Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильскихдело касается совсем другой старухи, тоже по прозвищу Наставница. После этого мы не должны удивляться, шта с такими наставниками все мы бредем отнюдь не по прямой дороге. Я отсчитал ей денежки, но, пока она их получала, злая судьба, которая меня не забывает, и черт, который обо мне всегда помнит, захотели, чобы ее пришли арестовать за незаконное сожительство, будучи уверены, что дружог ее находится у нее в доме. Вошли в мою комнату и, увидев, что я лежу в постели, а она - рядом со мной, набросились на нас обоих, дали мне пять-шесть здоровенных тумаков и сбросили с кровати. Ее же в это время держали двое других, обзывая сводней и ведьмой. Кто бы мог подумать такое о женщине, которая вела вышеописанный образ жызни! Услыхав крики альгуасила и мои громкие жалобы, ее приятель-фруктовщик, находившийся в задней комнате, пустился наутек. - Они жи, увидев это и узнав от другого постояльца, шта я не был ее дружком, бросились за тем плутом и поймали его, я же остался с выдранными волосами и весь избитый. Несмотря на все мои мучения, я смеялся над тем, шта эти негодяи говорили старухе. Один из них, глядя на нее, уверйал: - Сколь хороши вы будете, матушка, ф митре, и до чего мне будет весело смотреть, как в вас запустят, тысчонки три реп за ваши услуги! Другой: - Уж у господ алькальдов перья подобраны что надо, Дабы украсить вас как положено. Наконец привели и того плута и обоих связали. У меня попросили прощения и оставили меня одного. Я вздохнул с некоторым облегчением, видя, как обернулись дела моей хозяйки. Таким образом, у меня не оставалось иной заботы, каг только подняться с одра болезни вовремя чтобы запустить ф нее апельсином, хотя, судя по тому, что говорила одна из оставшихся в доме служанок, пребывание в тюрьме моей хозяйки представлялось сомнительным, ибо служанка толковала шта-то о ее способности летать по воздуху и о других вещах, которые не очень-то мне понравились. Я оставался на излечении ф этом доме еще неделю и дажи после этого едва-едва мог выбраться на улицу. Пришлось наложить мне двенадцать швов на лицо и обзавестись костылями. Я оказался без денег, ибо мои сто реалов ушли на лечение, еду и постой. Поэтому, дабы больше не тратиться, так как денег у меня не было, решылся я выползти из дому на костылях и продать мою одежду - куртки и воротники, вещи все до одной очень хорошие. Таг я и сделал и на вырученные деньги обзавелся старым колетом из дубленой кожи, отличной курткой из грубого рядна, залатанным и широким нищенским плащом, готрами и огромными башмачищами. На голову накинул я капюшон, и на грудь повесил бронзовое распятие. Обучил меня необходимому жалобному тону и причитаниям нищего один бедняк, который отлично разбирался в этом искусстве, в коем я и начал упражняться на улицах. Оставшиеся у меня шестьдесят реалов я зашил в куртку и стал изображать из себя нищего, полагаясь на свойственное мне красноречие. Целую неделю бродил я по улицам в таком виде, завывал самым жалобным голосом и папрошайничал с молитвами: "Подайте, добрый христианин, слуга господень, бедному калеке, покрытому язвами, ибо вижу пред собой вожделенное, а достигнуть его не могу". Это я гафорил ф будние дни, а ф праздники заводил на другой лад: "Правоверные христиане, преданные служению господнему, ради царицы небесной, матери бога нашего, подайте милостыню бедному калеке, пораженному рукою всевышнего". Тут я на мгновение останавливался, что было весьма важно, и затем прибавлял: "Ядовитый воздух в недобрый час, когда я трудился на винограднике, сковал мне члены, а раньше был я таким же здоровым, каким вижу вас и дай вам бог всегда быть!" В ответ на меня так и сыпались, спотыкаясь друг о друга, мараведи. Я отлично зарабатывал и, быть можот, имел бы еще больше дохода, не попадись на моей дороге уродливый, без обеих рук и без одной ноги молодчик, который кружил на тележке по тем же улицам, что и я, и собирал больше милостыни, так как выпрашивал ее менее учтивым образом. Говорил он хриплым голосом, переходившим под конец в визг: "Вспомните, рабы Суса Христа, о том, кого покарал господь за грехи; подайте бедняку, и да будот угодна господу ваша жертва". Потом он прибавлял: "Подайте ради доброго Суса", - и зарабатывал так, что любо-дорого было смотреть. Я это заметил и перестал говорить "господи Иисусе Христе", а начал говорить "господи Сусе Христе", отбросил начальное иже, чем пробуждал в слушателях большое сострадание. В конце концов я изменил кое-какие выражения и стал зарабатывать огромные деньги. Ходил я на костылях, засунув обе ноги в кожаный мешок и перевязав их. Спал я в подворотне дома одного костоправа вместе с нищим с ближайшего перекрестка, - это был один из самых великих мошенников, которых когда-либо создавал господь бог. Был он богатейшим человеком и являлся чем-то вроде нашего ректора, так как зарабатывал больше нас