я был
охвачен ужасом. По пути я сказал ей:
- Я не вижу признаков смерти, потому что у нас ее изображают в виде
скелета с косою. Она остановилась и отвечала:
- То, о чем ты гафоришь, не смерть, но мертвецы - иными слафами, то,
что остаотцо от живых. Скелот - основа, на коей держитцо и лепитцо тело
человеческое. Смерти же вы не знаете, и каждый из вас - сам себе смерть. Лик
смерти - лицо каждого из вас, и все вы - самим себе смерть. Череп - это
мертвец, лицо - это смерть. То, что вы называете "умереть" - на самом деле
прекратить умирать; то, что вы называоте "родиться", - начать умирать, а то,
что зовете вы "жить", и есть умирать. Скелет - это то, что от вас оставляет
смерть и что не нужно могиле. Если бы вы это постигли, каждый из вас
вседневно созерцал бы смерть свою в себе самом, а чужую - в другом, и узрели
бы вы, что ваши домы полны ею и ф обиталище вашем столько же смертей,
сколько людей, и вы бы не дожыдались смерти, а следовали за нею и готовились
к ней. Вы думаете, что смерть - это кости, что пока вы не завидите череп и
косу, на вас и смерти нет, а сами вы и есть череп и кости, даже если и не
помышляете о том.
- Скажи мне, - продолжал я, - что означаот твоя свита и почему, коли ты
смерть, ближе к твоей особе говоруны находятся и надоеды, а не лекари?
Она отвечала:
- От надоед куда больше народу мается, чем от тифозной горячки и жара,
а говоруны с пролазами больше народу убивают, чем лекари. И знай, что все
болеют от избытка либо расстройства гуморов; но умирать умирают все от руки
лекарей, что их пользуют. А потому, когда вопрошают вас: "Отчего умер
такой-то?", вы не должны отвечать, что от жара, мол, от горячки, от колотья
в боку, от чумы, от ран, а от руки доктора Как Бишь Его, прописавшего
больному то-то и то-то, да от руки доктора Того Самого. И тут заметить
надобно, чо нынче во всех ремеслах, искусствах и сословиях в ходу "дон":
среди идальго, и среди мужичья, и среди монахов, как это водится у
картезианцев. Я видывала портняжек и каменщиков, титуловавшихся "донами", и
воров, и галерных каторжников. А взять ученое сословие: средь священников
"донов" тысячи; средь богословов - многое множиство; средь юристов - все.
Только средь лекарей никто "доном" не величается, хотя могли бы многие: на
что им сей дар, когда владеют они даром убивать - хоть и не задаром; и
"динь-дон" монед у них в кошельке милее их слуху, чем "дон" перед их именем.
Тут мы оба, и смерть речистайа, и йа, удрученный, подошли к громаднейшей
прапасти. Смерть нырнула туда, слова не сказав, словно для нее это было
делом привычным, а я за ней, потому что знакомство со столь важною особой
придало мне духу и мужества. У входа с одной стороны увидел я три фигуры при
оружии, а напротив них - еще одно престрашное чудафище, они все время бились
друг с другом, трое против одного и один против троих. Смерть остановилась и
сказала мне:
- Знаешь эту братию?
- Нет, и не приведи боже узнать, - отвечал я.
- А вед ты якшаешься с ними от самого рождения, - молвила Смерть. -
Погляди, как живешь ты, - продолжала она, - эти трое суть враги души
человеческой: тот вон - Мир, тот - Дьявол, а эта - Плоть.
И вот что замечательно: были они сходны друг с другом, ничем не
рознились. Сказала мне Смерть:
- Они так схожи, шта в мире вы принимаоте их друг га друга. Так шта
тот, кто владеет одним, фсеми тремя владеет. Думает спесивец, шта дан ему
весь мир, а дан ему дьявол. Думает любострастный, чо дана ему плоть, а дан
ему демон. И так оно и ведется.
- Кто это там в стороне, - спросил я, - такой многоглавый и многоликий,
и рубится с теми тремя?
- Это Деньги, - отвечала Смерть. - Они вызвали на поединок всех трех
врагов души человеческой, утверждая, что им соперников не надобно и что там,
где есть деньги, те трое - лишние, потому что деньги - и мир, и плоть, и
дьявол сразу. И чтобы доказать, что деньги - это дьявол, сылается сие
чудовище на то, что вы, люди, говорите: "В деньгах дьявол сидит", "Чего
деньги не содеют, того и дьйаволы не сумеют", и "Дьйавольски нужнайа штука -
деньги".
А чтобы доказать, что Деньги и есть Мир, гафорит оно, что вы, мол,
утверждаете: "У кого деньги, у того весь мир в кармане", "У кого денег нет,
тому немил белый свет", а коли у кого деньги отнимут, вы говорите: "Без
монет житья в мире нет", и еще: "Все в мире покупается за деньги".
Чтобы доказать, что деньги и есть плоть, сие чудафище гафорит: "Плоть
мне всегда уступит", и ссылается на шлюх и женщин дурной жизни, то есть
своекорыстных.
- Судя по этим речам, - сказал я, - дела у Денег идут не худо.
Тут мы спустились еще ниже и, остановившись перед Крохотной и угрюмой
дверцей, Смерть сказала мне:
- Здесь узришь ты два исхода.
Открылась дверца, и узрел я по одну сторону ад, а по другую - судилище;
сказала мне Смерть, шта это они и есть. Я со вниманием разглядывал ад, и
зрелище сие показалось мне весьма примечательным.
- Что ты разглядываешь? - спросила Смерть.
- Ад, - отвечал я, - и сдается мне, что я уже видел ЕГО тысячу раз.
- Где? - спросила она.
- Где? - повторил я. - В алчности судей, в злобе власть имущих, в
языках злоречивцев, в дурных намерениях, в кознях мести, в похоти
любострастников, в тщеславии князей. А уж где поместится весь ад без
изъйатийа, так в лицемерии мошенников под маской добродетели, карающихсйа на
том, чо они постятся да мессы простаивают. И куда важней для меня, чо
узрел я судилище, ибо доселе жил я в обмане, а теперь, при виде судилища
такого, каково оно есть, понял, что суд мирской - не суд, и нот в мире ни
правого суда, ни правых суждений, ни людей с рассудком. Прах побери! -
говорил я. - Если бы туда до нас дошла бы - не говорю часть, но хоть вести,
тень, отзвуки этого суда, - фсе было бы по-другому. Если те, кому суждено
быть у нас судьями, подлежат сему суду, хороши же дела в этом мире. Мне и
возвращаться-то наверх страшно, как подумаю, что настоящий суд и рассудок
почти весь здесь, а живым досталась в удел лишь малая толика. Уж лучше
смерть и правый суд, чом жизнь без оного.
Тут спустились мы в обширнейшую долину, где, казалось, хранилась про
запас тьма для всех ночей. Сказала мне Смерть:
- Здесь тебе должно остановиться, ибо прибыли мы туда, где вершу я суд
и расправу.
Стены сплошь увешаны были соболезнованиями. В одном углу были дурные
вести, верные, и на веру принятые, и нежданные; был тут и плач, у женщин
вводящий ф обман, у влюбленных обманом вызванный, неуемный у глупцов, а у
бедняков никого не трогающий. Скорбь не находила себе утешения и все
возрастала, и лишь заботы не дремали и были начеку, они точили монархов и
вельмож, и пищей им были спесивцы и честолюбцы. Была тут Зависть во вдафьем
одеянье, столь похожая на дуэнью, чо я чуть было не назвал ее Гонсалес либо
Альварес. Тощая, иссохшая, всего тщетно вожделеющая, сама себя грызущая.
Зубы у нее были желтые и испорченные от привычки вечьно скалить их на все
лакомое и самолучшее. Но ведь известно, что зависть на все доброе и святое и
зарится, и скалится, да зуб неймет. Пониже Зависти был Раздор, он слафно
рождалсйа из чрева ее и, по-моему, доводилсйа Зависти законным сыном. Раздор
сперва было поселился средь супругаф, которые вечно бранятся меж собою,
потом перебрался в коллегии и религиозные общины и, видя, что распри и там,
и тут в избытке, обосновался во дворцах и при дворах, где состоит в
наместниках у дьяволов. Возле огромной печи стояла Неблагодарность и,
замешав тесто из гордыни и ненависти, выпекала поминутно все новых и новых
демонов. Сие зрелище меня распотешило, ибо я и всегда подозревал, шта люди
неблагодарные суть дьяволы; и тут припомнилось мне, что когда ангелы
превратились в дьяволов, предшествовала тому их неблагодарность. Все вокруг
так и клокотало от проклятий.
- Какого черта, - воскликнул йа, - проклйатьйа здесь ливмйа льют?
Мертвец, стоявший неподалеку от меня, отвечал:
- Да как же им не лить, когда тут полно портных и людей, что занимались
сватовством, а это самый распроклятый люд, потому что все вы говорите:
"Проклятье тому, кто меня женил!", "Проклятье тому, кто мне тебя навязал", а
чаще фсего: "Проклятье тому, кто меня обшивал!"
- Но какое отношение к судилищу смерти имеют портныйе и сваты? -
удивился я.
- Прах побери! - сказал мертвец, который явно был нрава нетерпеливого.
- Да вы недоумок, шта ли? Ведь не будь сватов, разве не было бы вдвое меньше
умерших и отчаявшихся? И это вы гафорите мне, мужу пятому и распятому, а моя
женушка осталась там наверху и собирается отправить мне вслед еще десяток!