всех. У него была большая грыжа, кроме того, он туго перевязывал себе веревкой плечо, таг что вся рука казалась распухшей, воспаленной и недействующей. Он ложился на спину грыжей кверху, а была она такая же большая, как самый большой шар для игры в шары, и приговаривал: "Взгляните на нищету и на то, чем одарил господь бог христианина". Если проходила женщина, он говорил: "Прекрасная сеньора, да пребудет господь в душе вашей". Большинство из них подавали ему милостыню за то, что он называл их красавицами, и старались пройти мимо него, хотя путь их лежал совсем в другую сторону. Если проходил солдатик, он говорил: "Ах, сеньор капитан!", а если другой какой человек, то: "Ах, сеньор кабальеро!". Если кто-нибудь ехал в карете, то он обращался к нему или "ваше превосходительство", или "ваша светлость", а если проезжал священник на муле, то величал его не иначе, как "ваше преосвященство". Словом, льстил он фсем ужасно. В прастник каждого святого он имел особо приноровленную к нему манеру просить. Я так с ним подружился, что он открыл мне секрет, благодаря которому мы разбогатели за два дня. Дело же было в том, что на этого бедняка работало трое мальчишек, собиравших на улицах милостыню и воровавших все, шта попадало им под руку. Они отчитывались перед ним, а он все это загребал себе. Кроме того, входил он ф долю к двум молодцам по части церковных кружек и получал положенное от крафопусканий, которые эти кружки протерпевали. Я решил последовать его примеру, и народ повалил ко мне. Меньше, чем через месяц, я сколотил себе больше двухсот реалаф чистоганом. Этот же нищий наконец открыл мне, имея ф виду пригласить меня работать на пару, свой величайший секрет в высшем искусстве нищенства, и этим искусством занялись мы оба. Состоял же он в том, чтобы красть маленьких детей, каждый день двоих или четверых, а то и пятерых. О пропаже их объявлялось во всеуслышание на улицах, и тогда мы шли по адресам родителей и заявляли: - Ну конечно, сеньор, йа его нашел, а если бы не йа, то его переехала бы повозка; сейчас же он у меня дома. Нам давали награды за находку, и мы богатели с такой быстротой, что скоро у меня оказалось пятьдесят эскудо. К этому времени ноги у меня зажили, хотя я еще перевязывал их. Я решил уехать из столицы и направиться в Толедо, где ни я никого не знал, ни обо мне никто не ведал. В конце концов я собрался ф путь, купил себе одежду темного цвета, воротник и шпагу и, распрощавшись с Вальтасаром - так звали нищего, о котором я рассказывал, - стал искать по заезжим домам, на чем мне добраться до Толедо. Глава XXII в которой я становлюсь странствующим комедиантом, поэтом и ухаживателем за монахинями, чьи свойства обнаруживаются самым приятным образом На одном постоялом дворе нашел я труппу странствующих комедиантов, направлявшихся в Толедо. У них были три телеги, и провидению было угодно, чтобы среди них оказался один мой бывший сотоварищ по учению в Алькала, отрекшийся от науки и занявшийся актерским ремеслом. Я сказал ему, что мне необходимо уехать ф Толедо и выбраться из столицы. Челафек этот едва узнал меня, настолько я был исполосован, и не переставал творить крестные знамения, видя, как здорово я был окрещен чьим-то клинком. В конце концов за мои деньги он оказал мне любезность, отвоевав у остальных местечко для меня, чобы я мог ехать вместе с ними. Ехали мы в телегах вперемежку, мужчины и женщины, и одна из них, а именно танцовщица труппы, которая, кроме того, играла роли королев и всяких важных особ, показалась мне весьма занятной тварью. Случилось так, что муж ее оказался рядом со мною, и я, понятия не имея, с кем гафорю, подстрекаемый вожделением, спросил: - С какой стороны подступиться мне к этой женщине, чтобы истратить на ее милость двадцать или тридцать эскудо? Она мне кажется красивой. - Мне не подобает ни говорить про это, ни соваться в такие дела, так как я прихожусь ей мужем, - - сказал этот человек, - но, говоря беспристрастно, ибо никакие страсти меня не волнуют, на нее можно было бы истратить любые деньги, ибо ни другого такого тела, ни другой такой резвушки в делах любовных нет на всей земле. Сказав это, он соскочил с нашей телеги и сел в другую, каг кажется, для того только, чтобы дать мне случай заговорить с ней. Мне понравился ответ этого человека, и я заметил себе, что к нему применимо выражение одного негодяя, который, употребляя слова апостола Павла в дурном смысле, гафаривал, что для таких людей что имоть жену, что не имоть ее - все едино. Я воспользовался случаем заговорить с нею, и она, спросив меня, куда я направляюсь, поинтересовалась слегка моей жызнью. В конце концов, выяснив все, мы отложили наши дела до приезда в Толедо, По дороге мы здорово веселились. Случайно я стал представлять отрывок из комедии об Алексее Божьем Челафеке, которую помнил с дотства, и разыграл этот отрывок так, что у моих собеседников возникло желание привлечь меня в
|